Психология воспрятия и осозанния



Помощь человеку заключается не в том, чтобы решить за него все проблемы. Как закономерно помочь человеку? Когда вы видите, что человек болен, понимаете, что ему нужно время, чтобы «прийти в себя». Прежде чем разго­ варивать с человеком о жиз н и, нуж н о у него хотя бы тем­ пературу сбить. Если болит голова, то много ли вы сами при этом понимаете из разговоров на какую-то высокую тему?

Если вы чувствуете, что человек что-то сделать не мо­жет, можно облегчить его состояние совсем немного. И по­том посмотреть, как будет, как он этим воспользуется. Если он воспользуется передышкой, чтобы отдохнуть и дальше пойти самому с новым взглядом на жизнь - порадуйтесь, все в порядке. Если же он эту помощь воспринимает как должное и продолжает страдать - значит, ему нравится так жить, и надо человека оставить с этим, это его путь. По­ мните, что конкретная помощь (что-то решить за че­ ловека, что-то просто сейчас для него сделать), э то только вариант поддержки, потому что человек устал. Это то же самое, как помочь приподнять тяжелую сумку, но не надо же взваливать ее на себя на всю жизнь.


учитель и ученик

разговор с учителем

- ,

Можно сказать, что для «старца» слова упрямого че­ловека иногда буквально не слышатся или слышны как ше­лест. Вы тоже и в обычных разговорах порой можете за­метить: слышите, что говорят, а понять не можете. Быва­ет, что при встрече со «старцем» упрямый человек входит в ступор и просто ничего не сможет сказать: ни слов, ни голоса у него нет.

Я видела, что иногда Анна Григорьевна очень подробно и очень ясно мне о чем-то рассказывает, и я сразу впиты­ваю. А иногда говорит односложно, ей не до того, чтобы мне отвечать.

Потом я обратила внимание, что перед тем, как она мне станет отвечать односложно, много говорю я. Возни­кает какая-то ситуация - она ее коротко комментирует, а я долго начинаю объясняться или оправдываться. За этим следует какой-то короткий ответ, и все заканчивается. Ос­таешься растерянной, в неприятном состоянии. Потом при­ходишь в себя, перестаешь обижаться, и все начинается сначала - учебы не происходит, ошибка обычно повторя­ется на каком-то новом витке. Объяснений становится чуть меньше. Возникает недоумение: как же так, мне казалось, что ошибки я не повторю.

В конце концов Анна Григорьевна предложила: «Да­ вай, поиграем с тобой в такую игру: как только ты нач­ нешь объясняться и оправдываться, я буду говорить: «От


256

Психолог и я восприятия и осозанния

этого не легче». А ты добавишь вторую половину фразы: «Что есть, то есть». Это был начальный вариант игры.

Она мне говорила: «Опять ты опоздала». Я начинала оправдываться: «Так это потому что...», и дальше мог быть целый рассказ. Анна Григорьевна тут же говорила: «От этого не легче». Я отвечала: «Ну, что есть, то есть».

Когда я научилась в это играть, и мне стало смешно, игра перешла в другую фазу. Я должна была вообще не говорить: «Это потому что...», а сказать: «Хорошо, больше не буду делать так. А как надо?» Вот за этим следовал рас­сказ, то есть давалась норма поведения в данной ситуации.

Удивительным было, что времени оказывалось столько, что она успевала мне все объяснить и рассказать. И я по­няла, сколько же я его тратила на оправдания и объяснения.

Нужно понять, что взрослый человек, а тем более «ста­рец» не может тратить время на вас, лишнего времени у него нет. Пока вы говорите - «старец» будет молчать. Взрос­лый человек хотя бы скажет: «Говорите по существу», ска­жет раз, скажет два - и все, время ушло. «Старец» же бу­дет принимать всё с мягкой улыбкой, глядя вам в глаза, кивая головой, он выслушает все объяснения и оправда­ния. Он примет все, как есть. Но глубокого ответа вы не получите.

Так же и Жизнь: пока вы оправдываетесь и объясняе­тесь, никакого понимания как действовать в данной об­становке, никакого просветления не придет. Можно оправ­дываться сколько угодно, в разных системах отсчета, с разных точек зрения, но это только трата времени. От этого может быть легче сейчас, на пять минут, но в этом нет никакой учебы.

Учитесь, если Жизнь показывает: что есть то, что есть. Если скажете: «Все понятно. Не буду больше так. А как надо?» И вы тут же увидите КАК. Жизнь покажет или че­рез какого-то другого человека, или быстро покажет, как есть, или придет знание. Но уж если жизнь сведет вас с человеком взрослого уровня или «старцем», научитесь не


257

Учитель и ученик

тратить времени на объяснения, на оправдания. Найдите те слова, которые сейчас по этическим нормам приемле­мы в данной ситуации и спросите: «А как надо? ...» И бу­дет время, чтобы вам объяснить. И получится глубокий и доверительный разговор.

Если человек, являющийся для вас естественным ав­торитетом, делает вам замечание, имейте мужество не оп­равдываться. Это излишне. Человеку такого уровня и так понятно, что вы ошиблись, что вы не хотели этого.

ученик и учеба

Научить чему-то человека невозможно - можно лишь указать путь, по которому можно прийти к такому состоя­нию. И дальше зависит от человека, сумеет ли он прийти к знанию, к новому состоянию.

тибетская притча о совершенном учителе

.

Ученик искал совершенного Учителя. Он пришел к Учителю и говорит: «Я ищу совершенного Учителя». Тот ему отвечает: «Я себя не считаю совершенным, но я знаю, что вон там дальше живет Учитель, он лучше и совершен­нее меня». Ученик пошел дальше. Спрашивает этого Учи­теля: «Я ищу совершенного Учителя». Тот ему отвечает: «Нет, я себя совершенным не считаю. Есть еще более выс­ший - иди к нему».

Так человек ходил, ходил, наконец, пришел к Учите­лю, который ему ответил: «Да, пожалуй, для этого Мира я совершенный Учитель». Человек обрадовался, говорит: «Вот, наконец, я пришел. Примите меня к себе учиться!» - «А мне нужен совершенный ученик». И тогда человек понял, что нужно было учиться у тех учителей, которых посылала жизнь. Если бы он поучился у каждого из них, он бы пришел совер­шенным учеником к этому совершенному Учителю.


258


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!