IV. ОБРАЗОВАНИЕ ТАТАРСКОЙ НАЦИИ.



Нация это тип этноса, т.е. исторически сложившаяся устойчивая общность людей, характеризующаяся наличием государственности, экономической общности (национального рынка), появлением и распространением литературного языка и т.д. Появлению нации предшествует развитие народности, представляющей собой территориальную, экономическую и культурную общность людей. Для превращения народности в нацию необходимы определенные социально-экономические факторы, способствующие преодолению экономической замкнутости, характерной для феодальной эпохи.

Необходимые факторы для образования татарской нации складывались в течение долгого времени. Они зародились еще в недрах феодализма и затем развивались и укреплялись по мере расширения и углубления рыночно-буржуазных отношений в татарском обществе. Буржуазные реформы 60-70-х гг. создали необходимые условия для более быстрого развития капитализма и ускорили процесс утверждения буржуазных отношений у татар. Одновременно шел процесс зарождения и развития татарской общественной мысли - просветительства (одним из этапов которого стал джадидизм), способствовавшего развитию национального самосознания и национально-освободительного движения. Все эти факторы сыграли важную роль в складывании нации. 

 

Социально-экономические изменения в жизни татарского народа.

Со второй половины XVI в. татары Поволжья и Приуралья оказались включенными в общероссийский рынок и ввиду этого новые тенденции в экономическом развитии страны быстро отражались в их жизни. В XVIII в. вслед за центральными районами России здесь появляются капиталистические мануфактуры. В 60-80-х гг. XVIII в. только в Казани и ее слободах насчитывалось 34 кожевенных мастерских с 3-9 мастерами в каждой. Производительность мыловаренных и свечных предприятий капиталистического типа доходит до 100 тыс. тонн продукции в год. В крае развивается также текстильное производство, расширяется сеть винокуренных и медеплавильных заводов.

Вместе с развитием производительных сил в крае развивается обмен, расширяются рыночные связи. В конце XVIII в. в Казанской губернии было зарегистрировано 2876 купцов, из которых многие были татарами. Казанские купцы активно торговали не только в пределах России, но и с зарубежными странами. Кроме того, в Казани постоянно находилось много купцов из других городов России и иностранных государств.

В рыночные отношения постепенно втягивалось сельское население. В татарскую деревню проникали товарно-денежные отношения, вызывая среди крестьян социальное расслоение. Среди татар появляются люди, занимающиеся промышленной деятельностью. Отдельные татарские купцы становятся владельцами мануфактур. Причем у татарских купцов не было крепостных, поэтому они сразу были вынуждены прибегать к использованию наемной рабочей силы, что придавало их мануфактурам с самого начала капиталистический характер. Так, к концу XVIII в. из среды татар, наряду с торговой, начинает формироваться промышленная буржуазия.

Развитие капиталистических тенденций среди татар встретило сильное противодействие российского правительства, что неизбежно снизило их силы в конкурентной борьбе с русской буржуазией. Уже после завоевания Казанского ханства татары были выселены с берегов крупных рек и больших дорог, т.е. отдалены от транспортных артерий. Татарский капитал не мог проникнуть в многие отрасли производства (винокуренное, сахарное, металлургическое, нефтяное и др.). Татарским купцам чинились препятствия при организации торговых и промышленных акционерных обществ. Тем не менее татарская торгово-промышленная буржуазия постепенно укрепляла свои позиции.

Отмена крепостного права явилось толчком к усилению капиталистических отношений в татарском обществе. Это проявилось прежде всего в росте промышленного производства. Например, в 1868 г. братья Рамеевы открыли в Оренбургской губернии два золотых прииска, на которых работало около 1000 рабочих. В 1890 г. казанский купец А.Сайдашев приобрел в собственность стекольный завод в Царевококшайском уезде Казанской губернии, вскоре получившем известность в Поволжье как крупнейшее промышленное предприятие. Успешно развивалась у татар меховая промышленность, основным центром которой был Мамадышский уезд Казанской губернии. Расширялись китаечное и спичечное производства. Строились новые предприятия татарских предпринимателей: крахмально-паточный завод М.Азимова, хлопчатобумажная фабрика Утямышева и компании, мыловаренный и глицериновый завод И.Арсланова и другие.

В пореформенный период вполне определились и укрепились основные районы татарского промышленного капитала. В Казанской губернии сосредоточились, главным образом, мыловаренные, кожевенные и меховые заводы и фабрики, в Вятской губернии - преимущественно хлопчатобумажные, Симбирская и Саратовская губернии стали центрами суконного производства. На Урале (в Оренбургской губернии) действовал ряд золотых приисков и заводы по обработке животного сырья. Эти промышленные районы имели регулярные экономические связи.

Несмотря на сохранявшиеся феодальные пережитки, крестьянские реформы 60-х гг. ускорили развитие капитализма в деревне. Это прежде всего проявилось в интенсивном расслоении крестьянства. Быстро увеличивалась сельская буржуазия, которая к 80-м гг. составляла уже 5,3 процента по отношению ко всему сельскому населению татарской деревни. С другой стороны, росло число безземельных и малоземельных крестьянских хозяйств. Расслоение татарского крестьянства способствовало быстрому росту свободной рабочей силы. Разорившиеся земледельцы вынуждены были наниматься в батраки или уходить на "отхожие заработки".

Пореформенные годы стали временем формирования татарского промышленного пролетариата. Основным источником формирования пролетариата являлось крестьянство, значительная часть которых полностью порвала связь с деревней и существовала, лишь продавая свою рабочую силу. Формирование рабочего класса происходило также за счет привлечения в фабрично-заводскую промышленность домашних рабочих и разорившихся кустарей.

Татарский пролетариат представлял собой довольно крупный национальный отряд российского рабочего класса и насчитывал в своих рядах 89 тыс. человек (по данным переписи 1897 г.). По численности он уступал лишь русскому, украинскому и латышскому рабочему классу. Татарские рабочие трудились на металлургических заводах Урала, на угольных шахтах Донбасса, на нефтяных промыслах Баку и на предприятиях ряда других развитых промышленных регионов страны. Много их было на суконных фабриках Акчуриных, Дебердеевых, Алеевых, Кокшанском и Бондюжском химических заводах Ушкова, Алафузовских фабриках и мыловаренном заводе Крестовниковых.

К концу XIX в. экономически и политически окрепла татарская буржуазия. В пореформенные годы она выросла количественно и превратилась в мощную социальную силу. Так, потеря крестьян, вследствие отмены крепостного права вынудила часть татарского дворянства заняться торгово-промышленной деятельностью. Однако татарская буржуазия пополнялась прежде всего выходцами из крестьян: развивая торгово-ростовщическую деятельность, сельские богатеи накапливали большие денежные средства, на которые они строили промышленные предприятия. Особенно много предпринимателей из татар было в Казанском, Мамадышском, Елабужском, Царевококшайском уездах. Ряды татарской буржуазии пополнялись также разбогатевшими представителями мелкой промышленности. Хозяева кустарных мастерских, использовавшие наемный труд, со временем становились владельцами фабрик и заводов. Этот процесс шел как в городах, так и в деревнях.

Значительной продолжала оставаться торговая буржуазия, тесно связанная с товарным производством. Татарские купцы, ставшие обладателями крупных денежных средств, вели обширные коммерческие операции не только на местных, но и на всех важнейших рынках России. Они начали создавать торговые дома на паевых началах подобно акционерным обществам. В 1892 г. татарам принадлежало 10 таких торговых домов (компаний), действующих в различных губерниях России, денежный капитал которых в совокупности составлял более 800 тыс. рублей.

Постепенно татарский торговый капитал утрачивал свою ведущую роль, и на первый план стали выдвигаться фабриканты и заводчики, связанные с банковским капиталом. Среди них следует выделить Акчуриных, Дебердеевых, Рамеевых, Сайдашевых и др., завоевавших широкую известность в торгово-промышленном мире Среднего Поволжья и Приуралья.

Все эти социально-экономические факторы в значительной мере способствовали образованию татарской нации.  

 

Татарское просветительство.

Татарское просветительство как общественное явление. Многие народы в своей общественной и духовной эволюции прошли определенную стадию развития, называемую просветительством. Просветительство как общественно-политическое течение возникло в Западной Европе в XVIII в. и преследовало цель устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, политику, быт путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний. В западной Европе просветительство было распространено в период буржуазных революций и в основном выражало идеологию зарождавшейся буржуазии. Выдающимися представителями европейского просветительства были Вольтер, Руссо, Монтескье, Шиллер, Гете.

Во второй половине XVIII в. просветительство начинает зарождаться в России. Просветительские вопросы были затронуты уже в работах Ломоносова, а затем получили более глубокую разработку в трудах А.Я.Поленова, Я.П.Козельского, И.А.Третькова, С.Е.Десницкого, Д.И.Фонвизина, Н.И.Новикова, В.Г.Белинского, А.И.Герцена и др. 

Татарское просветительство возникло на рубеже XVIII-XIX вв. Основой его формирования стало вступление татар на новый этап экономического, общественного и духовного развития. Развитие нового экономического уклада усилило подвижность населения, в результате чего татарские крестьяне имели возможность уходить на заработки в промышленные регионы страны (например, на Урал, на шахты Донбасса и т.п.). Это открывало путь к усвоению ими культурных, духовных, эстетических ценностей и достижений русского, а также других народов, к восприятию демократических идей. Все это затем внедрялось в жизнь, быт татарского народа и способствовало постепенному смыванию средневековой раздробленности, активизации национальной жизни, пробуждению национального самосознания.

Развитие просвещения среди татар в первой половине XIX вв. тесно связано также с деятельностью в Казани университета. Открытие Казанского университета повлекло за собой создание начальных школ, народных училищ и гимназий в округе. Университет оказывал большое влияние на общественно-политическую и культурную жизнь местного общества, являлся центром, вокруг которого объединялись общественные и интеллектуальные силы.

Вместе с тем, имелись значительные трудности на пути развития татарского просветительского движения. Во-первых, в XIX в. русское правительство продолжало культурное наступление на татарский народ, предприняв ряд русификаторских мероприятий. Во-вторых, возросло влияние ислама. В это время татарское духовенство, интеллигенция и просто состоятельные люди практиковали отправку детей для учебы в Хорезм и Бухару. Там они получали образование и воспитание согласно принципам ортодоксального ислама и, возвратившись, проповедовали те же идеи среди татарского населения.

Следует учитывать и то, что большинство представителей татарского просветительства являлись богословами, священнослужителями. Это послужило впоследствии основанием, например, для французских ученых А.Беннигсена и К.Келькюже представить деятельность татарских просветителей как модернистское движение татарской интеллигенции, нацеленное лишь на реформу ислама.

В действительности же татарские просветители стремились приспособить мусульманские догматы, несколько изменив их, к меняющимся условиям жизни татарского общества. И, как отметил Гаяз Исхаки, главной целью просветителей было духовное возрождение народа, приобщение его к достижениям человечества во всех сферах общественной жизни.

Перемены в духовной жизни татарского народа необратимо вели к ломке вековых традиций. Под влиянием происходивших вокруг перемен началось переосмысление распространенных в народе морально-этических и других духовных ценностей. Появляются признаки недовольства тесными рамками средневековых норм и правил общественной жизни, стремление к переоценке тех устоев, на которых базировался бытовой уклад людей. Эти перемены в духовной жизни народа нашли наиболее яркое выражение в просветительском движении.

Эволюция татарского просветительства. Просветительские идеи среди татар были впервые выдвинуты на рубеже XVIII-XIX вв. передовыми мыслителями того времени Ибрагимом Хальфиным (1778-1829), Габдрахимом Утыз-Имяни (аль-Болгари, 1754-1834), Габденнасыйром Курсави (1776-1814). С произведений этих просветителей начинается критика ортодоксального мусульманского богословия, призыв к свободомыслию и приобретению научных знаний. Ими были сделаны первые попытки обратить внимание людей к насущным, жизненным проблемам.

Просветительство являлось идеологией зарождавшейся буржуазии, поэтому татарские просветители также выражали ее потребности и идеалы, как носителя складывающихся новых социально-экономических отношений. При этом просветители всячески осуждали жадность, алчность, корыстолюбие, рассматривая их как свойства, противные человеческой природе. Они чувствовали себя независимыми от тех социальных сил, стремления и желания которых поддерживали. Позднее эти идеи нашли отражение в произведениях Салихжана Кукляшева (1811-?), Мухаметгали Махмудова (1824-1891). Однако все же следует признать, что условиях начала XIX в. просветительские идеи и требования буржуазных прав и свобод не получили еще широкой общественной поддержки.

С 60-х гг. начинается новый этап в татарском просветительском движении. Оно приобретает более зрелую форму и охватывает почти все стороны духовной жизни татарского народа. На этом этапе в татарском просветительском движении более уверенно развивается народно-демократическое направление, отражающее интересы низших слоев населения, прежде всего крестьянства. Это было вызвано тем, что в результате углубления капиталистических отношений в татарском обществе усиливалось классовое расслоение, которое в свою очередь отражалось и на идейно-политической жизни нации. В изменившихся условиях татарское просветительское движение поднялось на качественно новую ступень.

Выдающимися представителями татарского просветительства, действовавшими в этот период, были Шигабутдин Марджани (1818-1889), Хусаин Фаезханов (1828-1866) и Габделькаюм (Каюм) Насыри (1825-1902). Татарская общественность услышала их голоса в 50-е гг. XIX в. и они продолжали звучать вплоть до начала ХХ в. К концу XIX в. к ним присоединился голос Шамсутдина Культяси (1856-1930). В деятельности и произведениях этих мыслителей просветительская программа для татарского народа нашла свое наиболее полное выражение.

В последней четверти XIX в. просветительские идеи начинают широко пропагандироваться в литературных произведениях. Это было во многом связано с появлением в татарской литературе прозы (роман, повесть), драмы и комедии, а также тенденцией к созданию произведений, написанных на простом языке, понятном для читателя. Так, просветительско-демократические идеи в массы несли писатели Ф.Халиди, Г.Ильяси, З.Бигиев и др. Их традиции продолжили в своих ранних произведениях Ш.Мухамедов, Г.Исхаки, Г.Камал, М.Гафури и др.

Татарское просветительское движение, возникнув на рубеже XVIII и XIX вв., прошло более чем столетний путь развития. В процессе развития расширялась проблематика просветительской мысли, обогащалось ее содержание, постепенно она охватывала все насущные вопросы, встававшие перед татарским народом, и становилась все более разнообразной по формам своего проявления. Если первоначально просветители ограничивались областью философско-мировозренческих проблем и пропагандой научных идей, то впоследствии их деятельность выросла в широкое литературное движение, оставившее глубокий след в жизни татарского народа и развитии его общественной мысли.

Татарское просветительство способствовало подрыву господства феодальной идеологии, освобождению татарского общества от отживших средневековых традиций и выводу его на путь всестороннего прогресса. В условиях господства феодальной косности, мистицизма татарские просветители видели свою основную задачу в распространении образования, научных и технических знаний, повороте к общечеловеческой культуре. Они считали, что таким путем можно добиться социально-экономического и нравственного прогресса нации. С этой целью они разрабатывали проекты создания светских школ по образцу русских и западных, составляли словари и учебники, необходимые для этих школ. Объективно все это было направлено против косности, рутины, средневекового застоя, в сохранении которых было заинтересованы консервативные слои феодального общества. Изучение необходимых для жизни наук, знание законов природы, ознакомление с передовой русской и европейской культурой - все это способствовало освобождению мысли и разума людей из-под влияния устаревших догм и мистики.

Выдающиеся татарские просветители. Выдающимся просветителем, ученым, религиозным и общественным деятелем второй половины XIX в. был Шигабутдин Марджани. Его просветительские взгляды выразились в том, что он выступил в защиту свободомыслия, открыто заявив, что приобретение светских знаний и изучение наук нисколько не противоречит канонам ислама, шариату. Просвещение, по его мнению, было единственным средством борьбы за освобождение человеческого разума от гнета догмы, за всесторонний прогресс. Отражая потребности нового времени, Ш.Марджани выдвинул идею распространения светских знаний, реформы мектебов и медресе, доказывал вредность средневековой схоластики, являвшейся причиной замкнутости и отсталости. Он указывал также на необходимость изучения русского языка, подчеркивая его большое значение в приобщении к европейской культуре. С целью претворения в жизнь своих просветительских идей Ш.Марджани впервые в Казани открыл школу нового типа, в которой наряду с богословскими дисциплинами изучались некоторые светские дисциплины. Большая заслуга Ш.Марджани как просветителя заключается еще в том, что он создал ряд ценных трудов по истории Булгарии и Казанского ханства.

Общественно-политические взгляды Ш. Марджани развивались таким образом, что он стал крупным реформатором ислама. Он, с одной стороны, выступал за раскрепощение разума от догм, доказывал необходимость изучения светских наук, а с другой - стремился синтезировать религию с наукой, чтобы в реальных условиях второй половины XIX в. приспособить ее к потребностям нового времени.

Среди татарских просветителей этого периода видное место занимает Х.Фаезханов - автор одного из наиболее значительных проектов создания правительственной средней школы (гимназии) для татар. Просветительские взгляды Х.Фаезханова наиболее ярко проявились в его стремлении распространить просвещение в народных массах. В начале 60-х гг. он высту- пил с проектом создания татарской светской средней школы гимназического типа, в которой преподавались бы география, математика, медицина, естествознание, астрономия, русский, арабский, персидский, турецкий языки и т.д. После окончания соответствующего курса учащиеся имели бы право поступать в университеты. В отличие от проектов, выдвинутых до него, проект Фаезханова предусматривал учреждение подлинной светской школы, отвечающей требованиям нового времени. Хотя инициатива Х.Фаезханова не встретила поддержки у царского правительства, она имела большое значение в определении путей дальнейшего развития татарской школы. Большую деятельность развернул Х.Фаезханов также в области создания национальной прессы.

Талантливым просветителем, педагогом, ученым-энциклопедистом второй половины XIX в. был К.Насыри, проявивший наибольшую активность в борьбе против средневекового застоя и косности, за распространение знаний в народе. Его важной заслугой является то, что он выступил с требованием установления "царства разума", освобождения умов от гнета догмы, схоластики, суеверий, признания громадной роли человеческой личности в жизни нации. Каюм Насыри основное свое внимание сосредоточил на решении таких актуальных проблем, как внедрение среди татар русской и европейской культуры, перестройке школьного образования, распространение светских знаний, изучение истории, традиций и обычаев народа, считая господство отжившей идеологии причиной экономической и культурной отсталости татар.

К.Насыри проявлял глубокую заботу о просвещении народа, боролся за создание настоящей светской школы, свободной от средневековой схоластики. Стремясь видеть свой народ грамотным и образованным, ученый создал ряд ценных учебников на татарском языке по светским наукам (математике, географии, ботанике, истории). Им были изданы книги "Плоды собеседников по литературе" /1890/, "Книга о воспитании" /1881/, "Краткая история России" /1890/ и другие труды. Ценность этих учебников заключается в том, что они были написаны на родном языке, понятном татарским детям, и служили добротным пособием для татарских светских школ. Признанием научных заслуг К.Насыри стало его избрание в 1885 г. действительным членом общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

К.Насыри заложил основы татарской периодической печати. После упорного отказа властями в издании газет он начал выпускать календари журнального типа, в которых помещались полезные сведения по самым разнообразным отраслям знаний. Календари К.Насыри, пользовавшиеся большой популярностью, выходили с перерывами в течение 27 лет (24 номера) и имели важное значение в повышении культуры татарского населения. Своеобразным преемником календарей К.Насыри стали сборники журнального типа "Миръат" ("Зеркало") Габдерашита Ибрагимова, которые выходили в 1900-1909 гг. в Петербурге и Казани.

Таким образом, выдающиеся татарские просветители отражали растущее стремление передовых сил общества к изменению духовной жизни нации, расшатывали фундамент феодальной культуры и способствовали развитию и укреплению новых общественных отношений.  

Джадидизм.

Дальнейшее развитие татарского просветительства привело к формированию в последней четверти XIX в. нового культурно-реформаторского движения - джадидизма, переросшего в конце XIX - начале XX вв. в общественно-политическое движение татар.

Джадидизм (от арабского слова "эсул-джадид" - новый метод) был характерен для многих тюркских народов России, однако именно у татар он получил свое наиболее яркое воплощение. Новые политические и экономические условия, сложившиеся в пореформенные десятилетия, привели к тому, что старый уклад жизни татар перестал соответствовать капиталистическим отношениям. Это заставило татарскую буржуазию (первой среди мусульманских народов России) начать переход к светской нации, идеологической основой которого стало джадидистское движение.

Джадидистское движение началось с перестройки татарской национальной школы (мектебов и медресе) и быта татар на основе европейской культуры. Реформа началась с создания новометодных (джадидистских) школ, постепенно вытеснивших старометодные (кадимистские), которые поддерживала феодальная знать и реакционная часть духовенства. Татарская буржуазия, укреплявшая свои позиции, остро нуждалась в грамотных кадрах (счетных работниках, администраторах, юристах и т.д.), способных заниматься торгово-промышленными операциями. Между тем старая школа, где преимущественно господствовала схоластика, не могла готовить необходимых специалистов.

Первым вдохновителем реформаторского движения стал выдающийся просветитель Исмаил-бей (Исмагил) Гаспринский (1851-1914), который на протяжении более 30 лет популяризировал идеи джадидизма среди тюркских народов Российском империи. В 1883 г. он начал издавать в Бахчисарае (Крым) газету "Тарджеман" ("Переводчик"), являвшейся до 1905 г. единственной газетой на тюрко-татарском языке в России. С этого времени все российские мусульмане получили возможность общаться и обмениваться культурными достижениями. "Тарджеман" способствовал появлению литераторов, педагогов, общественных деятелей и журналистов среди мусульман России. В 1883 г. И.Гаспринский открыл первую джадидистскую (новометодную) школу в Бахчисарае и составил учебник для обучения по новому (звуковому) методу. По этому методу был сделан переход от старинного буквослагательного метода обучения чтению к звуковому, что значительно облегчило учащимся усвоение изучаемых предметов. В новометодных школах стали также преподаваться светские науки. Большое значение придавалось обучению письму. Учащиеся были поделены на классы, где имелись парты, доски, карты и наглядные пособия. Весь учебный процесс был подчинен строгому расписанию.

В 80-е гг. джадидистские школы стали создаваться в городах и крупных селениях Поволжья и Приуралья. Идеологами этого движения стали такие крупные деятели татарской общественно-политической и религиозной мысли, как Рашид Ибрагимов, Хасангата Габяши, Салихзян и Галимджан (Баруди) Галеевы, Ахметхади Максуди, несколько позднее Муса Бигеев, Юсуф Акчура и др. Сторонниками духовного возрождения на основе усвоения и переработки всех достижений современной цивилизации выступали также Ризаэтдин Фахретдинов, Фатых Карими, Шакир и Закир Рамиевы и др.

К началу ХХ в. наиболее крупными и популярными были: в Казани - медресе "Мухаммадия", "Марджания", "Апанаевское", "Азимовское", в Уфе - медресе "Галия", в Оренбурге - медресе "Хусаиния", в Троицке - медресе "Расулия", в Крыму - медресе "Зынджырлы". Из новометодных школ, открытых в сельской местности, выделялись медресе "Буби" (Сарапульский уезд Вятской губернии), медресе "Стерлибаш" (Стерлитамакский уезд Уфимской губернии) и другие.

В 1911 г. английский журнал "The Mostem World" ("Мусульманский мир"), анализируя учебные планы некоторых новометодных медресе татар, писал, что они сходны с учебными планами классических гимназий, где место латинских и греческих языков в татарских медресе занимают арабский и персидский языки. В наиболее передовых медресе изучались дисциплины, входящие в курс светской средней школы. Так, в казанском медресе "Мухаммадия", где в начале ХХ в. обучалось около 500 шакирдов и работало 20 учителей, преподавались: русский язык, арифметика, география, физика, история России, всеобщая история, рисование, педагогика, арабский, персидский языки и другие светские предметы.

В медресе "Буби", слава о котором распространилась не только среди мусульман внутренней России, но и на зарубежном Востоке, изучались: арабский, турецкий, французский языки, математика, физика, химия. Преподавание велось на татарском и турецком языках. При медресе имелись классы русского языка. В 1910 г. в медресе были открыты химический и географический кабинеты. Руководителями медресе были Габдулла и Губайдулла Буби (Нигматуллины).

Джадидисты не ограничивались только созданием новометодных школ. Они настаивали также на реформе ислама соответственно потребностям нового времени. При этом джадидисты, как и просветители, не выступали против ислама в целом, а предлагали только приспособить религию к нуждам развивающего в буржуазном направлении общества. Новаторы добивались изменения быта татар, выступали за ношение европейской одежды, посещение театров, женское образование и т.д. В интересах всего татарского общества они боролись на создание собственных газет и журналов, библиотек и клубов, национального театра.

Реформа ислама, проведенная джадидистами, обозначила несколько важных фактов: во-первых, способность татарской культуры противостоять насильственной христианизации; во-вторых, подтверждение принадлежности татар к исламскому миру, причем с претензией на авангардную роль в ней; в-третьих, вступление татар в конкуренцию с православием в его же собственном государстве.

Татарская буржуазия, положившая начало джадидизму, отражала интересы всей нации. Она по своей природе были призвана вести борьбу против остатков крепостничества, занимала определенную позицию к своему притеснителю - русскому царизму. Таким образом, татарская буржуазия выражала общенациональные ценности, которые имели приоритет над классовыми или сословными. В условиях смены старой общественно-экономической фор- мации новой джадидизм был в высшей степени прогрессивным явлением. Он нанес сокрушительный удар по феодальной темноте, схоластике, всколыхнул к общественной деятельности целую плеяду национальных деятелей. Особенно ярко его прогрессивное значение проявилось в области школьного образования. Широкомасштабное включение в учебные планы ряда светских дисциплин позволило учащимся постепенно приобщиться к основам общечеловеческой цивилизации, стать кадрами, достойно представляющими нацию на международном и общероссийском рынках, значительно повысить свой интеллектуальный уровень.

Джадидизм стал существенным вкладом в современную мировую культуру, продемонстрировав способность исламской цивилизации к модернизации в условиях ХХ в. 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!