Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. Г.В. Осипова. М., 1998. С.486.



3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2001. - 224с.

4. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1997. - 344с.

5. Социология: Учебник для юридических вузов. - СПб. Под редакцией: Сальникова В.П., Ковалева Г.Д., Степашина С.В. Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. - 416с

6. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический проект 2000. - 382с. - («Gaudeamus»)

7. Маршак А.Л. Общая социология: (Серия «Высшее профессиональное образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384с.

8. Кравченко А.И., Анарин В.Ф. Социология: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005. - 432с.

 

О. Конт – основоположение социологии, его учение о трех стадиях развития общества.

Огюст Конт (1798-1857) «Дух позитивной философии». 

- Огюст Конт (1798 - 1857), французский философ и социолог, - остался в истории науки как основатель позитивизма и позитивной социологии;

- О. Конт внес серьезный вклад в формирование ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие понятия, как «социальный организм» и «социальная система»;

- О. Конт внес серьезный вклад в формирование парадигм социологического знания, т.е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие понятия, как «социальный организм» и «социальная система». О. Конт, также, доказывал, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии;

- О. Конт сформулировал эволюционистскую парадигму развития общества, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии

Выделил 3 стадии развития интеллектуальной деятельности человека:

1. Теологическая (Теос-Бог)

Стадия богословия. Наиболее трудные и наименее разрешимые вопросы: «Как устроен мир?», «Поиск первоначала?». Все объясняется вмешательством сверхъестественных сил. Эта стадия продолжалась примерно до 1300 года.

2. Метафизическая (абстракстная)

Стадия философского познания. Все объясняется при помощи философских абстракций или всеобщих сущностей (Земля, огонь, вода, воздух). Стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. До 19 века.

3. Позитивная (Реальная) – научная стадия. Человечество устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

Знание реально;

Знание точное определение (точно);

Знание имеет относительный характер (изменчиво);

Опирается на факты;

Умеет выявлять закономерность;

Оказывается от исследования тех вопросов, которые не подлежать эмпирической проверке;

Знание можно применять на практике;

Источники

1.Новикова С.С. Социология: История, основы, институционализация в России. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – (Серия «Библиотека студента»).

2.Харчева В. «Основы социологии»: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: «ЛОГОС»; «Высшая школа», 1999.

3. Смелзер Н. «Социология»: пер. с английского. – М: Феникс, 1994

4.«Социология» Лаврененко Н.В., Москва, 2002г.

5.Филосовский энциклопедический словарь, Москва, 1989г.

6.Современная Западная социология, Москва, 1990г.

Классический тип научности социологии учения о методе Э. Дюркгейма

Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа., один из создателей социологии как самостоятельной науки.

Ориентир на естественно-научное познание. Основоположник «социально реализма».

Предметом социологии являются социальные факты. Факты – любой зафиксированный научный фрагмент действительности. Важной характеристикой социального факта является способность оказывать на индивида принудительное воздействие. 

Соц факты следует изучать как вещи. Вещь – всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума.

Основной тезис – соц факты должны объяснятся другими социальными фактами.

Задачи социологии – понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями.

Принципы социологии:

-Общество – часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.

-Общество первично по отношению к составляющим его людям.

-Изучаемые социологией социологические факты объективные и независимы от человеческого произвола.

Источник:

Коломоец Е. Н., Латышева В. В. «Методические указания по дисциплине «социология», 2007 год


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 671; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!