Е) Человек массы напоминает избалованного ребенка



Не только избалованного ребенка, но и «сорного» подростка, или даже несовершеннолетнего хулигана, лет четырнадцати. И тот и другой любят общество подобных себе ("дураки обожают собираться в стаи", – пел известный бард), и тот и другой решают проблемы не умом, а насилием и физической силой, и тот и другой скорее грубо сексуален, чем романтичен, употребляет алкоголь, легко ругается матом. И тот и другой ценят лишь громкое, яркое, большое и сильное – практически лишены эстетического вкуса. И тот и другой не хотят меняться, потому что считают свою персону идеалом. То есть, человек массы есть человек остановившийся в моральном развитии, остановившийся на уровне ребенка или подростка – морально недоразвитый или морально дегенерировавший. Это человек‑примитив.

 

ПОРТРЕТ ПРИМИТИВА

 

Если благородный человек, герой, личность, описывался в литературе всех времен и народов, то изображение человека массы можно найти, за редким исключением, лишь у писателей двадцатого века. Это естественно, ведь именно в двадцатом этот репейник и расцвел своим полным цветом. Давайте посмотрим на один из портретов примитива.

 

ПРИМЕР 32. Цитата. В. Набоков, «Королек»

 

…когда они оба облокачивались на железные перильца балкона, зады у них были точь‑в‑точь одинаковые – большие, торжествующие, туго обтянутые по окатам одинаковым клетчатым сукном.

Еще раз: мир будет потен и сыт. Бездельниками, паразитам и музыкантам вход воспрещен. Пока сердце качает кровь, нужно жить, черт возьми. Густав вот уже два года копил деньги, чтобы жениться на Анне, купить буфет, ковер.

По вечерам раза три в неделю она приходила – дебелая, полные руки, широкая переносица в веснушках, свинцовая тень под глазами, раздвинутые зубы, из которых один к тому же выбит. Втроем дули пиво. Она поднимала к затылку голые руки, показывая блестящее рыжее оперение под мышками, и, закинув голову, так раззевала рот, что видно было все небо и язычок гортани, похожий на гузок вареной курицы. Обоим братьям был по вкусу ее анатомический смех, они усердно щекотали ее.

 

Это, конечно же, гротеск. Одинаковые зады, выбитый зуб, язычок гортани.

Но оставим в стороне слишком яркие детали. Чем еще возмущает читателя внешность персонажей? Во‑первых, зады не только большие, но и торжествующие. Во вторых, «герой» рассказа не только ощущает себя хозяином жизни, но и враждебен всем, кто не похож на него самого. Что еще? Широко раззевала рот. Выставляла напоказ потные подмышки, нисколько не стесняясь. Итак, третье: отсутствие стыда.

ОТСУТСТВИЕ СТЫДА, ВРАЖДЕБНОСТЬ, ТОРЖЕСТВУЮЩЕЕ БЕЗВКУСИЕ и МОРАЛЬНАЯ ТУПОСТЬ (один из персонажей к концу рассказа зарежет человека, спокойно ляжет спать и ему ничего не приснится, а с утра ему будет смешно) – характерные качества примитива.

 

ПОЛЕЗНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ТУПОСТИ

 

Современные законы несовершенны: они защищают человека от физической боли и физического насилия, хотя нравственную боль практически всегда можно доставлять безнаказанно. Существует, конечно, защита от оскорбления, однако работает она лишь в исключительных случаях и обычно тогда, когда речь идет о политических деятелях или иных заметных фигурах. Для того, чтобы тебя защитил закон, необходимо, чтобы была в какой‑то степени разрушена твоя репутация, а для этого фальшивые сведения о тебе должны быть опубликованы, переданы людям, от которых ты так или иначе зависишь, или высказаны (тоном вызывающим или хотя бы привлекающим внимание) в присутствии других людей. Такие случаи чрезвычайно редки в сравнении с примерами бытового ежедневного морального насилия и издевательства. Простейшие примеры оскорбления: человеку дают обидную кличку, обливают его бранью или делают то, что подействует именно на него: подстраивают такую гадость, которая была бы просто незамечена большинством других людей.

Примером может служить хотя бы одна учительница: дети проходили мимо нее и шипели, она понимала, что это имеет целью обидеть ее и злилась, детям нравилось и они шипели еще сильнее, и моральная боль все усиливалась. Никакой закон не может пресечь подобные вещи.

Защиты от такой боли не существует – возможно, как ответ, лишь причинение ответной боли. Люди могут долгие годы жить по соседству, доставляя друг другу невыносимые страдания, изощряясь во взаимных оскорблениях и достигая в причинении моральной боли изощренности хорошего средневекового мастера пыток.

Удивительно, если поразмыслить, но эта боль по традиции считается слишком незначительной, чтобы обращать на нее серьезное внимание. Однако, она порой может довести человека и до самоубийства или убийства. (Пользуются большим успехом фильмы и книги описывающие такие случаи – поднимающие эту нерешенную и как бы несуществующую проблему – пользуются успехом потому, что они действительно волнуют нас – значит, моральная боль не такой уж пустяк.) Давайте попробуем оценить силу такой боли. В предельном случае она так сильна, что человек решает уйти из жизни – я имею ввиду доведение до самоубийства.

Физическая боль может иметь те же последствия. Представим себе больного, страдающего от постоянных болей. Насколько сильной должна быть его боль (чисто телесная боль, без примеси моральной – то есть, со всеми остальными аспектами жизни у этого человека полный порядок); насколько сильной должна быть физическая боль, чтобы человек решил убить себя? Очевидно, что чрезвычайно сильной.

Именно такова моральная боль человека, доведенного до самоубийства.

Когда один ребенок обзывает другого, наример, ослом, козлом или обезьяной, другой может ответить ему тем же или ударить обидчика. И он, и другие дети сочтут это справедливым. Простейший принцип справедливости, которому следуют дети, это "око за око". Это элементарная и возможно врожденная моральная реакция – отвечать на боль такой же болью. Значит, в определенном отношении боль удара и боль произнесенного слова равны – они равны по силе. И, конечно же, оскорбление может доставить большие страдания, чем удар. Во времена дуэлей человек рисковал своей жизнью и считал справедливым убить обидчика. То есть моральная боль и здесь оказывалась предельно сильной. Но никто не имеет права причинить телесную боль, зато все могут безнаказанно унижать. Ситуация такова, как если бы было запрещено квартирное воровство, зато разрешен разбой.

Поэтому чрезвычачно выгодно быть нравственно тупым: во‑первых, ты можешь причинить очень сильную боль другому, не повредив себе (отсутствуют угрызения совести). Ситуация такая, как если бы вступили в поединок вооруженный и безоружный. Морально здоровый человек имеет иммунитет против морального садизма и моральной жестокости, зато к нему могут относиться с любой степенью жестокости. Во‑вторых, нравственно тупой нечувствителен ко многим оскорблениям и общая чувствительность к моральной боли у него тоже снижена. Ситуация такая, как если бы вступили в поединок гладиатор со щитом и в доспехах и гладиатор, ничем не защищенный.

Итак нравственно тупой имеет преимущество в контакте – и, вообще говоря, таким быть выгодно.

Второе преимущество такого человека: он способен на больший диапазон поступков, направленных к собственной выгоде, ему не мешают честь, совесть, мнение окружающих и другие подобные "мелочи". Он может украсть, если будет уверен в своей безнаказанности, может подкупить или позволит подкупить себя, может нагло идти напролом так, что порядочные люди просто не смогут его остановить. Есть некая реакция замирания у порядочных людей – они не сразу действуют в таких случаях, с которыми не сталкивались раньше, особенно в случаях морального хулиганства или садизма; они должны вначале все продумать и взвесить, не слишком ли они обидят насильника своим отпором. Я знал одного человека, который в течение десятилетий приветствовал своих друзей грязным матом: "привет, ты такой‑то и такой‑то". Друзья терпели. Однажды один из недавних его знакомых не выдержал и ответил ему так же. С этого момента оскорбления прекратились. Но ведь сколько лет пришлось ждать!

Минус его положения в том, что чаще всего он общается с подобными себе и те сильно ограничивают его преимущества. Проблемы возникают только при общении пошлого с порядочным человеком. Особенно заостряются эти проблемы там, где некоторая внешняя сила не позволяет им удалиться друг от друга: это дети в школах и любых других детских учреждениях, соседи, солдаты, заключенные тюрем и психушек, иногда члены одной семьи. Если все общество будет состоять из пошлых, примитивных и нравственно тупых людей, то подобных проблем не будет. Если исключтельно из порядочных людей – тоже.

Раньше благородный человек учился фектовать – в отличие от пошлого, который вообще не учится и неспособен ничему научиться. Сейчас порядочный человек принципиально беззащитен – он как ребенок среди полчищ голодных крыс.

 

НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПРИМИТИВА

 

Все примитивы люди имеют несколько почти обязательных общих черт. Это невысокий интеллект (но не обязательно очень низкий), отсутствие выраженных специальных способностей, постоянное использование ругательств, скандальность в отношениях, употребление алкогольных напитков и иногда склонность к их чрезмерному употреблению, специфическое чувство юмора.

А) ругательства.

Примитив не имеет в своем арсенале негрубых средств воздействия на людей; он не умеет быть вежливым, неспособен убедить, разумно обсудить проблему, предложить компромисс, изменить свою точку зрения, найти неожиданное решение. Поэтому у него остается лишь два средства влияния на собеседника: непосредственное насилие и грубость. Как уже говорилось, приминение физического насилия повсеместно ограничено, зато грубость (ругань, выплескивание злости, речевая агрессия, угрозы) можно использовать в большенстве ситуаций. Поэтому грубый стиль отношений оказывается единственно возможным для примитива.

Из‑за неиспользования "слабых", маломощных, но умных и тонких стратегий примитив приобретает привычку к единственному «сильному» способу поведения.

Этот способ состоит, главным образом, в унижении кого‑либо. Он не ищет других вариантов, потому что с помощью единственного справляется с любыми жизненными ситуациями. Говоря метафорически, в результете привычки работать ломом, а не паяльником, ему приходится чинить ломом телевизор; хотя телевизор и перестает работать, но зато хорошо подходит в виде тумбочки. Поэтому люди, которым постоянно приходится общаться с примитивным человеком, становятся примитивными сами. То есть, ГРУБЫЙ СТИЛЬ ОТНОШЕНИЙ ЗАРАЗЕН. (Как и вообще заразен примитивный стиль отношений – еще и поэтому я отношу примитивизм к болезням, а не, скажем, к недостаткам)

Использование ругательств упрощает мышление, так как упрощает оценки.

Человек, привыкающий к ругательствам, перестает различать оттенки добра и зла.

Все вокруг для него оценивается по двубальной шкале: худшее это (подставьте любой мат), а лучшее это класс!!! great idea!!! плюс матерные выражения с положительный значением.

Говоря ругательствами, можно вообще не мыслить, поэтому попугаи прекрасно могут употреблять ругательства. Предпочтение ругательств – тенденция к выключению интеллекта. Поэтому чаще других ругаются группы людей с относительно низким интеллектом, как то: низшие социальные слои, дети, пьяные и привычные алкоголики, солдаты, заключенные тюрем, сумасшедшие. Правда, во многих случаях, этому причиной не только низкий интеллект, но и моральное заражение.

Ругательства направлены против чувства чести. Любое матерное высказывание, адресованное другому человеку, имеет целью разрушить его чувство чести.

Собеседника называют (привожу в буквальном переводе): сыном животного, сексуальным извращенцем, некоторыми органами тела, занимающимся любовью за деньги и так далее. Если человек не возражает против такого обращения, его честь либо разрушена, либо очень сильно недоразвита.

То есть, ругань ведет к разрушению или недоразвитию нравственного чувства – во‑первых, своего; во‑вторых, чужого. Оно уменьшается: через привычку к тому, что тебя унижают – из‑за молчаливого согласия, что ты такой‑то и такой‑то.

Из‑за того, что приходится отвечать в том же духе, то есть постоянно уменьшать свой стыд и бороться против него. Привычка ругаться прямо связана с отсутствием стыда, то есть со слабостью морального иммунитета. И поэтому к человеку, который ругается, липнет все плохое; человек, который легко ругается, легко совершает и подлость и низость; он не только заразен, но и легко заражается сам.

Ругательство очень многозначно, поэтому оно равняется смысловому пробелу. В том случае, если человек хочет выразить свое чувство, но не имеет ни слов, ни мыслей для этого, он может выругаться или использовать другой заменитель, например междометие, упоминание бога или черта. Чем меньше у человека слов и мыслей, тем чаще он ругается. Если бы можно было перевести на человеческий язык лай двух случайно встретившихся агрессивных кобелей, перевод бы состоял из ругательств. Ругательства – способ выразить себя, не пользуясь ни мыслью, ни словом.

Правда, высокопарные или банальные фразы – такие же заменители осмысленных слов, как и ругательства. Они кажутся более приемлемыми лишь потому, что не оскорбляют собеседника.

Вот обычный стиль отношений (подросткам примерно по четырнадцать лет, посиделки вечером; все, что в квадратных скобках, приведено в переводе).

Мальчик – девочке, неагрессивно: "А ты, [проститутка], [самка собаки], отодвинься [непереводимо] отсюда, а то я своим [половым органом] тебе до глаза достану." Ответ аналогичен. Подобный разговор не имеющий ни темы, ни направления, поддерживается долго. Единственная его цель – не сидеть молча.

Проблема не стоит так: ругаться – это хорошо или плохо, нужно ругаться или нужно не ругаться? Этот вопрос аналогичен вопросу о том, чесаться или не чесаться, если у тебя экзема. Факт состоит в том, что если ты ощущаешь потребность ругаться, то ты морально нездоров.

Б) агрессивность

Для того, чтобы примитив начал издеваться над невиновным, не нужна причина

– он просто так устроен, это его естественный стиль поведения. Например, история сталинских репрессий это это история борьбы массы против элиты и против самой себя. Вроде бы есть причина каждому отдельному убийству, хотя бы какая‑то причина, хотя бы повод, но стоит отвлечься от мелочей и посмотреть на все вобщем, как видишь: нет никаких причин этой громадной резне невиновных и нет никаких причин той жестокости, с которой эти действия производились, как нет причин, по которым раковая опухоль начинает разрушать здоровую ткань. Так случилось, что человек заболел. Так случилось, что заболела страна.

Человек интеллигентный, подвергаясь агрессивному давлению массы, обычно задает себе вопрос: за что? Для него естественно, что никто не станет никого унижать без причины. Для примитива естественно обратное: унижение без причины.

СПОСОБ ЖИЗНИ ПРИМИТИВНОГО ЧЕЛОВЕКА – ЭТО УНИЖЕНИЕ. Унижение всех окружающих и всего окружающего. Это основная его черта, которая проявляется во всем.

 

ПРИМЕР 33. Квадратные глаза

 

Водитель пытается исправить дверь автобуса. Вдруг оборачивается и начинает орать на пассажира, спокойно стоящего поблизости: «Ты че смотришь квадратными глазами? Тебе шо, очки купить? Так я куплю.» И так далее – он разряжается, унижая другого. Для него это естественная форма поведения.

 

Негодяй рвет конверты с письмами после того, как раскурочит почтовый ящик – зло в чисто виде, бескорыстное зло ради самого зла. Но предположим, что он увидит среди писем открытку с матерным посланием, написанную другим негодяем, – он не станет ее рвать, а даже демонстративно положит на место. Унижение кого‑либо есть его способ жить. Кстати, и большинство заборных надписей направленны на унижение либо конкретного лица, либо просто всех окружающих.

в) специфическое чувство юмора:

Специфика его именно в том, что оно направлено на унижение кого‑то. Примитив неспособен к доброму смеху. Пример «веселого» поступка: двое подростков испражнились в умывальник в раздевалке спортзала, хотя туалет был рядом. Это показалось им веселым. Из тех же соображений примитив в кинозале плюет на свободное сиденье, рассчитывая, что кто‑то сядет и измажется. Примитив обычно смеется громко и именно тогда, когда налицо унижение. Даже анекдот, в котором никого не унижают, не вызовет у него улыбки. Сам факт его смеха направлен на унижение окружающих – он может хохотать преувеличенно громко, привлекая внимание – особенно тогда и там, где люди обычно молчат: во время фильма, в вагоне метро или перебивая кого‑либо.

 

ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ

 

Обыкновение убивать время – еще одно свойство примитива, которого мы пока не касались. Он любит (в зависимости от достатка и наклонностей): просиживать вечера в кафе, напиваться до отключения, «дуть» пиво (как в примере 33), сплетничать часами, смотреть все подряд сериалы, просто ничего не делать, играть в дурака, домино, но не думая и не очень умея – все это просто для того, чтобы убить время. Есть еще и компьютерные игры – веяние сегодняшнего дня. Такой человек редко мечтает о том, чтобы долго прожить. Время для него не ценность, а обуза, с ним нужно расправиться хотя бы как нибудь, убить его – и жизнь примитива есть череда микросамоубийств, иногда приятных, иногда не очень.

Примитив не знает, что ему делать с жизнью, она ему ни для чего не нужна.

Ему не для чего жить, он может только убивать время, но не инвестировать его. Его жизнь не направлена к цели и, проживи он хоть триста лет, хоть тридцать, ничего не изменится. Так корабль без точки назначения и парусов несется ветрами и течениями туда или сюда, но никогда не достигает цели – цели нет. Стремиться не к чему. Именно поэтому он следует случайным идеям, поэтому он неспособен к напряжению и упорному труду (лишь из‑под палки), неспособен ставить цели, отсюда поверхностные увлечения, отсюда же неуважение к чужой личности и жизни. Примитив не понимает ценности чужой жизни, потому что слишком дешева его собственная. Отсюда его жестокость, привычка унижать и согласие быть униженным.

 

ЛЕЧЕНИЕ

 

качества примитива: качества личности:

 

унижение человека уважение к человеку

самодовольство неудовлетворенность достигнутым.

скандальность стыдливость

 

Под стыдливостью здесь понимается не застенчивость и не склонность испытывать стыд по любому поводу, а то, что личность стыдится своих недостатков и худших черт. Примитив же, напротив, постоянно выставляет напоказ худшее, что в нем есть. Он может (в худшем случае) драться, валяться пьяным, орать матом на всю улицу. В лучшем случае получается примерно так: одна кандидатка в депутаты объявила, что если ее изберут, то она снимется в голом виде для «Плейбоя». Если вы думаете, что в этом случае она выставляет напоказ не худшее, а лучшее, из того что имеет, то вы ошибаетесь. Лучшее она только обещает продемонстрировать, а уровень своей нравственности она уже показала. Именно нравственный примитивизм есть ее самая неприятная черта.

Напомню один из самых достойных образов женщины в русской литературе

(Татьяна Ларина):

Тиха, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

казалась девочкой чужой

 

– довольно «несовременно», не правда ли?

 

и ее антипод:

кругла лицом она

как эта глупая луна на этом глупом небосводе

 

Эта круглолицость перекликается с окатостью задов из примера 33

 

Итак, примитив самодоволен, неуважителен и не стыдится худших своих черт.

Хотя, конечно же, не во всяком примитиве сочетаются все перечисленные качества.

Существует целая гамма примитивизма. Различные тона этой гаммы мы ежедневно видим вокруг себя.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!