САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЖЕРТВЫ ИНКВИЗИЦИИ 4 страница



И не одного Пана. Вдоль границ современных Франции и Бельгии римская богиня Луны и охоты Диана была известна как Диана Девяти Огней и объединялась с её древней предшественницей Ардуиной, от которой ведут своё название Арденны. Подобные божества продолжали почитаться, несмотря на появление и наступление христианства. Европейские сельские жители могли посещать по воскресеньям церковь, слушать мессу и усваивать на каком-то уровне своего сознания обряды и учения Рима. Но в то же время они по-прежнему оставляли блюдца с молоком и делали многие другие подношения, дабы задобрить древние силы, таящиеся в окружающих их лесах. И украдкой обращались в соответствующие дни года к Вальпургиевой ночи[50], или «шабашу ведьм», к языческому наблюдению за солнцестояниями и равноденствиями, к ритуалам плодородия, к праздникам и карнавалам, в которых заметную роль играли боги древней религии, пусть и в закамуфлированной и христианизированной форме. К тому же почти в каждой общине неизменно была, по крайней мере, одна пожилая женщина, почитаемая за свою мудрость, своё умение предсказывать счастье или заглядывать в будущее, свои навыки повивальной бабки. К ним часто обращались за советом в сокровенных делах, особенно женщины, с большей охотой, чем к местным священникам. Священник олицетворял силу, которая могла определить посмертную судьбу и долю человека. Но было немало житейских ситуаций, для которых эта сила зачастую представлялась чересчур величественной, чересчур грозной, чересчур суровой, чересчур абстрактной или недосягаемой, чтобы докучать ей. Сельская же «старая ворожея» указывала путь к более близким и досягаемым силам. Именно с ней, а не со священником, советовались по таким вопросам, как погода и урожай, благополучие скота, личное здоровье и гигиена, сексуальность, зачатие ребёнка и роды»[51].

Церкви не то что в Средние века, но даже в наши дни не удалось искоренить веру в сверхъестественные существа, которые в своё время были языческими богами – эльфов (альвов), гномов, троллей и фей. Хотя время от времени она делала попытки демонизировать их. К демонам относили и живых мертвецов, представления о которых существовали у древних германцев[52].

Христианская церковь превращала древних богов в демонов. Превращались в них и другие «персонажи» язычества. Так, демонов видели в призраках. Поэтому, например, среди разных видов гадания, которое церковные авторы считали суеверием и «призывом демонов», особенно осуждаемым является некромантия – гадание с помощью вопрошания мёртвых. Чтобы вызвать к жизни мертвеца, уточняют известнейшие теологи Августин, Лактанций, Исидор Севильский, нужно смешать воду и кровь, так как известно, что демоны любят кровь и не смогут устоять перед искушением, а поэтому сразу же появятся. Тогда-то и можно будет задать им вопросы.

Как видим, сами теологи верили в привидения и живых мертвецов и даже боролись с ними – весьма успешно. Так, в Житии святого Германа Оксеррского есть рассказ об усмирении им грозного живого мертвеца. Во время своих странствий святой в поисках ночлега пришёл к какому-то заброшенному дому. Крыша его покосилась, деревья проросли сквозь пол. Святой было засомневался, стоит ли искать укрытия от зимнего холода в столь ненадёжном месте и не лучше ли провести ночь под открытым небом, но его любопытство подстегнула жившая по соседству супружеская пара. Старики рассказали, что дом стоит давно необитаемым из-за явлений в нём злого призрака. Как только святой человек услышал о призраке, то устремился к руинам так, будто бы это было «самое желанное для него место». Среди многих комнат нашёл он одну, более или менее ещё походившую на жилую. Там и расположился он со своими скромными пожитками и несколькими сопровождающими. Свита его немного поела, а святой, постившийся в те дни, воздержался от ужина. Когда подошло время ночных молений и один из клириков свиты начал читать вслух, святой, утомлённый постом и волнениями дальнего пути, глубоко заснул. Тут чтецу явилась внезапно ужасная тень и в доме зашумело, как будто град застучал по крыше. Испуганный клирик возопил о помощи. Святой епископ пробудился от сна и, увидев ужасный силуэт, воззвал к Господу и Его именем приказал призраку объяснить ему, кто он такой и что тут делает. Дух тотчас же повиновался и смиренным голосом поведал, что он и его спутники совершили множество преступлений в земной жизни. Тела их после смерти остались непогребёнными, и они теперь не могут найти себе покоя, потому и пугают добрых людей своими появлениями. Призрак попросил святого походатайствовать за него перед Богом, дабы он смог обрести желанный покой. Рассказ привидения опечалил святого мужа. Он попросил показать ему место, где лежат непогребённые кости. Призрак со свечой в руке повёл его через ночную тьму в самое сердце руин, и там «после многих трудностей» святой нашёл искомое место.

Днём, при помощи окрестных жителей, сваленные в беспорядке друг на друга останки были извлечены из-под развалин, освобождены от висящих на них оков и обёрнуты в льняные покрывала – саваны. Затем кости предали земле, и святой заступник перед Господом молился за них. Так мёртвые обрели покой, а живые – безопасность. Место это впоследствии было вновь заселено, поскольку ужасные призраки с тех пор больше никого не беспокоили своими появлениями[53].

Богиня мудрых женщин, о которой мы уже писали выше, тоже становится демоном. Например, в документе IX века упоминается «демон, именуемый сельскими жителями Дианой» и утверждается: «Некоторые дурные женщины, обратившиеся к Сатане… признают, что ездят по ночам с Дианой на спине неких животных».

Но в большинстве случаев Церковь старалась подменить языческого бога на христианского святого. Так случилось с ирландской богиней Бриггитой, богиней огня, на смену которой пришла святая с тем же именем. В 601 году папа Григорий I писал одному из настоятелей, что пришёл «к заключению, что капища идолов среди тех людей ни в коем случае не следует уничтожать. Идолы должны быть уничтожены, но сами капища надобно окроплять святой водой, устанавливать в них алтари и помещать там мощи святых. Ибо если эти капища хорошо построены, их нужно очистить от поклонения демонам и посвятить служению истинному Богу. Мы уповаем, что тем самым те люди, вредя, что их капища не разрушены, могут оставить своё заблуждение и, быстрее хлынув к своим излюбленным и привычным местам, могут узнать и возлюбить истинного Бога. А коль скоро они имеют привычку приносить в жертву демонам многочисленных быков, пусть её заменит какое-то другое торжество, такое, как День освящения или праздники святых мучеников, чьи мощи покоятся там в раках»[54]. Таким образом, Церковь старалась использовать не только языческих богов, но и места отправления культа – капища.

После начала активного преследования ведьм у Церкви появилась реальная возможность окончательно пресечь поклонение древним богам. Участие в древних языческих ритуалах было названо колдовством или ведовством. А вера в колдовство или ведовство была официально объявлена ересью – со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«С помощью того, что историк Хью Тревор-Роупер именует «средством расширенного определения ереси», языческие основы европейской цивилизации были поставлены под юрисдикцию инквизиции, – пишут М. Бейджент и Р. Ли. – По сути дела, эта юрисдикция распространялась даже на стихийные бедствия. Голод, засуха, наводнение, чума и другие подобные явления больше не объяснялись естественными причинами, но действием инфернальных сил. Не только сумасшествие, но даже припадки гнева или истерии стали приписывать одержимости дьяволом. Эротические фантазии теперь трактовались как посещения инкубов или суккубов. Повивальные бабки и традиционные сельские «знахарки» – ведавшие секреты лекарственных трав или дававшие мудрые житейские советы – были заклеймлены как ведьмы. Повсюду начали пропагандироваться страх и паранойя, поработившие всю Европу. И в этой атмосфере повсеместного террора десяткам, а возможно, даже сотням тысяч людей суждено было пасть жертвами санкционированного и узаконенного Церковью массового убийства»[55].

 

* * *

 

По сути дела, «официальное» преследование ведьм началось после издания в 1484 году папой Иннокентием VIII (1432 – 1492, годы папства: 1484 – 1492) буллы «Всеми силами души» («Summis desiderantes affectibus»), в которой борьба с колдовством провозглашалась одной из важнейших задач Церкви. До этого священники всех рангов были обязаны подчиняться так называемому Епископскому канону (Canon Episcopi ), который ещё в 906 году провозгласил колдовство плодом фантазии.

Однако с принятием буллы Иннокентием всё изменилось.

По верованиям средневековых людей, власть над миром и над человечеством оспаривается двумя силами, почти равными по могуществу, но различными по своим принципам – Богом и Сатаной. Бог мог бы уничтожить Сатану и его силу, но Он сохраняет его и предоставляет ему право действовать в мире, искушать и совращать человечество – для того, чтобы последнее своим сопротивлением соблазну нечистой силы заслужило спасение.

Борьба ведётся между этими двумя силами на равных основаниях, по установленным правилам: у Бога есть воинство Небесное, а у дьявола – легионы демонов. Сатанинское войско управляется начальниками, которых зовут Вельзевул, Асмодей, Магог, Дагон, Магон, Астарота, Азазел, Габорим. Теологи насчитывают в дьявольской армии 72 тысячи князей, графов и маркизов и 7 405 928 чертенят.

У человеческой души есть свои ангел-хранитель и демон-искуситель. Ангел и демон борются за душу человека. Всевышний установил это равенство сил в борьбе и дал врагу равное оружие – для возвышения человечества и для очищения души путём испытаний.

Основная цель дьявола – овладеть душой человека и вселиться в его тело, для чего существует великое множество хитростей. Сатана может явиться к женщине в образе галантного кавалера, к верующему – в облике благочестивого монаха, словом, он может принять образ, какой ему угодно, чтобы обольстить и соблазнить жертву. Причём соблазнить не только душу, но и склонить бренное тело человека к вступлению с ним, Сатаной, в плотскую связь. Дьявол может явиться в любое время суток и в любом месте – в богатом замке и в бедной хижине, в лесу и на многолюдных городских улицах.

Во всех слоях средневекового общества существовало твёрдое убеждение, что дьявол вмешивается во все человеческие дела. Присутствие чёрта предполагалось везде и в самых разнообразных видах: за каждым кустом или деревом, старым камнем или стеной, на чердаке и в колодце. Были демоны земные, водяные, воздушные, горные, лесные, подземные. Дьявол являлся также в образе зверя – дракона, обезьяны, собаки, кошки, жабы – или превращал людей, одержимых им, в зверей, преимущественно в волков, которые стаями и в одиночку нападали на людей и скот и вредили им.

Повсюду, пугали церковники, дьявол выслеживает жертвы, пользуется всяким случаем вступить в связь с человеком и отнять его от Бога. И когда это ему удаётся, он закрепляет свою власть над человеком посредством формального договора, подписанного кровью, и ставит на теле человека свой «чёртов знак», или «дьявольскую печать». Одержимый дьяволом становится его рабом, он должен во всём ему повиноваться, исполнять все его приказания, совершать все преступления, которые ему внушает его повелитель.

Помните легенду о докторе Фаусте? Классический пример соблазнения души дьяволом. Доктор Фауст хотел возвыситься над Богом, познать все тайны бытия – надо заметить, ради благой цели: помочь людям стать счастливыми. Сатана охотно обещает помочь ему в познании мира – но в обмен на бессмертную душу. Доктор Фауст соглашается и не обращает внимания на знак Господень: в последний момент перед подписанием договора с дьяволом из надреза на руке у Фауста не идёт кровь, которой он и должен скрепить договор. Сатана верой и правдой служит доктору Фаусту оговоренное время, а потом забирает с собой его душу и отправляется в ад. При этом выясняется, что жертва Фауста никому не была нужна: людям не требовались его знания и умения, а нужно было лишь получить побольше презренного металла – золота.

Но людей, подобных учёному Фаусту, как мы поняли из легенды, на свете мало, а потому Сатана предпочитает соблазнять бедных и наивных девушек, покинутых своими возлюбленными. Уж их-то на белом свете предостаточно. Соблазнённые дьяволом девицы становятся ведьмами. На первых порах они перенимают его искусство, чтобы отомстить изменившим им юношам или своим соперницам. А затем «втягиваются» в процесс колдовства и «усваивают» дьявольскую науку. Именно так процесс превращения невинных дев в ведьм представлялся людям Средневековья.

Народ верил, что ведьма насылает болезни и бесплодие на людей и скот, губит тело и душу христиан, умеет вызывать грозы и ветры, насылает град на поля, мор на стада, сеет вражду и ссоры между людьми и изо всех сил старается испортить жизнь семейных пар, вселяя в супругов отвращение друг к другу. Какова цель ведьм, которые стремятся разрушить счастливые семьи? Простая – помешать воспроизведению рода человеческого, или, говоря современным языком, помешать рождению детей. Почему? Да потому, что дети будут крещены в церкви и достанутся Богу, а раз так – надо будет опять бороться за их души, совращать и соблазнять их, тратить на это дело великое множество сил. А дьявол, который, не будем забывать, является «врагом рода человеческого», стремится облегчить себе задачу и призвать в свои ряды как можно больше помощниц-ведьм и помощников-оборотней. О последних мы ещё поговорим особо.

Считалось, что ведьма могла навести порчу, взяв куклу, соответствующую определённому человеку и начав колоть её булавками. Человек, на которого была направлена порча, начинал худеть, а вскоре умирал.

«Распространение христианства в Европе и активная борьба Церкви с суевериями, запрещавшая веру в ведьм и колдовство, абсолютно не изменили народного отношения к вредоносной магии как к эффективному средству воздействия на тело и душу человека, – пишет Ю. Е. Арнаутова. – Более того, христианский ритуал значительно обогатил арсенал магических средств нанесения вреда. Вера прихожан в силу церковных ритуалов и предметов выражалась в поступках, свидетельствующих о том, что месса, церковная утварь, святые таинства понимались ими как своеобразное магическое средство, более того, подобно любому магическому средству, средство амбивалентное, пригодное и для добрых дел, и для нанесения вреда. Во время мессы, например, за алтарь или под него тайком ставили восковые фигурки людей, чтобы затем «наговорить» с их помощью кому-нибудь болезнь или смерть. Помимо «наговора» эти фигурки ещё пронзали иголками или топили в воде, топили также и «наговоренные» серебряные монетки, считалось, что после этого жертва заболеет и умрёт в мучениях.

Начиная с XIV века подробные сообщения о колдовстве с восковыми изображениями, в котором были замечены и весьма высокопоставленные особы, встречаются в источниках очень часто. В 1317 году кагорский епископ Гуго был обвинён в попытке извести папу римского Иоанна XXII при помощи «яда, колдовства с восковыми фигурами, пепла пауков и жаб, желчи свиньи» и подобных непотребств. После допросов и пыток в присутствии самого папы мятежный епископ был сожжён на костре, а его пепел брошен в Рону»[56].

Ведьма могла с помощью «адамовой головы» – корня растения мандрагоры, выкопанной у подножия виселицы зубами собаки, которая оттого непременно умрёт, – расстроить рассудок человека, превратить человека в животное, сделать женщину безумной. А ещё с помощью дурмана она могла довести человека до яростного исступления, заставить его танцевать до полного истощения сил, натворить тысячу позорных дел, так что тот не будет сознавать того, что делает, не вспомнит об этом и потом.

Невежественные люди верили в чудеса, а вот люди практичные охотно пользовались находками травниц, которыми, по сути, ведьмы часто и являлись. Так, воры очень часто прибегали к настойке дурмана. Однажды они напоили ею палача одного французского города и его жену с целью отобрать у них деньги. Палач и его супруга пришли в такое неистовство, что всю ночь совершенно голые проплясали на кладбище.

Ведьмы, по представлениям людей того времени, были способны творить самые невероятные вещи. Так, считалось, что одним из средств, которыми дьявол снабжает ведьм для принесения вреда людям, была волшебная мазь или колдовской порошок, который делался из трупов новорождённых некрещёных младенцев, в особенности из их сердец, или из опилок костей этих детей, смешанных со слюной жабы. Достаточно всыпать кому-нибудь в пищу маленькую горсточку этого порошка, и человек заболевает неизлечимой болезнью. Некоторые ведьмы, по представлениям суеверного Средневековья, были столь сильны, что им было достаточно незаметно бросить на человека несколько крупинок порошка – и тот моментально умирал. Замечательно, что этот порошок терял свои магические свойства в руках обыкновенных людей, а действовал только в руках ведьм; это и служило на инквизиционных судах доказательством их виновности – такова была логика судей. Такое же магическое действие имела и волшебная мазь, которая, кроме того, служила для ведьм средством превращаться в какого-нибудь зверя – кошку, волчицу, собаку, чтобы в этом виде было легче вредить.

Существовали также магические слова, заклинания, которые ведьме достаточно было произнести, чтобы причинить всякие бедствия: портить поля, уничтожать посевы, вызывать мор скота, производить бурю, град и разные прочие ужасы.

Считалось также, что ведьмы не только мешали рождению детей, но и занимались убиением младенцев перед крещением. Тела детей ведьмы отдавали дьяволу или употребляли для своих колдовских целей.

Порчу и вред роду человеческому ведьмы могли наносить и вступая в половую связь с дьяволом и оскверняя своё тело. Земным плотским утехам с дьяволом часто предавались и замужние женщины, недовольные своими мужьями или стеснённые нуждой.

Женщины во все века и до недавнего времени считались существами слабыми и подверженными порокам. Именно такими их представляли и в Средневековье, поэтому дьяволу всегда легче было приобретать власть над слабым полом, а не над сильной половиной человечества, и поэтому именно женщины – преимущественно его жертвы.

Дьявол является к женщине с хитрой речью, утешает её в горе, обещает ей горы злата и каменьев, обволакивает её заботой и сладкими речами – и в результате соблазняет бедняжку. Если же какая особь женского пола оказывается невосприимчивой к речам и уговорам Сатаны, он прибегает к испытанному веками мужскому способу убеждений: колотит несчастную и запугивает её. Результат в обоих случаях – и добровольного, и принудительного соблазнения – один и тот же: женщина становится ведьмой.

На основании признаний осуждённых инквизицией было твёрдо установлено, что дьявол охотнее вступает в связь с замужними женщинами, находя двойное удовлетворение – в совращении самой женщины и в оскорблении брачного таинства. Инквизиторы, пытающие ведьм, были очень любопытны и старались на допросах узнать от обвиняемых о различных подробностях половых сношений с дьяволом – о форме полового органа у дьявола, об ощущении, испытываемом женщиной от совокуплений с дьяволом, и т.д. Ответы были различные, зависели от темперамента и фантазии женщины, и описания половых сношений с дьяволом часто между собою расходились. Но это служило в глазах судей только доказательством новых хитростей дьявола, умевшего разнообразить свои удовольствия и соблазны.

Обвинение в половой связи с дьяволом было самым излюбленным пунктом обвинительного материала против ведьм. Подозрение в этом преступлении падало на всех ведьм независимо от их возраста. Оно приписывалось как старым женщинам, так и девочкам-подросткам.

 

* * *

 

Самым важным актом сношений с дьяволом было участие в шабаше ведьм – как мы бы сейчас сказали – в «ведьминской тусовке». Эти оргии ведьм обыкновенно совпадали с христианскими праздниками – Пасхой, Троицей, Ивановым днём, Рождеством, а также происходили в мае (Вальпургиева ночь). В малом размере шабаш справлялся также и в будни, один раз в неделю. Местом для этих сходок ведьм выбирались горы или равнины, перекрёстки, кладбища, развалины замка или даже городские погреба.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!