Часть III. Соционические типы 16 страница



Он, наверное, веселый?

– Ну, нет, он у меня совсем не веселый.

А почему вы так весело о нем говорите?

– Потому что он мой любимый! Веселье – это, по‑моему, как бы, ну, не самое главное, конечно, в отношениях. Одно из составляющих, но на основе одного веселья… не обязательно общаться.

(Болевая точка – этика эмоций. Веселье и шум строго дозируются, умение громко хохотать и зажигательно плясать не считаются большим достоинством.)

А компании шумные у себя дома не собираете?

– У себя дома – нет. Хотя в гости к кому‑то если бы пригласили и сказали, что будет много народу – ну, какой‑нибудь Новый год, ну или просто встреча, я бы сходила с удовольствием. А почему у себя не люблю дома – потому что как я подумаю – сколько всего потом убирать придется!..

Не любите, когда у вас дома беспорядок такой устраивают?

– Честно говоря, нет.

Ну, а, например, придут к вам гости и с ногами на диван усядутся. Вы обратите внимание, или это как бы без разницы?

– А с ногами – в смысле, в обуви?

Ну, не в обуви, ну в тапочках. Не сняв тапочки, прямо на диван.

– Да нет, в этом в принципе нет ничего страшного.

(Сильная сенсорика ощущений позволяет точно определить, что нанесет ущерб предметам на своей территории, а что – нет.)

Скажите, а если к вам приходит подруга, и у нее все плохо, она начинает жаловаться, – как вы поступаете?

– Ну, … смотря на что, наверное, жаловаться…

Ну, что там бывает: не любит, какой подлец, не помогает, ушел там, например… И говорит: «Как мне теперь быть, вот он мне не звонит уже три недели» – и плачет?

– Ну, не знаю, я, наверное, как‑нибудь попытаюсь ей сказать, что не так все ужасно, как кажется. Может быть, попытаюсь найти какие‑то теплые слова, поддержать ее…

Ну, а какие теплые слова?

– Ну, например: если тот человек, с кем она поссорилась, который ей не звонит, мне тоже не нравится, то я начинаю говорить: «Ой, какой козел, да ты вообще чего?! Не обращай на него внимания!» Ну, а с другой стороны, в общем‑то я в такие отношения, как сказать, – меж… межличностные, двух людей отношения – я в принципе стараюсь особо не влезать. Потому что, как подсказывает опыт, если что‑нибудь такого наговоришь не того, потом она будет ходить и говорить: «Это ты во всем виновата!»

А если она так каждый день будет приходить или звонить, надоест быстро? Тяжело ведь, энергию отнимает? Или будете спокойно совершенно утешать ее, сидеть с ней?

(Пауза) Ну… ну я не знаю, как насчет отнятия энергии, но то, что это надоест, – конечно, да. Потому что в принципе жаловаться – это, конечно, хорошо, но из каждой ситуации нужно как‑то стараться выход самому находить, раз какие‑то проблемы постоянные существуют, – и, я считаю, совершенно не нужно сваливать на других решения своих проблем.

(Интровертный логик быстро перегружается чужими эмоциями из‑за их неконструктивности и чрезмерных энергетических затрат.)

Так как все‑таки насчет того, чтобы пожалеть‑то ее, теплые слова найти?

– Ну да, я как‑то это все… как‑то размыто это я все сказала, ну не знаю, там, напоить, может, чайком, может быть, просто отвлечь чем‑нибудь.

Вы поплачете вместе с ней или нет?

– Поплакать вместе с ней?.. Ну, не знаю, вряд ли. Вот, ну, скорее, отвлечь там… Ну, мне приходит на ум что‑нибудь… сходить, прогуляться просто, проветриться…

А вот представьте себе – вы вышли прогуляться, а она опять– рот‑то не заклеен – опять говорит, опять жалуется, опять плачет?

– Все еще плачет, да? (Потерянным тоном) Ну… не знаю, сложно сказать. Я вообще в принципе, ну, не очень люблю выслушивать там жалобы чужие, так что мне на самом деле сложно как‑то ответить на ваш вопрос.

(Болевая точка – этика эмоций. Чужие переживания вызывают реакцию отторжения, желание их прекратить, а вовсе не попереживать вместе.)

А она‑то вообще догадывается об этом? Что вы не любите жалобы?

– Нет. Я всегда… я… я… когда вижу, что человек хочет выговориться, я никогда не прерываю его, потому что, мне кажется, это не совсем корректно. Ну, у человека проблемы, ну и тем более, если это моя подруга, что я – буду говорить: «Замолчи и иди отсюда»? Конечно, нет.

А хочется сказать, да? То есть наступает когда‑то момент, что…

– Ну‑у, когда‑то наступает. (Определенно) Спустя определенное количество часов.

А вы опаздываете?

– Нет.

Никогда?

– А, вообще опаздываю.

Это вас не беспокоит? Переживаете, что вот вы опаздываете…

– Ну вы знаете… да не особо.

А когда вы едете, вы чувствуете, что опаздываете?.. Или не чувствуете?

– Не, ну вот, например, такая ситуация: мне на работу нужно приходить к десяти часам. Чтобы успевать точно вовремя, я выхожу из дома в девять. Вот. Но также я могу выйти из дома и без пяти десять. Поймать машину и поехать туда. Если я опаздываю, я особо не расстраиваюсь – просто прихожу и говорю: «Ну, опоздала».

Как‑то аргументируете, или поулыбаться достаточно?

– Нет, на самом деле я стараюсь, конечно, аргументировать. Потому что просто одними улыбками начальство не особо довольно останется. Ну я, конечно, стараюсь меньше опаздывать, но у нас большие пробки, и, как правило, люди это понимают.

(Ролевая интуиция времени. О времени можно поговорить, отметить, что оно утекает, но по‑настоящему контролировать его кажется невозможным.)

А готовить любите?

– Готовить? Ну, готовить, в общем‑то, не очень, но, с другой стороны, иногда приходит вдохновение и, когда оно приходит, меня сложно остановить.

А что именно вам нравится готовить?

– Например, у меня есть несколько… у меня вообще сестра больше любит готовить, и она покупает разнообразные кулинарные книги. Там у нас есть итальянская, французская, болгарская – разные кухни. Я открываю холодильник в предчувствии своего вдохновения и смотрю, что у меня есть. Потом я быстренько листаю какую‑нибудь книжку, ну и, соответственно, продуктов набираю. А вообще в принципе я не всегда рецептам следую, вот, как правило, я могу просто посмотреть, из чего состоит блюдо, и придумать чего‑нибудь сама на основе этого.

А как же вы угадаете, будет ли это съедобно?

– А вы знаете, всегда получалось, никто не жаловался.

(Основа личности – сенсорика ощущений – позволяет экспертно соорудить съедобное блюдо из имеющихся продуктов. В этом случае человек не ищет легких решений, и готовить одно и то же по старым рецептам быстро надоедает.)

Ау вас бывают такие периоды, когда вам очень скучно? Не можете ничего делать, нет энтузиазма…

– А, депрессия, злость, без энтузиазма как бы? (Неуверенно) Ну такое апатичное состояние, вы имеете в виду? Да, бывает. Ну, если в данный момент нахожусь на работе, то я играю в какую‑нибудь игру. Тупо.

Это и на работе на вас находит?

– Да, да, представляете, бывает. Бывает, да. Ну, кстати, основном на работе это у меня и бывает. Потому что за пределами работы, как бы, там совсем другое общение, с теми людьми, с кем хочется, а не с тем, с кем надо.

(Человек иррациональный в рутинной обстановке испытывает недостаток новых впечатлений.)

Скажите, а на диване вы любите лежать?

– Очень.

А ванну принимать?

– Ванну? Да!

Поваляться или быстренько так?

– Нет. Скорее долго, а потом под душем, вот так вот.

(Базовая сенсорика ощущений позволяет четко осознать сенсорные радости бытия.)

А к собачкам бездомным вы вообще как относитесь?

– Очень трогают. Я этой весной нашла около работы двухнедельного слепого щенка еще маленького, притащила его себе домой. Звоню я с работы и говорю: «Мама, у нас сегодня будет жить некто». Она говорит: «Кто?» Я говорю: «Ладно, приеду – сама увидишь». Привезла этого щенка. Ну, мама, конечно, его не разрешила оставить; мы с ней сошлись на том, что он подрастет, и когда уже сможет там, ну, кушать нормально, мы его отдадим. Так и сделали. Из него сейчас выросла большая дворовая собака, потому что уже даже в возрасте начиная с месяца, наверное, он проявлял очень хорошие охранные качества; вот, мы его отдали за город, там все им очень довольны, и все здорово.

(Впечатлительность по референтной этике отношений здесь скомпенсирована прагматическим подходом с творческой логики действий. Ко всеобщему согласию.)

Вот еще одно интервью с человеком того же типа, в котором ярко просматривается удивительно похожий подход к миру.

 

Михаил

 

Чем вы занимаетесь?

– Рабочий. Монтажник. Устанавливаю окна.

Пластиковые?

– Пластиковые, деревянные, алюминиевые.

А замерщики у вас есть, которые сначала приезжают все мерить?

– Да, есть. Сами меряем, бывает.

А вот стеклопакеты какие‑то рекламируют, с вакуумом…

– Это… рекламируют, это можно сделать, но это дорого стоит, в общем‑то, незачем.

Как это незачем? Ведь вакуум!

– Ну, вакуум, да… Ну, и тепло, и звук – это понятно. Сейчас просто такие технологии, что… ну, зачем себя полностью отгораживать от улицы?

А там же рядом с подоконником какая‑то дырка…

– Там нет, обычно не бывает.

А для выравнивания давления?

– Ничего не бывает. Целиком герметится все. Это герметик. Пеной все заливается.

Ничего себе! А вдруг там повысилось давление, так окно не откроешь…

– Нет, такого не бывает.

(Творческая логика действий проявляется в четких ответах как на обыденные вопросы, так и на фантастические предположения. Легко и уверенно проводится оценка соотношения «цена‑качество» вакуумных окон.)

А вы клиентов сами находите? Легко вам кого‑нибудь сагитировать? В компании, например, оказались люди, а вы им говорите…

– Ну, это уж зависит от человека, а не от моих возможностей.

А обаяние включить?

– Я не думаю, что у меня есть какое‑то обаяние.

А вы попробуйте. За десять процентов.

– Может быть, и получится. Да, в общем, нет надобности.

(Референтная этика отношений не позволяет проявлять инициативу в общении. В этом случае человек занимает пассивную позицию в отношениях.)

Скажите, а в школе вам что больше нравилось – задачки решать или сочинения писать?

– Задачи решать.

И получалось?

– До пятого класса хорошо получалось.

А что случилось в пятом классе?

– Возник интерес к спорту. К лыжам. Занимался лыжами до десятого класса. Упирался до восьмого класса, пытался чего‑то из себя выжать, понял, что не получается, и до десятого класса занимался укреплением здоровья.

Оно слабым оказалось?

– Было слабым. Задыхался, была бронхиальная астма…

А сейчас нету?

– Нету.

То есть воля у вас есть, чтобы заставить себя…

– Ну, не знаю. Я в принципе занимался сначала не из‑за того, что я болел. Просто она сама по себе вот так прошла, болезнь…

Как это – сама по себе?

– Ну, видимо, из‑за того, что я занимался спортом – у нас лес, я живу в Одинцово, в пригороде, у нас там хорошая природа, леса, дуб…

И это занятия спортом помогли?

– Я считаю, что да.

А вы обливаетесь холодной водой?

– Нет, никогда.

(Основа личности – сенсорика ощущений. Человек чутко прислушивается к состоянию организма и, минуя логические формулировки, непосредственно по ощущениям выбирает режим, благоприятный для здоровья.)

А учебу запустили?

– С пятого класса… Нет, не запустил, в принципе я нормально учился по математике, но всегда был слаб в литературе, по сочинениям…

А чего ж там сложного? Там Наташа Ростова…

– Нет, мне было неинтересно читать. Я не прочитал практически ничего из школьной программы.

Ну что вы! «Я к вам пишу, чего же боле». Там же чувства! Вам приятно было бы такое письмо получить?

– Нет.

(Болевая этика эмоций приводит к блокировке вживания в драматические сюжеты, чтобы не пришлось переживать за вымышленных персонажей.)

А как у вас с планами? Вот есть у вас на завтра план? Например, две рамы куда‑то воткнуть?

– Если не будет никаких авралов, то мы их поставим, эти рамы.

То есть то, что вы намечаете, вы выполняете?

– Я стараюсь выполнять.

(Ролевая интуиция времени позволяет говорить о себе как о точном и обязательном человеке.)

А если вам надо отоспаться, отдохнуть, полежать на диване? Допустим, надоели вам эти рамы. А тут кто‑то вам билеты предлагает на Джеймса Бонда…

– Если сказали – надо в магазин, я иду в магазин.

Сразу прямо?

– Ну, может быть, не сразу. Буду раскачиваться. Но вот планировать, чтобы лежать целый день на диване, – у меня нет в планах такого. У меня может быть, что мне что‑нибудь приспичило – я вот встал и пошел. Допустим, вдруг вспомнил, что нужно заниматься машиной.

Как это – вдруг вспомнил?

– Ну, просто машина – такая вещь, я вот даже и сейчас не могу вспомнить, чем я хотел заняться, а ведь чем‑то хотел. В машине что‑то надо было сделать. Какую‑то мелочь. Вдруг вспомнил, и могу пойти – встать, сказать жене, что вот я пошел заниматься машиной.

Она говорит: «Как? Я тебе тут тарелку налила супа, а ты уже пошел заниматься машиной?»

– Ну, может, я съем тарелку эту супа и пойду заниматься… А может, пойду заниматься, и вдруг какие‑то дела другие встретятся, и пойду заниматься другими делами.

То есть это у вас так спонтанно все?

– Нет, не спонтанно, я пытаюсь планировать что‑то, но если появится что‑то серьезнее или что‑то интереснее, я могу переключиться.

(Иррациональность приводит к тому, что приоритетные дела определяются по их сиюминутной значимости, а не по заранее продуманному списку.)

А вам нравится, когда весело, друзья, музыка?

– Ну, веселья особо не люблю, музыку – спокойно…

А на дискотеку?

– Нет, дискотека – это не мое.

А когда вокруг кричат, веселятся?

– Кричат, веселятся? Ну, у меня такая компания, что там особо не кричат никогда, не веселятся. Спокойно все.

Ну и что это за компания? Просто так серьезно сидите?

– Ну, не знаю, спокойную музыку слушаем.

А громкую музыку?

– Н‑ну… иногда бывает. Но это недолго, надоедает быстро.

Быстро – это неделя или пять минут?

– Пять минут тогда. Пускай будет пять минут лучше.

(Болевая точка – этика эмоций. Шумное веселье не кажется привлекательным, громкая музыка быстро «надоедает».)

А если рядом с вами ваши домашние устраивают скандал… бывают такие ситуации?

– Бывают.

И что вы делаете? Вы пытаетесь успокоить их, или уходите оттуда, или предвосхищаете?

– Это все зависит от ситуации. Когда очень сильно – то пытаюсь успокоить, если не очень – то… моя хата с краю, ничего не знаю.

Вас это раздражает, или как‑то все равно?

– Тоже зависит от ситуации. Это как‑то непредсказуемо у меня. Я могу быть спокойным – прийти с работы и быть спокойным, причем очень долго…

То есть, например, закрыть дверь, и пусть они там лаются за дверью?

– Да, могу так.

(Референтная этика отношений диктует пассивную позицию в чужих спорах по выяснению вопроса «кто виноват?». Болевая этика эмоций вынуждает избегать накала страстей.)

А потом в какой‑то момент просто дать в глаз.

– В глаз – нет, в глаз – нет.

То есть у вас не было такого, чтобы кто‑то вас вот так допек, а вы на него…

– Могу.

Кулаком по столу?

– Ну, и в глаз тоже.

И долго это продолжается потом?

– Нет. Отхожу быстро.

А если ему этого недостаточно?

– Ну вот, сын не очень‑то поддается… Я ему – он мне, так и расходимся.

А сколько ему?

– Шесть скоро. Бывает, ему за дело по заднице треснешь, а он сразу же сдачи – обязательно. Не дает себя в обиду, не дает обижать себя.

А как детей воспитывать лучше – в нежности или…

– Стараться нежностью, а не понимает … Это от детей зависит. У каждого свое «Я».

(Ограничительная волевая сенсорика включается только в ситуациях защиты собственных интересов и мгновенно выключается, когда опасность захвата территории миновала.)

– Ну а вы любите все‑таки на диван прилечь?

– Ну, я люблю поваляться‑то! Поваляться я люблю, но планировать это – никогда не планирую.

– А как вы считаете, повар – это женская работа или мужская?

– В Грузии мужская, здесь женская.

– Ну а вы‑то в состоянии себя прокормить?

– Я в состоянии. Но готовить не люблю. Я очень ленюсь, и не люблю вообще это делать.

– Пельмени разогреть…

– Нет, почему? Пельмени могу сам сделать. Свои.

– То есть вы себе представляете вообще, из каких предметов они делаются?

– Конечно.

– Ну а сама мысль, что надо делать тесто, его раскатывать, потом их лепить…

– Да. Поэтому вот очень редко, но бывает, накатит, и хочется своих. Сейчас просто очень вкусные продают пельмени…

– Эта какие, поделитесь?

– У нас свои, одинцовские, пельмени, «Ермак» называются. Вкусные пельмени, почти как свои…

(По базовой сенсорике ощущений экспертно осознается и вкус покупных пельменей, и из него можно слепить свои, и сколько сил на это уйдет, и собственная лень, тормозящая этот порыв. Отсутствие энтузиазма делать что‑то связано со слабой этикой эмоций.)

А в одежде вы какие цвета предпочитаете?

– Темные. Серое, синее… Лучше однотонное что‑нибудь. Ну, если есть какие‑то полосочки, то немного.

Ну а вы в состоянии ходить каждый день на работу?

– Да в принципе, я на железной дороге работал, помощник машиниста. И там надо, чтобы все было вовремя, все четко, по графику…

И это нравилось?

– Конечно, нравилось, но так сложилась ситуация, что там не платят…

Вам нравилась эта работа?

– Да. Я с первого класса мечтал… на электровозе.

А интересно ли – все время по одной и той же колее, туда и обратно?..

– Ну, пейзаж‑то все равно меняется, как ни крути… все‑таки двести пятьдесят километров – пейзаж меняется. А потом вот это чувство ответственности, график нужно выдерживать, всему быть в мыле… и все равно все сделать так, как должно быть.

(Базовая сенсорика ощущений в сочетании с творческой логикой действий позволяют выразить себя в напряженной ответственной работе и оценить красоту проносящегося за окном пейзажа.)

– Л. А.: Смотрите, какой хороший ГАБЕН – на шутки откликается, сплошная динамическая лексика…

– На самом деле я нервничаю.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!