ПРИМЕР 39. Большевизм как фанатоид. Замкнутость идеи на себя.



 

Если ты веришь в большевизм, то ты безоговорочно следуешь за лидером и уничтожаешь врагов. Если не веришь – ты сам враг и, как любой враг, врешь и вводишь в заблуждение. Поэтому любой неверящий говорит неправду. Поэтому прав лишь верящий в большевизм. Значит, большевизм есть единственно верная теория.

 

Пятое свойство: фанатоид есть ИДЕЯ, КОТОРУЮ МОЖНО НЕОГРАНИЧЕННО УГЛУБЛЯТЬ.

Так, фанатик может толковать единственное слово вождя или священного текста БЕСКОНЕЧНО. Причем, чем глубже толкование, тем оно интереснее для постигающего.

Вся средневековая схоластика была толкованием священных текстов.

Из нескольких аксиом можно построить практически бесконечную геометрию Эвклида, а из нескольких иных аксиом бесконечную неэвклидову геометрию. Любая из этих геометрий есть прекрасное сооружение человеческой мысли – но оно не содержалось в первичных аксиомах. Фанатоид тоже допускает толкование в глубину.

Сама возможность беспредельного углубления есть одно из притягательнейших свойств фанатоида.

Шестое свойство: ФАНАТОИД ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОСТ. Он прост в том смысле, что сущность его всегда может быть выражена одной или двумя понятными фразами: "Своя нация лучше всех", "Бей богатых", "Все болезни от глубокого дыхания", "Единственное, что нужно делать – следовать заповедям", "Скоро конец света, спасутся лишь праведники", "Нельзя есть мясо" – и еще множество подобных фраз.

Простота притягивает к фанатоиду людей простых или примитивных; потенциальная глубина – интеллектуалов. Сочетание простоты и глубины притягивает эстетов и любителей парадоксов. Поэтому мало кто застрахован от фанатизма.

 

Фанатоид заставляет человека ограничивать проявления собственной личности.

Как в случае болезни, поражающей суставы, гениальный пианист вначале будет хуже играть, потом перестанет играть вообще, потом не сможет делать более простые движения, не сможет вставать, ходить и ложиться – в самом тяжелом случае он станет полным инвалидом. Фанатоид, начиная с самых простых запретов, усиливается, расширяется и его запреты все более расходятся с общепринятым мнением. Фанатика это не волнует – ведь общее мнение это мнение неверных, а неверные по определению ошибаются. "Раз они ошибаются, порицая меня, значит, я еще раз прав". Так фанатик превращается в нравственного инвалида.

Фанатоид создает человека, которому чуждо все человеческое. Робота.

Улыбающегося, гневающегося, самодовольного, поучающего или любого другого робота. Но не человека.

Фанатоид может лишить человека любых человеческих качеств, даже самых глубоких, даже таких фундаментальных, как способность испытывать боль. Один философ лечил подагрические боли увлеченным занятием философией. Герой увлеченный битвой, не замечает, что ему отрубили кисть руки и подхватывает знамя другой рукой. Я сам когда‑то снимал зубную боль интересной партией в теннис.

Причем это было не отвлечение: я помнил, что мои зубы болят и наблюдал как боль уходит, чтобы восстановиться пять минут спустя после игры. Любая увлеченность уменьшает боль. Фанатик – человек предельно увлеченный своей идеей, поэтому он, в критические моменты, способен не почувствовать даже предельно сильную боль.

Поэтому фанатик сможет стерпеть любую пытку, не дрогнув и не проронив слезинки. Поэтому он может стремиться к цели, физически уничтожая при этом собственный организм (например, спортсмен, который знает, что его сердце не выдержит нагрузки, все равно участвует в соревновании). Он может стерпеть любое искушение. Может всю жизнь отказывать себе в самых естественных вещах, например, в любви, отдыхе или вкусной пище. И даже мучить себя – самомучительство может быть удовольствием для него.

 

ПРИМЕР 40. Цитата. Борхес, «Хаким из Мерва, красильщик в маске».

 

И они увидели, как из умопомрачительных недр пустыни (чье солнце вызывает лихорадку, а луна судороги) появились три фигуры, показавшиеся им необычайно высокого роста. Все три были фигурами человеческими, но у шедшей посредине была голова быка. Когда фигуры приблизились, те, кто остановился в караван‑сарае, разглядели, что на лице у среднего маска, а двое других – слепые…

Хронист Аббасидов сообщает, что человек, появившийся в пустыне (голос которого был необычайно нежен или показался таким по контрасту с грубой маской скота), сказал – они здесь ждут, мол, знака для начала одного месяца покаяния, но он принес им лучшую весть: вся их жизнь будет покаянием, и умрут они позорной смертью.

 

Это совершенно невозможная логика с точки зрения здорового человека: ЛУЧШАЯ весть о том, что «умрут они позорной смертью». И соврешенно естественная логика для фанатика.

В определенном смысле фанатоид лечит – потому что ослабляет боль. Это объясняет как широкую растпространенность фанатоидных доктрин лечебной направленности, так и излечение хронических болезней фанатичной верой.

Но фанатизм снижает не только физическую боль, но и боль нравственную.

Поэтому фанатик может убить собственную мать, невинного ребенка или тысячу людей. Но не просто убить, а убить ради овладевшей им ИДЕИ. Идея‑фанатоид использует фанатика так, как поступают некоторые насекомые: они откладывают яйца прямо в тела своих жертв и вылупившиеся личинки пожирают насекомое изнутри – чтобы жить и размножаться дальше. Смерть насекомого‑хозяина для них не существенна.

 

ЛОГИКА ФАНАТИЗМА

 

Логическим путем можно вывести лживую теорию, которая будет казаться абсолютно верной. Примеров тому множество.

И ни по самим доказательствам, ни по выводам или постулатам нельзя будет судить о том, истина она или лжива. Так что истина это всегда вопрос веры.

Если же в одном случае у меня в ответе получается пять, а в другом десять, то я могу сравнивать два способа решения задачи, пока найду ту мелкую ошибку, которая и привела к неправильному ответу. Возможно, не ошибку, а только неточность понимания термина, ведь любое понятие имеет не точечное значение, а область значений – и эта область содержит бесконечно много значений, слегка отличающихся друг от друга.

Ошибочность теории не всегда выводима из ее самой. Допустим, что из всех теорий на земле существовал бы лишь марскизм, тогда никто не смог бы доказать, что эта теория неверна. Нужно сравнение, нужна альтернатива. Но, для того, чтобы поверить в Марксизм, нам, в свое время, потребовалось изучать его годы и десятилетия, на примитивном, но на вполне логичном уровне. И, к примеру, если бы я верил в него твердо (из‑за его логической непогрешимости, в которой многократно убеждался), то я не стал бы тратить снова много лет на изучение теорий, которые считаю заведомо неверными, потому что они противоречат марксизму. То же самое с верой в бога. Если я потратил годы на изучение библии и убедился в том, что каждое ее слово истина, я не буду рассматривать с той же степенью подробности и непредвзято теории, в лживости которых я уверен. Тоже самое с атеизмом, национализмом, и всяческими сектантскими движениями.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!