ПРИМЕР 47. Отдать в хорошие руки



 

Одажды пришла почтальйон и услышала, что в соседней комнате играют на пианино. Она попросила послушать. Послушала и рассказала печальную историю – о том, как она сама очень любила играть и даже занималась с частным преподавателем. Преподаватель говорил ей, что главное это техника, а если есть техника и желание, то все будет. Желания хватало. Но семья из четырех человек жила в тесной квартире, а пианино занимало много места, и она решила инструмент продать. Деньги были не важны, главное – чтобы пианино попало в хорошие руки – и она дешево продала инструмент другой девочке, которая тоже мечтала играть. С тех пор она всегда жалела и жалеет об этом.

 

Обратите внимание на душевное отношение к инструменту – как к живому существу. Я бы на месте этой женщины скорее бы выбросил свою кровать и согласился спать на полу, чем расстаться с мечтой. Впрочем можно было бы найти и не столь драматический выход.

Довольно много религионых запретов имеют тот же нездоровый оттенок.

Есть запрет на гордость, которую называют гордыней, запрет на собственное достоинство: мы никудышние рабы и погрязли в грехах и низостях, мы недостойные и так далее.

Всеобщая похвала скромности и осуждающее: "ты от скромности не умрешь" – тоже отголосок подобных запретов.

Большинство религий заставляет людей запрещать себе разнообразные удовольствия, вплоть до еды, а различные самоистязания, отшельничества, полусмерть в монастырях, самоувечья, самобичевания и тому подобное – это те же самые запреты на земное счастье, – только в концентрированном виде. Отобрав таким образом все счастье человека на земле, ему предлагают отдать свою жизнь на служение – но и отдавать‑то ему уже нечего, жизнь стала медленно текущим несчастьем и болью без цели и берегов – так почему бы ее и не отдать?

Есть запрет на естественность – как будто все время внутри два человека, один из которых смотрит на другого со стороны и судит его: "не горби спину, не молчи, а здесь вежливо улыбнись".

Есть наваливание на себя долгов и обязанностей – но на самом деле НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН. Это золотое правило, если не сказать "брилиантовое".

Например, отец считает, что его сын ДОЛЖЕН хорошо учиться в школе. И сын считает, что он ДОЛЖЕН хорошо учиться, потому что этого хочет отец. Но на самом деле он не должен никому и ничего – это его собственная жизнь и он может ею распорядиться каким угодно образом. Если он любит отца и хочет ему угодить, он может учиться старательно из любви к отцу, но он не обязан этого делать. Он может учиться из любви к знаниям или чтобы понравиться соседке по парте. Но, повторю, никто никому ничего не обязан. Мы также не обязаны родине только за то, что родились, а если мы любим родину, мы можем отдать за нее и жизнь – но это наш свободный выбор, а не обязанность раба, которого гонят в бой плетью.

Здесь я не имею ввиду юридические обязанности, такие как обязанности исполнять законы. Мы не обязаны быть вежливыми, уступать место старикам, не обязаны держать свое слово, не обязаны "зверье, как братьев наших меньших, никогда не бить по голове". Но, если мы морально здоровы, мы не хотим этого делать. В этом разница между «исправленным» бандюгой из известного всем "Механического апельсина", бандюгой, который был ОБЯЗАН не вести преступный образ жизни, – и действительно здоровым человеком, который ПРОСТО НЕ ЖЕЛАЕТ его вести.

Мы сами себя спутываем, обвязываем обязанностями по рукам и ногам, мы покрыты обязанностями как коконом, как панцирем, а потом жалуемся, что жизнь нелегка. Мы несем эту скалу на своих плечах.

Некоторые люди обожают составлять всякие планы, расписания, распределять время. Не спорю, это может быть полезно для дела. Но не все в жизни должно быть полезно, и дело – это еще не вся жизнь. Некоторые составляют даже расписания супружеской близости, по четвергам, например, после ужина. Они предпочитают план порыву. Другие живут по системе, как редкий кактус, заботливо растимый в горшочке. Но ведь счастье – в спонтанности. Запланированного счастья не бывает. А без счастья наша жизнь – ничто.

Есть система индивидуального менеджмента, то есть управления собой. Она заключается в том, чтобы ставить реальные цели, скурпулезно анализировать детали, планировать шаги на каждый день и наконец добиваться желаемого. Это абсолютно лабиринтная схема, которой может придерживаться лишь больной человек.

Здоровый так не выдержит.

Я предлагаю другую систему – систему развития в бесконечность. Не управляйте собой, вы ведь не автомобиль. Не раскрывайте себя как цветок – цветы не поднимаются высоко. И не летите как пуля – она не умеет сворачивать. Нужно всего лишь ставить нереальные, но интересные цели. По пути к ним находить новые цели, не хуже прежних, и снова идти. Можно свернуть в любой момент, можно любоваться окрестностями. Можно проспать до полудня или не спать всю ночь.

Нужно лишь двигаться и не забывать о том, что путь должен быть неповторим и интересен. На этом пути вы найдете столько реального и полезного, сколько ни на каком другом.

Первая система напоминает мне старика, который спускается по лестнице.

Вторая – брошенный вниз по лестнице каучуковый мяч.

 

ПСИХОЛОГИЯ ЗАПРЕТОВ НА СЕКС

 

Запреты на секс – одни из самых распространенных. Обычно они составляют часть традиционной культуры, усваиваются с детства и мало кто задает себе вопрос: «а почему, собственно, секс плох? А если он хорош, то почему я должен себя ограничивать?» Даже те, кто борется за полную сексуальную свободу, не задаются вопросом, почему вообще нужна такая борьба, почему кому‑то в голову приходит ограничивать секс. Действительно, почему?

Отметим, что все древние мудрецы, основатели движений, сект и религий были мужчинами. Многие из них были отшельниками, это требовалось для сосредоточения, и в этом случае любые мысли о женщине мешали основному делу их жизни. Некоторые из них вообще не проявляли интереса к женщине даже до того, как занялись философией и стали известными мудрецами и учителями – то есть, если использовать медицинскую терминологию, они были импотентами.

Мужчина, который очень любит женщин, никогда не смог бы посвятить свою жизнь чистой мысли, игре идей, его бы слишком отвлекало земное – поэтому все или почти все родоночальники идей были не слишком сексуальны или вообще не сексуальны. Но именно их идеи заражали остальных. И вот уже сексуальное считается низким и недостойным.

Идея вначале рождается в голове одного, избранного, человека, а потом уже заражает других, поэтому антисексуальные идеи были распространены с глубокой древности, как распространены и сейчас.

Платон запрещает удовольствия в любви. Он делает это по той причине, что они мешают рассудительности. Это сказано совершенно ясно. Но он снова приписывает людям собственные ценности – если выбирать между удовольствиями любви и рассудительностью, то разные люди выберут разное. Как женщина нужна не каждому, так и рассудительность нужна не всем. Женщина действительно мешает мыслить, но ведь чистая мысль – это отрада лишь избранных, и в жизни кроме мыслей есть иные ценности.

Есть и другие причины, по которым сексуальное считается грязным, порочным, недостойным – и является предметом многочисленных запретов.

Экономическая причина. Чтобы мужчина был уверен, что передает наследство именно своему ребенку, его жена не должна быть слишком сексуальна, должна быть воспитана в духе сексуальной скромности и считать всяческие наслаждения величайшим грехом, а с сношения с супругом – супружеской обязанностью – именно обязанностью, а не удовольствием. Такая жена не станет изменять. Экономически идеальная женщина должна быть фригидна. Чтобы сделать ее такой, все воспитание должно быть проникнуто духом антисексуальности. Секс низок, грязен и ужасен.

Так воспитывали женщин много веков подряд.

Психологическая причина. Существует сексуальный стыд, который связан с беззащитностью во время полового акта, но так как стыдятся обычно плохого, значит, и сам секс начинет считаться плохим.

Медицинская причина. Существуют, к сожалению, венерические болезни. Лучшая профилактика их – сексуальные ограничения. И снова антисексуальное воспитание оказывается полезным.

Физиологическая причина. Половые органы и органы выделения у человека совмещены. Поэтому и секс считается грязным – ассоциативно.

Политическая причина. Все диктатуры пытались запрещать, контролировать и ограничивать секс – потому что эмоции в этой области не контролируются диктатором. Мужчина в постели с любимой женщиной перестает любить вождя. А это преступно, с точки зрения вождя.

Вторая экономическая причина. Случайная связь может привести к рождению ребенка, а на воспитание ребенка требуются большие затраты денег, времени и труда. Мужчина должен быть с женщиной долго, иначе она оказываетя пострадавшей стороной. С этой точки зрения случайные связи тоже могут рассматриваться как преступление.

Психиатрическая причина: Существует сексуальное насилие и сексуальные маньяки. Предполагается, что ограничение сексуальности ограничит и эту нездоровую часть населения. Другой вопрос, действительно ли это так.

Возрастная причина: сексуальность объявляют порочной потому, что секс нужно запретить подросткам.

Кроме того, сексуальная распущенность часто свойственная людям, имеющим и другие, более тяжкие пороки. Это легко объяснить. Примитивы, которые характеризуются жестокостью, аморальностью, хулиганским поведением, пристрастием к спиртному и пр. обычно грубо сексуальны – это единственная способность, данная им природой. Это тоже значительно ухудшает отношение к сексу, как к таковому.

Запреты секса, по любым причинам, это лабиринтные запреты – то есть, запрещается большое, чтобы не случилось малого. В чем‑то они приносят пользу, но задумайтесь на минуту – сколько разбитых жизней, сколько разлученных влюбленных и любимых, сколько осужденных женщин – из тех, что послушались зова сердца, – сколько убитых, чтоб скрыть грех, младенцев было за последнюю тысячу лет?

Наша сексуальная мораль нездорова, она развилась из больной идеи человеческих жертвоприношений – это и есть жервоприношение, но не концентрированное, а растворенное в толпе. Раньше некоторые жертвовали всю свою жизнь. Теперь жертвуют все, но лишь частью жизни.

В противовес всему этому развивается альтернативная сексуальная мораль.

Она так же нездорова, как и традиционная. Ее основные принципы: не бойтесь секса, секс – главное в жизни, главное достоинство – сексуальность, если хочется, то можно. Если раньше идеи проникали в народ из уст мудрецов, то теперь, в эру массовых коммуникаций, народ все больше общается с поп‑звездами, которые просто прыщут избыточной сексуальностью, иначе они свалились бы с поп‑небосклона.

 

ЗДОРОВЬЕ

 

Здесь мы впервые можем приблизиться к пониманию того, что такое моральное здоровье. До сих пор морально здоровыми объявляли в основном фанатиков: искренних строителей коммунизма, или сверяющих каждый шаг с заветами какой‑либо священной книги или еще кого‑то вроде этих. Но возможен и принципиально иной подход.

Болезней много, а здоровье одно. Сотни разных заболеваний могут нарушить температуру человеческого тела. Поэтому нормальная температура – признак здоровья. Сотни заболеваний могут вызвать рвоту или понос. Поэтому отсутствие рвоты или поноса – тоже признак здоровья. Можно выделить несколько десятков таких признаков. Врач, осматривающий пациента, судит о его здоровье именно по ним. Здоровый пациент – это тот, кто имеет нормальную тепмературу, не имеет головной боли или боли в сердце и так далее.

Здоровье – это то, что разрушается болезнью. Причем разные болезни разрушают одно и то же – здоровье.

Но что же разрушают моральные болезни, по крайней мере те три из них, которые мы уже рассмотрели?

 

10.1. Свобода.  

 

Этим словом я обозначаю внутреннюю свободу, а не отсутствие запретов, которое никак от человека не зависит и, следовательно, не может его характеризовать. Свобода как отсутствие запретов известна и животному. Но человек способен быть внутренне свободным в любых, даже самых рабских внешних обстоятельствах. И внешние запреты никак не повлияют на его свободу. Например, герой Ремарка в романе «Искра жизни» оставался внутренне свободным не поротяжении десяти лет пребывания в концлагере – потому что сохранил убеждения.

 

СВОБОДА ЕСТЬ СПОСОБНОСТЬ ИМЕТЬ СВОИ УБЕЖДЕНИЯ И СТРОИТЬ ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМИ УБЕЖДЕНИЯМИ. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ НАРУШАЕТ ЧУЖОЙ СВОБОДЫ, ТО ЕСТЬ, НЕОБХОДИМОЕ КАЧЕСТВО ВНУТРЕННЕ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА – ТЕРПИМОСТЬ.

 

Примитив.

На первый взгляд может показаться, что примитив имеет убеждения. Однако, это не его убеждения. Это "идейный мусор", почерпнутый из телепередач, разговоров, газет, выступлений политиков. Это фрагменты чужих убеждений, они не имеют никакой системы, они общи для тысяч и миллионов других примитивов. Если же в куче такого мусора начинается брожение и одна из идей (идея антисемитизма, например) всплывает на поверхность, то даже в таком случае это чужая идея.

С другой стороны, примитив всегда враждебен человеку, чьи убеждения отличаются от его собственных. То есть, он враждебен иначе настроенному примитиву и, в гораздо большей степени, свободному человеку.

Итак, прититив враждебен свободе, как чужой, так и собственной.

Фанатик.

Фанатик есть раб идеи, он ей служит, но не управляет и не может повлиять на нее. Идея – его господин. Он может умереть ради идеи и отдать ей самое дорогое.

Так он и поступает и, отдавая лучшее, остается ни с чем. Он остается внутренне пуст, он выгорает изнутри. Он не имеет убеждений, наоборот, одно единственное убеждение имеет его.

Фанатик нетерпим. Средневековыке костры, на которых сжигали свободных людей, зажигались фанатиками.

Лабиринтный человек.

Сущность лабиринтности в порабощении человека организацией, то есть, в отнятии свободы. Лабиринтный человек не имеет убеждений, его «убеждения» могут быстро измениться на противоположные под влиянием указания сверху. Такие составляющие лабиринтности, как авторитарность, бюрократизм, потребность запрещать направлены в первую очередь против свободы.

Итак, все три болезни направлены против внутренней свободы личности – причем свобода понимается именно в той формулировке, которая приведена выше.

Поэтому мы можем назвать внутреннюю свободу одной из составляющих морального здоровья.

 

10.2. Творчество  

 

Лабиринтный человек (бюрократ, запрещатель, авторитарный деятель), как и примитив или фанатик, одинаково сильно враждебны творческому меньшинству – так же как разные болезни враждебны одному и тому же – здоровью. Ни примитив, ни лабиринтный не способны к творчеству сами. Фанатики обычно склонны к творчеству, прославляющему идею, которая владеет ими. Но, как верно было замечено, фашизм никогда не даст хорошего писателя. То же можно сказать о коммунизме, национализме, религиозном сектанстве. Но здесь возможны редчайшие исключения. Время от времени искренний фанатик создает книгу, картину или музыку, которая имеет самостоятельную ценность.

 

10.3. Сострадание  

 

У примитива сострадание обычно заменяется на злорадство; у фанатика сострадание «выключено», что позволяет ему идти на любую жестокость ради идеи; лабиринтный просто не видит людей, поэтому не сострадает им.

 

10.4. Уважение к себе и другому.  

 

Примитив любит себя, но не уважает; в отношениях с другими людьми уважение заменяется унижением. Для фанатика человек и его индивидуальные ценности не существуют, ценна лишь идея, для которой человеком можно и нужно пожертвовать.

Суть лабиринтности – в подчинении человека путем унижения его.

 

10.5. Любовь  

 

Любовь – слишком широкое понятие. В этой книге я буду говорить о любви, как о вложении себя. Любовь – в некотором роде переселение душ, которое совершается при жизни. Мы любим то, во что вложили душу и любим тех, кто вложил душу в нас – оставил след в нашей душе. Не обязательно людей: след в душе может оставить и осенний пейзаж, и, например, увлечение филателией. Подробнее о любви см. следующую главу.

Примитив любит только себя, а других (например, женщин) использует опять‑таки чтобы любить себя с их помощью. Фанатик не любит людей, даже если считает, что любит по велению идеи, но по приказу ведь не любят. Фанатик обычно любит не человека, а собственную идею в другом человеке. Но он может "вложить душу", заразив – и тогда он ощутит нечто подобное любви. С другой стороны, фанатик не любит большинство черт и элементов жизни – он безразличен всему, что не работает на идею. Лабиринтнность вообще убивает любовь.

 

10.6. Развитие  

 

Примитив не способен к развитию. Фанатик способен лишь к однобокому развитию. Лабиринтность тормозит любое развитие; она аналогична трению в механике; идеально лабиринтная система консервативна, неподвижна и быстро тормозит любое новое движение. В ней ничего не происходит. Коэффициент полезного действия такой системы равен нулю. Целые государства десятилетиями топчутся на месте, как слепые, хотя миллионам разумных людей понятно, что нужно делать. Но делается лишь то, что не нужно. Как пример можно привести бывшие социалистические страны.

 

Итак, СВОБОДА, ТВОРЧЕСТВО, СОСТРАДАНИЕ, УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ И ДРУГИМ, ЛЮБОВЬ и СПОСОБНОСТЬ К РАЗВИТИЮ – те компоненты личности, которые разрушаются моральной болезнью. То есть, это признаки здоровья. Конечно, это не все признаки, а лишь некоторые из них. Кроме описаных трех, есть многие другие болезни, может быть, не столь серьезные или распространенные.

В принципе, можно составить психологический тест в котором будет, соответственно, шесть шкал и который будет определять, здоров человек или болен в моральном плане. Но даже наивысшие показатели по всем шкалам будут означать лишь общее здоровье, – ведь даже самый здоровый человек может иногда простудиться, порезать палец или обратиться к стоматологу. Даже человек свободный, творческий, сострадающий и т п. может быть, например, склонен к гневу.

Даже если бы можно было определить и протестировать моральное здоровье с совершенной точностью, я не думаю, что здоровый человек имел бы преимущество перед больным. В теперишних экологически неблагоприятных условиях многие предпочтут иметь своим подчиненным человека без убеждений, склонного к лести или даже к обожествлению начальника. Военные станут выбивать свободу, творчество и сострадание из новобранцев. Толпы примитивов станут с радостью травить тех, кто не похож на них. Может быть, только при выборах президента или другого высокого должностного лица, большинство желало бы избрать морально здоровего человека.

Но такие, увы, редко идут в политики.

 

 

ГЛАВА 7

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ

 

Из шести перечисленных выше компонетов морального здоровья мы рассмотрим в этой главе только два: любовь и творчество.

Эти компоненты наиболее противоречивы. Дело в том, что творчество связано с созданием новых идей, а любовь – с их передачей другому человеку, как будет показано ниже. И то и другое означает «размножение» идеи, если продолжать аналогию с живыми организмами. Поэтому как любовь, так и творчество, как ни странно, порой могут оказаться формами зла, а не блага.

 

РАЗМНОЖЕНИЕ ИДЕЙ

 

а) Жизнь и не‑жизнь

Идея может жить только внутри человеческого разума.

Она также может существовать (как и вирус вне организма‑носителя) в состоянии, промежуточном между жизнью и смертью. Это состояние «полужизни» – не жизни, но и не смерти. Биологический вирус может сохранятся так в кусочке какой‑нибудь высохшей ткани. Он сохранится даже в ткани, которая рассыпалась в пыль за тысячелетия. Ему не знакома такая вещь, как смерть от старости – он слишком прост, чтобы стареть. Компьютерный вирус может годами «лежать» в какой‑нибудь запылившейся дискете. А идея может быть законсервирована в предмете или в человеке. И так же как вирус, встретив подходящую клетку, пробуждается к жизни, так же как оживает вирус, попадая в компьютер, так и идея оживает, ВСТРЕТИВ ПОДХОДЯЩИЙ УМ.

Например, в состоянии не‑жизни идеи существуют в книгах. Если весь тираж этой книги пролежит тысячу лет в какой‑нибудь пещере или засыпанный песком, идеи заложенные в ней, не проникнут ни в чей ум. Но если, по прошествии этой тысячи лет, книгу откопают и сумеют прочесть, то некоторые из идей начнут вполне здоровую и самостоятельную жизнь в умах наших далеких потомков. Примерно так мог бы ожить какой‑нибудь древний вирус, сохранившийся в доисторических пещерах; ожить и заразить археологов.

Примерно так случилось с античной скульптурой, о которой человечество надолго забыло, а затем раскопало и вспомнило в период Ренессанса. Множество статуй были найдены и поняты, а потом родились новые творцы, которые пошли в новых направлениях. Но первичный импульс развитию дали именно древние статуи.

В состоянии не‑жизни идея может находиться в предмете. Вернусь к примеру, который я уже приводил: ребенок специально вставляет в перила школьной лестницы куски бритвенного лезвия, чтобы другие школьники разрезали себе ладони. Идея распоротой ладони уже содержится в этих перилах с кусками лезвия, но она не проникнет ни в чей разум до тех пор, пока кто‑то не положит руку на лезвие или просто увидит эти кусочки металла. Как только идея будет понята кем‑то, она начнет свою жизнь в умах других людей, а не только в умишке малолетнего негодяя.

Идея может существовать и в подсознании, но она не живет, если она не понята. Например, посмотрев на движения очень техничного спортсмена, новичок начинает двигаться сам более правильно, но он не понимает, как он это делает и через некоторое время его движения возвращаются на прежний уровень. Идея не поднялась до уровня сознания, НЕ ПРОИЗОШЛО ПОНИМАНИЯ и, значит, идея не родилась.

Понимание – момент рождения идеи.

Б) Почкование и мутации

Есть несколько вариантов размножения идеи. В элементарном случае оно напоминает почкование бактерии. Например, я хочу объяснить человеку, где можно купить дешевый и вкусный мед (предположим, что я это знаю). Я объясняю, как проехать к нужному месту, даю ориентиры, описываю внешность продавца.

Наконец, мой собеседник говорит: "Ага, я понял". Теперь и он знает как и где купить дешевый и вкусный мед. Идея, существовавшая до сих пор в моем сознании, удвоилась, создав копию в сознании другого.

Причем копия эта никогда не бывает точной, а иногда оказывается совсем не точной.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!