Метод «помощников и посредников»



 

Значение игр в жизни англичан я начала понимать, когда изучала этикет общения в пабе. В беседах с туристами я выяснила, что иностранцы многие английские пабы воспринимают скорее как детские площадки, а не как питейные заве­дения для взрослых. Один американский турист, которого я интервьюировала, выразил недоумение по поводу количест­ва и разнообразия игр в местном пабе: «Ты только посмотри! Здесь и дартс, и бильярд, четыре разновидности настольных игр, карточные игры, домино, еще какая-то штука: ящик и ку­ча маленьких палочек... А ты еще говоришь, что в этом пабе есть футбольная и крикетная команды, проводятся конкур­сы... По-твоему, это — бар? У нас это назвали бы детским са­дом!» К счастью для меня, этот преисполненный презрения турист насчитал лишь около десяти типичных игр, которы­ми развлекаются в пабе, и никогда не слышал о малоизвест­ных региональных эксцентричных забавах, таких как «тетка Салли»*, метание резиновых сапожков (wellie-throwing), шаффлборд**, метание кабачка (marrow-dangling)***, мета­ние угря (conger-cuddling)**** и борьба пальцами ног (Wetton Toe Wrestling)*****.

-----------------------

*«Тетка Салли» — ярмарочная игра: участник должен с уста­новленного расстояния выбить шарами или палками трубку изо рта деревянной женской головы.

**Шаффлборд — настольная игра, популярная в пабах: монеты или металлические диски щелчком передвигают по разделенной на девять клеток доске.

*** Marrow - dangling — разновидность боулинга, где в качестве кеглей выступают люди с ведрами на головах, стоящие на перевер­нутых цветочных горшках; их пытаются сбить с горшков привязанным к концу веревки кабачком.

**** Conger - cuddling — разновидность боулинга, где в качестве кеглей выступают люди, стоящие на перевернутых цветочных горшках; их пытаются сбить с горшков привязанным к веревке угрем.

***** Wetton — селение в Англии, где проводятся состязания по борьбе пальцами ног.

 

Другой столь же озадаченный, но более уч­тивый гость страны сказал: «Вы, англичане, какие-то стран­ные. Зачем играть во все эти глупые игры? Почему нельзя просто прийти в бар, чтобы выпить и поговорить, как это де­лают во всем мире?»

Несколько оправдательным тоном я объяснила в книге об этикете общения в пабах, что во всем остальном мире люди не столь социально закомплексованы и неспособны к общению, как англичане. Нам очень непросто завязать дружеский разговор с незнакомыми людьми или сблизиться с другими завсегдатаями паба. Нам нужна помощь. Нам нужны посред­ники. Нам нужен повод, чтобы вступить в социальный кон­такт. Нам нужны игрушки, спортивные и другие игры, чтобы общаться друг с другом.

Рычаги, задействованные в микромире паба, необходимы и в английском обществе в целом. Даже в большей степени. Если мы испытываем потребность в играх и спортивных со­стязаниях даже в особом социальном микроклимате паба, где давление обычных сдерживающих факторов несколько ослаблено, и вступать в разговор с незнакомыми людьми считается допустимым, значит, вне этой дружеской среды нам тем более не обойтись без таких «помощников и посред­ников».

 

Правило самообмана

 

Но спорт и игры не только служат «посредниками», с помо­щью которых мы завязываем и поддерживаем социальные контакты, они также определяют саму природу этих контак­тов. Это не «произвольное» общение, а общение, происходя­щее в рамках множества правил и установлений, ритуалов и этикетов — как официальных, так и неофициальных. Англи­чане способны вступать в социальное взаимодействие друг с другом, но нам требуются ясные и четкие директивы, в кото­рых прописано, что делать и говорить и, главное, как это де­лать и говорить. Игры ритуализируют процессы социально­го взаимодействия, привнося в них структурность и упоря­доченность. Фокусируясь на правилах игры и ритуалах, мы можем делать вид, что игра сама по себе — наши истинная цель, а осуществляющийся в ходе игры социальный кон­такт — это просто случайный побочный эффект.

На самом деле все наоборот: игра — средство, ведущее к цели, каковой является социальное взаимодействие и социальные контакты, которые н других культурах достигаются без излишней суеты, ухищрений и самообмана. Англичане — тоже люди. Мы такие же общественные животные, как остальное человечество, но нам приходится хитрить, чтобы вовлечься в процесс социального взаимодействия, убеждая себя в том, что мы просто играем в футбол, крикет, теннис, регби, дартс, бильярд, домино, карты, «Скраббл»*, ша­рады и т. д.

---------------------

*»Скраббл» - фирменное название настольной игры в слова, которые составляются из кубиков с буквами (букв.:»каракули»).

 

Игровой этикет

 

У каждой из этих игр есть свои правила — не только уста­новленные правила самой игры, но и целый комплекс столь же сложных неофициальных, неписаных правил, обуславли­вающих манеру поведения участников игры и регулирую­щих процесс социального взаимодействия между игроками и зрителями. Еще один хороший пример — игры в пабе. Поскольку мы от природы застенчивы и стесняемся навязы­вать свое общество другим людям, это значит, что даже в этом дружеском микроклимате мы чувствуем себя намного уютнее, если есть некие установленные «правила знакомс­тва», которым мы должны следовать. Зная этикет и правиль­ные формы обращения, мы не боимся проявить инициативу. Вряд ли мы рискнем приблизиться к незнакомому человеку, сидящему за столом с пинтой пива в одиночестве или в ком­пании приятелей, -— даже когда очень нуждаемся в обществе. Но если какая-то компания играет в пул, дартс или бильярд, у нас появляется хороший повод завязать знакомство. К тому же существует определенная схема знакомства, которая пре­вращает данный процесс в менее болезненную процедуру.

Для игроков в пул и бильярд эта схема достаточно проста. Вы подходите к игроку и спрашиваете: «Игра на вылет?» ("Is it winner stays on?»). Задавая этот традиционный вопрос, вы од­новременно пытаетесь выяснить местные правила очеред­ности, которые могут быть разными в различных регионах и даже в разных пабах, и выражаете свою готовность сыграть с победителем текущей партии. В ответ вам могут сказать: «Да, деньги на стол» («Yeah, coins down») или «Точно. Запись на доске» («That's right — name on the board»). Этот ответ означает, что ваше предложение принято, и вы также получили представление о принятой в данном пабе системе резервирования бильярдного стола: вы должны либо положить мо­неты на угол стола, либо мелом написать свое имя на специ­альной доске. В том и в другом случае ясно, что вы заплатите за игру, и таким образом исключается необходимость нару­шать табу на разговор о деньгах, что вызвало бы неловкость у обеих сторон. Если вам в ответе сказали просто: «Да», — вы вправе уточнить: «Деньги на стол?» — или спросить: «Запись на доске?»

Осуществив процедуру знакомства в соответствии с пра­вилами, вы теперь можете наблюдать за игрой, стоя в непос­редственной близости к столу, и, пока ждете своей очереди, постепенно втянуться в общий шутливый разговор. Наибо­лее приемлемый способ завязать беседу — это задать оче­редной вопрос относительно местных правил. Обычно он формулируется в неопределенной форме, без использова­ния личных местоимений. Например: «Два удара по черному шару?» («Is it two shots on the black?») или «Луза по заказу или любая?» («Is it stick pocket or any pocket?»). Как только вас при­няли в число игроков, вы вправе комментировать игру. В принципе абсолютно безопасной и уместной считается только одна реплика, особенно среди игроков мужского по­ла. Это — восклицание «Shot!» («Здорово!»). Оно произно­сится, когда кто-то из игроков выполнил особенно удачный удар. Причем — возможно, для того, чтобы реплика не каза­лась куцей — это одно слово произносится протяжно, дабы слышались хотя бы два слога: «Sho-ot!» Другие игроки также могут поддразнивать друг друга относительно плохих уда­ров, но новичкам желательно воздержаться от уничижитель­ных комментариев до тех пор, пока они не познакомятся с завсегдатаями паба поближе.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!