Понимающая социология М. Вебера
Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864-1920) – немецкий историк, социолог и экономист. Основатель «понимающей социологии».
Полагал, что социология – самостоятельная наука.
1) Разделение наук о природе и наук о культуре. О природе – естественные науки, о культуре – социальные науки.
Отличия:
-Науки о природе имеют дело с материальными предметами (вещами).
-Науки о культуре имеют дело с людьми
-Науки о природе используют метод объяснения. Науки о культуре используют метод понимания. Объяснение – выявление причинно-следственных связей. Понимание – вопрос о том, какой смысл вкладывают индивиды в свои действия. Знание в смысле человеческих действий.
- Науки о природе изучают объект, закономерности. Науки о культуре изучают субъект. Опыт людей.
2) Социология должна соблюдать принцип идеологической нейтральности. Знание должно быть беспристрастным.
Источник:
Коломоец Е. Н., Латышева В. В. «Методические указания по дисциплине «социология», 2007 год
Основные принципы материалистического учения К. Маркса и Ф. Энгельса в обществе
Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей.
Предметом социологии в марксизме является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов.
|
|
Принципы материалистического учения об обществе
1) Признание закономерности общественного развития.
Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями.
2) Признание закономерности в материалистической концепции истории тесно связано с принципом детерминизма (признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей).
К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений.
3) Принцип прогресса (утверждение о его поступательном прогрессивном развитии общества.) реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой «общество, находящееся на определенной степени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером».
|
|
Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производственных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым, в свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания.
К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.
4) Концепция развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей.
|
|
5) Принцип отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально- классовых позиций ее авторов.
Источники:
1.Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов – М.: Академический проект, 2001. – 2-е издание, переработанное и дополненное.
2.История социологии / Под ред. А. Н. Елсукова и др. Минск, 1999.
3.Маркович Д. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1999.
4.Радугин А. А. Социология. М - 2000.
5.А.О.Бороноев. Журнал социологии и социальной антропологии, 1999 год, №2
6.Фролов С. С. Социология. М. – 1999
7.Социально-энциклопедический словарь. М - 1998
Развитие социологии в России
Середина 19 века – зарождение русской социологии, значительное влияние оказали западные социологические школы
|
|
Предпосылки:
Журнал «Русское слово» - деятельность радикальных публицистов.
Реформы Александра 2 – знакомство русской интеллигенции с творчеством О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля и других
Формирование социологии как науки происходила сразу в нескольких направлениях.
Развитие социологии в России
Три этапа:
Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века (Лавров и Михайловский);
Субъективная социология - разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития.
Теория общественного прогресса (Лавров) - развитие общества связанно с переработкой культуры, а именно тех ее частей, которые склонны к застою. Цивилизация – сознательное историческое движение. Это движение осуществляется благодаря критической мысли, а точнее критически мыслящих личностей. Следовательно передования интеллегенция – движущая сила общественного развития.
Классический позитивизм (Ковалевский) – учение о социальном прогрессе.
Социология марксизма – состояла из двух теорий: ортодоксальный марксизм (Плеханов и Ленин) и легальный марксизм (Струве, Туган-Барановский, Бердяев)
Второй этап — с начала 20-х годов до конца 50-х годов;
Характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института.
1920г – первое социологическое отделение при факультете общественных наук в Петроградском университете. Во главе Сорокин. П.А. Сорокин один из родоначальников теории социальной стратификации (расслоение общества по классам, социальным группам) и социальной мобильности (возможность передвижения по стратам).
Далее Сталинский режим- общественная мысль подвергается идеалогизации, происходит упадок социологических наук.
Третий этап — с начала 60-х до наших дней.
Волна «Хрущевской оттепели». Социология вновь получает статус социального института.
1960 – отдел социальных исследований в институте АНН СССР и лаборатория социологический исследований при Ленинградском университете
1974- журнал «Социологические исследования»
Источник:
Шамшурин В.Н. История русской социологии и интеллектуальная история. //Социс, 1995 г., № 3.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!