ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕЛИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ



Из истории мы знаем, что страждущие могли получить религиозное исцеление тремя путями: совершив паломничество к святым местам (где есть источники особой самоочищающейся воды), обратившись к святому человеку или с помощью освященного культового предмета.

Исцеление водой

Святые источники и храмы при таких источниках всегда были местами паломничества. Даже индийская ведическая традиция утверждает: «Воистину, воды являются целителями; воды прогоняют и излечивают все болезни».

Вода рассматривается как источник света и в мифологии, и в науке. Она также используется в физическом и психологическом очищении. Там, где существовали природные горячие и минеральные источники, возводились водолечебницы и здравницы. Множество свидетельств указывают па интерес к таким источникам во Франции, Италии и Швейцарии, связанный с религиозными и медицинскими традициями. В целом целительная сила приписывалась нескольким сотням источников и рек:

■ в Древней Греции источники в Хермопиле и Эдепсесе были посвящены Гераклу, сыну Зевса, наделенному сверхчеловеческой силой и отвагой;

■ в Древнем Риме источники в Тибусе и горячие серные источники в Аква Абуле были широко известны своими лечебными свойствами;

■ на Ближнем Востоке царь Ирод пытался найти облегчение от смертельной болезни на водах в Каллирое, вблизи Мертвого моря в Палестине;

■ на территории Древнего Египта многие храмы, посвященные греческому богу медицины Асклепию, находились вблизи минеральных источников.

Издревле люди были уверены, что вода, обладающая целебными свойствами, осенена Божественным присутствием или благословением. Французский город Лурд — вероятно, самый известный подобный феномен: знаменитый источник приобрел свою репутацию в 1858 году, после того как несколько человек узрели здесь образ Девы Марии. При водолечебнице в Скафати (Италия) также есть часовня Мадонны.

День, в который был зачат Св. Иоанн Креститель, не только является религиозным праздником, по также считается особым днем, благоприятным для исцеления. Сам же Иоанн, как известно, крестил своих последователей, погружая их в воду.

С древнейших времен люди верили в то, что воды некоторых рек способны восстанавливать детородную функцию у бесплодных женщин. На многих великих реках происходили гражданские, церковные и религиозные исцеления. Евфрат в Ираке, Абана и Фарпара в Дамаске, Иордан в Израиле, Тибр в Италии, Нил в Египте, Ганг, Джамна и Саравати в Индии — к этим рекам приходили, чтобы очиститься от грехов, излечиться от болезней и получить защиту высших сил.

Исцеление в святых местах

Святые богоявления — это кладбища или места захоронения святых или праведников. Как правило, они окружены священными деревьями, камнями или горными хребтами и часто почитаются как исцеляющие святилища. Ярчайший пример — Иерусалим, куда ежегодно во время Пасхи совершают паломничество тысячи христиан. Интересно, что в годовщину смерти Христа туда стекается гораздо больше парода, чем в день его рождения!

О Святой Рите Кассийской (1381-1456) сообщалось, что тело ее было нетленным. Через 170 лет после ее смерти Папа Урбан XIII осмотрел его и отметил, что оно «столь же безупречно, каким было в день смерти, и плоть ее естественного цвета». Из другого источника мы узнаем, что примерно в то же время святая открыла глаза, что вызвало массовый экстаз верующих. По имеющимся сведениям, Рита Кассийская при жизни посадила ветку сухого дерева, поливала ее каждый день, и ожившее растение превратилось в крупную виноградную лозу, которая и сегодня, спустя 500 лет, все еще плодоносит. Урожай с нее распределяют среди высокопоставленных

прелатов, а листья высушивают, мелко перемалывают и рассылают страждущим по всему миру.

Блаженный Антонио Вичи (1381-1461) — еще один пример праведника, чьи мощи считаются нетленными. Сообщают, что на месте его захоронения произошло множество чудесных исцелений [99].

Святые целители

Большое количество монашеских орденов но всему свет)' так или иначе были связаны с целительством. Рыцари-госпитальеры, монахи-августинцы, орден Святого Духа и, конечно, францисканский орден — вот лишь немногие примеры. Древнегреческие аскле- пиады[33], индийские воманы и бенгальская каста вайдья (в переводе с санскрита — «тот, кто знает») также занимались целительством. Шаманы многих индейских племен Американского континента издавна совмещали религиозную и целительскую практики. Часто знания целителей коренных народов, гак же как и носителей западной культу ры, уходят корнями в древние религиозные традиции.

Орден францисканцев, наверно, теснее остальных был связан с целительством. Большинство католических церквей Италии были основаны различными францисканскими группами сестер милосердия. В Епископальной церкви Святой Лука считался покровителем больниц. Лютеранская конфессия также была тесно связана с больницами и целительством.

Даром исцеления обладали не только священники, короли и праведники, эта способность иногда обнаруживалась и у «простых смертных». Часто она возникала спонтанно и сопровождалась духовными видениями, но могла развиться и благодаря постоянным и продолжительным медитациям или умерщвлению плоти.

Многие мировые религии были основаны людьми, обладавшими цел ительс ки м даро м.

В XIX и XX веках появилось много христианских целителей. Некоторые из них основали новые религиозные организации или течения. К их числу относятся Иоанн Кронштадтский, Фюрст цу Гогенлохе-Шиллигсфюрст, Лесли Уэзерхед, Эдгар Кейс, Орал Робертс, Кэтрин Кулман, Финеас Куимби, Мери Бейкер Эдди, Эрнест Холмс и Миртл и Чарльз Филлмор.

Мери Бейкер Эдди создала христианскую пауку, основанную на трудах Финеаса Квимби. Квимби, вдохновитель целого движения «Но-

вое мышление»[34], был ориентирован на целительство, и его идеи легли в основу «Первой христианской науки». Затем появились «Единство», основанное Миртл и Чарльзом Филлморами, и «Религиозная наука» Эрнеста Холмса.

Орал Робертс, священник методистской церкви, в течение многих лет вел исцеляющие службы, которые транслировались по радио и телевидению, а позже основал медицинскую школ}' и больницу в городе Тулса (Оклахома, США). Кэтрин Кулман, протестантский проповедник, проводила семинары по всей стране и была признана даже самыми непримиримыми фундаменталистами в Спрингфилде (Миссури, США). Сотни людей посещали ее службы. Есть свидетельства, что тех, кто в жажде исцеления силой пробивался в первые ряды, от одного прикосновения Кэтрин отбрасывало назад.

Эдгар Кейс оказал наиболее сильное влияние на современное це- лительство. Он провел почти 15 тысяч «чтений» в сос тоянии транса. Две трети из них относились к здоровью, и есть множество доказательств того, что при выполнении рекомендаций, которые Кейс давал в состоянии транса, исцеления действительно происходили. Глэдис и Уильям МакГэри открыли клинику Л. R. Е. (Association for Research and Enlightenment)'- в Фениксе (Аризона, США), в основу работы которой легли принципы, впервые провозглашенные Кейсом еще в 1930-1940-е годы. Одним из этих принципов является использование касторового масла, Palma Chris te или Христовой пальмы. Было продемонстрировано, что компресс из фланелевой ткани, пропитанной касторовым маслом, помещенный на живот вместе с грелкой, значительно укрепляет иммунную систему. Эго замечательный способ паллиативного лечения” желудочного гриппа и спазмов кишечника. Такой же компресс прекрасно помогает при отеке и воспалении коленных суставов. Используя рекомендации Кейса, доктор Глэдис МакГэри излечила множество пациентов от «смертельной» болезни — системной склеродермии[35].

ДУХОВНОСТЬ И РЕЛИГИЯ

Возможно, самая значительная книга, посвященная религии и духовности, — это « The Varieties of Religious Experience» («Многообразие религиозного опыта») Уильяма Джеймса [100]. Уильям Джеймс, брат известного писателя Генри Джеймса, родился в 1842 году в Нью- Йорке, получил образование в Гарварде, там же с 1872 по 1910 год выступал с лекциями. Он стал новатором в американской психологии и философии и почитался своими современниками как выдающийся американский философ.

Хотя Джеймс признавал, что «область религии обширна настолько, что, очевидно, невозможно претендовать на полное ее покрытие», любопытно такое его утверждение: «<...> основатели каждой церкви изначально обладают силой по причине их прямого личного сообщения с Божественным».

В этом утверждении кроется суть различия между религией и духовностью: религии используют ритуал и догму для поддержания своих конкретных теологических положений, духовность же предполагает личную связь с Богом, душой или Божественной энергией. Хотя нужно признать, что положения всех религий обнаруживают много общего. Эти сходные моменты были обобщены доктором Маркусом Бахом, одним из великих мистиков и теологов XX века (см. таблицы).

 

Молитва в великих мировых религиях

Христианство «Когда молишься, ступай в свое уединенное место, и когда ты закроешь дверь, молись Отцу своему, который есть тайна; и Отец твой, который смотрит тайно, вознаградит тебя открыто».
Кон фу ц папство «Прилежно вырабатывай добродетель благоговения. Муж, преданный этой добродетели, может молиться Небу».
Буддизм «Нет медитации без мудрости, и пет мудрости без медитации. Те, в ком встречаются мудрость и медитация, недалеки от Нирваны».
Индуизм «Я делаю молитву своим сокровенным другом».
Ислам «Никогда, Господи, не молился я Тебе без успеха».
Сикхизм «Те, кто громко кричат в беде, найдут отдохновение в молитве и любви к Господу».
Иудаизм «Молитесь Господу Богу нашему, чтобы Он указал нам путь, чтобы идти, и дела, чтобы делать».
Зороастризм «Он, зовущийся мудрым Господом, Его должен искать ты, чтобы вечно восхвалять почтительными молитвами».
Бахаизм «Стань ближе к Богу и упорствуй в молитве, чтобы огонь любви Божьей мог ярче горсть в сердце твоем».
Синтоизм «Если самые ничтожные из человечества придут в храм, я непременно выполню желание их сердец».

 

Бессмертие в великих мировых религиях

 

Христиа нство «Дар Божий есть жизнь вечная, через Иисуса Христа, Господа нашего».
Конфуцианство «Все живое должно умереть и, умерев, возвратиться в землю, но Дух изольется наружу и будет распростерт в свете».
Буддизм «Жизнь земная есть часть бессмертия».
Индуизм «Станет бессмертным тот, кто ищет блага для всех людей».
Йогам «Те, кто верил и совершал дела праведные, те войдут в Рай».
Сикхизм «Зачем оплакивать умершего, если он просто возвращается домой?»
Иудаизм «Прах возвратится в землю, которой он был, а Дух вернется к Господу, который дал его».
Зороастризм «Душа праведника возрадуется в бессмертии своем».
Бахаизм «Помни обо Мне на Земле, чтобы я мог вспомнить о тебе на Небе».
Синтоизм «Почитай Небо как Отца своего, Землю — как мать свою, все вещи как братьев и сестер, и насладишься божественной страной, которая превосходит все другие страны».
Джайнизм «Я знаю, что будет жизнь после смерти».
Даосизм «Жизнь есть выход наружу. Смерть есть возвращение домой».

 

 

Мир в великих мировых религиях

Христианство «Благословенны миротворцы, ибо названы будут детьми Божиими».
Кон фуц панство «Старайся жить в согласии со всеми соседями твоими <...> живи в мире с братией твоей».
Буддизм У «11ст счастья большего, чем мир».
Индуизм «Без медитации где мир? Без мира где счастье?»
Йогам «Господь приведет людей к миру. Если будут внимать Ему, Он выведет их из тьмы войны к свету мира».
Сикхизм «Только в Имени Господа найдем мы мир наш».
Иудаизм «Когда путь человека приятен Господу, заставит Он даже врагов его жить в мире с ним».
Зороастризм «Приношу жертву миру, чье дыхание благоприятно».
Бахаизм «Война есть смерть, и мир есть жизнь».
Синтоизм «Позвольте Земле быть свободной от ссор, а людям жить в мире под защитой Божества».
Джайнизм «Все люди да живут в мире со своими собратьями. Таково желание Господа».
Даосизм «Мудрец ценит мир и спокойствие превыше всего иного».

 

Любовь в великих мировых религиях

 

Христианство «Возлюбленные мои, да любите друг друга, ибо любовь есть Бог; и каждый, кто любит, рожден для Бога, и познает Бога. Тот, кто не любит, не познает Бога, ибо Бог есть любовь».
Кон фу ииа нет во «Возлюбить всех людей есть величайшее благодеяние».
Буддизм «Пусть человек вырастит в сердце любовь ко всему миру».
Индуизм «Любовь есть лучший способ преклониться перед Господом».
Ислам «Любовь есть то, что ты должен почитать самого себя мельчайшим, а Господа величайшим».
Сикхизм «Бог воскресит тех, в чьих сердцах любовь».
Иудаизм «Возлюби Господа Бога всем сердцем своим и соседа своего как себя самого».
Зороастризм «Человек любим Господом и должен любить Его в ответ».
Бахаизм «Возлюби Меня, чтобы я мог возлюбить тебя. Если не возлюбишь Меня, Моя любовь не достигнет тебя».
Синтоизм «Любовь есть проявление Господа».
Джайнизм «Дни наполнены наибольшей пользой для того, кто действует с любовью».
Даосизм «Небеса одевают броней любви тех, кого не хотят видеть побежденными».

 

 

Здоровье и исцеление в великих мировых религиях

 

Хрис ти аи ство «Молитва веры исцелит болезнь человека, и Господь поднимет его».
Конфуцианство «Высокие непостижимые Небеса имеют полнейшую власть исцелять и перевязывать».
Буддизм У «Содержать тело свое в добром здравии есть долг <...> иначе мы не сможем сохранять силу и ясность разума».
Индуизм «Благодетель, Исцеляющий болезни, будь нам добрым другом».
Ислам «Господь миров сотворил меня <...> и когда я болен, Он исцеляет меня».
Сикхизм «Господь есть Создатель всего, устранитель болезни, 11 одател ь здоровья ».
Иудаизм «О Господь Бог мой, я воззвал к Тебе о помощи, и Ты излечил меня».
Зороастризм «Любовь наполняет тело больного крепостью и здоровьем».
Бахаизм «Все исцеление исходит от Бога».
Синтоизм «Воспитывай дух, который равно почитает добро и зло благословением, и тело само станет здоровым».
Джайнизм «Все живые существа обладают таким состоянием здоровья, какое соответствует их Карме».
Даосизм «Придерживайся умеренности. Только так сохранишь ты здоровое тело и здоровый разум».

 

 

«Золотое правило» в великих мировых религиях

Христианство «<...> Все вещи, какие хотел бы ты, чтобы люди делали тебе, делай ты так же им».
Кон фу и иа нство «Не делай другим того, что ты не хотел бы, чтобы они делали тебе».
Буддизм «Пятью путями должен глава рода содействовать своим друзьям и близким: со щедростью, вежливостью и благожелательностью, относясь к ним как к себе самому, и будучи столь же добр, как слово его».
Индуизм «Не делай другим того, что, будучи сделано тебе, причинит тебе боль».
Ислам «Никто из вас не верующий, пока не полюбит брата своего как себя самого».
Сикхизм «Как ты почитаешь себя, так и других почитай. Тогда станешь ты товарищем Небесам».
Иудаизм «Что вредно тебе, не делай собрат)' твоему».
Зороастризм «Е,стество только тогда добро, когда оно не делает другим того, что нехорошо для него самого».
Джайнизм «В счастье и в беде, в радости и в печали, мы должны почитать все создания, как почитаем мы нас самих».
Даосизм «Почитай прибыль соседа своего как свою собственную; почитай потерю соседа своего как свою собственную». /

 

Сходство между мировыми религиями заметно практически по всем основным положениям веры. И хотя внешние проявления религий сильно различаются, в вопросах основных ценностей присутствует почти полное единодушие. Делая акцент на этих единых ценностях, мы можем избежать многих конфликтов, которые возникают на религиозной почве.

«ПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ» И УМОВРАЧЕБНЫЕ РЕЛИГИИ

Уильям Джеймс утверждал, что религия, в основе своей, — это «крик о помощи», который может проявиться и в форме веры в воздействие, названное им «умоврачеванием». «Умовра- чевание» явилось логическим развитием и усовершенствованием

[1]

позитивной теологии религий «Нового мышления», таких как «Христианская наука», «Единство», «Религиозная наука» и «Божественная наука». Эти направления Джеймс называл «намеренно оптимистическими» — как в их теоретической основе, так и в практическом приложении.

Джеймс синтезировал евангельские учения, трансцендентализм Эмерсона или новоанглийский трансцендентализм, идеализм Беркли, спиритизм и индуизм и вывел принципы, которые и были положены в основу умоврачевания. К интуитивной вере в исцеляющую силу «отваги, надежды и доверия» были добавлены «закон, прогресс и развитие». «Сомнение, страх, беспокойство и все изначально взволнованные состояния ума» были признаны вредоносными.

Джеймс утверждал, что умоврачевание доказало свою эффективность при лечении слепоты, хромоты и других заболеваний, приводящих к пожизненной инвалидности. Не менее впечатляющими были результаты воздействия позитивного мировосприятия па душевное здоровье. Джеймс полагал, что благодаря «сознательному приятию» позитивного мышления и жизнерадостности все больше людей будут достигать состояния «перерождения личности». Он особо подчеркивал значение позитивных утверждений (аффирмаций), которые помогают справляться с жизненными неурядицами.

Джеймс считал многих энтузиастов умоврачевания приверженцами пантеизма[36] [101]. Пантеизм заимствовал понятие «подсознательное», незадолго до того введенное в научный обиход Фрейдом и Юнгом, и встроил его в свою концепцию единства с Богом. Эти взгляды встали в один ряд с трансцендентальным идеализмом, ведическим индуизмом и христианским мистицизмом.

Джеймс также полагал, что взращивание в себе чувства любви и гармонии способствует усилению положительных сторон и ослаблению отрицательных, обеспечивает спокойствие и уравновешенность, освобождая от беспокойства и напряжения. И эта трансформация может быть результатом обыкновенной релаксации! Согласно Джеймсу, религия и духовность придают нашей жизни смысл, ощущение умиротворенности и превалирования любви — и все вместе это производит «психологическое или материальное воздействие» в физическом мире разума и тела.

Параллельно с идеями Джеймса об умоврачеваиии, помогающем обрести душевное равновесие, счастье и здоровье, благодаря научно-

техническому прогрессу развивалась и научная медицина. И наука, и позитивная религия были ориентированы на улучшение здоровья и на благополучие людей. На этом этапе разобщенность духовной и научной медицины, начавшаяся в эпоху Возрождения, окончательно закрепляется. Сегодня новейшие исследования находят все более весомые подтверждения тому, что состояние души и здоровье тесно взаимосвязаны. И современная медицина не довольствуется одними лишь достижениями в области фармакологии и хирургии — она также возрождает свои древние целительские традиции. При подготовке медиков большое внимание уделяется вопросам качества эмоционального контакта между врачом и пациентом.

Если войти в здание Клиники интегративной медицины (Intagrative Medical Clinic) в городе Санта-Роза (Калифорния, США), невозможно не отметить, что все здесь очень не похоже на ту типичную безликую обстановку сверхтсхпологичиой современной клиники, которая была обрисована в начале этой главы. Вас встречает и регистрирует дружелюбный администратор, в ожидании консультации вы занимаете удобное кресло в просторном, солнечном холле с большим панорамным окном. Вокруг растения и фонтаны. В одном углу — стеллаж с подборкой книг о целительстве, в другом — алтарь. Рядом с холлом расположены игровая площадка для детей и помещения, где проходят занятия по самопомощи. Есть и открытая площадка для спортивных занятий.

Здесь ведут прием опытные семейные врачи, диетологи, психологи, остеопаты и другие специалисты, работающие с телом. Рекомендации и предписания тоже бывают самые разные: одному пациенту назначат травяной сбор, другому — фармацевтический лекарственный препарат. Фитопрепараты и гомеопатические средства готовят здесь же — при медицинском центре имеется все необходимое. Локальная компьютерная сеть позволяет специалистам: ароматерапевту, психотерапевту или гомеопату — получить доступ к нужным файлам, чтобы уточнить диагноз, поставленный лечащим врачом. Одиако высокие технологии не затмевают атмосферу истинной заботы и участия, которыми наполнено все, с чем сталкиваются пациенты в этом медицинском центре. Здесь пациент — это не просто объект лечения, а прежде всего — человек.

Заведения, подобные Центру интегративной медицины [102], полностью ломающие наши привычные представления о том, как должно выглядеть медицинское учреждение, прокладывают путь для новой медицины в целом. Медицина души является фундаментальным допущением в новой медицинской системе взглядов. Она приветствует разработки в любых направлениях. Мы не должны отвергать чудеса биомедицины только потому, что есть дополнительная и альтернативная медицина. Наука, высокие технологии и ортодоксальная медицина прекрасно вписываются в схему лечения, согласно которой во главе угла стоит человеческое существо во всей его целостности. Поскольку давний раскол привел существующую систему «здравоохранения» к коллапсу, наука и духовность вновь сливаются воедино, образуя новый блистательный союз в форме медицины души.

РЕ-САКРАЛИЗАЦИЯ ИСЦЕЛЕНИЯ

«Об операции Артура я узнала, когда получила очередной полуночный вызов, но я впала в уныние, шагая рядом с каталкой, пока ее заводили в лифт и отвозили на нижний этаж, где располагались операционные кардио-и нейрохирургии, с...> Анестезия подействовала быстро, и, пока Артура обкладывали простынями и готовили стерильный операционный стол, у меня было время послать энергию в его почки и перикард, нажимая на точки на стопах и ладонях.

Пока доктор Оз делал разрез вдоль грудины, я нагнулась и велела Артуру расслабиться и почувствовать, как любовь хирурга входит в его тело. <...> Когда сердце Артура вынули из грудной клетки, я ощутила в нем чувство заброшенности, как у потерявшегося ребенка. Я руками обхватила Артура под спину снизу, чтобы физически поддержать его, и попросила заполнить пространство грудной клетки светом и энергией.

Когда в операционную принесли новое сердце, я оставила свой пост у изголовья Артура и украдкой направилась к ящику со льдом. Слегка опершись руками о его крышку, я стала разглядывать сердце и почувствовала его страх перед неизвестностью и печаль из-за смерти того тела, в котором оно билось раньше. Вернувшись к Артуру, <...> я сказала ему, что его новое сердце может облегчить ему' понимание любви, если Артур о нем позаботится».

Это примечательная цитата из книги энергетической целительницы Джулии Мотц «Hands of Life» («Руки жизни») [103]. Когда-то она ассистировала доктору Мех мету Озу, автору бестселлера « YOU: The Owner's Manual» («ВЫ: руководство для пользователя») 1101], во время операций па сердце, которые он проводил в Колумбийском пре- свитер!шнеком медицинском центре в 11ыо-Иорке. Затем в процессе работы в Колумбийском центре и в других медицинских организациях Мотц присутствовала при множестве хирургических операций: ма- стэктомии1, операциях на сердце, удалении раковых опухолей. Она ощущала энергию пациентов, распознавала нерешенные эмоциональные проблемы, связанные с болезнями, ставшими причиной операции, и помогала пациентам высвободить чувства, «запертые» в их организме. Зачастую результатом воздействия Джулии Мотц станови-

лось мгновенное и явное улу чшение состояния непосредственно во время операции. Мотц — один из немногих энергетических целителей, кому был разрешен доступ в операционную. Медсестры, хирурги, анестезиологи и другие сотрудники с трудом приспосабливались к ее присутствию. Она не числилась в штате, и ее работа никак не оплачивалась, даже несмотря на очевидное улучшение состояния пациентов, с которыми она работала. Многие бюрократы от медицины неправильно понимали ее роль и активно противодействовали ей.

Однако энергетическая и духовная работа и медицина не всегда были так разобщены. В течение длительного исторического периода медицина и духовность оставались неразделимыми. Лишь недавно — с начала эпохи технологической медицины — присутствие энергетического целителя в операционной стало вызывать недоумение. История медицины свидетельствует о том, что в течение длительного времени существовала тесная взаимосвязь между врачеванием и духовностью.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!