Эдикты магистратов и преторское право
20. Эдикты магистратов. Третий чисто римский источник права, перешедший от республиканского Рима, представляли эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции).
При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).
Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского (или гонорарного, от honores, почетные должности) права. В эпоху принципата за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. По-прежнему эдикт ставится наравне с цивильным правом. Однако независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовались больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих эдиктов (ius edicendi) формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу. Сенат обычно предписывал преторам проводить свои постановления (выносившиеся под сильным влиянием императоров), и те послушно предоставляли специальные иски. Вводилось уже мало нового в эдикты предшественников, а новые статьи добавлялись только по предложениям сената или особо влиятельных юристов. Конечно, в начале принципата таково же было влияние и императора, но усиление императорской юрисдикции пока было направлено на содействие преторскому формулярному процессу, который номинально остался неприкосновенным.
|
|
21. Кодификация преторского права. Дальнейшее развитие пре-торской деятельности формально потеряло свое основание, когда при Адриане, в целях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок накопившиеся к тому времени материалы постоянного эдикта - - edictum perpetuum (125—138 гг. н.э.). Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Другими словами, была произведена кодификация преторского права. Правда, edictum рег-
-26-
petuum не был признан законом, но, по предложению императора, особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым; право делать прибавления и дополнения было оставлено лишь за императором. Последний, с момента редактирования эдикта, заменил viva vox iuris civilis — живой голос цивильного права. Преторы продолжали выставлять эдикт в Риме и в провинциях, но только в окончательной редакции Юлиана. Юлиановская редакция эдикта не сохранилась, однако благодаря вызванным кодификацией эдикта и в основном дошедшим до нас обширным комментариям Гая, Ульпиана и Швла стало возможным восстановить и текст и расположение содержавшихся в эдикте постановлений и формул. Существование комментария Гая также к провинциальному эдикту — edictum provinciale — заставляет предполагать, что Юлиан кодифицировал не только эдикт городских преторов, но и эдикт провинциальных правителей. Эдикт же преторов перегринов остался, по-видимому, вне кодификации. Если источники совершенно определенно говорят об одном эдикте, то это происходит в силу уравнения в 212 г. н.э. юридического положения свободных обитателей Римской империи, для которых другие эдикты потеряли всякое значение. Эдикт распадался на определенное число титулов небольшого объема с заглавиями (de iudiciis, de rebus creditis и т. д.) и охватывал две части. В главной части были опубликованы отдельные моменты и пункты исков, clausulae edictales, в дополнительной — приведены типовые формуляры исков. В эдикте не соблюдалось особой системы, так как содержание его складывалось исторически, в течение веков, и обусловливалось практическими соображениями и историческими случайностями. Содержание эдикта вытекало при республике из компетенции (officium) судебных магистратов и устанавливалось ими по соображениям современной политики правящего класса.
|
|
22. Отношение между цивильным и преторским правом. Между цивильным и преторским правом имело место живое взаимодействие; некоторые правила ius civile воспроизводились в эдикте, и обратно, достижения преторского права переходили в область ius civile. Императорские конституции и рескрипты, развивая цивильное право, шли иногда путем заимствований из эдикта. Процесс такого взаимодействия захватывал различные институты права. В некоторых областях права на почве преторского эдикта сложились целые новые институты. Так, рядом с dominium ex iure Quiritium (квиритской собственностью) возникла так называемая бонитарная (in bonis esse — см. п. 193), наряду с цивильным наследником (heres) стал преторский владелец наследства (bonorum possessor — см. п. 236). В других институтах благодаря преторско-
|
|
-27-
му эдикту преобразовывалось содержание институтов цивильного права.
Уже было указано, как две области права — области цивильного и преторского права — в процессе отмеченного выше взаимодействия медленно сближались между собой. После кодификации эдикта Сальвием Юлианом, при Адриане, это сближение стало еще более тесным. Правда, формальное противоположение двух систем в силу римского консерватизма сохранялось до Юстиниана, как историческое переживание. Но еще с эпохи классических юристов началось слияние цивильного и преторского права в один юридический порядок. С особой быстротой оно пошло в IV и V вв. н.э. и оказало огромное влияние на структуру всех институтов и их систематическую разработку. Нормы и институты, которые кажутся часто новыми в кодификации Юстиниана, в сущности представляют результат начавшегося за три столетия слияния этих двух систем права. Об этом свидетельствует автор первых двух книг Институций Юстиниана — Дорофей:
|
|
Sed cum paulatlm tarn ex usu hominum quam ex constitutionum emendationlbus coepit in unam consonantiam lus civile et praetorium iungi constitutum est... ( I . 2.10. 3). - Но так как постепенно, из обы чая людей, с одной стороны и нововведений конституций, с другой, цивильнее право начало приходить к единообразию с преторским, то было установлено...
Этот текст, включенный в элементарное руководство VI в. н.э., передает чрезвычайно важный факт в истории источников римского права, как вполне естественный. Текст указывает, что постепенно путем практики, очевидно судебной и деловой, а также под воздействием императорских конституций, исправлявших действующий закон, возникло новое право.
Сенатусконсульты
23. В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената (редкие при республике). С I до середины III в.в. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet). В сена-тусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенатские законы назывались так же, как и законы в юридическом оби-
-28-
ходе, по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил (исключение S. С. Macedonianum — см. п. 466). Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора, которые тот в силу своей власти мог вносить в сенат письменно или устно, так называемая oratio principis in senatu habita — речь императора, произнесенная в сенате.
Юриспруденция
24. Деятельность старых республиканских юристов. Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав рабовладельцев. Рядом с этим противоречия интересов крупных землевладельцев и богачей-ростовщиков на почве различия применявшихся теми и другими методов эксплуатации крестьян и других малоимущих слоев населения, в частности — провинциалов, в свою очередь, делало необходимой помощь юристов в целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов.
Юристы, являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с успехом разрешали ставившиеся им жизнью задачи: закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т. п.
В республиканский период их деятельность имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов (cavere), в руководстве ведением судебных дел (agere), в даче советов (respondere). По дошедшим до нас отрывкам сочинений республиканских юристов и ссылкам на них позднейших юристов следует признать, что уже тогда юридическая техника достигла довольно высокого уровня.
Деятельность старых республиканских юристов выражалась, прежде всего, в толковании права.
Ita in civitale nostra aut lure, Id est lege, constituitur, aut est propri- um ius civile, quod sine scripto in sola prudentium interpretatlone con- sistlt (D. 1. 2. 2.12. Pomponius ). - Так и в нашем государстве [правосудие] строится или на основании права, т. е. писаного закона, или действует собственное цивильное право, которое устанавливается без записи, одним толкованием знатоков права.
В этих словах Помпония подчеркнута творческая роль римского толкования законов и его значение как источника права. Так, путем толкования XII таблиц были выработаны институты эман-
-29-
ципации (освобождения) детей от отцовской власти, наследования по закону и др. Путем толкования развилась большая часть институтов цивильного права. Древнее толкование III-II вв. до н.э. строго держалось словесной формы, в которую облекались законы или сделки. Цицерон рисует это состояние и метод словами — veteres verba tenuerunt — древние держались за слова (pro Murena, 11), подчеркивая консерватизм методов старого толкования.
25. Литературные произведения старых юристов. В соответствии
с практическим характером деятельности старых республиканских
юристов их литературная деятельность выражалась в комментари
ях к законам XII таблиц (таков комментарий Элия Пета Ката, II в.
до н.э., в трех частях: объяснения текста, толкования юристов и
исковые формулы). Более поздние произведения дают обобщение
практики, ряд юридических правил — regulae (Марк Порций Ка-
тон — отец и сын, II до н. э.). Наконец, появились систематичес
кие комментарии по отдельным системам цивильного и претор-
ского права. Кв. М. Сцевола (I в. до н.э.) был составителем
первого подробного изложения цивильного права в 18 книгах.
Сервий Сульпиций Руф (I в. до н.э.) дал первый комментарий пре-
торского эдикта. Его ученик Алфен Вар комментировал обе систе
мы (цивильного и преторского) права в 40 книгах дигест.
Из других республиканских юристов нужно назвать Марка Ма-нилия, Марка Юния Брута и Публия Муция Сцеволу (II в. до н.э.), о которых позднейшие юристы говорили, что они «основали цивильное право» (D. 1. 2. 2. 39). Выдающимся юристом был также Цицерон (I в. до н. э.).
26. Деятельность классических юристов. Особого расцвета рим
ская юриспруденция достигла в период принципата (I—III вв. н.э.),
признаваемый за классический. В эту именно эпоху право частной
собственности, частное право, достигло своего высшего развития.
Это обусловливало широкое развитие деятельности юристов.
Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались большой сложностью. Классовые противоречия все больше углублялись и обострялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказывался в опасности, и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли и противоречия между различными группировками свободного населения. С другой стороны, рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяйственных отношений вызывали необходимость соответствующих изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить гибкость и разрешать вновь возникающие вопросы в инте-
-зо-
ресах господствующего класса, в первую очередь — в целях закрепления неограниченного права собственности рабовладельцев на рабов и права собственности на землю.
Классические юристы успешно справились со стоявшими перед ними задачами. Верные своему практическому направлению, они в своих кратких и весьма четких решениях отдельных казусов удовлетворяли новые запросы жизни в соответствии с интересами господствующего класса. При этом нередко наблюдалось, что, устанавливая по существу новые принципы, римские юристы приурочивали их к старым понятиям и подкрепляли ссылкой на авторитет старых юристов: в этом сказывался присущий римским юристам консерватизм. Но, наряду с этим, в их деятельности, и, прежде всего, в толковании закона определенно сказывалось и прогрессивное начало. На место прежнего словесно-грамматического толкования законов и сделок является толкование ex voluntate, основанное на отыскании воли закона или сторон. Как говорит Цельз, scire leges поп hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem (D. 1. 3. 17). знать законы—это не значит держаться за их слова, но [понимать] их силу и значение [мощь].
Классические юристы не отходили, однако, без нужды от грамматически-словесного толкования. При отсутствии в словах закона или сделки какой-либо двусмысленности недопустимо особо ставить вопрос о воле — quaestio voluntatis.
Cum in verbis nulla ambiguitas est, поп debet admitti voluntatis quaestio (D. 32. 25. 1). - Когда слова не возбуждают никаких разногласий, не следует допускать [постановки] вопроса о воле.
Отходя от старого, строго цивильного права (strictum ius), новое толкование направилось в сторону искания aequum et bonum — справедливого и доброго.
Это новое толкование опиралось на зачатки тогдашней науки. Реторическая теория толкования права к концу республики вошла в систему обучения, достигла зрелости и оказала глубокое влияние на римскую юриспруденцию. Она примыкала к аристотелевской науке и ставила себе целью научить своих учеников возможно логичному толкованию. Реторическая теория энергично протестовала против старого формализма и буквального толкования, из которого проистекало, что высочайшее право — summum ius — становилось глубочайшей несправедливостью — summa iniuria. В спорных случаях теория внушала искать настоящей воли законодателя, выявлять те цели, которые преследовал законодатель
-31-
2-463 |
(ratio legis), в юридических же сделках цели, которые ставили себе договаривающиеся стороны (lex contractus).
27. lus respondent. В республиканскую эпоху не существовало
юрисконсультов и заинтересованные лица обычно обращались к
тем, к кому имели доверие. Август и его преемники, в целях при
влечения на свою сторону авторитетного сословия юристов, пре
доставили некоторым наиболее выдающимся юристам ius publice
respondendi — право давать официальные консультации по пору
чению императора, ex auctoritate principis (D. 1. 2. 2. 48—50; Гай.
1.7) в ответ на запросы, обращавшиеся к императору. Responsa (от
веты) таких привилегированных юристов имели такую же силу,
как и собственные императорские толкования, и были обязатель
ны для судей.
28. Классические юристы. В период от I до середины III в.в. ра
ботали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоре
тических знаний, практические дарования, педагогически-воспи
тательное влияние и, наконец, оставивших литературное наследие.
Целую эпоху в этом отношении составил юрист начала принципа
та М. А. Лабеон, приверженец республиканских идей, новатор
в области права (plufima innovare instituit). Лабеон оказал продол
жительное влияние на дальнейшее развитие юриспруденции
и считается основателем юридической школы прокулианцев (на
званной по имени его ближайшего ученика Прокула). Его полити
ческий противник Капитон, имевший меньшее значение, был ос
нователем другой юридической школы — сабиньянской,
названной по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина
(незнатного происхождения, достигшего только к 50 г. всадничес
кого звания). Сабин был величайшим юристом I в. н.э., коммен
тировавшим цивильное право. Из школы прокулианцев вышли
Ювенций Цельз — отец и сын. Из сабинианцев во II в. надо от
метить Сальвия Юлиана, получившего при Адриане поручение ко
дифицировать преторское право и успешно выполнившего это по-;!
руление (си. п. 21). Ученик Сабина — Африкан много сохранил от
своего учителя, следуя ему иногда дословно, но отличается труд
ностью для понимания. Трудно сказать, к какой школе относился
Помпоний, которому история римского права обязана сведениями
о развитии юриспруденции и отдельных ее представителях (D. 1.
2. 2. 47—53). Последним сабинианцем считается Гай, не отличав
шийся глубиной, но оставивший учебное руководство — Институ
ции, написанные с большой ясностью. К III в. н.э. относится сто
ящий вне школ Эмилий Папиниан, острейший среди римских
казуистов, блестящий по сжатости стилист, ставший для поздней
ших поколений «первым из всех» (primus omnium). Папиниан за-
-32-
нимал выдающееся место по совершенству формы и точности приемов подведения отдельных случаев под соответствующие правила и нормы права.
Менее яркими, но также крупными юристами III в. н.э. были Павел и Ульпиан. Павел являлся представителем того направления юристов, которые видели основную задачу в собирании, обработке и комментировании работ предшественников. Он был все же более смел и оригинален, чем действовавший несколько позднее в том же направлении многоречивый Ульпиан.
29. Упадок юриспруденции. С середины III в. н.э. начинается
упадок юриспруденции. Если в эпоху принципата юристы были
нужны императору в качестве одного из каналов для проведения
и поддержки императорской политики, то при доминате эта их
роль оказалась уже законченной. Императорская власть стала аб
солютной, и воля императора оказалась единственным источни
ком права. Ius respondendi больше не дается; юристы работают
главным образом в качестве чиновников императорской канцеля
рии. Однако responsa классических юристов сохранили значение
источника права: в 426 г. был издан закон «о цитировании юрис
тов», признававший обязательное значение за сочинениями Папи-
ниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочине
ния которых приводится этими авторами). При различии мнений
этих юристов, предписывалось придерживаться мнения, за кото
рое высказалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось
предпочтение мнению Папиниана.
Из юристов эпохи домината сколько-нибудь выдающимся можно признать Гермогениана (приблизительно IV в.).
30. Юридическая литература. Юридическая литература класси
ческой эпохи была чрезвычайно разнообразна и различно освеща
ла проблемы права. Для начинающих назначались элементарные
руководства — институции (institutiones, enchiridia), определе
ния (defmitiones), правила (regulae). Практическим целям служи
ли сборники консультаций и казусов — ответы, письма, пробле
мы и диспутации (responsa, epistolae, quaestiones, disputationes).
Более обширные работы представляли комментарии к эдикту,
книги по цивильному праву, комментарии к Кв. Муцию и М. Са
бину, где излагалась прежняя система ius civile (libri iuris civilis).
Настоящие своды давали дигесты, в которых рассматривалось од
новременно и преторское и цивильное право. Сюда же относились
комментарии к отдельным законам, сенатусконсультам, моногра
фии по отдельным отраслям права, специальные монографии по
законодательству — своду XII таблиц, императорскому законода
тельству.
-33-
Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные руководства — institutiones. Обучение юристов в республиканском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слушанию даваемых консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов (instruere). В конце республики стали вести систематическое чтение лекций (instituere). В качестве пособия к этим занятиям и появились institutiones. Наибольшей популярностью пользовались Институции Гая. В конце классического периода появились Институции Марциана, Каллистрата, Павла и Ульпиа-на. Но они не могли затмить старых Институций Гая (II в. н.э.), послуживших в дальнейшем образцом институционной системы, Их своеобразную систему можно назвать доктринальной; при отсутствии или лишь кратком рассмотрении исторического материала все сосредоточено на догматическом изложении действующего права. Институционная система излагает право и его применение не разрозненно, в случайном смешении казуистики, как это делали упоминавшиеся выше «Вопросы» и «Ответы», «Правила» и «Споры», а стремится весь материал расчленить, с точки зрения общих правовых категорий, какими прежде всего являются лица, вещи и иски.
Институции Гая дополняются еще его сочинением «Res quotid-ianae» («Повседневные дела»). В совокупности они дают краткий обзор всего действующего права, привлекая к изложению две системы — цивильного и преторского права, с преобладанием догматического изложения над историческим. Институции Гая получили широкое распространение у юристов и грамматиков последующей эпохи, а в VI в. н.э. они, правда, в искаженном и переработанном виде, были внесены в кодификацию Юстиниана (см. п. 38). Еще в V в. н.э. они распространялись в Италии в списках, в своем подлинном виде. Один из таких списков, с ошибками и искажениями, был найден в библиотеке в Вероне ученым Нибуром (1816 г.). Текст институций был стерт и покрыт сверху посланиями Иеронима ( VIII или IX в.). Восстановленная рукопись — палимпсест (т. е. пергамент, текст которого был ранее соскоблен и по нем было написано что-нибудь заново) известен под названием Веронской. В 1933 г. в Александрии были куплены у антиквара пергаментные листы с отрывками Гая, дополняющие Веронский палимпсест. Они называются то «новыми отрывками Гая», то — Александрийский, Египетский и Флорентийский Гай (по месту находки и хранения. Существуют русские переводы, Институций Гая — Расснера (1888г.), Дыдынского (1890-1892 гг.), М. Бобина - III и IV книг (Харьков, 1892 г).
-34-
Из обширной литературы юристов-классиков до нас в полном виде дошло очень немного и часто в искаженном виде. Помимо упомянутых выше Институций Гая следует отметить:
(1) Так называемые fragmenta Ulpiani. Дошедшая до нас руко
пись была написана в Галлии в X в. и найдена в библиотеке Вати
кана. В ней содержатся извлечения из сочинения Ульпиана — liber
singularis regularum. Написано это сочинение по системе Институ
ций Гая.
(2) Sententiarum libri quinque ad filium — называемые sententi-
ae receptae Павла. Принадлежность их Павлу сомнительна. Это ру
ководство по гражданскому и уголовному праву и процессу благо
даря полноте и относительной краткости было широко
распространено и особо отмечено в законе о цитировании
(см. п. 29). В послеклассическую эпоху было издано в сокращен
ном и переработанном виде. Извлечения вошли в Вестготский
свод законов.
31. Позднейшие литературные памятники. Из более поздних памятников ГУ и V вв. эпохи домината дошли:
(1) Так называемые Fragmenta Vaticana — рукопись, найденная
в 1821 г. в Ватиканской библиотеке; она представляет собой сбор
ник ius и leges и содержит семь глав: о купле-продаже, узуфрукте,
приданом, опеке, дарении и прокураторах. Ius представлено в из
влечениях из сочинений Папиниана, Ульпиана и Павла (Гай не
представлен). Leges почти исключительно конституции до
318 г., а также три многоречивых закона Константина и один Ва-
лентиниана I от 372 г. О происхождении сборника ничего не из
вестно. Труд, по-видимому, составлен до 438 г., так как Кодекс
Феодосия (см. п. 35) в нем не упоминается.
(2) Collatio legum Mosaicaram et Romanarum (неизвестного ав
тора) в трех рукописях VIII-XI вв., содержит сопоставление зако
нов Моисея и римского права в 16 главах, относящихся преиму
щественно к уголовному праву.
(3) Consultatio veteris cuiusdam iurisconsulti. Это сборник мнений
юриста (имя которого неизвестно), жившего, по-видимому, в Гал
лии, в конце V или начале VI в. Автор дает советы (главным обра
зом из области договорного права) своим доверителям.
(4) Leges saeculares — сирийско-римский законник, который
пользовался большим влиянием на Востоке и не был вытеснен за
конодательством Юстиниана. Книга излагает римское право весь
ма неполно, часто не понимая и искажая смысл путем добавлений,
о-видимому, из местного права. В основание положены изрече-1ия классических юристов, но, в результате усиленной и часто непонятной переработки, они почти неузнаваемы. Работа была на-
-35-
писана первоначально по-гречески, затем переведена на сирийский язык, и этот перевод подвергся переработке на арабском и армянском языках.
Императорские конституции
32. Виды конституций. В эпоху принципата издавались консти
туции в четырех основных формах: а) эдикты — общие распоря
жения (по названию продолжавшие практику республиканских
магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистра
тов, поскольку императорские эдикты содержали не программу де
ятельности, а постановления, обязательные для всех должностных
лиц и населения); б) декреты -- решения по судебным делам;
в) рескрипты — ответы на поступавшие к императорам вопросы;
г) мандаты - - инструкции чиновникам по административным
и судебным вопросам.
Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления; декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны, и, таким образом, основной формой закона является императорский эдикт.
Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения. Последовавшее в конце III в. разделение империи на две половины придало задаче такого собрания и политическое значение. Оно назначено было служить символом единства права, при политическом разделении государственного аппарата. Инициатива по кодификации конституций, однако, не была взята на себя правительством. Кодификация была произведена частными лицами.
33. Codex Gregorianus. В конце III в.(295 г.) был выпущен Codex
Gregorianus, названный так по имени автора, Грегориана. Он со
брал конституции, начиная с Адриана и кончая современными
ему. В подлинном виде этот кодекс но сохранился, но в значитель
ной части вошел в ряд других памятников (Fragmenta Vaticana,
Collatio legum Mosaicarum et Romanarum, lex romana Visigothorum,
lex romana Burgundioram).
Оригинальной системы составитель не выработал и из 19 книг, на которые распадается этот кодекс, в 13 книгах следовал системе преторского эдикта последней редакции. Книги делились на титулы с предметными рубриками; но материал размещался неравномерно и пестро. В пределах титулов конституции приведены в хронологическом порядке с указанием адресатов и времени издания (inscriptio и subscriptio). В 14-й и следующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признаки-
ем и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана.
34. Codex Hermogenianus. Дополнением к первому собра
нию явился после 295 г. второй codex, названный Hermogenianus
по имени составителя Гермогениана. Он трижды пересматривался
составителем, который подверг большинство конституций тща
тельной редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделен
ных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги. Си
стема и расположение титулов этого кодекса не могут быть
восстановлены.
35. Codex Theodosianus. Первым официальным собранием кон
ституций был Codex Theodosianus. Восточно-римский импера
тор Феодосии II (402-450 гг.) или, вернее, его правительство,
имел широкие кодификационные планы — опубликовать сборник
императорских конституций со включением ius, т. е. произведений
классиков. Обширность программы затормозила это предприя
тие, и в конце концов были собраны только императорские кон
ституции. Кодекс был переслан в Рим и принят соправителем Фе
одосия II, Валентинианом III. Несмотря на то, что кодекс был
составлен на Востоке, он имел на Западе, в Галлии, более продол
жительное влияние и применялся там даже тогда, когда был отме
нен на Востоке Кодексом Юстиниана. Кодекс Феодосия сохра
нился в многочисленных рукописях и переиздавался как в средние
века, так и в новое время.
Кодекс распадается на 16 книг, разделенных по предметным титулам.
В кодексе Феодосия получили отражение изменения, которые произошли в государственной и частно-правовой сфере рабовладельческого государства. Открытый абсолютизм монархии восточного типа был ярко отражен в общественной и служебной иерархии. Потрясения, вызванные революцией III в. в экономике и праве, заставили пересмотреть ряд вопросов частного права, связанных с землевладением, и т. п. В частности, следует отметить процесс закрепощения, начиная со свободного прежде колона и кончая высшими сословиями.
-36-
-37-
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!