ПРИМЕР 37. Дополнительное задание



 

Это было лет восемь назад, в начале моей преподавательской карьеры. Года три или четыре подряд я учил детей все лучше, это было видно просто по оценкам.

Я заново переписывал свои конспекты, вкладывая в них новые мысли; интересные задачи меня зажигали. Однажды кто‑то из учеников сказал: "смешно смотреть, как вам нравится эта задача." Задача мне действительно нравилась.

Как‑то раз я заметил, что одна из учениц не очень старается и назвал ей номера дополнительных задач – то есть, задал их как наказание. Неделю спустя я спросил ее. "А как же вы запомнили? – удивилась она, – я смотрела внимательно, вы эти номера никуда не записали." И я задумался, в самом деле, как я смог запомнить эту случайную мысль, мелькнувшую всего может быть на секунду? Я и сейчас помню лица тех детей, их имена и фамилии, мелкие происшествия, случившиеся с ними и со мной тогда, помню все то, что они говорили, мельчайшие особенноти их характеров. Когда я вижу кого‑то из них сейчас, я сравниваю их с моей памятью – и там, в памяти, они живее и "настоящее". Теперишних моих учеников я воспринимаю гораздо более поверхностно, а уровень моего преподавания неизменен уже много лет.

 

«Неизменен много лет» – скорее всего здесь дар постепенно заменяется умением, техничеческими приемами, авторитетом или просто некритичностью к себе.

А может быть, этот человек все же использует свой дар, но не по‑настоящему, а вполнакала.

Чтобы не заболеть синдромом Чарткова нужно стараться РАДИ ИДЕИ и идея эта единственна: выразить всего себя в процессе творения. Если ты смог, то ты растешь, ты любишь свой труд и, спустя некоторое время, ты сможешь сделать его лучше. КАК ТОЛЬКО ТЫ ПЕРЕСТАЕШЬ СЛУЖИТЬ ИДЕЕ, ТЫ РАЗРУШАЕШЬСЯ КАК МАСТЕР. Все возможные награды за свой труд – деньги, уважение, авторитет или славу – ты воспринимаешь как обертку от конфеты, красочную, но далеко не главную деталь. А порицание или неприятие – это посто плохая обертка на хорошей конфете. Так тоже бывает. Чтобы твой талант рос, нужно служить ему бескорыстно и самозабвенно – так служат Богу.

Но, как давно замечено психологами, любое умение развивается ступенчато.

После периода быстрого развития наступает период затишья – более или менее длительный. Этот период обычно называют плато. Возможно лучшая книга Марка Твена "Приключения Геккельбери Финна" писалась дважды. После удачного начала наступило плато. Второй период начинается примерно с появления Короля и Герцога. Есть и еще небольшой кусочек – о кровной мести – но он оказался неспособен потянуть «уставшую» рукопись дальше. Кстати, «Портрет» Гоголя, с которого начинается эта глава, тоже писался дважды.

Плато – период восстановления. Очень хорошо это заметно на примере труда писателя. Работая на пределе творческих способностей, писатель изо всех сил старается выразить всего себя. И выражает. И поэтому наступает момент, когда выражать больше нечего. Если книга закончена, в плато нет ничего страшного. Но книга может застрять и на половине. Подобные вещи – худшее несчастье для тех, кто пишет сериалы: выразив все, что мог, такой автор начинает просто "высасывать из пальца", ведь за такое высасывание платят. А расплата – сидром Чарткова, смерть таланта.

Плато аналогично паузе при восприятии новой идеи. Воспринятая идея перестраивает внутренний мир человека, и на это требуется время. Выраженная идея оставляет человека "пустым", ожидающим новых идей – новых зерен, которые должны прорасти. На это тоже требуется время.

Предположим, некто N решил написать повесть. Он садится и пишет первые главы, работая с удовольствием и выражая то, что его глубоко волнует. Но вот его работа, которая только что шла так споро, замедляется и останавливается. Дар исчерпал себя – дар создал все, на что был способен и перешел в режим сканирования идейного поля – в режим поиска новых оригинальных идей. Некто N не может закончить повесть. У него есть три выхода. Первое: выдумать бездарное продолжение. Второе: плюнуть на все это и заняться другим делом. Третье: предоставить подсознанию сканировать мир в поисках новых идей. В последнем случае повесть можно продолжить, когда‑нибудь. Если хватит времени жизни. Плато ведь может продолжаться десятилетиями. И сканирование – это не безделье, это постоянное напряженное внимание, это дар, сжатый в пружину и дрожащий от нетерпения распрямиться. Не каждый это выдержит. И мало кто это выдержит долго.

Но есть и четвертый вариант. Может быть, худший из всех. В поисках идеи дар натыкается на ложную идею и принимает ее за истинную. Это идея‑фанатоид.

 

ФАНАТОИД

 

Назовем фанатоидом такую идею, которая, найденная или воспринятая человеком, находящимся в состоянии плато, кажется разрешающей все его проблемы.

Первое ее свойство: ОНА ВЫВОДИТ ИЗ ТУПИКА, СДВИГАЕТ С МЕРТВОЙ ТОЧКИ. Иной вопрос, в какую сторону сдвигает.

Второе свойство: фанатоид – это ИДЕЯ, ОГРАНИЧИВАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКА – идея воинствующая, идея нетерпимая, идея не только "за", но и обязательно против чего‑то.

Приведу три сравнения: на месте заброшенного сада может вырасти лес, но заброшенный сад могут и выкорчевать чтобы посеять на его месте пшеницу. Память о прошлом вожде может быть стерта заслугами нового, а может быть уничтожена как ересь. Можно забыть женщину, а можно оттолкнуть ее и разорвать с ней отношения.

Так поступает фанатоид: он выкорчевывает, уничтожает, рвет связи с прошлым.

Фанатоид не вытесняет иные идеи, он с ними борется, чтобы занять их место.

Когда Толстой закончил свой последний великий роман, он перестал быть великим писателем. Но теперь он выдумывает новую религию. Эта религия выступает против секса, против гнева и против сопротивления злу насилием.

Против, против, против – уже с самого начала. Что же будет дальше? А дальше – он выступает против музыки, литературы и вообще искусства. Против Вагнера, против Бетховена, против Шекспира и против самого себя. Искусство, в соответствии с его новой теорией, должно существовать лишь на примитивном уровне, вроде хоровых песен и некоторых жанров религиозной живописи. Но самое главное – он прекратил хорошо писать, то есть прекратил делать то единственное, что умел лучше всего и лучше всех. Он выкорчевал свой сад.

Третье свойство: фанатоид есть ВСЕОБЪЯСНЯЮЩАЯ ИДЕЯ. Одно из фундаментальных свойств идей состоит в том, что могут существовать две или больше объясняющих идеи, которые противоречат друг другу, но каждая из них верна. Каждая из них имеет свою точку нибольшей правильности и чем дальше от нее отходит, тем более становится расплывчата и неточна.

Разные и противоположные идеи об одном и том же имеют разные фокусы правильности – поэтому возможны бесконечные споры, в которых каждая сторона будет считать себя лишь все более и более правой. Бить детей, воспитывая, или уговаривать? Строить ядерные электростанции или не строить? Пить или не пить?

Противиться злу или не противиться? – верно и то, и другое. Но верно вблизи точки применимости. Как только мы отходим от этой точки, идея расползается как чернильное пятно и начинает объяснять ВСЕ. Она превращается в фанатоид.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!