Не догма, а руководство к действию



 

Первоисточник — письмо (29 ноября 1886 г.) Фридриха Энгельса  (1820— 1895) к Ф. А. Зорге. Энгельс, критикуя немецких социал-демократов, переехавших в Америку, писал, что они рассматривают марксизм «доктринерски и догматически, как нечто такое, что надо выучить наизусть, и тогда уж этого достаточно на все случаи жизни. Для них это догма, а не руководство к действию» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 36, М., 1964).

Выражение стало известным в России благодаря В. И. Ленину, который употреблял его неоднократно, слегка перефразировав, и именно в этом, ленинском варианте оно и стало крылатым. Например, в статье «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920) он писал: «Наша теория не догма, а руководство к действию, —  говорили Маркс и Энгельс...»

Шутливо о творческом подходе к теории, научному тезису и пр.

 

Не думай о секундах свысока

 

Начало песни «Мгновения», написанной композитором Микаэлом Та-ривердиевым на стихи поэта Роберта Ивановича Рождественского  (1932—1994) для телесериала «Семнадцать мгновений весны» (1973), снятого режиссером Татьяной Лиозновой:

 

Не думай о секундах свысока.

Проходит время. Сам поймешь, наверное,

Свистят они, как пули у виска,

Мгновения, мгновения, мгновения.

 

Иносказательно: призыв дорожить временем, разумно его использовать, равно как и счастливые возможности, которые оно предоставляет.

 

Не жалею, не зову, не плачу

 

Название и первая строка стихотворения (1922) Сергея Александровича Есенина  (1895-1925):

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

 

Цитируется как способ заявить о том, что человек ни о чем не сожалеет, ни в чем не раскаивается; что он смиряется со скоротечностью жизни.

 

Не жаловать ни прямо, ни проселком  

 

см. А вас, сударь, прошу я топком / Туда не жаловать ни прямо, ни просепком!

 

Не ждали

 

Название картины (1884—1888) работы русского художника-передвижника Ильи Ефимовича Репина  (1844—1930), которая в настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее (Москва). На полотне изображено неожиданное возвращение в семью юноши, который, как видно по его внешнему виду, отбывал наказание на каторге. Его встречает старушка мать, брат и сестра.

Используется как шутливый комментарий к неожиданному появлению кого-либо. Иногда выражение звучит в форме: «Картина Репина «Не ждали»...»

 

Не запугаете!

 

Слова председателя Совета министров России Петра Аркадьевича Столыпина  (1862—1911), сказанные им (6 марта 1907 г.) в Государственной думе в адрес депутатов левых фракций — в порядке «разъяснения после прений».

В оригинале: «Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли, и мысли, все они сводятся к двум словам, обращенным к власти: «Руки вверх». На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: «Не запугаете!»

Цитируется как историческая столыпинская фраза-символ неуклонной политической воли.

 

Не здешнего прихода  

 

см. Ведь я не здешнего прихода.

 

Не знал, чего ему хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном

 

Из сатир Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина  (1826—1889): «Дневник провинциала в Петербурге» (1872) (гл. 5), «Господа ташкент-цы» (параллель четвертая) (1872) и «Культурные люди» (1876) (гл. 1).

В сатире «Культурные люди» (гл. 1) эти слова принадлежат некоему либералу: «Я сидел дома и, по обыкновению, не знал, что с собой делать. Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать. Ободрать бы сначала, мелькнуло у меня в голове, ободрать, да и в сторону... А потом, зарекомендовав себя благонамеренным, можно и о конституциях на досуге помечтать».

Смысл выражения: писатель имел в виду двойственность и слабую мотивированность российского либерализма: либерал легко забывает о своих конституционных мечтаниях ради привычного, устроенного быта, символом которого в данном случае является севрюжина с хреном.

Иронически о поведении человека, который не может разобраться в своих желаниях, не знает, чего хочет (отчего страдают люди, его окружающие).

 

Не зрим ли всякий день гробов, / Седин дряхлеющей вселенной?

 

Из стихотворения «Водопад» (1791 — 1794) Гаврилы Романовича Державина  (1743-1816).

Иносказательно о бренности бытия, скоротечности жизни.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!