ПРИМЕР 48. О бездонности человека. (Цитата) Ю. Борген, «Маленький лорд»



 

…И вдруг, как заведенная машина, Андреас начал:

Я помню, когда я ребенком был,

К нам пишел нищий бездонный…

В группе у окна вспыхнул смех. Родители сдержанно усмехнулись. Сигне Воллквартс, решительно выпрямившись, отрезала:

– Тихо!

Но это больше подействовало на взрослых, чем на учеников.

– Ты сказал "бездонный", Андреас. Смеяться тут нечего, это бывает! –

Грозный взгляд обежал собравшихся. Ты оговорился, надо было сказать… Впрочем, продолжай. Или вот что – начни сначала.

Я помню, когда я ребенком был,

К нам пришел нищий бездонный…

На этот раз уже никто не сдерживал смеха. Сама фрекен Аннета улыбнулась. Но общее веселье нарушил резкий голос ее сестры:

– Ты, конечно, хотел сказать "бездомный". Поэт вспоминает здесь грустную историю о том, как легкомысленные дети прибили гвоздями к лестнице деревянные башмаки нищего Уле и он упал и разбился насмерть. Так ведь?

Краска волной залила щеки Андреаса. Он стоял, то стискивая, то разжимая кулаки.

– Так ведь, Андреас? – в ласковом голосе затаилась угроза.

– А я всегда думал, что "бездонный", – тихо сказал Андреас. – Мне потому так и нравилось.

 

В данном случае идея была «скопирована» не точно, с разницей всего лишь в «один ген», но новая идея оказалась не копией старой, а новым, хотя и в чем‑то уродливым организмом. Неточность прочтения оказалась таким же мутагенным фактором, каким может быть радиация для биологического организма.

Таким образом рождается порой интересный уродец‑мутант, но может родиться и совершенно иная, вполне жизнеспособная идея. В свое время газета «Мастер» напечатала несколько моих ранних рассказов и также отрывок из книги афоризмов "Росток мудрости". Газета набиралась неаккуратно, с большим количеством опечаток. Один из афоризмов звучал довольно грустно:

 

1: Возвращение – это игла, прокалывающая темные пласты прошлого.

Игла, которой ничего нельзя сшить.

 

Сочетание букв «ас ы» набирается указательным, средним и безымянным пальцами левой руки. Причем при быстром, но непрофессиональном наборе средний палец не успевает опуститься и нажать букву "с". Поэтому из «пласты» получилось «платы». Теперь афоризм изменился:

 

2: Возвращение – это игла, прокалывающая темные платы прошлого.

Игла, которой ничего нельзя сшить.

 

В те годы компьютеры еще были в диковинку и потому «платы» читались скорее как опечатка. Теперь же это случайное слово создало новый, более современный афоризм о микросхемах времени.

Обратите внимание на следующий принципиальный момент: АВТОРОМ ИДЕИ АФОРИЗМА N 2 НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК. Этот афоризм не создан человеческим разумом.

Идея возникла так, как возникают новые биологические виды: ИЗ‑ЗА МУТАЦИИ.

Более того, можно изобрести машину, генерирующую идеи. Этой машиной может быть компьютерная сеть, время от времени делающая ошибки. Если, к примеру, поэт наберет следующую строку:

Лежал осел средь мусорных куч, а машина, ошибаясь, создаст множество ее случайных вариантов, то среди них будет и такой:

Летал орел средь горных круч.

Автором этой строки не будет человек. Идея может возникнуть вне человеческого разума. Но живет только в нем.

В) Зачатие и вынашивание

Часто рождение идеи предваряет зачатие и вынашивание. Причем сам вынашивающий иногда не знает, что у него родится: мышонок, лягушка или неведома зверушка.

Даже тогда, когда простая идея размножается копированием, есть некоторый эмбриональный период, который можно наблюдать как паузу перед пониманием.

В более сложных случаях этот период разворачивается в многолетний творческий поиск, который заканчивается криком «Эврика» – то есть, пониманием, рождением идеи. «Эврика» или хотя бы «ага» – первый крик идеи‑младенца.

Большинство творцов в нашем мире – мужчины. Именно мужчины вынашивают и рождают новые идеи. Бывает и наоборот, но значительно реже: я знаю многих женщин увлекающихся рисованием, но не знаю ни одной женщины‑великого художника.

Лучше всего женщинам удается литература, но и здесь (количественно, а не качественно) они уступают мужчинам. Итак, вынашивает идею чаще всего мужчина.

Зато для зачатия идеи нужна женщина. Лучшие стихи мужчин начинались с женщины, лучшие песни мужчин написаны ради них. И на подвиги шли ради женщин. Чтобы завоевать благосклонность женщины, мужчины создавали из самих себя героев, мудрецов, подвижников. Фрейд называл это сублимацией сексуальной энергии.

Глубокие понятия философии: материя, свобода, справедливость, истина, совесть, необходимость, красота – обдумывались и уточнялись великими мужчинами, и все эти слова женского рода. ИДЕЯ НАЧИНАЕТСЯ С ЖЕНЩИНЫ, НО РОЖДАЕТ ЕЕ МУЖЧИНА. У каждого своя роль. Мужчина рождает идеи, а женщина тела, которые будут, превращаясь в людей, эти идеи усваивать. Мужчина оплодотворяет телесно, женщина

– духовно. Если великий мужчина построил дворец, то не менее велика женщина, котороя его вдохновила на этот подвиг. У большинства творческих достижений есть два родителя: мужчина и женщина. И у каждого из них своя родь.

Легко заметить, что эта схема не вполне симметрична. Есть несколько исключений из нее. Первое: женщина довольно часто берет на себя мужскую роль и сама вынашивает и рождает новую идею. В этом случае для духовного зачатия нужен мужчина. Второе: иногда для зачатия идеи не нужен ни мужчина, ни женщина. Одна поэтесса увидела пять берез, растущих к небу из единого корня; отдаленно эти березы напоминали пальцы руки. И родилась фраза: "Земля указывала небу". Фраза стала первой строкой будущего стихотворения. Функцию оплодотворения здесь выполнила береза.

Дело не в разделении на мужчин и женщин, а в том, что и люди, и идеи рождаются одинаково: вначале зачатие, потом вынашивание, потом первый крик новорожденного и суматоха вокруг новой жизни.

Уместно поставить вопрос: а еще раньше, до зачатия? Ведь еще раньше была любовь и с нее все начиналось?

 

ЛЮБОВЬ

 

Есть два вида любви: любовь телесная или половая, связанная с сексуальным притяжением, и любая другая, в принципе не предполагающая секс. Например: любовь скряги к деньгам, любовь родителей к детям, любовь к тем местам, где прошло детство, любовь мастера к своему делу, любовь к определенной песне или кинофильму, который хочется смотреть много раз (или напевать песню), любовь к животным и растениям – хотя бы к любимому кактусу на подоконнике, так хочется, чтобы он скоре вырос. Второй вид любви условно назовем духовной любовью.

Первое правило:

ДУХОВНОЙ ЛЮБОВЬЮ МЫ ЛЮБИМ ТО, ВО ЧТО ВКЛАДЫВАЕМ ДУШУ.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!