Но, пожалуйста, запомните, с каких предложений начинать не следует:



Всё зависит только от вас

Будьте самоучками — не ждите, чтобы вас научила жизнь.
Станислав Ежи Лец

 

Неужели вас привлекли наши занятия, и вы начали читать первый урок?                                                      

Абсолютное большинство деловых людей мечтают о том, чтобы говорить ясно и убедительно.

Многие уверены, что они хорошо говорят, но удивляются, почему их плохо слушают.

Представьте, что вы не читаете этот материал, а как бы слышите меня. Что вам понравилось, а что не понравилось в первой фразе?

Стоп: пока не ответите на поставленный вопрос, не читайте дальше.

Трудно?

Начали читать?

Жаль. Значит, вы человек нетерпеливый, не любящий задумываться над поставленными вопросами, надеетесь скорее на свою интуицию, нежели на работоспособность и знания, и, к сожалению, не очень уверены в себе. Впрочем, это — отступление от главной темы.

Хорошо, что первая фраза началась с вопроса, то есть я как бы приглашаю вас в соавторы, вызываю у вас ту или иную реакцию, а в то же время, согласитесь, фраза длинная и её лучше закончить на пятом слове — занятия; остальное — лишнее, обычное многословие. (Пожалуйста, вернитесь к первой фразе, проанализируйте её.)

Наш курс — серия этюдов (упражнений).

Выполните все этюды — и уверен: станете говорить значительно лучше, чем говорите сегодня.

Не выполните — что ж, тогда и претензии не принимаются. Впрочем, как я понимаю, претензий не будет, ибо вы просто-напросто не станете заниматься.

Да, я знаю, некоторые задания вызовут у вас непонимание и удивление. Отдельные этюды покажутся невероятно сложными, и у вас возникнет желание откладывать их — на час, на день, на неделю… Трудностей действительно будет очень много. Но я прошу вас проявить волю и терпение. Пройдите курс до конца — результат вас обрадует. Но, повторяю, лишь в том случае, если выполните все задания, а не просто прочтёте эту книгу.

Читая, научиться говорить нельзя! Как нельзя научиться рисовать, не используя карандаш и кисть, а только слушая лекции об изобразительном искусстве.

Вам придётся выполнить 101 этюд (упражнение). Пожалуйста, не торопитесь. Лучше каждый этюд повторить два-три раза и потом переходить к следующему, чем заниматься формально: прочитать, что-то попробовать на практике и, не закрепляя полученные знания и умения, переходить к новым заданиям.

Итак…

Этюд № 1

Собственно, обучение уже началось.

Вам надо как можно больше общаться с другими людьми, при этом контролируя себя. С какой фразы вы начинаете разговор? Как её произносите?

Повторюсь: только в общении с окружающими можно научиться говорить.

Попробуйте привлечь к занятиям в заочной школе «Учимся говорить публично» других людей.

Кого вы выберете в качестве «жертвы»? Коллегу по работе? Соседа по дому? Приятеля или приятельницу? Сокурсника?

Придумайте своё, оригинальное начало для выступления перед теми, кого вы хотели бы привлечь к занятиям.

Может быть, стоит начать с умной цитаты?

В этом случае вы застрахованы от неудачи. Умную мысль (пусть она принадлежит другому человеку, а вы её лишь цитируете) слушатели обычно воспринимают с интересом, а сам оратор тут же поднимается в их глазах: смотрите, какие хорошие и умные слова он произносит, не свои, правда, цитирует, но ведь верные слова подобрал и произносит их, не заглядывая в бумажку. Значит, человек образованный.

Прочтите несколько цитат. Выберите из них самую, на ваш взгляд, удачную.

Франсуа де Ларошфуко (1613—1680)
Наш ум ленивее, чем тело.

 

Блез Паскаль (1623—1662)
Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление.

Красноречие — это живописное изображение мысли; если, выразив мысль, оратор добавляет к ней ещё какие-то чёрточки, он создаёт не портрет, а картину.

Мы браним Цицерона за напыщенный слог, меж тем у него есть почитатели, и в немалом числе.

Иные люди отлично говорят, но пишут из рук вон плохо: обстановка и доброжелательные слушатели разжигают их ум и заставляют его работать живее, чем он работает без этого топлива.

Порою, подготовив речь, мы замечаем, что в ней повторяются одни и те же слова, пытаемся их заменить и только портим — настолько они были уместны; это знак, что всё надо оставить как есть: пусть себе зависть злорадствует, она слепа и не понимает, что порой повторение — не порок, ибо единого правила тут не существует.

* * *

Подумайте: зачем даны годы жизни тех, кого я предлагаю цитировать?

Не для того ли, чтобы вы могли сказать: «Ещё четыреста лет назад известный французский мыслитель (философ, писатель, учёный) говорил…» — и дальше пойдёт выученная вами цитата.

Ещё лучше, если вы не преминете заметить: «Как вы знаете, ещё четыреста лет назад известный вам Блез Паскаль сказал…».

Пусть 90% слушателей впервые слышат это имя от вас — поверьте, они промолчат, ибо каждому хочется считать себя образованным и умным человеком, а многим почему-то (какой странный пассаж — почему-то!) неудобно признаться в собственной необразованности и неловко спросить: а кто такой этот Блез Паскаль и чем он знаменит?

Проведите психологический опыт. Спросите своих знакомых: нет ли в их библиотеке учебника по ораторскому искусству известного оратора Индии Нянаждихаша?

Запишите их ответы.

Сколько человек зададут вам вопрос: а кто это, собственно, такой — Нянаждихаш?

Сколько — коротко ответят вам: увы, к сожалению, нет?

Только, пожалуйста, фамилию запомните как следует и произносите её громко, чётко, с уверенностью в голосе.

(Обычно мы фамилии, имена, отчества произносим скороговоркой, так, что и понять сложно. А зря! Выступая на собрании, коллегии, совете директоров, на праздничном вечере, обязательно произносите фамилии, имена и отчества как можно чётче!)

Это действительно известный вам человек. Кто? Прочтите мою фамилию не слева направо, а справа налево. Всё поняли? Улыбнулись? А может быть, рассердились…

Составьте список вопросов:

Что вам известно о Нянаждихаше?

Нет ли у вас книг Нянаждихаша?

Как вы относитесь к новой системе преподавания ораторского искусства Нянаждихаша, о котором недавно была большая телепередача?

Если вам не захочется произносить мою фамилию, можете взять любую другую (свою, приятеля, начальника, подчинённого, любимого писателя). Главное, чтобы она звучала непривычно. Как, скажем, Вокишьнем (Меньшиков), Вецнаремоп (Померанцев), Вонафортим (Митрофанов)…

Продолжите список вопросов, которые вы зададите знакомым, а может быть, и незнакомым людям. Запишите эти вопросы. А после того как зададите их другим в ходе выполнения задания, проанализируйте их ответы и составьте юмористический отчёт по этому поводу.

Кто и как отвечал?

Как при этом смотрел на вас?

Долго ли думал?

Чесал ли при этом репу?

Смущался, удивлялся, а может быть, и возмущался?

Учитесь наблюдать за другими людьми и потом рассказывать о том, что увидели, отмечая любопытные детали, запоминая забавные словечки, и все свои впечатления записывайте, не ленитесь. Выполнили этюд — и записали.

Таким образом вы приучитесь анализировать, размышлять, подводить итоги.

А может быть, вам удастся выступить перед небольшой аудиторией (пусть это будут всего лишь три-пять человек) с призывом заниматься в заочной школе «Учимся говорить публично».

Какой окажется ваша первая фраза?

Мы ещё много раз будем возвращаться к этой теме: как правильно начать выступление? Удачное начало — залог успеха.

Но, пожалуйста, запомните, с каких предложений начинать не следует:

— Я хочу начать своё выступление… (Вы уже начали, вот и говорите сразу по существу.)

— Если вы позволите, то я начну говорить… (Зачем спрашиваете, если всё равно начнёте, не дожидаясь ответа слушателей?)

— Мне хочется сказать вам… (Хочется, так говорите, тем более что уже начали говорить.)

— Я очень волнуюсь, мне трудно говорить… (В редких случаях, если вы уверены, что слушатели к вам относятся хорошо, такое начало допустимо. Из уважения к вам, не исключаю, в зале станет тише. Но в такой ситуации или слушатели должны знать вас, или вы представляете для них особый интерес, они вас понимают.)

— Вот здесь, как вы слышали, многие говорили, что… (Сколько сорных слов, все они свидетельствуют о неуверенности выступающего и расхолаживают собравшихся.)

— Почти всё, что я хотел сказать, здесь уже сказали, но раз уж я вышел на трибуну… (Наихудший вариант начала, ибо большинство сидящих в зале подумают: «Лучше бы ты и не выходил…».)


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!