Часть II ИСТОРИЧЕСКОЕ ПЕРВЕНСТВО ДУШИ В ИСЦЕЛЕНИИ



Глава 7 Душа, разум и медицина в истории

Глава 8 Ре-сакрализация исцеления

Глава 9 Дух — искра, исцеление — пламя

ДУША, РАЗУМ И МЕДИЦИНА В ИСТОРИИ

Вообразите, что вы входите в госпиталь или клинику. Кипа растрепанных журналов в приемной, хорошо знакомый запах антисептических моющих средств исходит от только что протертых стен и пола. Вы видите поблескивающие металлические инструменты, ярко светящие лампы и сложное оборудование. Медработники одеты в белые халаты или зеленые робы, на ком-то хирургические маски и шапочки. Все заняты. Звуки пейджеров, телефонов, медицинской техники и компьютерных мониторов создают характерный фон. Повсюду современные новшества. Это «лицо» технологической медицины — единственной медицины, хорошо известной большинству жителей Западного полушария.

Теперь представьте, что вы входите в церковь или молельный дом. Здесь парит безмолвие. Если и раздаются звуки, то приглушенные. Возможно, слышится мелодичная тихая музыка, утешающая и возвышающая душу. Священники и церковные служки одеты в традиционные одежды. Здесь господствуют древние ритуалы, символика и иерархия. Воздух пропитан запахом истертых деревянных скамей, кожаных переплетов старинных псалтырей, ароматом благовоний. Вся атмосфера создает благоговейное ощущение.

Никто не входит в церковь как в клинику. И никто не входит в современную клинику как в святилище. Однако четкая грань между медициной и религией существовала не всегда. Па заре цивилизации, скажем, несколько тысяч лет назад, когда трепанацию черепа производили для того, чтобы выпустить из человека злых духов, целительство и медицина были тесно переплетены. Согласно «Бри

танской энциклопедии», «многие придерживаются мнения, что важнейшей функцией религии было исцеление: диагностика причин зла и умственной и физической болезни и развитие методик их излечения». Далее «Британника» продолжает: «Религиозный лидер редко добивается успеха, не обладая целительным даром; ни одна религия из тех, что не исцеляли, не выжила».

Все мировые религии включают в себя целительные ритуалы в той или иной форме — от благословения и экзорцизма (изгнания бесов) до причастия. Ритуальные обряды, молитвы и жесты — это обращение к сверхъестественным силам; в Божьей власти защитить истово верующего и даровать ему все что угодно — от здоровья и плодовитости до материального богатства. Также в большинстве религий существует атрибутика (талисманы, амулеты), освященная путем различных обрядов и церемоний и предназначенная для выполнения священных задач — от физической защиты до Божественного руководства.

Но многих религиях болезнь трактуется как результат поведенческих или нравственных «проступков». Концепция исповеди или покаяния перед лицом болезни является общей для всех религий. Религиозные мифы говорят о богах, героях и святых как о целителях.

БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОЛЕЗНИ

Во многих религиях считалось, что болезнь насылается на человека божествами, демонами и дьяволами. В качестве способов лечения в равной степени могло быть рекомендовано изгнание бесов, слабительные средства, внутреннее очищение или хирургическое вмешательство.

Иногда болезнь связывают с потерей души. Некоторые шаманы, особенно среди коренного населения Америки, специализируются на поиске потерянных частей ду ши. Этот процесс сопровождается медитацией, особыми магическими заклинаниями и церемониями.

Прегрешение, или нарушение Божественного закона, предписанного религией, также рассматривалось как причина болезни. В этом случае излечение достигалось через исповедь, покаяние, просветление или вмешательство святого целителя.

В Библии говорится, что древний иудейский царь Саул обратился к одной женщине в городе Эндор. Она вызвала дух великого пророка Самуила, который пророчествовал для Саула. Святой Павел, основатель христианства как организованной религии, начал свою миссию после видения ему Иисуса. Хотя медиумы, несомненно, существовали на протяжении всей истории человечества, духовные медиумы в лице «простых смертных» получили широкое признание после 1848 года.

В середине XIX века появление медиумов дало толчок развитию спиритуализма, приверженцами которого среди прочих были члены Американского общества психических исследований (American Society for Psychic Research) Уильям Джеймс и Гарднер Мерфи, великий психолог, сотрудник Фонда Меннингера. Различные спиритуалистические организации, начиная от Братства духовных границ (Spiritual Frontiers Fellowship) и заканчивая Ассоциацией исследования и просвещения (Association of Research and Enlightenment), основанной Эдгаром Кейсом и его последователями, провозглашали связь с Богом и моральные принципы как основу жизни. Со спиритуалистической точки зрения, болезни обусловлены ошибочными духовными установками. Дух напрямую подключен к универсальной энергии, имя которой — Бог.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!