САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЖЕРТВЫ ИНКВИЗИЦИИ 2 страница



Во время объявления приговора Бруно, славившийся своим красноречием, подобно Сократу, заявил судьям, что им приходится с большим страхом объявлять ему приговор, чем ему его выслушивать. Известно, что его привели на место казни с кляпом во рту, чтобы лишить возможности в последний раз смутить умы присутствовавших на казни, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и притянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Бруно сожгли на костре в Риме на площади Цветов. Взойдя на эшафот, Бруно сказал: «Сжечь – не значит опровергнуть! Грядущие века меня оценят и поймут!»

Учёный оказался прав и на этот раз: в XIX веке на месте казни Бруно был поставлен памятник – человечество действительно по достоинству оценило труды великого мыслителя. Однако даже спустя 400 лет глава католической церкви отказывался рассмотреть вопрос о его реабилитации[43].

 

Плагиатор Галилей

 

В любой энциклопедии вы прочтёте, что Галилео Галилей был итальянским учёным, одним из основоположников экспериментально-математического метода в естествознании. Он сделал рад важных научных открытий в области механики и астрономии. Открытия Галилея подтвердили истинность гелиоцентрической теории Коперника и идею бесконечности Вселенной, физическую однородность земных и небесных тел, существование объективных законов природы и возможность их познания. После выхода в свет в 1632 году сочинения Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой» учёный был подвергнут суду инквизиции и был вынужден отречься от своих взглядов. Однако отречение носило формальный характер.

В 1979 году папа Иоанн Павел II признал, что Галилео Галилей (1564 – 1642) был незаслуженно осуждён Церковью, и дело учёного было пересмотрено.

Таковы сухие факты. Но как дело обстояло в действительности? Можем ли мы восстановить истину и понять, почему инквизиция не сожгла Галилея на костре, как многих других учёных Средних веков?

В своей книге «Занимательная физика. О чём умолчали учебники» Н. В. Гулиа убедительно доказывает, что Галилей удивительно быстро нашёл общий язык с инквизицией. В опубликованных ныне допросах инквизиционного суда написано, что Галилея только «увещевали», а он довольно быстро согласился с этими «увещаниями».

Правда о взаимоотношениях Галилея с инквизицией и папой Павлом V, который обещал учёному своё покровительство, была установлена в результате анализов документов с помощью рентгена, ультрафиолетового излучения и даже специальной графологической экспертизы в 1933 году. Было выяснено, что документы неоднократно исправлялись, подчищались и фальсифицировались. Истина для почитателей Галилея оказалась нерадостной – учёный никогда не отстаивал своих взглядов и быстро отрёкся от того, от чего ему предложила отречься инквизиция.

Кроме того, в XX веке выяснилось, что Галилей присвоил себе изобретение голландского учёного Иоганна Липпершея, который придумал и запатентовал подзорную трубу. Как это случилось? Очень просто. Голландец запатентовал свою трубу в 1608 году, а в 1609 году Галилей «изобрёл» свой телескоп и предоставил его в распоряжение венецианского правительства, которое за это пожизненно закрепило за ним кафедру в университете и назначило огромное по тем временам жалованье.

Оказалось, что плагиат – кража интеллектуальной собственности – существовал и в те далёкие времена.

 

Данте Алигьери

 

А вот великий писатель, итальянский поэт Данте Алигьери (1265 – 1321), был истинным борцом за свои убеждения.

Все знают его «Божественную комедию» – поэму, которая занимает одно из главных мест в истории мировой литературы. Поэма написана от первого лица. Её герой – сам Данте – странствует по кругам ада, чистилищу и раю, общается с душами умерших, однако неземное зачастую оказывается неотделимо от мира реального.

Данте был католиком, верил в Бога и чтил высшее правосудие, обрёкшее грешников на мучения в аду. Но как истинный гуманист он не мог согласиться с некоторыми очень жестокими приговорами Господа, ведь в преисподней часто оказываются души людей достойных и глубоко несчастных. Так, Данте жалеет обжор и язычников, прорицателей и самоубийц. Иногда сострадание его так велико, что он не может сдержать слёз. Особенно трогает Данте судьба несчастной Франчески да Римини, попавшей в ад из-за любви.

Естественно, что подобное осуждение Божественной воли не могло не раздражать инквизицию, которая выражала недовольство «Божественной комедией» ещё и потому, что догмат о чистилище был введён и утверждён католической церковью намного позже создания поэмы. Описание путешествия Данте по чистилищу уже являлось чистой воды ересью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что его поэма была немедленно запрещена католической цензурой.

Данте был неугоден католической церкви и тем, что всегда являлся активным борцом с римским папой и принимал участие в политической борьбе во Флоренции. За противодействие пропапской политике правителя города он был вынужден бежать в 1302 году из Италии и до конца своих дней прожил в изгнании.

В трактате «Монархия» Данте отстаивал идею светской всемирной империи, призванной положить конец политическим распрям, алчности и насилию. Папе римскому в ней отводилась не роль всемирного диктатора, каким он хотел быть, а лишь духовного руководителя. В XVI веке «Монархия» была внесена инквизицией в «Индекс запрещённых книг».

Трактат был очень актуален во времена Данте, когда итальянские города отстояли свою независимость в борьбе с папой и немецким императором и превратились в богатые города-республики. Но внутри каждой такой республики не прекращались распри и борьба между горожанами, которые делились на «жирный народ» – богатых и «тощий народ» – бедных ремесленников. Знатные роды тоже враждовали между собой.

Ещё со времён борьбы с германским императором возникли две партии – гвельфы и гибеллины. Первые боролись с папой и императором, а название своё получили от имени соперников императорской семьи герцогов Вельфов. Гибеллины же были прозваны так по имени родового замка Вейблинга германских императоров из династии Гогенштауфенов и во всём поддерживали политику правящих классов.

Данте принадлежал к партии гвельфов и боролся за независимость своей родной страны. Его заочно приговорили к сожжению на костре инквизиции. Однако когда к поэту пришла мировая слава, Флоренция предложила ему вернуться на родину, но выдвинула такие унизительные условия, включая непременное отречение от собственных взглядов, что Данте отклонил это предложение.

Последние годы жизни он провёл в городе Равенне, где скончался и был похоронен. Флоренция неоднократно обращалась к властям Равенны, в том числе в наши дни, с просьбами перезахоронить прах Данте во флорентийской земле, однако Равенна неизменно отвечала отказом.

 

Ян Гус, Иероним Пражский и Мартин Лютер

 

На всей территории Священной Римской империи в Средние века постоянно вспыхивали восстания против католической церкви и папы римского. В XV веке началась эпоха борьбы за перемены, получившая в истории название эпохи Реформации. Одним из первых деятелей этой эпохи стал чешский богослов Ян Гус, национальный герой чешского народа.

По преданиям, чешское княжество было создано легендарным Чехом. Одной из первых княгинь Чехии была Любуша, мудрая красавица, отстаивавшая независимость своей страны. Вместе с мужем – князем Пржемыслом – она основала Прагу. От них пошла и династия чешских королей Пржемысловичей.

Чехи боролись против немецкой экспансии, но силы оказались неравны, Чехия была побеждена и вошла в состав Священной Римской империи. Однако борьба за независимость Чехии не прекращалась. В стране нашлись люди, стремившиеся к освобождению родной страны. Одним из таких национальных героев был Ян Гус (1371 – 1415).

Родился Ян Гус в бедной крестьянской семье в местечке Гусинец в Южной Чехии. Он обладал прекрасными способностями и тягой к знаниям, потому и смог закончить Карлов университет в Праге, в котором стал преподавать, а через некоторое время возглавил это учебное заведение, избранный его ректором. Оставаясь университетским профессором, Гус с 1402 года проповедовал в специально построенной Вифлеемской часовне в Праге, которая превратилась в центр распространения реформаторских идей.

Гус обличал продажность католического духовенства, торговлю индульгенциями – специальными грамотами об отпущении грехов, по которым можно было получить даже прощение такого тяжкого греха, как убийство. Он выступал также против роскоши и богатства духовенства, против немецкого засилья в Чехии и призывал лишить Церковь собственности.

Гус считал, что нельзя слепо подчиняться Церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба в яму упадут». Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Эта критика нравилась чешским дворянам-шляхтичам, мечтавшим захватить церковные земли. Поддержал Гуса и король Вацлав IV. Король даже подписал так называемый Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в истинно чешское учебное заведение. Руководство перешло в руки чехов, а немецкие магистры были вынуждены покинуть университетские стены.

Чтобы распространить своё учение, Гус не только проповедовал с кафедры: он приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами и сложил несколько песен, которые стали народными.

В 1409 – 1412 годах Ян Гус полностью порывает с католицизмом, ставит авторитет Священного Писания выше авторитета папы. Тот немедленно отреагировал, ив 1413 году появилась булла верховного понтифика, в которой он отлучал Гуса от Церкви и грозил отлучить те города, которые предоставят чешскому проповеднику убежище.

Гус был вынужден покинуть Прагу и в течение двух лет жил в замках покровительствующих ему дворян Южной и Западной Чехии. В изгнании Гус написал свою главную книгу «О Церкви», в которой выступал за полную реорганизацию структуры католической церкви, а также отрицал особое положение папы и необходимость усиления его власти. Но он никогда не отвергал церковные догматы. В эти же годы Гус завершил перевод Библии с латыни на чешский язык, заложив тем самым основу для создания чешского литературного языка.

Римский папа потребовал, чтобы Гус прибыл на церковный собор в немецком городе Констанце. Целью собора было объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству, то есть к существованию трёх пап одновременно.

Гус, получив охранную грамоту императора Сигизмунда I, решил приехать в Констанц и отстаивать перед духовенством свои взгляды. Однако в нарушение всех обязательств он был схвачен и брошен в тюрьму святой инквизиции, в которой провёл семь месяцев. Ему угрожали, его допрашивали, его уговаривали и предлагали отречься от своих взглядов и сочинений. Убедившись, что от Гуса не удастся добиться самообвинения и отречения, собор объявил его упорствующим еретиком, лишил священнического сана, отлучил от Церкви и приговорил к сожжению на костре.

Казнь Гуса была назначена на 6 июля 1415 года. В тот день состоялось самое торжественное в истории инквизиции аутодафе. Гусу дали в руки так называемую чашу искупления, и один из епископов провозгласил формулу проклятия: «О проклятый Иуда! За то, что ты покинул совет мира и перешёл в стан иудеев, мы отбираем от тебя этот сосуд искупления!» Но Гус не остался в долгу: «Я верю во всемогущего Господа Бога, во имя Которого я терпеливо сношу это унижение, и уверен, что Он не отберёт от меня Его чашу искупления, из которой я надеюсь пить сегодня в Его царстве!»

Стражники зажали ему рот руками. Семь епископов сорвали с него священническое облачение и вновь призвали его отречься. Гус заявил: «Не отрекусь!»

Прежде чем отправить осуждённого на костёр, следовало его соответствующим образом подготовить к этому «акту веры». Гусу обрезали ногти и обрили голову, а затем надели на неё шутовскую бумажную тиару, разрисованную чертями, на которой красовалась надпись «Сё ересиарх».

При этом возглавлявший процедуру епископ сказал Гусу: «Мы поручаем твою душу дьяволу!» Но Гус и тут нашёлся что ответить: «А я посвящаю свою душу самому всепрощающему Господу Иисусу Христу!»

Гуса поставили на несколько вязанок дров в заранее приготовленном для казни месте и верёвками привязали к толстому столбу. Верёвки удерживали его тело в области лодыжек, выше и ниже коленей, паха, бёдер и подмышек. И тут кто-то заметил, что Гус обращён лицом на восток. Восток же в христианской церкви является символом светлого царства Иисуса Христа. Лицом к востоку погребаются усопшие. Но так хоронят лишь истинных верующих, поэтому Гуса, как еретика, развязали, повернули лицом к западу и вновь привязали к столбу.

Когда огонь уже занялся, по одной из легенд, некая старушка подбросила в костёр вязанку хвороста. Она искренне верила, что инквизиция сжигает еретика. Гус лишь воскликнул: «Святая простота!» Эта фраза стала крылатой.

Когда костёр прогорел, произошла ещё одна ужасная и возмутительная сцена. Наполовину обуглившийся труп разрезали на кусочки, кости тщательно разрубили, а остатки и внутренности бросили в новый костёр. Когда же всё сгорело до пепла, инквизиторы специально проследили, чтобы прах еретика был выброшен в воды Рейна. Святые отцы боялись, что останки мученика Гуса будут храниться в народе как реликвия. Впоследствии Гус действительно был объявлен святым.

Иероним Пражский (ок. 1371 – 1416), чешский учёный, поддерживавший реформаторские идеи Гуса, его друг, узнав об аресте своего сподвижника, немедленно приехал в Констанц, но также был схвачен и заключён в тюрьму. Пытки и мучительное пребывание в темнице подорвали мужество Иеронима, и под давлением католических священников он отказался от своих взглядов. Но это была всего лишь временная слабость. На очередном заседании церковного собора, когда Иероним должен был подтвердить свои показания и прилюдно отречься от своих сочинений, он заявил, что никогда более не будет отказываться от своих взглядов, за которые готов умереть на костре. Он подтвердил, что является убеждённым сторонником Гуса. Церковный собор в Констанце осудил Иеронима, и 30 мая 1416 года он был сожжён.

После смерти Гуса и Иеронима чешская шляхта взялась за оружие. В стране начались войны против немецких рыцарей и папы римского. Папа организовал пять походов против Чехии. В историю эти войны вошли под названием Гуситских. Последователи Гуса – гуситы – под руководством слепого полководца Яна Жижки применили новую тактику в бою: вагенбург – скреплённые цепями повозки в качестве оборонительного укрепления и захвата плацдарма для последующих атак. При этом гуситская телега представляла собой прообраз нынешних боевых машин. Экипаж состоял из восьми – четырнадцати человек, среди которых были два арбалетчика, несколько копейщиков, два бойца, управлявшихся с лошадьми, несколько человек, поддерживавших щиты, и собственно десант. Гуситам удавалось почти во всех сражениях побеждать католическое войско.

В результате Гуситских войн на соборе в швейцарском городе Базеле Церковью был принят документ, получивший название «Компакты», в котором за чехами признавались некоторые права. Чехи смогли легализовать гуситскую церковь, католическая же церковь потеряла все свои владения в этой стране, которые перешли к дворянству Чехии.

Но у гуситского движения были и отрицательные стороны, ибо оно раскололо страну в религиозном отношении. По словам современников, возник «раздвоенный народ». Этот разлад и привёл в начале XVII века к новой гражданской войне.

Гуситское движение стало прообразом европейской Реформации XVI века. Её же вдохновителем был Мартин Лютер (1483 – 1546), немецкий религиозный деятель.

Мартин родился в семье рудокопа. Бедный мальчик в детстве, учась в школе, был вынужден зарабатывать деньги на пропитание пением церковных песен под окнами горожан. Однако ему удалось окончить университет и получить степень магистра «свободных искусств». Лютер хотел далее изучать юриспруденцию, но, испытав острое чувство страха перед гневом Господним, постригся в монахи. По поводу его ухода в монастырь существует следующая легенда. Якобы в июле 1505 года, когда Лютер возвращался в университет, погостив у своих родителей, он был застигнут в пути грозой. Упав на землю при страшном ударе молнии, он в ужасе закричал, обращаясь к святой покровительнице своего отца: «Святая Анна, спаси меня! Я стану монахом». Исполняя этот обет, он в скором времени вступил в орден августинцев, отличавшийся строгим уставом.

Лютер был ревностным монахом и очень способным человеком. В 1512 году он получил степень доктора богословия и стал профессором библеистики в университете города Виттенберга.

Первоначально он надеялся заслужить рай суровым образом жизни, но вскоре пришёл к убеждению, что человек не в силах совершить нечто настолько благое, что позволило бы ему по праву претендовать на милость Бога. Однако изучение Библии привело его к отрицанию основных тезисов католической религии. Он считал, что Божественная благодать может быть достигнута только путём личной веры, а не при помощи неких добрых дел.

Тщательно изучив церковную систему покаяния, Лютер удостоверился, что грехи, которые он не в состоянии был одолеть и искоренить, всё же могут быть прощены. Он обнаружил, что не способен даже исповедать все свои грехи: некоторые из них ускользают из памяти, а другие совершаются вообще бессознательно, так что человек не видит своей греховности, пока Бог-Судия не укажет на них перстом. Мистический путь, состоящий в отказе от всякой борьбы и уповании на чудо и милость Бога, не представлялся ему удовлетворительным решением, так как для Лютера Бог был «огнём поядающим».

Лютер пришёл к убеждению, что спасение человека зависит исключительно от Божьей благодати, которая стала доступной только благодаря жертвенной смерти Христа. Христос – это в первую очередь не грозный Судия, осуждающий грешников, а Искупитель, принявший крестную смерть. Для спасения человеку необходимо только уверовать и принимать всё то, что сделал ради него Бог, хотя его собственная греховность никогда не может быть вполне преодолена. Это убеждение и легло в основание богословской системы Лютера, центром которой стало учение об оправдании верой.

В 1517 году Лютер прибил на дверях церкви бумагу с девяносто пятью тезисами, в которых отстаивал свои принципы. При этом он произнёс свою знаменитую фразу: «На том стою и стоять буду!» Обвинённый Римом в ереси, он отказался предстать перед судом инквизиции, а в 1520 году публично сжёг буллу, отлучающую его от Церкви.

Лютер был основным «создателем» новой веры – протестантизма, которая признавала абсолютный авторитет Библии, единоспасающей «личной веры» и отменяла церковный культ. Лютер считал, что каждый человек может сам обращаться к Богу без помощи священников, а основой веры человека должны быть не указания папы, а Библия. Чтобы каждый мог читать её, Лютер перевёл эту книгу с латинского на свой родной язык – немецкий.

Само слово «протестантизм» произошло от латинского «протестовать», то есть Лютер создал новое течение в христианстве, которое «протестовало» против католицизма и отвергало его. Протестанты выступали против папы и его приказов, навязывания воли и образа жизни.

Довольно быстро после возникновения новой религии страны Европы разделились на католические и протестантские. К последним относятся Швеция, Норвегия, Дания, Англия, Голландия и часть Германии. Интересно, что борьба с инквизицией не прекращается в этих странах и по сей день – правда, в весьма цивилизованной форме. Так, в 2003 году жители Норвегии, чьи родственники были сожжены судом веры как ведьмы и колдуны и чьё родство удалось доказать по церковноприходским книгам, предъявили иск своему правительству с требованием возместить потомкам сожжённых моральный и материальный ущерб.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!