Принцип исторической преемственности



 

Нашего толкования придерживается большинство как древних так и современных комментаторов. Их аргументация весьма сильна.

 

Для полноты столь простой молитвы Он добавил, чтобы мы молились не только об оставлении грехов, но и об их полном отвержении: Не введи нас во искушение, то есть не допусти претерпеть нам от того, кто искушает. Впрочем, да не возникнет мысли, что Господь искушает, словно Он не знает веры каждого или радуется падению. Бессилие и злоба принадлежат дьяволу. Ведь и Аврааму Он повелел принести сына в жертву не ради искушения веры, а для испытания, чтобы через него явить пример Своей заповеди, которую собирался дать впоследствии, дабы никто не считал близких дороже Бога. И Сам, искушаемый дьяволом, указал покровителя и творца искушения. Это Он подтвердил и впоследствии, говоря: Молитесь, чтобы не впасть в искушение (Лк 22:46). А претерпевали искушение оставить Господа те, кто предавался сну более, нежели молитве. Этому соответствует и заключение: Но избави нас от лукавого, разъясняющее, что означают слова: Не введи нас в искушение.

 

Тертуллиан, О молитве

 

***

Лукавым Христос называет здесь дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую войну и показывая, что он таков не по природе. Ибо зло происходит не от природы, но от [нашего] произволения. А дьявол преимущественно называется лукавым по чрезмерному множеству зла и по тому, что, не будучи ничем обижен нами, ведет против нас непримиримую войну. Потому [Господь] не сказал: «избавь нас от лукавых», но: «от лукавого», научая нас никогда не гневаться на ближних за то зло, какое мы иногда терпим от них, но всю свою вражду обращать на дьявола, как виновника всех зол.

 

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея

 

***

После всего, в конце молитвы, следует заключение, кратко выражающее все наши мольбы и прошения. В конце мы говорим: Но избави нас от лукавого, понимая под этим всякие беды, которые враг замышляет в этом мире против нас и от которых у нас будет верная и надежная защита, если Бог избавит нас от них, если, по нашему прошению и молению, Он дарует нам Свою помощь. Когда же мы говорим: Избави нас от лукавого, уже не о чем больше просить, когда мы просим сразу покровительства Божия против лукавого, а получив такое покровительство, мы в безопасности и защищены от всех козней дьявола и мира. В самом деле, чего бояться от этого века тому, кому в этом веке защитник Бог?

 

Киприан Карфагенский, О Молитве Господней

 

***

Лукавым здесь назвал дьявола, как лукавого не по природе, а по воле. По преимуществу же его назвал лукавым, как стоящего на высшей степени лукавства. Повелев нам молиться об избавлении от дьявола, показал, что он ведет против нас самую ожесточенную и непримиримую войну, и что нам необходима помощь свыше. А ограничил, чтобы молиться об избавлении от одного его, научая, что один он есть виновник всякого зла и что должно ненавидеть его одного, а не тех, которые по своему безрассудству повинуются ему и вредят нам и о которых скорее следует жалеть, как о порабощенных ему.

 

Евфимий Зигабен

 

***

 

…эта просьба из Молитвы Господней переведена в русской Библии как «избави нас от лукавого», а не «избави нас от зла», как оно переведено в английской Библии, или «избави нас от силы зла», как оно переведено в немецкой. Библия знает зло не как абстрактный принцип, или как абстрактную силу, а как активную, личную силу, противостоящую Богу.

 

Баркли

 

***

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Это прошение выражается:

(1) В отрицательной форме: Не введи нас во искушение. Помолившись о том, чтобы Бог удалил вину греха нашего, теперь вполне естественно просить о том, чтобы больше никогда не возвращаться к этому безумию, чтобы не впасть снова в искушение. Это не означает, что Бог может искушать грехом; но: «Господи, не давай свободы сатане, свяжи этого рыкающего льва, ибо он хитрый и злобный. Господи, не предоставляй нас самим себе, ибо мы крайне немощны, Пс. 18:14. Господи, не полагай перед нами камни преткновения и сети, не ставь нас в такие обстоятельства, которые могут стать для нас поводом к падению». Мы должны молиться против искушений, потому что они причиняют нам беспокойство и тревогу, а также подвергают нас опасности быть побежденными ими, что влечет за собой вину и скорбь.

 

(2) В положительной форме: Но избавь нас от лукавого – от диавола, искусителя. «Сохрани нас либо от его нападок, либо от поражения через эти нападки».

 

Мэтью Генри

 

***

 

Второй вопрос: как понимать απο τοũ πονηροũ («от лукавого») в ст. 13? Как и в 5:39, форма может быть одинаково мужского и среднего рода. Обе формы представлены в славянском переводе: «Избави нас от лукавого» и «избави нас от неприязни». Толкование Златоуста – в пользу первого понимания, оно, несомненно, заслуживает предпочтения…

 

Эти соображения сохраняют всю свою силу и в отношении к молитве Господней. Мужской род отвечает не только общему словоупотреблению Нового Завета, но и ближайшему контексту. Седьмое прошение вводится союзом αλλα («но»), предполагающим, сравнительно с предыдущим, новое представление: не отвлеченное понятие искушения, а конкретный образ искусителя, личного носителя зла. И в целом раскрывается противоположение Отца Небесного, Которого имя да святится, и диавола, лукавого, от которого да избавит нас Отец. Бог и диавол противостоят в молитве Господней как два полюса.

 

Еп. Кассиан (Безобразов), Лекции по Новому Завету

 

 

Вывод

 

Безопасность нашей души не могут обеспечить наши собственные усилия. Мы не можем в одиночку сражаться против духов злобы поднебесной. Нам просто необходима помощь Божья, которую мы получаем в ответ на молитву. Писание неоднократно напоминает нам об этом:

 

сей же род изгоняется только молитвою… (От Матфея 17:21)

 

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских… Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством… (Ефесянам 6:11–18)

 

бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение… (От Матфея 26:41)

 

И т. д.

 

Поэтому в ежедневной молитве Отцу Сущему на небесах давайте просить о помощи. Будем в молитве искать защиты от того, кто сильнее каждого из нас, но никогда не сможет пересилить нашего Бога.

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!