I. Постановка проблемы. О понятии праздника



Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования / Отв. ред. А. А. Карягин. М.: Наука, 1978.

Предисловие................................................................................................................... 3  Читать

Часть первая. Общетеоретические вопросы праздника как социально-эстетического феномена.......................................................................................... 9  Читать

I. Постановка проблемы. О понятии праздника............................................ 9  Читать

Определение праздника............................................................................ 10  Читать

К. Маркс о категории свободного времени............................................ 13  Читать

Платон и Аристотель о культурной специфике праздника.................. 17  Читать

Платон о празднике как инструменте стабилизации государства....... 22  Читать

Двойственность природы праздника как такового................................ 30  Читать

II. Проблема праздника в научной литературе XIX – XX вв. Краткий обзор общих концепций праздника....................................................................... 33  Читать

Мифологическая концепция праздника.................................................. 36  Читать

Школа заимствования в русской фольклористике................................. 39  Читать

Д. Фразер и его концепция праздника..................................................... 43  Читать

Адриан Пиотровский и социальный подход к изучению праздника.. 45  Читать

Советские теории праздника. В. Чичеров, В. Пропп, М. Бахтин......... 47  Читать

О некоторых концепциях праздника в западной научной литературе 51  Читать

III. Праздник и общение. К вопросу о социальной сущности праздника 60  Читать

Исходные предпосылки в истолковании сущности праздника............ 61  Читать

Труд и общение.......................................................................................... 63  Читать

Характеристика общения.......................................................................... 64  Читать

Свободное общение и праздник. Аналитическая реконструкция зарождения праздника....................................................................... 66  Читать

Соседство с властью.................................................................................. 71  Читать

Общий смысл праздника как «первичной формы культуры».............. 72  Читать

Праздник с эстетико-культурной точки зрения...................................... 74  Читать

Противоречия обрядового праздника и его форм.................................. 76  Читать

Необходимость более развитых форм эстетической культуры............. 79  Читать

IV. «Праздничное время», «праздничное мироощущение» и «праздничная свобода»........................................................................................................... 81  Читать

Свободное время и праздничное время................................................... 82  Читать

Праздничное время и цикличное время природы.................................. 86  Читать

Праздничное время мифологических и других праздников................. 87  Читать

Праздничное мироощущение как существенная категория праздника 90  Читать

Античное праздничное мироощущение.................................................. 91  Читать

Эволюция праздничности. «Карнавальный смех» и «карнавальное мироощущение»................................................................................. 97  Читать

Новая история и окончательное раздвоение праздничности в условиях буржуазного общества.................................................................... 103  Читать

Официально-праздничная торжественность......................................... 104  Читать

Праздничная настроенность домашнего праздника............................. 107  Читать

Праздник и идеал. О понятии «праздничная свобода»....................... 110  Читать

Праздник и охранительная политика царского правительства.......... 114  Читать

Карнавал с социальной точки зрения.................................................... 118  Читать

Трактовка карнавала М. Бахтиным........................................................ 119  Читать

В. Шкловский: против идеализации карнавала................................... 120  Читать

Карнавал и социальная свобода. Реальные возможности карнавала. 122  Читать

Карнавал и «революционная» мысль средневековья........................... 126  Читать

Тип революционного праздника............................................................ 127  Читать

Социальный смысл революционного праздника................................. 128  Читать

Место революционного праздника в системе праздничной культуры 130 Читать

V. Праздник и искусство. К вопросу о специфике праздничного выразительно-игрового поведения......................................................... 133  Читать

Отношение праздника к искусству как проблема эстетики. Платон. 133  Читать

Проблема праздника и искусства (театра) у Жан-Жака Руссо, Ромена Роллана и др..................................................................................... 134  Читать

Русская дореволюционная эстетика о соотношении праздника и театра 135 Читать

«Соборное действо» и проблема театральной рампы.......................... 145  Читать

А. Таиров и его критика «соборности»................................................. 147  Читать

«Массовое действо» как идея праздника по модели «царства свободы» 148 Читать

Концепция П. Керженцева..................................................................... 152  Читать

Состояние проблемы сегодня................................................................. 158  Читать

Понятие «игра» как связующий момент праздника и искусства....... 159  Читать

Общность театра и праздника................................................................. 166  Читать

Двуплановостъ праздничного поведения............................................. 167  Читать

Различие между праздником и искусством театра............................... 170  Читать

Праздник как восполнение..................................................................... 172  Читать

Эстетические возможности праздника и художественная беспредельность искусства театра............................................................................... 174  Читать

Часть вторая. Праздник и революция.......................................................... 178  Читать

I. Празднества Великой Французской революции 1789 – 1793 гг........... 178  Читать

«Празднество Федерации» 14 июля 1790 г........................................... 181  Читать

От импровизации к системе................................................................... 185  Читать

Французский массовый революционный праздник как художественное явление.............................................................................................. 189  Читать

Французский революционный праздник в свете концепции Руссо.. 192  Читать

Термидор — курс на вырождение революционного праздника......... 198  Читать

Смерть якобинского праздника.............................................................. 199  Читать

Буржуазная революция как источник негативизма революционного праздника.......................................................................................... 200  Читать

От буржуазных празднеств к массовому пролетарскому празднику. 205  Читать

II. Праздничность социалистической революции как понятие марксистско-ленинской эстетики..................................................................................... 209  Читать

Структура революционной праздничности.......................................... 213  Читать

Понятие праздничности социалистической революции в ленинской социальной науке............................................................................ 217  Читать

Отношение между социалистической революцией и праздником в свете ленинского понятия праздничности............................................. 225  Читать

Вопрос о типе массового празднества в ситуации социалистической революции........................................................................................ 226  Читать

Луначарский о программе советского массового революционного празднества....................................................................................... 230  Читать

III. Октябрьская революция и зарождение советского массового празднества................................................................................................... 235  Читать

Рождение советского массового празднества....................................... 243  Читать

Первомай 1918 г. в Петрограде. Подготовка и проведение................ 245  Читать

IV. Ранний советский массовый праздник. Его праздничность, функции и обрядово-зрелищные формы.................................................................... 253  Читать

Новизна праздничности советского праздника.................................... 254  Читать

«Праздничное время» раннего советского массового праздника...... 258  Читать

Митинг и манифестация как основные обрядово-зрелищные формы раннего советского праздника....................................................... 259  Читать

Изобразительно-зрелищный облик раннего советского праздника... 263  Читать

Монументальное искусство в сфере раннего советского праздника. 265  Читать

Два принципа организации праздничного пространства. М. Добужинский и Н. Альтман.................................................................................... 270  Читать

Театр в празднике. Две формы участия................................................. 277  Читать

V. Эстетические противоречия раннего советского массового праздника 282 Читать

История сценария неосуществленного пролетарского празднества.. 292  Читать

VI. Эволюция советского массового праздника в 20‑е и 30‑е годы. Основные формы и типы. Эстетико-культурная и социальная проблематика 300  Читать

Первомайский субботник как новая форма пролетарского праздника 300 Читать

Еще одна форма участия профессионального театра в празднике..... 306  Читать

Инсценировка и ее эволюция к зрелищу.............................................. 312  Читать

Опора на клубный самодеятельный кружок и переход к новой системе подготовки празднеств................................................................... 349  Читать

«Политический карнавал». Возникновение, содержание, эволюция 356  Читать

Индустриальное зрелище. Достижения и старые просчеты................ 370  Читать

Вместо заключения................................................................................................... 381  Читать

{3} Предисловие

Праздникам отводится важная и значительная роль в жизни нашей страны. Они — составная часть идеологической работы КПСС и одновременно фактор в совершенствовании социалистических форм общения, в строительстве нового быта и развитии художественной самодеятельности.

В последние годы, насыщенные великими праздничными юбилеями, проблема праздника стала особенно актуальной. Установление 5‑дневной рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращение трудового дня до 6 часов для ряда профессий, уменьшение продолжительности ночной работы — все это, сегодня юридически закрепленное в новой Конституции СССР (статья 41) в качестве неотъемлемого права граждан страны, привело к увеличению свободного времени. Тем самым улучшились условия для отдыха трудящихся и более активного участия их в общественной и культурной жизни.

Провозглашенная нашей партией программа строительства коммунизма требует учета и анализа всех факторов воспитания нового человека. Досуг — один из этих факторов. Увеличение свободного времени ставит перед обществом задачу его рационального использования, т. е. такой его организации и такого эстетического оформления, которые способствовали бы коммунистическому воспитанию, развитию в людях творческих сил.

Таким образом, изучение свободного времени вообще и праздничного в частности имеет не только теоретический, но и практический интерес. Поэтому в разработку и исследование этой проблемы включаются сегодня как научные работники, так и практики — руководители партийных, комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций. Закономерно и то, что в нашей высшей школе появилась новая отрасль образования, нацеленная на подготовку организаторов, оформителей и режиссеров массовых праздников и представлений.

По мере построения коммунизма, превращения человека во всесторонне развитую, гармоническую личность будет происходить принципиально более глубокое участие {4} его в строительстве нового общества, а проблема личности станет центральной проблемой. В связи с этим возрастет и значение научного рассмотрения праздника как одного из специфических проявлений свободного времени, которое выступает, по определению К. Маркса, «пространством» развития способностей человека.

Изучение праздника в нашей стране проводится давно. Начало этому было положено еще в 20‑е годы. В этот период, окрашенный революционной романтикой, было высказано немало интересных идей относительно того, что такое праздник вообще и каким он должен быть в условиях социализма. Эти идеи представлены в работах А. Пиотровского, П. Керженцева, П. Когана и др. Их подробный анализ впервые дается в нашей книге. Тогда же были предприняты попытки обосновать новую методологию изучения праздника, в том числе социологического. К сожалению, дальше некоторых опытов и начинаний дело не пошло. Ни в 20‑е годы, ни в последующий за ними период не была создана сколько-нибудь обоснованная методология научного изучения праздника.

Исследования проблемы расширились в конце 50‑х годов. На путь ее теоретического осознания впервые встал В. И. Чичеров. В своей работе «Зимний период русского земледельческого календаря XVI – XIX веков (Очерки по истории народных верований)» (М., 1957) он решительно отошел от описательного, эмпирического метода, которым преимущественно пользовались до этого все наши исследователи праздника, и предложил впервые теоретическую концепцию, ныне взятую на вооружение советской этнографией.

В 60‑е годы стали появляться одна за другой работы, посвященные как традиционному, так и советскому празднику. Вот их краткий перечень, включающий в себя книги, вышедшие уже в наше время: 1) Массовые праздники и зрелища. Сост. Б. Глан (М., 1961), 2) Пропп В. Я. Русские аграрные праздники (Л., 1963), 3) Режиссура массовых зрелищ (М., 1964), 4) Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (М., 1965), 5) Начерняк Е. В., Петрова В. Я., Раузен М. В. Новые обряды и праздники (М., 1965), 6) Брудный В. И. Обряды вчера и сегодня (М., 1968), 7) Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства (М., 1971), 8) Немиро О. В. В город пришел {5} праздник (Л., 1973), 9) Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX – начало XX в. Зимние праздники (М., 1973), 10) Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта (Л., 1974), 11) Белкин А. А. Русские скоморохи (М., 1975), 12) Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси (Л., 1976), 13) Театрализованные праздники и зрелища 1964 – 1972 (М., 1976), 14) Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX – начало XX в. Весенние праздники (М., 1977) и др.

По этим работам можно судить о широте проводимого у нас научного изучения праздничной культуры. Им занимаются, кроме этнографов, творческие работники — режиссеры массовых театрализованных представлений, а также искусствоведы, театроведы, филологи и представители некоторых других общественно-гуманитарных наук. В самые последние годы в эту работу начинают включаться философы и социологи, которых праздник интересует в связи с проблемой личности и досуга[1].

Так обстоит дело в изучении праздника. Опыт здесь накоплен немалый. К сожалению, этот опыт распылен пока по разным отраслям знания и нуждается в синтезировании. Заметный недостаток проводимого у нас исследования праздника — почти полное отсутствие обобщающих работ. Мы можем назвать лишь одну работу — небольшую книгу Д. М. Генкина «Массовые праздники» (М., 1975), в которой предпринята попытка — первая и пока единственная — рассмотреть праздник как комплексное социальное и культурное явление. Другой недостаток касается глубины проникновения в проблему. Наша литература о празднике представлена разнообразными книгами. Из нее можно почерпнуть всевозможные сведения о празднествах — прошлых и современных, возвышенных и грубых, прогрессивных и реакционных. Однако полных и содержательных ответов на такие серьезные вопросы, как: сущность праздника вообще, его социальная значимость, место и роль в развитии культуры и искусства, его связи с другими сторонами общественной жизни и т. п., — она пока еще не дает. {6} Вот почему так остро ощущается потребность в теоретических работах о празднике, исходящая как от научных работников различных гуманитарных дисциплин, так и от практиков — художников и режиссеров, которые предпринимают серьезные усилия в проектировании новых праздников, но вынуждены при этом часто идти ощупью, ибо не представляют себе смысла праздника.

Отмеченные недостатки в изучении праздника побудили автора предлагаемой читателю книги взяться за трудную задачу — попытаться хотя бы в общих чертах охарактеризовать социально-эстетический смысл праздника вообще, опираясь в этом на уже накопленный опыт, а также привлекая с этой целью некоторые новые идеи, источники и исторические материалы. Такова была задача, бесспорно и очень важная, и очень увлекательная. Она и определила несколько необычный в советской литературе о празднике жанр историко-теоретического исследования, каковым является наша книга. В связи с этим считаем необходимым высказать несколько предварительных замечаний.

У нас преобладают либо историко-этнографические труды, либо историко-художественные работы, строго говоря относящиеся скорее к области искусствоведения, театроведения или литературоведения, чем к эстетике. Собственно эстетических исследований праздника в нашей литературе пока нет. Между тем эстетика могла бы взять на себя анализ и обобщение уже накопленного научно-исследовательского опыта в данной области, а также расширить и углубить его за счет своих собственных идей и понятий. Кроме того, эстетика может, пользуясь своими методами и отчасти методами искусствознания, привлечь в область научного изучения праздника и те теоретические сведения, которые собраны философией и социологией в связи с рассмотрением свободного времени как социальной и культурной категории. Тем самым открывается новый подход к проблеме праздника, позволяющий представить данное явление в присущем ему социально-эстетическом единстве. Именно такой подход и стремился реализовать автор в своей книге.

Чтобы быть правильно понятым, автор считает уместным сделать особую оговорку на тот счет, что речь в данном случае идет не о системном или комплексном, а скорее об эстетическом подходе к комплексному предмету {7} исследования. Праздник — явление сложное и многогранное, его нельзя толковать в виде простой, механической суммы слагаемых. Здесь эти слагаемые пребывают во взаимодействии и тесно переплетены друг с другом. Точно так же нельзя, допустим, социальные задачи праздника отрывать от его эстетико-культурных или художественных задач. В теории такой отрыв приводит к односторонним оценкам сущности праздника.

Но как проникнуть в сложную социально-эстетическую природу этого феномена? Описание, даже самое подробное, не способствует этому. Не помогут здесь, очевидно, и умозрительные концепции, основывающиеся на интуиции и поверхностных наблюдениях. Поэтому автор избрал наиболее реальный, как ему представляется, путь анализа практики, а также воззрений, формировавшихся в ходе эволюционного развития праздника, так как они отражают в той или иной мере и теоретические и практические проблемы своего периода и, следовательно, позволяют извлечь «теорию праздника» из самой его истории, а не из абстрактных формул и общих рассуждений.

Соответственно избранному жанру исследования был принят автором и способ изложения.

Книга распадается на две относительно самостоятельные части. В первой рассматриваются самые общие вопросы праздника как социально-эстетического феномена, причем трактовка их дается в отдельных случаях предельно обобщенно, что вытекает из намерения автора сформулировать некоторые закономерности по данному поводу. Эти вопросы и их трактовка выступают здесь в виде ряда отношений: праздник и общение, праздник и социально-политический идеал, время праздника и свободное время, праздник и игра и др. Чтобы избежать ненужной абстрактности в рассуждениях, автор старался не отрываться от истории. Она присутствует в этой части работы в виде отдельных, наиболее характерных и примечательных событий длительной эволюции праздничной культуры и ее осмысления многими выдающимися мыслителями прошлого — далекого и недавнего. С этой же целью были привлечены идеи и концепции, сложившиеся в советской науке за последнее десятилетие.

Вторая часть книги посвящена проблеме «праздник и революция». Эта проблема в известном смысле концентрирует в себе почти все основные аспекты праздника как {8} социально-художественного феномена. Во всяком случае так именно она и трактовалась здесь. С этой точки зрения вторая часть книги может рассматриваться как продолжение и развитие первой. Отличие же состоит в том, что во второй части исторические границы рассмотрения проблемы более четко очерчены и определяются в основном периодом 20‑х годов. Кроме того, речь здесь идет уже не о празднике вообще, а о конкретном советском массовом революционном празднестве, родившемся в тот период и традиции которого продолжаются в наше время. История и теория этого праздника — вот материал и по сути дела главное содержание второй части книги. В анализе социально-художественной специфики советского массового праздника 20‑х годов автор исходил из понятия праздничности социальной революции, введенного и обоснованного В. И. Лениным. Эстетический подход, опосредованный этой ленинской идеей, открывает новые возможности в деле изучения истории советской праздничной культуры, особенно истории революционных празднеств 20‑х годов, как исключительно ценного материала для выводов о закономерностях развития праздника при социализме.

Заключая предисловие, считаем своим долгом предупредить читателя, что он не найдет в нашей книге освещения всех интересующих его проблем праздничной культуры, в том числе тех, которые относятся к современности.

Современный советский праздник ставит перед нами, исследователями его истории и теории, много сложных вопросов. Чтобы ответить на них вполне удовлетворительно, необходимо провести большую подготовительную научную работу. Одним из существенных моментов ее является постановка общетеоретических вопросов праздника как социально-эстетического феномена. Другой, не менее важной задачей выступает сегодня изучение того, как возник советский праздник, каким он был в дни Октября и как протекала его эволюция в 20‑е и 30‑е годы. Именно эти две задачи и стремился в меру своих сил решить автор. Начатое им исследование, конечно же, нуждается в продолжении, и не исключена возможность, что в недалеком будущем сам автор снова возвратится к этой интересной и общественно важной теме.

{9} Часть первая
Общетеоретические вопросы праздника как социально-эстетического феномена

I. Постановка проблемы. О понятии праздника

Праздники существуют во всех обществах и культурах, начиная с глубокой древности, когда с их помощью отмечались события космического цикла, и кончая современностью, придающей им в основном характер юбилеев, связанных с историей той или иной страны, ее народа и героев. Они являются необходимым условием социального существования и специфическим выражением человека и только человека, обладающего — в отличие от животных — уникальной способностью праздновать, т. е. включать в свою жизнь радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений.

Праздники — наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть совсем. С его утратой общество лишилось бы, по-видимому, одного из существенных компонентов своей человечности, во-первых, и необходимого для своего нормального бытия источника, во-вторых. Ведь этот элемент культуры призван организовывать и эстетически оформлять свободное время. И не случайно всякий раз, когда какое-либо общество, класс или сословие сталкивались с проблемой досуга, они невольно обращались к нему за помощью. Отметим далее, что праздники всегда были и остаются до сих пор важным средством формирования и утверждения общности, способствуют социализации человека. И, конечно, определенная связи существует между ними и искусством.

На заре человечества праздники выступали в качестве одного из факторов зарождения и развития художественной {10} культуры и ориентированного на нее эстетического сознания. Позднее они постоянно вбирают в себя опыт искусства, по-своему используют его средства, а иногда объединяют различные виды художественной культуры в сложном синтезе.

Само собой разумеется, эти и другие наблюдения, многократно зафиксированные в научной литературе, еще ничего не говорят о сущности праздников, не объясняют и не исчерпывают всего того, что относится к их социальной значимости, месту и роли их в развитии культуры, а также в жизни людей — общественной и личной, в прошлом и настоящем, при разных социальных системах, в разных общественных слоях. Они лишь могут служить основанием для постановки общих вопросов праздника как социально-эстетического феномена. Одним из таких вопросов является само понятие праздника как такового. Что же такое праздник вообще?

Определение праздника

Праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами; это проявление особой, празднично-свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной. Такое толкование праздника является традиционным. В русской науке оно восходит к И. Снегиреву.

«Самое слово праздник, — писал он, — выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с веселием и радостью. Праздник есть свободное время, обряд — знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом»[2].

Таким образом, слово «праздник» означает определенный период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается в праздничном обряде или ритуале, т. е. в определенном символическом действии, которое художественно-выразительно обставлено, а к тому же всегда сопряжено с чем-то необычайно радостным {11} или торжественным. Праздник нуждается в особой душевной или психологической настроенности, он же усиливает ее, причем значение этой настроенности сводится к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обыденные, занятые трудом дни. С давних пор и до нашего времени с понятием праздника связывается не просто свободное от работы время, не просто отдых, а Свободное время в значении важного социально-культурного акта, созидающего общечеловеческие ценности. Ими являются: положительная оценка свободы, праздничности, веселья и т. п., которые предстают благодаря празднику не как исключительные состояния, а как равноправная и существенно необходимая доля всего хода жизни.

Праздник, если определять его не традиционно, есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно. Территория этой жизнедеятельности располагается, как правило, вне сферы материальной пользы и соотносится не столько с миром средств, сколько с миром идеалов. Праздновать — значит свободно общаться и коллективно переживать идеальные устремления, которые на время как бы стали реальностью, а следовательно, ощущать полноту жизни — индивидуальной и коллективной, пребывающей в состоянии гармонии с собой и окружающим социальным и природным миром. Иначе говоря, жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его избыточной форме, какая в будничных условиях подавляется или игнорируется. Благодаря этому она приносит людям разрядку от той неприятной напряженности, которая накапливается в них в результате действий обыденного характера, и вместе с тем означает нечто большее — подлинное прикосновение к счастливой жизни.

Существуют разные типы праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками, из которых главными являются добровольное согласие в отношении принятия и выполнения правил праздничной жизнедеятельности, а также несводимость ее к грубой материальной пользе. Последнее не означает, что праздники есть какое-то «чистое» действие, лишенное практического смысла и целесообразности. Наоборот, {12} оно скорее говорит о том, что в основе праздников лежит целесообразная человеческая деятельность — творчество человека как общественного субъекта или, если определять это конкретнее, моделирование типов и способов истинно человеческого общения в сфере свободного времени.

Взгляд на праздник как на деятельность открывает, таким образом, возможность по-новому сформулировать определение праздника, и если бы речь шла о некой краткой формуле, то она могла бы, по-видимому, звучать так: праздник — коммуникация по поводу свободы. Будучи всего лишь теоретической абстракцией, эта формула тем не менее является сущностным определением — наряду с другими, о которых пойдет речь в дальнейшем. Это значит, что она связана с понятием праздника вообще и отражает один из самых существенных моментов его содержания.

Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди, более чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других. С этой именно стороны праздник доступен личному опыту многих, почти всех людей, ибо нет таких, кто не пережил бы хоть один раз в своей жизни дня, часа или минуты состояния праздничности, а пережив, не связывал бы с ним представления о свободной и по-своему счастливой жизни. И это так. Здесь наш эмпирический опыт не ошибается. Праздник действительно дает нам возможность в общении с другими людьми прикоснуться к идеальному в жизни, физически и душевно ощутить гармонию бытия, ибо праздник — это особое время и особое настроение, когда мы, провозглашая радостное «да» тому или иному конкретному событию, вместе с тем утверждаем жизнь как целое. Психологически мы склоняемся к тому, что единственная проблема, которую на протяжении веков ставит праздник, — это проблема того, как избавить человека от узко утилитарного или односторонне будничного отношения к жизни, задержать его на том мгновении, которое подчиняется иным критериям, и заставить его проникнуться состоянием праздничности не завтра и не там где-то, а именно «здесь и теперь». И в этом также наш чувственный опыт не подводит нас, постигая {13} предмет в его истинном значении. Праздник как таковой всегда по традиции составлял и продолжает составлять сегодня тот тип жизнедеятельности, который не только в нашем сознании, но и объективно должен иметь прямое отношение к свободе, изобилию, радости и смеху, к периодическому обновлению всей жизни.

Подчеркнем это «должен», ибо речь идет не о каком-то определенном празднике и даже не об установлении места и роли этого феномена в истории, а именно о понятии, которое есть не что иное, как идеальная теоретическая модель, отражающая существенные аспекты содержания исторических праздников, однако не являющаяся их подобием. Более того, в большинстве случаев, о которых мы будем говорить в дальнейшем, разительно от них отличающаяся. Это замечание в равной мере касается и свободного времени — необходимого, хотя и не единственного условия праздника как такового. Оно также присутствует в наших рассуждениях пока в виде идеальной абстракции, подобно той, которой неоднократно пользовался Маркс, очерчивая контуры будущего коммунистического общества и вкладывая в эту категорию богатое теоретическое содержание, способное пролить свет на понятие праздника и праздничной жизнедеятельности.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!