Типы неправильного воспитания в семье.



 

А.Е. Личко – известный отечественный психиатр, выделил следующие типы неправильного воспитания в семье.

ГИПОПРОТЕКЦИЯ. Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще недостатком опеки и контроля за поведением ребенка, недостатком внимания, заботы и руководства, отсутствием интереса родителей к его делам, увлечениям. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом.

ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки.

ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ. В крайнем проявлении потворствующая гиперпротек­ция получила наименование воспитания по типу «кумира семьи». Это - стремление освободить «любимое чадо» от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания, что культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ. При этом виде воспитания ребенок или подросток посто­янно ощущает, что им тяготятся, что он — обуза в жизни родителей. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой — брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу «Золушки»). Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не призна­ются в том, что тяготятся сыном или дочерью.

УСЛОВИЯ ЖЕСТОКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Эти условия нередко сочетаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жестокое отношение может проявляться открыто — суровыми расправами за мелкие проступки. Или проявляется, когда в семье превалируют душевное безразличие друг к другу, забота только о самом себе, полное пренебрежение к интересам и тревогам других членов семьи.

Система жестоких взаимоотношений может культиви­роваться также между воспитанниками в некоторых закрытых учреждениях для подростков, особенно трудных и делинквентных.

ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень-очень многого. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего ребенка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или больными и беспомощными членами семьи.

Потворствующая гипопротекция. Здесь бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к подростку сочетается с некритическим отношением их к его поведению. Родители стараются всегда оправдать подростка, при всех его проступках переложить вину на других, оградить его от общественного порицания и тем более от вполне заслужен­ного наказания.

Воспитание в атмосфере культа болезни. Преувеличенные заботы о здо­ровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела являются одной из форм доми­нирующей гиперпротекции.

Противоречивое воспитание. Члены семьи в таких случаях (отец и мать, родители и дед или бабка и т. п.) применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к подростку порою противоречивые требова­ния. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом.

Воспитание вне семьи.

Само по себе воспитание вне семьи, в условиях интерната в подростковом возрасте не является отрицательным психогенным фактором. Наобо­рот, для подростка даже полезно на некоторые периоды времени расставаться с семьей и жить среди сверстни­ков — это способствует развитию самостоятельности. Временная изоляция от семьи бывает полезной в случаях тяжелых конфликтов.

Отрицательным психогенным фактором являются встречающиеся еще недостатки в работе интернатов и других воспитательных учреждений. Особенно неблаго­приятно сказывается сочетание чрезмерно строгого режи­ма, граничащего с гиперпротекцией, с формализмом в его соблюдении, открывающим отдушину для скрытой без­надзорности, тайного распространения дурных влияний, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей.

 

Перечисленные типы неправильного воспитания оказываются особенно пагубными для ребенка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера. Ребенок оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к «ахиллесовой пяте» его типа акцентуации характера.

Именно поэтому воспи­тание в гармоничной семье, дополненное, расширенное и корригируемое общественным воспитанием, было и остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте.

Гармоничная семья способствует выработке при большинстве типов акцентуаций характера у подростка своего рода «психологического иммунитета» к влиянию неблагоприятных средовых воздействий

 

 


.

 

Семейные сценарии и правила.

Семейный сценарий – повторяющиеся из поколения в поколение паттерны взаимодействия членов семьи, обусловленные событиями семейной истории. Семейный сценарий имплицитно содержит представления о том, с кем, как и для чего нужно жить в семье, сколько нужно иметь детей, каким образом заботиться о них, как строить отношения с расширенной семьей и т.п. Пословица «Яблоко от яблони недалеко падает» является отражением идеи о сходстве различных аспектов жизнедеятельности родителей и детей.

Пример. Молодой человек всегда мечтал о стабильных и теплых отношениях в своей семье. Родительская семья характеризуется им как «террариум», где все воюют друг с другом. Однако после двух лет жизни в браке он пришел к выводу, что его супружеские отношения являются зеркальной копией отношений его родителей.

Ряд исследователей семьи рассматривают ее как систему, члены которой связаны эмоциональными отношениями, определяющими их поведение (М. Боуэн, М. Керр, 2005). Согласно М. Боуэну, опыт проживания в родительской семье и усвоение транслируемых ею поведенческих паттернов формирует определенный уровень дифференциации «Я» индивида, который в свою очередь влияет на его функционирование в собственной семье. При низком уровне дифференциации члены семьи, как правило, не обладают своим отдельным Я, своими желаниями, представлениями, идеалами и др., а более или менее осознанно повторяют уже «наработанные», родительские, прародительские и другие внутрисемейные модели взаимодействия. Говоря о процессе межпоколенной передачи, М. Боуэн предполагал, что большинство детей выходят из своих семей, имея приблизительно такой же уровень дифференциации, как и у родителей, и только некоторые переходят на более высокие или низкие уровни.

Понятие о сценариях было проработанно также в трансактном анализе. Э. Берн считал, что жизненные сценарии основаны на родительском программировании. Он углубил представления о сценариях, добавив в их описание влияние широкого социального контекста. При этом он акцентировал внимание на их достаточно раннем возникновении, связанном с детским выбором стратегии выживания в мире, а также на роли рассказываемых в детстве сказок и историй как основы предпочтения героя для неосознаваемой идентификации. Э. Берн определил жизненный сценарий как план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала. Эвристичным является использование его идеи о сценарии и контрсценарии.

Семейные сценарии всегда содержат повторения и могут касаться любых аспектов жизнедеятельности семьи:

  • супружеских отношений (в моей семье все женщины были несчастливы в браке, потому что мужья им изменяли);
  • денег (в нашей семье вместе с достатком всегда кто-то тяжело заболевал или умирал);
  • привязанности событий к определенному возрасту (я вышла замуж в 22 года, так же, как моя мама, бабушка и сестра);
  • профессиональной деятельности (все женщины в нашей семье работали в системе образования и сетовали на низкую зарплату, но ничего не меняли) и др.

Возникая на микро- и макросистемных уровнях функционирования семьи, семейные сценарии определяют действия, характер отношений и переживания членов семьи, относящиеся не к «здесь и теперь», а к «там и тогда». Анализ подобных семейных предписаний, а также соотнесение актуального поведения «проблемных» членов семьи с опытом старшего поколения позволяет выявить полученные «по наследству» неосознаваемые деструктивные паттерны.

Семейный миф – это показатель функционирования семейной системы, формирующийся в течение нескольких поколений и являющий собой совокупность представлений членов данной семьи о ней самой. Близкими, и порой синонимичными данному показателю выступают «образ семьи», «образ мы», «верования», «убеждения», «семейное кредо», «согласованные ожидания», «наивная семейная психология». Время, необходимое для формирования семейного мифа, составляет примерно период жизни трех поколений семьи (М. Сельвини Палаццоли и др., 2002). Действие семейного мифа проявляется посредством воспроизведения членами семьи ряда взаимно согласованных, но неадекватных актуальному контексту существования семьи ролей.

Мифологический семейный фон характеризуется некритичным отношением к нему членов семьи и служит для них вектором, определяющим построение социальных контактов вне семьи.

Этиология семейного мифа связана, как правило, с двумя факторами:

1) наличие в семейной истории семейной тайны, или какого-либо ненормативного кризиса – развода, измены, чьей-то смерти, естественное проживание которого в силу определенных причин было невозможным;

2) склонность семьи к процессам расщепления и отвержения чего-то неприемлемого, травмирующего.

Взаимодействие этих двух факторов приводит к «замещению» истинной, но «неблагоприятной» информации о семейном событии некоторым «благоприятным» фантомом. Таким образом, функция семейного мифа заключается в сокрытии от сознания отвергаемой информации о членах семьи и семье в целом. Данный факт позволяет рассматривать семейный миф как своеобразный групповой защитный механизм семьи, способствующий поддержанию целостности семейной системы (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2006).

Пример. Члены семьи – мать, отец и сын 27 лет – ведут совместный семейный бизнес. Однако, несмотря на значительные усилия, им не удается иметь планируемую прибыль. Хватает только на «сведение концов с концами». На вопрос «Как бы вы охарактеризовали вашу семью?» после некоторого обсуждения члены семьи сходятся во мнении, что они – добрая и щедрая семья… В семье поддерживается идея, что нужно много делиться и помогать людям, что порой мешает вести дела бизнеса и не терять деньги. Исследование семейной истории показало, что прадедушка по линии матери в период раскулачивания лишился всех своих денег. Чтобы справиться с этим тяжелым кризисом и «забыть» это событие, в семье стал культивироваться миф о щедрости прадедушки и всех его потомков.

Семья, функционирование которой «управляется» семейным мифом, напоминает систему, являющуюся носителем «вируса». Развитие «болезни» начинается тогда, когда миф рушится, т.е. оказывается не в состоянии больше поддерживать гомеостаз внутрисемейных отношений.

Мифология может касаться любых аспектов семейного функционирования. Среди наиболее известных семейных мифов можно назвать следующие: «Мы – дружная семья», «Мы – семья героев», «Мы справимся с любыми трудностями», «Мы – семья спасателей», «Члены нашей семьи – особенные люди» и др. В коллективном сознании существуют разнообразные мифы о вечной любви между супругами, о способности понимать друг друга с полуслова, об идеальных, всегда послушных детях и т.д. Такие социальные стереотипы, подкрепленные семейным мифом о том, что «именно так и было в нашей семье», могут оказывать как стабилизирующее, так и разрушительное воздействие на систему.

Негативное воздействие семейных мифов выражается в том, что они препятствуют способности семьи приспосабливаться к изменениям внутренних или внешних условий ее жизнедеятельности, то есть делают семейную систему ригидной.

Пример. Семья К., состоящая из родителей и взрослых сына и дочери всегда подчеркивала свою «избранность». Этот миф об избранности базировался на сведениях о благородном происхождении прабабушки мужа. Их дети должны были учиться лучше всех, отношения служили примером для соседей. «Мы – семья аристократов» - эта идея все время витала в семье. Дочь в возрасте 35 лет так и не нашла себе «достойную партию». Проблемы возникли, когда сын, музыкант с консерваторским образованием, решил жениться на девушке, работающей в магазине. Родители грозили сыну отречением, так как «мезальянс благородного юноши и простой продавщицы» разрушал миф.

Любой миф в первом поколении может играть роль компенсаторной или защитной стратегии. Однако в следующих поколениях этот миф, все больше превращаясь в оторванную от реальности центральную семейную ценность (например, «Мы должны быть лучшими всегда и везде»), способен привести к различным расстройствам члена(ов) семьи и полной непродуктивности их действий.

Семейные ценности – идеалы, представления о семье, ее особенностях, которые одобряются и культивируются в кругу семьи, а также служат важным фактором регуляции взаимоотношений между ее членами. Помимо сугубо частных в семье могут находить отражение общегосударственные, культуральные и др. ценности. Именно семья выступает источником формирования жизненных ценностей, способствующих адаптации и социализации молодежи.

Ритуалы(от лат. ritualis – обрядовый) – упорядоченная система устойчивых действий, характерных для данной семьи. Это очень важный показатель функционирования семейной системы, способствующий созданию связей между членами семьи, регулирующий уровень семейной тревоги, имеющий символический смысл, а также поддерживающий семейную идентичность путем передачи от поколения к поколению определенных паттернов.

Семейный ритуал включает паттерны поведения, которые разделяются всеми или большинством членов семьи и имеют для них символическое значение. Ритуалы отражают семейные традиции и связаны с культурными, религиозными и этническими аспектами функционирования семьи. Несмотря на социокультуральные различия, существуют универсальные семейные ритуалы, к которым можно отнести: семейные праздники, семейные традиции и семейные привычи. В мультикультуральных браках зачастую возникают проблемы, так как каждый из супругов «привносит» в семью собственную систему традиций, обычаев и значимых праздников. Если супруги не договорились о правилах, различные представления о том, как и когда нужно отмечать тот или иной праздник, как организовать внутрисемейный распорядок и т.п. могут приводить к серьезным конфликтам.

Роль ритуалов в сплоченности семьи была изучена в Миланской школе системной семейной психотерапии. J.D. Friesen описал основные характеристики таких семейных ритуалов, как семейные праздники, семейные традиции и семейные привычки:

    • семейные праздники – это ритуализированные внутрисемейные события, детерминированные культурой и поддерживаемые членами семьи. Эти ритуалы можно разделить на группы, относящиеся к семейному и к социальному календарям. К первым можно отнести дни рождения членов семьи, а также ритуалы, обусловленные жизненным циклом семьи (свадьбы, крещения, похороны). Ко вторым – религиозные и государственные праздники (Рождество, Новый Год, День Независимости и др.). «Нормативность» последних достигается за счет их широкого освещения в средствах масс-медиа, тиражирования в фильмах, поддержке социальным окружением и др.
    • семейные традиции – уникальные, специфические для каждой семьи регулярные семейные события. Они не так масштабны, как праздники. К ним могут быть отнесены, например, встречи с членами расширенной семьи, совместные воскресные обеды и т.п. Семейные традиции базируются на внутрисемейных предпочтениях, верованиях, ценностях и позволяют семье выражать свою идентичность;
    • семейные привычки, или ритуалы повседневной жизни, представляют собой систему взаимодействий членов семьи, детерминированную структурой их ролей и обязанностей. Привычку рассматривают как сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для члена семьи характер потребности. Ритуалы, относящиеся к этой группе, не планируются специально и зачастую даже не осознаются вследствие их рутинности (в английском языке это словосочетание звучит как «family routines»). Их можно определить фразой «У нас в семье так принято». Так, к этой группе ритуалов относят: характер приема пищи, привычку принимать душ, чистить зубы, обычное время отхода ко сну для детей, проведение свободного времени, пожелание «Спокойной ночи», способы поддержания дисциплины и др. Члены семьи иногда даже не подозревают, что такие их действия на самом деле являются ритуалами. Они считают их типичными, привычными способами поведения, хотя именно семейные привычки являются «лакмусовой бумагой» для выявления сходств и различий между ними (J.D. Friesen, 1990).

Исследования нейробиологов показали, что ритуалы имеют тенденцию стимулировать и левое, и правое полушарие, что ведет к переживанию ритуального действия как глубоко эмоционального события. Логические и вербальные аспекты коммуникации соединяются с символическими и невербальными, что расширяет поле их воздействия на членов семьи, способствует облегчению их интеграции (E. d’Aquili, C. Laughlin, J. McManus, 1979).

Можно выделить различные типы семей в зависимости от характера исполнения ритуалов:

Семьи с малым количеством ритуалов. В таких семьях не отмечают праздников и различного рода переходных событий жизненного цикла. Семьи с дефицитом ритуалов, как правило, разобщены, а члены этих семей страдают от изоляции и тревоги. Например, смерть одного из членов семьи может приводить к серьезным последствиям для здоровья других в тех семьях, где ритуалы совместного горевания, оплакивания и поминания отсутствуют. Терапевту в этих случаях приходится совместно с семьей создавать или заново выстраивать этот важнейший показатель функционирования системы.

Семьи с ригидными ритуалами. В таких семьях жестко следуют ритуалам и не учитывают изменения, связанные с развитием членов семьи. Все четко структурировано и определено, семейные нормы и правила очень ясны и практически неизменны. Члены семьи твердо следуют семейным обычаям и привычкам, например: едят одну и ту же пищу, навещают одних и тех же людей, празднуют в одной и той же компании и т.п.

Семьи с детерминирующим эффектом ритуала. В таких семьях определенный ритуал, как правило, религиозного характера, оказывает очень сильное, определяющее, влияние на весь процесс жизнедеятельности семьи и формирование мировоззрения ее подрастающих членов.

Семьи с формальными ритуалами. В таких семьях люди следуют ритуалам из чувства долга. Ритуальные действия либо потеряли свое значение для семьи, став бременем и создавая напряжение, либо обесценились вследствие изменений, к которым семья вовремя не приспособилась. Также встречаются семьи, где только один человек участвует в ритуалах при полном их игнорировании другими членами семьи.

Ритуалы являются важным способом помощи семьям и отдельным их членам в переходные между этапами жизненного цикла периодами. Их использование в терапевтической практике способствует эффекту интеграции семьи.

Балансы «давать-брать». Для того, чтобы развиваться и адекватно функционировать, семья должна совершать обмены с окружающей средой. «Семья, будучи живой системой, обменивается с внешней средой энергией и информацией» (С. Минухин, Ч. Фишман, 1998, с. 28). Кроме того, аналогичные обмены существуют внутри семьи между подсистемами.

Обмены базируются на потребностях отдельных индивидов, подсистем и системы в целом и характеризуют протекающие в семейной системе равновесные процессы. Они напоминают «качели»: поступление стремиться уравновеситься отдачей, и чем больше объем отдаваемого и получаемого, тем «выше» они раскачиваются. Обмены чувствами, информацией, услугами – краеугольный камень существования системы, где разные индивиды обладают разной способностью удовлетворять как свои, так и чужие потребности.

Проблемы в системе начинаются тогда, когда баланс между «давать» и «брать» нарушается. А.А. Шутценбергер, опираясь на работы I Boszormenyi-Nagy, пишет о понятии семейной справедливости. «Когда справедливость не соблюдается, это проявляется в неверии, эксплуатации одних членов семьи другими (иногда в бегстве, реванше, мести), даже в болезни и повторяющихся несчастных случаях. И наоборот, когда справедливость соблюдается, существуют привязанность, взаимное уважение членов семьи… Можно говорить о «балансе семейных счетов» и «семейном гроссбухе», где видны кредит и дебет, долги, обязанности, заслуги. В противном случае мы имеем ряд проблем, повторяющихся из поколения в поколение»

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1611; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!