ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА КОРПОРАТИВНЫХ ВЕЧЕРИНКАХ



 

Те же принципы, только в жесткой форме, действуют и в от­ношении корпоративных вечеринок (под данным термином я, как и большинство людей, подразумеваю все мероприятия, организуемые фирмами и компаниями для своих сотрудни­ков, будь то «синие воротнички» или «белые») — особенно ежегодного вечера накануне Рождества, который считается традиционным ритуалом и теперь неизменно ассоциирует­ся с «пьяным дебошем» и другими формами дурного поведе­ния. Я проводила несколько исследований на эту тему в рам­ках проекта ИЦСП, посвященного социальным и культурным аспектам употребления спиртных напитков, и всегда знаю, когда начинается официальная «подготовка» к Рождеству, поскольку именно в это время мне начинают звонить журна­листы, спрашивая: «Почему люди всегда плохо ведут себя на корпоративных вечеринках по случаю Рождества?» Ответ сле­дующий: мы плохо себя ведем, потому что на рождественских вечеринках полагается плохо себя вести. Плохое поведение предопределено неписаными правилами, регулирующими нормы поведения на этих мероприятиях. Плохое поведение ожидаемо, это нормальное явление.

Однако под «дурным поведением» я не имею в виду ниче­го непристойного или предосудительного. На корпоратив­ных вечеринках «дурное поведение» выражается просто в более высокой степени раскованности, чем это обычно доз­волено, — в понимании англичан, разумеется. Согласно дан­ным моего исследования в рамках проекта ИЦСП, 90 % рес­пондентов признали, что «дурно себя ведут» на корпоратив­ных вечеринках, но наиболее общий «грех» —- это просто потакание собственным слабостям: почти 70 % сказали, что они слишком много пьют и едят. Другие характерные черты корпоративных рождественских вечеринок — флирт, «не­жничанье», «скабрезные шутки» и «валяние дурака».

50 % людей в возрасте до 30 лет рассматривают корпора­тивные вечеринки по случаю Рождества как непосредствен­ную возможность пофлиртовать и «понежничать», и почти 60 % признались, что им нравится дурачиться. 30—40-летние ведут себя несколько сдержаннее, но ненамного: 40 % дура­чатся на рождественских вечеринках, зачастую «говоря та­кое, что при обычных обстоятельствах никогда бы не произ­несли». «Праздничная болтовня» порой вызывает неловкость, но во многих случаях дает и положительные результаты: на рождественских вечеринках 37 % опрошенных подружились с бывшими врагами или соперниками или помирились пос­ле ссоры, а 13 % набрались смелости и признались в своих чувствах тем, кто им нравится.

Но даже самые диковинные формы плохого поведения на корпоративных вечеринках — это скорее проявление глу­пости, чем порочных наклонностей. В более непринужден­ных беседах с английскими работниками, когда я задавала свой традиционный вопрос: «Как люди развлекаются на кор­поративных вечеринках, устроенных по случаю Рождест­ва?» — мои собеседники часто упоминали обычай фотоко­пировать чей-нибудь зад (или иногда грудь) на офисном фо­токопировальном аппарате. Не знаю, как это происходит на практике, но то, что данная забава стала символом кор­поративных вечеринок, дает представление об отношении англичан к этим мероприятиям и об их поведении в услови­ях «культурной ремиссии».

В последующих разделах я еще вернусь к анализу разных форм «культурной ремиссии», «узаконенного отклонения от нормы» и «режима перерыва», но здесь следует напомнить, что все это — не просто модные ученые словечки для обоз­начения «непринужденного поведения». Это не значит, что вы вправе полностью отказаться от условностей и делать то, что вам заблагорассудится. Речь идет о временных узаконен­ных отклонениях от нормы в определенных условиях, при которых могут нарушаться только определенные правила и только определенными, установленными правилами спосо­бами.

Работники английских фирм и компаний любят описы­вать свои ежегодные корпоративные вечеринки так, будто это буйные оргии древних римлян, но на самом деле они принимают желаемое за действительное, так сказать, щеко­чут себе нервы. В реальности для большинства из нас «рас­путство» заключается в следующем: мы едим и пьем больше, чем обычно; поем и танцуем более энергично, чем то нам свойственно; наряжаемся в более короткие юбки и блузки с более глубоким вырезом; позволяем себе пофлиртовать и. может быть, украдкой обменяться поцелуем или «пообжи-маться»; общаемся с коллегами более непринуждённо, чем обычно, а с начальством ведем себя менее почтительно — и, может быть, если пребываем в особенно игривом настрое­нии, фотокопируем чьи-нибудь задницы.

Существуют исключения и незначительные вариации, но это все дозволенные формы поведения по меркам боль­шинства английских компаний. Некоторые молодые работ­ники английских компаний постигают данные правила на собственном «печальном опыте» — переступая невидимые границы, заходя несколько дальше, чем позволительно, они таким образом навлекают на себя недовольство коллег и в результате расплачиваются за свои выходки карьерами. Но большинство из нас инстинктивно повинуются данным пра­вилам, в том числе тому, что позволяет нам расписывать рождественские вечеринки как буйные римские оргии.

 

ПРАВИЛА ИГР И РАЗВЛЕЧЕНИЙ

 

Слово «игры» я использую здесь в очень широком смысле, Ообозначая им все виды досуга: развлечения, отдых, занятия спортом — все, что не есть работа, все, что мы делаем в сво­бодное от работы время (за исключением тех видов деятель­ности, которые будут рассматриваться позже в главах о пита­нии, сексе и «обрядах изменения гражданского состояния»). У англичан существуют три разных подхода к досугу; они связаны с тремя способами борьбы с нашей «социальной не­ловкостью», с нашей некомпетентностью в области — так сказать, на минном поле — социального взаимодействия.

· Во-первых, занятия личного характера и бытовая деятельность — «сделай сам», садоводство и хобби (метод
«иди домой, запри дверь, подними подъемный мост»).

· Во-вторых, публичные, культурно-спортивные мероприятия — посещение пабов, клубов, занятия спортом,
игры (метод «искусного использования «помощников и посредников»).

· В-третьих, антиобщественные занятия и развлече­ния — чрезмерное употребление спиртных напитков и драки (наш наименее привлекательный способ борь­
бы с «социальной неловкостью» — метод «шумного, агрессивного и оскорбительного поведения»).

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!