Формирование территориальной, языковой, культурной общности



И рост национального самосознания татарского народа.

Одним из основных признаков нации является территориальная общность. Только на определенной территории может развиваться жизнь и производственная деятельность нации. Но эта территория, ранее разобщенная и населенная различными этническими группами, объединяется лишь благодаря капиталистическим экономическим связям и охватывает уже бо- лее обширные районы и области.

В XIX в. основная масса татар сосредоточилась в четырех географических районах - Волго-Камском, Средне-Волжском, Приуральском и Волго-Окском, где они совместно проживали с другими народностями Российской империи. Большинство татар проживало в Волго-Камском районе (включавшем территории Казанской и часть Вятской губерний), являвшейся центром этнической территории татарской нации. По данным переписи 1897 г. татар насчитывалось: в Волго-Камском районе более 808 тыс., в Средне-Волжском - более 558 тыс., Приуральском - 434 тыс., Волго-Окском - 63 тыс.

Всего на территории поволжских и приуральских губерний проживали 1 млн. 865 тыс. татар. Наибольшее число татарского населения сосредоточилось на основной этнической территории, включавшей Казанскую губернию (за исключением Чебоксарского, Козъмодемьянского и Ядринского уездов) и частично - Уфимскую, Вятскую, Самарскую и Симбирскую губерний. Остальная часть расположилась компактными группами на территории Астраханской, Саратовской, Пензенской, Оренбургской, Пермской, Нижегородской, Тамбовской и Рязанской губерний. Кроме того, более 731 тыс. татар были разбросаны по другим губерниям и областям Российской империи. Другим основным признаком нации принято считать общность языка. Общенациональный язык татарского народа сложился в конце XIX в., когда татарская буржуазная нация вступила в завершающий этап своего формирования. Становление общенационального татарского языка выразилось прежде всего в том, что, во-первых, наметилось сближение различных диалектов, говоров отдельных групп татар, и, во-вторых, произошли изменения в старотатарском литературном языке "тюрки".

"Тюрки", обслуживавший татарское население в период формирования и развития его как народности перестал отвечать потребностям времени и не мог успешно выполнять коммуникативную функцию. Он был малопонятен широким слоям татарского населения и использовался преимущественно образованными людьми. Литературные произведения, написанные на "тюрки", были доступны только интеллигентным кругам.

Вместе с тем развитие нового экономического уклада требовало образования единого языка, призванного обслуживать все социальные слои нации. Таким общим языком для всей нации стал литературный язык, созданный на основе народно-разговорной речи. В основу национального литературного языка лег средний (казанский) диалект, сложившийся в экономическом и культурном центре татарского народа.

В этот период оформились лексические, фонетические и грамматические нормы татарского национального литературного языка. Совершенствовались его основные стили: литературный, публицистический, научный, официально-канцелярский (деловой) и эпистолярный. Ведущее место среди них занимал литературный стиль, который в процессе своего развития обогащался различными художественно-изобразительными средствами общенародного разговорного языка. Это повлекло за собой расцвет татарской культуры в начале ХХ в.

Формирование татарского национального литературного языка имело большое значение в расширении и укреплении экономических и культурных связей между отдельными областями, где проживали татары. Таким образом, существование общенационального языка свидетельствовало о складывании устойчивой языковой общности татарской нации.

Важным фактором формирования и развития нации является также национальная культура. Особенности культуры татарской нации нашли отражение прежде всего в литературе и устном народном творчестве. В конце XIX столетия под влиянием передовой общественной мысли получает дальнейшее развитие светская литература, непосредственно связанная с новыми социально-экономическими отношениями. Она развивалась в просветительском направлении, способствуя подъему общей культуры татарского народа, освобождения его от многовековой косности и замкнутости. Передовые идеи нашли выражение в произведениях М.Акъегет-заде, З.Бигиева, Г.Ильяси, Ф.Халиди и др. Татарская художественная литература конца XIX в., вставшая на путь просветительского реализма, начинает занимать все более значительное место в формировании духовного облика нации.

Национальные особенности татарской культуры отчетливо проявились в устном народном творчестве. Наиболее распространенными жанрами его являлись сказки, баиты, пословицы и поговорки, загадки, песни и др. Значительные изменения произошли в татарской музыкальной культуре. Например, в области музыкального фольклора стал бурно развиваться жанр городской песни. Своеобразие национальной культуры ярко проявилось и в народном изобразительном искусстве.

Общность экономических связей, языка, территории, культуры обусловили значительный рост национального самосознания татарского народа в конце XIX в. Прежде всего это выразилось в укреплении у татар сознания принадлежности к конкретной социально-этнической группе. Если ранее татары, как и многие мусульманские народы России, носили название "мусульмане", то с начала ХХ столетия окончательно утверждается самоназвание нации - "татары". Этому способствовали оживленные споры в печати, а также огромный поток литературных произведений с пропагандой "татарства" и принадлежности к татарской нации. Так, Г. Тукай в 1906 г. писал: "За счастье татар готов душу отдать: Я ведь сам татарин, настоящий татарин".

Показателем пробуждения национального самосознания стала и растущая любовь к родной земле. Она выразилась в различных жанрах устного народного творчества (в основном в песнях). Красоту Родины воспевали в своих произведениях многие татарские поэты, и особенно ярко прозвучали эти мотивы в стихотворениях Г. Чокрыя, Г. Тукая и др.

Значительным фактором национального самосознания являлась также национальная гордость. Прогрессивная татарская интеллигенция проявляла огромную заботу о прогрессе нации, желая видеть свой народ культурным, просвещенным наряду с передовыми нациями России и Европы. Татарские ученые проявляли большой интерес к изучению истории народа, его культуры, к сбору материалов фольклора, рассматривая их как важную национальную ценность.

Во всем этом проявилось растущее национальное самосознание и гордость, сыгравшие существенную роль в духовной жизни татарского народа.       

 

Литература

1. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. -Казань, 1976.

2. Белялов У.Б. Руководство коммунистической партии социалистической индустриализацией в национальных республиках Среднего Поволжья (1926-1940 гг.). -Казань, 1978.

3. Ислам в татарском мире: история и современность (Материалы международного симпозиума, Казань 29 апреля - 1 мая 1996 г.). - Казань, 1997.

4. История Казани. Т.1-2. -Казань, 1988-1991.

5. История Татарской АССР. Т.1. - Казань, 1955.

6. История Татарской АССР. - Казань, 1980.

7. История Татарстана с древнейших времен до XX века: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. -Елабуга, 1996.

8. Казанский университет. 1804-1979. -Казань, 1979.

9. Материалы по истории татарского народа / Редкол.: Алишев С.Х., Закиев М.З., Урманчеев Ф.И., Хасанов М.Х. - Казань, 1995.

10.Нафигов Р.И. Неизвестные страницы истории. -Казань, 1989.

11.Отечественная история: Учебное пособие. -Казань, 1996.

12.Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. Памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII - начало XX вв.). -Казань, 1995.

13.Смыков Ю.И. Крестьяне Среднего Поволжья в борьбе за землю и волю. 60-90-е годы XIX в. - Казань, 1973.

14.Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. -Казань, 1991.

15.Хакимов Р.С. История татар и Татарстана: методологические и теоретические проблемы. - Казань, 1999.

 

 

О г л а в л е н и е


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!