Ограничения права собственности
186. Понятие ограничений права собственности. Ограничения права собственности, в особенности земельной собственности, существовали с древнейших времен. При мелкой земельной собственности эксплуатация участка часто вызывала необходимость в использовании соседнего участка (например, брать воду у соседа при отсутствии своего источника). Путем особых юридических сделок стали оформлять в области сельскохозяйственных, а потом и городских отношений права на чужую собственность, названные сервитутами, так как, по учению римских юристов, собственнику своя вещь не служит (res sua servire non potest), т. е. собственник не мог быть носителем другого права на свою вещь, но он мог предоставить такое право другим, воспринимая это как некую службу (servitus) своей вещи (п. 217). Кроме того, обычное право и закон, а в дальнейшем и преторское право, во многих отношениях сузили свободное осуществление права собственности по соображениям «общего блага» и в интересах определенных частных лиц, преимущественно соседей. В императорскую эпоху понятие собственности было юристами утончено и понималось как право по существу свободное. Ограничения требовали всегда особых обоснований. Отсюда вытекали важные последствия. Собственник не обязан был доказывать свободу своей собственности — свобода эта презюмировалась; наоборот, всякое ограничение собственности должно было быть доказано. С отпадением по каким-либо причинам ограничений восстанавливалась свобода собственности полностью. И, наконец, собственник не мог иметь на свою вещь никаких иных прав, кроме собственности, и если к нему переходила в собственность вещь, на которую раньше он имел какие-нибудь ограниченные права, то они прекращались, растворяясь в его праве собственности.
|
|
-170-
-171-
187. Отдельные ограничения. Законные ограничения собствен
ности были введены еще законами XII таблиц и в новейшей лите
ратуре названы легальными сервитутами. Сюда относились четыре:
(1) Собственник участка обязан допускать на свой участок че
рез день соседа для собирания плодов, падающих с деревьев, рас
тущих на участке соседа.
(2) Перевешивание ветвей дерева и перерастание самого дерева
на соседний участок дают собственнику этого последнего право
самому срезать свисающие до 15 футов ветви или срубить дерево,
если этого не сделает сосед.
(3) Собственник не обязан терпеть надстройку соседа над гра
ницей своего участка, равно как и выпячивание стены более, чем
на полфута.
(4) Собственник обязан допускать за определенное вознаграж
дение проход через его участок к оказавшимся на нем местам по
гребения.
|
|
Общая собственность
188. Исключительный характер права побуждал юристов счи
тать невозможным существование права собственности несколь
ких лиц на одну и ту же вещь. Однако и договорная практика то
варищеских соединений и события, не зависящие от воли будущих
участников, например, при совместном наследовании, создавали
положения, когда нужно было определить взаимоотношения лиц,
из которых каждое притязало на право собственности на вещь на
ряду с другими лицами. Древний классик Кв. Муций Сцевола вы
двинул идею собственности многих лиц на одну вещь в идеальных
долях — pars pro indiviso (D. 50. 16. 25).
Более подробно останавливается на этом вопросе Цельз-сын.
Celsus filius... ait duorum, quidem in solidum dominium vel posses-sionem esse non posse: nee quemquam partis corporis dominum esse, sed totius corporis pro indiviso pro parte dominium habere (0.13. 6. 5.15). - Цельз-сын... говорит, что не может существовать собственности или владения* двух лиц в целом: и никто не является собственником части предмета, но имеет собственность на часть всего нераздельного целого.
Цёльз подчеркивал, что идеальные части постигаются более сознанием, чем физически, а потому выдвинул идею одновременно-
' В Дигестах говорится: противно природе, чтобы если я держу какую-либо вещь, и ты рассматривался бы, как держащий ее (D. 41. 2. 3. 5).
|
|
-172-
го существования и собственности на всю вещь в нераздельности, и собственности на определенную ее долю, принадлежащую каждому из общих собственников.
Общие собственники имели право совместного владения и пользования вещью. Плоды приобретались ими тоже в идеальных частях. Если пользование вещью выходило из рамок обыкновенного порядка, то требовалось согласие всех (D. 2. 22. 7. 1). Для принятия необходимых мер к сохранению вещи каждый участник мог требовать согласия остальных участников. Каждый участник мог отчуждать и обременять свою долю в общей собственности. В этой же доле он мог защищать свое право против третьих лиц. Отношения общих собственников источниками характеризовались как отношения лиц, как бы взаимно связанных между собой соглашением, даже если они попадали в состояние общности случайно. Эта общность называлась communio in quam incidimus — общность, в которую, мы впадаем, т.е. случайная; отсюда название communio incidens.
Развивавшийся индивидуализм производственных отношений способствовал борьбе против коллективных форм собственности, и римские юристы провозгласили два правомочия общих собственников: право воспрещения любым из участников актов распоряжения со стороны других и право каждого участника требовать раздела общей собственности (кроме тех случаев, когда интересы самой вещи и ее качеств требовали временного недопущения раздела).
|
|
При разделе судья руководился собственным усмотрением, но оценивать делимую вещь должен был по справедливой цене — iusto pretio aestimare. Древнейшим иском о разделе представляется указанный законами XII таблиц иск о разделе наследства — actio familiae herciscundae; к нему примыкали иски о проведении границ — fmium regundorum и о разделе общности — communi dividundo.
Виды права собственности
189. Виды собственности в классический период. В древнейшем праве собственность имела однородный характер. Однородностью собственности римское право закончило свой путь в законодательстве Юстиниана. В классическую же эпоху, под определяющим влиянием изменений в характере экономических отношений, формы собственности разветвлялись и появлялись новые виды собственности. Однако все эти виды сохраняли свой рабовладельческий характер.
-173-
Прежде всего смягчился формализм прежней квиритской собственности и появилась более гибкая преторская собственность. Выделилось вступившее в широкий оборот право собственности перегринов. Наконец, встал вопрос о признании прав частных лиц на провинциальные земли. Этим определяется порядок дальнейшего рассмотрения видов собственности.
190. Квиритская собственность. Квиритская собственность —
dominium ex iure Quiritium — могла принадлежать только полно
правным римским гражданам и тем, кто был наделен ius commercii.
Кроме римской правоспособности лица требовалось, чтобы и вещь
была способна к участию в римском обороте. Такими вещами
прежде всего были res mancipi, к числу которых принадлежал, как
уже указано (п. 152), строго очерченный круг объектов, в частнос
ти, все земельные участки на италийской почве (solum Italicum).
Для квиритской собственности на res mancipi существовали специ
альные способы приобретения по договорам, как манципация или
уступка права в ходе процесса — in iure cessio (пп. 196-197). Сюда
относились далее res пес mancipi, приобретение которых не требо
вало особых формальностей (впоследствии говорили, что оборот
с res пес mancipi регулируется началами ius gentium). Передача вла
дения посредством традиции была усвоена, на почве общеиталий
ских обычаев, и римским квиритским правом.
191. Собственность перегринов. Неримские граждане (латины
и перегрины) подчинялись в Риме праву своей родины (origo). До
ступ к римской собственности путем совершения сделок права на
родов, ius gentium, был открыт в начале республики, главным обра
зом, в области оборота движимых вещей, в интересах самих
римлян. По цивильному праву некоторым общинам и даже отдель
ным лицам из иностранцев предоставлялось право участия в оборо
те римлян — ius commercii. Оно относилось только к сделкам меж
ду живыми — inter vivos — и определялось, как взаимное право
купли-продажи — emendi vendendique invicem ius (Ulp. Reg. 19. 5).
Это не называлось даже передачей собственности и отнюдь не оз
начало участия в квиритском праве, а только в отдельных квирит-
ских оборотных сделках. Из этих сделок иностранцам были доступ
ны манципация и литеральные (счетно-письменные) договоры.
Приобретаемое иностранцами право защищалось только эдиктом
перегринского претора при помощи «фиктивных» исков (п. 61), где
за истцом «фингировалось» (воображалось) свойство римского
гражданина. Эти иски были направлены против частых нарушений
права и влекли наложение штрафов. В источниках нет однако сле
дов «фиктивных» или иных исков, направленных на отыскание
и возврат утраченной вещи, какие предоставлялись квиритскому
-174-
собственнику. По-видимому, перегринам приходилось довольствоваться владельческими интердиктами для охраны своих прав на приобретавшуюся по сделкам цивильного права собственность.
192. Провинциальная собственность. Провинциальная земля была собственностью римского народа по праву завоевания и носила публично-правовой характер — res publicae. Обыкновенно ее делили на две части: одна составляла ager publicus, дублировавший древне-италийский ager publicus, и считавшийся государственной собственностью; другая — ager redditus, предоставлявшийся прежним владельцам для пользования, согласно их национальным законам и обычаям. Соответствующие законы выражали это формулой — habere possidere, uti frui liceto — пусть им будет позволено иметь, владеть, пользоваться и извлекать плоды. Но по воле римского государства прежние владельцы могли быть в любое время лишены предоставленного им права пользования. Государственный провинциальный фонд рано был захвачен лицами, принадлежавшими к верхушке класса рабовладельцев. Во II в. н.э. за владельцами провинциальных земель было признано право, которое терминологически обозначалось, как владение или узуфрукт — possessio или ususfructus, но по существу это было правом собственности. Надо думать, что распространение начал владельческой защиты на провинциальные имения произошло еще раньше, в последнем столетии до н.э. Владением этого типа широко пользовались наиболее влиятельные группы римских граждан, для которых провинциальные земли служили, с развитием оборота, источником огромных доходов.
Провинциальная собственность отличалась от квиритской собственности на италийские земли в области публичного права, главным образом, тем, что с провинциальных земель взимались в пользу казны особые платежи — stipendium или tributum. В сфере частного оборота провинциальные собственники не могли пользоваться юридическими актами цивильного права, а обращались исключительно к праву народов. Это упрощало и облегчало установление и передачу права собственности и не мало способствовало развитию в провинциях оборота недвижимостей.
193. Добросовестное владение и бонитарная собственность. Устарелое деление имущества на res mancipi и res пес mancipi и применение связанных с первой группой формальных и громоздких способов приобретения и отчуждения, при постоянно увеличивавшемся приросте земель и рабов, еще в период республики признавались обременительными и задерживающими оборот препятствиями. Поэтому, например, прокулианцы настаивали на изъятии приплода крупного рогатого скота из разряда res mancipi
-175-
(Гай 2. 15), чтобы облегчить приобретение и сбыт молодняка, которым славилась Италия. С другой стороны, собственники земель и рабов, отчуждая их на разных условиях (платежа, сроков, кредита), нередко ограничивались простой передачей — traditio, откладывая до выполнения условий или уплаты покупной цены совершение формальных сделок (mancipatio, in iure cessio). Введенная же для res пес mancipi гораздо раньше правом народов (ius gentium) неформальная традиция вследствие отсутствия публичной проверки таила в себе для добросовестных приобретателей опасность приобретения чужих вещей от недобросовестных отчуждателей и угрозу последующих требований со стороны собственников. Таким образом, добросовестному приобретателю грозила опасность как при приобретении вещи от несобственника, так и при приобретении от собственника путем передачи без осуществления формальностей mancipatio или in iure cessio.
Отчуждатель res mancipi при ненормальной передаче оставался квиритским собственником и мог, в случае невыполнения не только кредитных, но и всяких других условий сделки, вернуть от приобретателя переданную им вещь, как свою собственную. Только по истечении установленных законами XII таблиц сроков приобрета-тельной давности, добросовестный приобретатель сам становился квиритским собственником.
Несмотря на то, что все эти возможные осложнения находили основание в цивильном праве, преторы пошли навстречу требованиям экономически сильнейших участников оборота и допустили широкое применение именно ненормальной передачи для приобретения вещей всех видов, требуя только bona fides (добрая совесть) на стороне приобретателя. Этим термином обозначалась уверенность приобретателя в правомерности полученного владения вещами, или точнее, незнание о недостатках приобретаемого права. Оборот недвюкимостей стал более подвижным (мобильным) и потому более выгодным для самих квиритских собственников, поднимая и понижая ценность земель и рабов соответственно конъюнктуре рынка. Тем самым реформы преторов вполне соответствовали интересам крупных землевладельцев и рабовладельцев.
Если квиритский собственник, отчудивший res mancipi, передал ее приобретателю не путем манципации или in iure cessio, а при помощи неформальной traditio, а затем, основываясь на своем кви-ритском праве, предъявлял иск об истребовании вещи от приобретателя, последнему была дана возможность отклонить такое требование квиритского собственника посредством возражения о продаже и передаче этих вещей — exceptio rei venditae et traditae.
-176-
"
Если же лицо, приобретшее res mancipi посредством traditio, утрачивало фактическое владение вещью, ему стали давать особый иск, получивший название по имени претора Публиция (I в. до н. э.) -actio Publiciana. В формуле этого иска допускалось предположение, что приобретатель провладел давностный срок (actio ficticia — см. п. 61). Таким образом, в конечном итоге лицо, приобретшее res mancipi при помощи traditio хотя и не становилось квиритским собственником, но фактически вещь закреплялась в его имуществе — in bonis; отсюда идет название бонитарной или преторской собственности.
Бонитарному или преторскому собственнику actio Publiciana давалась против любого третьего лица.
Такой же иск давался и добросовестному приобретателю даже чужих вещей. В случаях потери владения этими вещами, он получал этот иск для истребования вещи, но не от всякого третьего лица, а только от недобросовестного владельца. В классическом праве квиритская собственность и преторская собственность или бонитарная (rem in bonis habere) существовали параллельно.
Cerium cum apud cives romanos duplex sit dominium (nam vel in bonis vel ex iure Quiritium vel ex utroque iure cuiusque servus intellegitur), ita demum servum in potestate domini esse dicemus, si in bonis eius sit, etiam si simul ex iure Quiritium eiusdem non sit, nam qui nudum ius Quiritium in servo habet, is potestatem habere non intellegitur ( Гай . 1. 54). - Так как у римских граждан существует двойная собствен ность (ведь раб признается чьей-либо собственностью или по принадлежности к имуществу, или по квиритскому праву, или по обоим основаниям), то мы говорим, что раб находится во власти собственника, если он состоит в его имуществе, хотя одновременно он не является его квиритской собственностью, так как кто имеет на раба голое квиритское право, тот больше не считается имеющим власть [над ним].
194. Собственность в праве Юстиниана. Постепенное сглаживание после III в. н.э. противоположности между цивильным и пре-торским правом, признание возможности простой передачей переносить право собственности даже на res mancipi, побудили законодательство Юстиниана в интересах рабо— и землевладельцев отменить дуализм квиритской и бонитарной собственности. Распространение на италийские земли земельного налога, применение к сделкам относительно земли публичной регистрации -transcriptio — сгладили всякое различие между италийскими и провинциальными землями. Поэтому в законодательстве Юстиниана возрождается единый вид собственности, называемый старым именем — dominium ex iure Quiritium.
-177-
Практические попытки оживить падающий земельный оборот в праве Юстиниана были подкреплены допущением перенесения собственности на время — ad tempus. Отчуждателю в случае отказа в возвращении, предоставлялся иск на вещь по аналогии с собственником — rei vindicatio utilis, основанный на своего роде естественном праве и той власти, которую сохранил над вещью отчуждатель (С. 5. 12. 30).
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!