ЦЕЛИТЕЛЬСТВО В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ



Гиппократ (приблизительно 460-370 годы до н. э.) — самый известный греческий врачеватель, считается «отцом медицины». Вероятно, даже во времена Гиппократа ученые, приближенные к политикам, имели большее влияние на медицинские взгляды в своей области знаний. К примеру, Алкмеон1 проводил вскрытия мертвых тел и делал подробные описания. Оп установил связь между органами чувств и мозгом и сделал вывод, что у мозга есть два назначения: он руководит разумом (несет ответственность за мышление и память) и одновременно отвечает за ощущения. Век спустя Аристотель категорически отверг идею Алкмеопа, объявив центром ощущений сердце. Теория Аристотеля победила и на много столетий приобрела статус официальной.

Во времена Гиппократа греки полагали, что любая болезнь может быть объяснена в логике теории о четырех основных элементах. Эти первоэлементы — Вода, Воздух, Огонь и Земля. Каждый элемент была наделен соответству ющим свойством и характеризовался как влажный, сухой, горячий или холодный. Считалось, что основные элементы тела состоят в разных пропорциях из: крови (горячая и влажная), флегмы (холодная и влажная), желтой желчи (горячая и

сухая) и черной желчи (холодная и сухая). Недостаток какого-либо элемента в организме приводит к болезни, а изменение их соотношения обусловлено либо внешними, либо внутренними факторами.

В качестве лечения чаще всего предписывались диета, физические упражнения, а также некоторые ограничения в отношении еды, питья, сна и сексуальной активности. Чтобы дезинфицировать раны и нарывы, использовались различные травы. Среди лекарств самыми популярными были рвотные средства. Греки умело справлялись с вывихами и переломами и высоко усовершенствовали технику' наложения повязок. Для лечения инфекций, ран и опухолей они использовали прижигание (опаливание плоти) и сок опиумного мака. Судя по всему, при диагностике помимо прочего оценивалось эмоциональное состояние человека, его привычки, окружение, поведение и жизненный уклад.

Литературное наследие Гиппократа — «Со7рия IПрросгаНсит» — это приблизительно 79 книг и 59 трактатов. Однако существует предположение, что часть его работ была завершена другими людьми. В одном из трактатов говорится о том, что врачи должны выглядеть здоровыми и хорошо упитанными и иметь «достойное обличье». Целителю рекомендовалось носить подобающие одежды и выражать дружелюбие. В наши дни Гиппократ более всего известен благодаря Клятве Гиппократа:

«Клянусь Аполлоном-Врачом, Асклепием, и Гигеей и Панацеей, и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, эту присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; потомство его считать своими братьями, и это искусство, буде они захотят изучать его, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обстоятельством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и всякой несправедливости.

Я не дам никому просимого от меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду для пользы больного, будучи далск от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда- либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему' клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающем}' и дающему ложную клятву да будет обратно этому»1.

Несмотря на то что выпускники многих медицинских учебных заведений «дают Клятву Гиппократа», многие аспекты современной медицины вступают с ней в противоречие.

Представляется, что идея исцеления Божьей милостью мало соотносится с медициной Гиппократа. В его трудах очень много внимания уделяется анатомии тела человека, но нет практически ничего о духовности.

ЦЕЛИТЕЛЬСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Работа римского врача Галена (приблизительно 129-200 годы н. э.) во многом предопределила развитие медицины на последующие полторы тысячи лет. Он подкрепил и разработал более детально упомянутую выше теорию о четырех первоэлементах организма как источниках здоровья и причинах болезней. Новаторство Галена выражалось преимущественно в том, что четыре первоэлемента он сопоставил с четырьмя типами личности или темпераментами: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик. Эти термины мы используем и по сей день. Гален также проводил подробные патало- гоапатомичсскис исследования. Кроме того, за ним закрепилась репутация отца современной фармакологии, поскольку он, помимо прочего, занимался изучением свойств лекарственных растений — смешивал их и получал лечебные снадобья.

Вторжение христианства в римскую культуру привело к тому, что целительство приобрело яркий оттенок религиозного мистицизма. Еще в 395 году и. э. церковь делала особый акцент на том, что исцеление есть проявление милости Божьей. Большинство первых больниц были основаны именно церковью. С первых дней своего существования в исцеляющих церемониях церковь широко использовала иконы. Позднее стали также апеллировать к именам святых или искать помощи у артефактов — святых мощей или фрагментов

' Перевод дан согласно русскому тексту клятвы Гиппократа. — Примеч. пер.

облачений, предположительно принадлежавших святым. Считалось, что эманации, или вибрации, этих материалов способны сами по себе инициировать исцеление. Многие раннехристианские источники подчеркивают, что болезнь излечивается исключительно молитвой и Божественным вмешательством.

Христианство заимствовало и развило более ранний принцип иудаизма, согласно которому болезнь есть наказание за грехи или воплощение Божьего гнева. С самого основания христианства была четко сформулирована концепция «исцеляющей миссии Христа». В каждом из четырех основных Евангелий — от Матфея, Марка, Иоанна и Луки (последний сам был лекарем) — имеются многочисленные примеры того, как Христос выступал в качестве целителя, излечивая параличных, немых, слепых, прокаженных и страдающих от лихорадки. Также упоминается экзорцизм, или изгнание нечистого духа. В Евангелиях пет четкого разделения между исцелением верой, экзорцизмом и «чудесным» исцелением. Все способы исцеления воспринимались как сверхъестественные. Однако даже в те давние дни огромная роль отводилась исцеляющему прикосновению. Христос часто сам прикасался к страждущим или позволял им касаться «края своих одежд».

Св. Бенедикт, раннехристианский святой, полностью запретил изучение медицины, провозгласив единственно дозволенной концепцию Божественного исцеления, которая и стала господствующей в последующие пять столетий. За это время хирургия и фармакология пережили значительный регресс. Все лечебные процедуры сводились к молитве, наложению рук, экзорцизму, использованию амулетов, святых мощей и святому причастию (миропомазанию).

Уцелело очень немногое из наследия Гиппократа и из научной медицины в целом. Зато надежно утвердилось представление

о том, что праведники способны выступать в роли заступников. Действительно, святость подтверждалась демонстрацией «чудес исцеления». К 1000 году н. э. заступничество Девы Марии также стало важной частью ритуала исцеления. Христианское целитель- ство преимущественно игнорировало научные открытия Древней Греции и остального древнего мира.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!