Часть III. Соционические типы 11 страница



А вы отдыхать любите?

– Ну, это трудно сказать… Смотря что понимать под отдыхом.

Ну, просто чтоб не работать… Другую работу… (Все смеются)

– Да! Другую работу. Люблю другую работу! Но отдыхать нет. Я работаю до тех пор, пока не кончится работа. Работа кончилась, я ухожу.

(Болевая точка – сенсорика ощущений. Трудно представить себе радости отдыха, зато подробности работы по сильной логике действий прекрасно видны.)

А так бывало, что зарабатываетесь просто до изнеможения?

– Ну, что значит до изнеможения? Бывает, конечно, когда нужно доделать, могу не есть. Но я, так сказать, представляю себе, что мне сегодня надо ответить этому, этому и этому, значит, надо сделать это, это и это. И это занимает столько времени… (А всем успеваете ответить?) Стараюсь. Сколько это занимает на сегодняшний день, столько я и делаю. (А если планы у вас резко изменились?) Если я предчувствую, что сегодня нет смысла делать больше, то выбираю наиболее важное, что могу успеть.

(Рациональность – договаривание фраз, несмотря на разные провокационные вопросы.)

А можете сказать крепкое слово, если кто‑то мешает вашим делам.

– Не могу. Нет. Я буду искать другие пути. Они существуют, как выяснилось с возрастом.

(Активно работает ролевая этика эмоций, Оля шутит, улыбается всем сразу. Видна высокая стабильная самооценка: она легко переводит во взрослый блок свои неприятности с выбором вещей и рассказывает об этом спокойно и с юмором.)

А быстро ли вы перестраиваетесь?

– Что значит быстро перестраиваюсь? Вот я, например, делаю что‑то на компьютере, мне звонят по телефону, я могу или считать, или отвечать. Если я говорю по телефону и в этот момент кто‑то входит, я забываю, с кем и о чем я говорила. Я могу или по телефону, или с тем, кто ко мне обращается.

Вам трудно, разговаривая с кем‑то по телефону, ответить дочке или сыну, где носки?

– Это я не могу, совсем не могу практически.

(Очень жесткая установка на последовательность действий – это проявление рациональности.)

– Но что касается физической работы, это я могу.

А если представить, что в воскресенье вы решили полы мыть, а вдруг кто‑то говорит: «Поехали на выставку Монэ!» Как тогда?

– Поехали! Сразу! На самом деле у нас была другая задача, мы хотели встретиться, что‑то сделать, но последний день был Монэ, так что…

(Фоновая интуиция возможностей – действия предпринимаются таким образом, что интересные возможности не упускаются.)

А планы на работе вы составляете, любите это делать?

– Не то что люблю, я считаю, что это обязательно. Другое дело, что сначала я все записывала, теперь я понимаю, что кое‑что я могу и запомнить. (Смеется) Но, в общем‑то, конечно, день распланирован. Я еду на работу, я несколько раз прокручу в голове: я делаю это, это и это.

(Творческая интуиция времени – оптимизация планов, их утонченное согласование доставляют удовольствие.)

 

Любопытные моменты из других интервью людей этого типа

 

Ира. Рациональная логика проявилась в манере речи, в назидательных, подробных объяснениях признаков хороших отношений.

Интуиция проявилась странно. Безбоязненный взгляд в будущее скорее обосновывался покорным принятием судьбы, чем уверенностью, что всегда можно успеть выкрутиться. Много сенсорных утверждений и уверенность, что она контролирует ощущения. Но вопрос о синильной кислоте в персике выявил, что она не помнит о ее существовании, никогда не фиксировалась на этом – и вообще ничего о ней не знает.

Экстраверсия не показалась вовсе. Только множество объектов увлечений. Но от Робеспьера ее все же отличает динамическая лексика. Характерны декларации третьей квадры о том, что Ира не лезет в чужую жизнь, что люди могут иметь убеждения, не совпадающие с ее собственными, что она все равно их будет слушать, потому что они этого хотят…

Такое впечатление, что котенка воспитывала утка. Будто Иру формировал ДРАЙЗЕР или МАКСИМ – нет ни легкости, ни панорамного обзора. Маска погашающего (в данном случае РОБЕСПЬЕРА) говорит о перегруженности бытом и попытках разгрести завалы нетворческими методами стандартных программ выживания.

Лена. Рациональная логика была в высказываниях о работе, способах организации коллектива, о разделении обязанностей. Спина прямая, речь четкая, фразы законченные, объясняющие. «Какие у кого отношения вне работы, я не знаю. Да и неинтересно это».

Экстраверсия тоже была показана в обзорных картинах работы, в панорамном распределении внимания на всех участников тестирования, в объектных утверждениях.

Интуиция как слабая сенсорика проявилась в полном неумении и нежелании отдыхать. Лена даже не совсем поняла, что ей предлагают делать лежа на диване. Ну нет, просто так лежать она не будет! ДЖЕК, да и только.

Дима. Начал со вступительной благодарственной речи по поводу симпатичных преподавателей, чем сразу показал и деклатимность, и рациональность, и ролевую этику.

Экстраверсия была в панорамном обзоре присутствующих и в обобщающих утверждениях.

Интуиция, как слабая сенсорика, проявилась в желании автоматизировать быт, по возможности, весь. «А как же автоматизировать чистку картошки?» – прозвучал вопрос из зала. «Женой», – с присущей типу конструктивностью посоветовал Николай (ДЖЕК).

А люди, отличающие настоящие цветы от искусственных, по мнению Димы, заслуживают того, чтобы перед ними снимали шляпу.

Кроме того, небывалая активность Юли (ДРАЙЗЕР) при тестировании наводила на мысль о дуальности. Мы отметили это вслух как диагностический признак. Юля не сильно смутилась. Зато Дима, не совсем понимая ситуацию, но чуя носом что‑то специальное, просто расцвел. Сильная бессознательная интуиция возможностей редко подводит ДЖЕКА.

Дима (тот же, но в другой группе). Он был улыбчив, как обычно, и обстоятелен в рассказе о своем деле. Динамическая лексика: сплошные перспективы и методики, Гриша (БАЛЬЗАК) немедленно вступил в профессиональный разговор, все понял и спросил, не боится ли Дима разгласить свои профессиональные секреты. На что тот заявил, что в информационных технологиях секретов нет. Все дело в наличии команды. Обобщающие выводы на каждый вопрос выдали экстраверсию.

А интуиция сквозила в каждом жесте, в том, как долго он искал удобную позу, все время поднимал глаза к потолку и т. п. «Я всегда говорил, что любой человек может добиться любой цели, только нужно за нее заплатить. Самая дорогая валюта – это время жизни. Вот если этим платить, то всего добьешься».

Ольга К. Выявилась логика и интуитивность в рассказе о любимой работе. Потрясающе проявилась ее забота о семье. В небольшой квартире она старается так развести своих домашних, чтобы конфликтующие стороны не встречались в одном месте в одно время. Создается картина тонкого механизма, который как в часах регулирует появление каждой фигуры на каждой площадке. И это совершенно сознательно!

А когда ее спросили, разумеется, в чисто научных целях, какие одежки она покупала детям, когда они были маленькими, она сказала: «Ох! Когда это было! Что об этом говорить? Давайте лучше про сейчас поговорим». Перевод болевой белой сенсорики в сильную интуицию времени все оценили по достоинству.

Володя. Он, конечно, все объяснял как рациональный логик, и при этом гордился тем, что живет один со своей собакой в большом загородном доме. Правда, приходится выезжать раза 4 в неделю по делам и в гости. А так он живет один, и никто ему не нужен. На что Роберт (РОБЕСПЬЕР) заметил, что для интроверта 4 раза в неделю ходить по гостям – «это уже слишком много».

В классическом вопросе о передвинутом столе интуиция сыграла неожиданным образом. (Хотя для ДЖЕКА это как раз типично.) Он напрочь отказался представлять себе «ситуацию, которой точно не может быть никогда». ДЖЕК не тратит время на пустые фантазии.

 

Характерные высказывания людей типа ДЖЕК

 

Каждому делу – свое время.

*

Время – это самый ценный и невосполнимый ресурс, который у нас есть.

*

Готовить – это лишняя трата времени.

*

Я наличие майонеза в еде определяю на раз: если меня потом вырвет, значит, был майонез!!!

*

Как начинается мой день? Я просматриваю электронную почту. Нет, не в постели… А, вы об этом… Ну, я встаю в 7 часов 15 минут…

*

Разговор двух ДЖЕКОВ:

– Они лучше справляются с этим экспериментом.

– Да, потому что они…

– Ну да!

 

Тип ДРАЙЗЕР

Этико‑сенсорный интроверт

 

Вера Михайловна

 

Что для вас самое главное в общении? В каких случаях оно, на ваш взгляд, удается?

– Когда отдача идет.

А вы чувствуете, как к вам люди относятся?

(С недоумением и возмущением) Естественно! Конечно!

А вдруг они притворяются?

– Все равно где‑нибудь это вылезет.

А ведь бывает, что человек хорошо воспитанный. Все время говорит: «Спасибо, пожалуйста». Разве сразу разберешься?

– Все равно это где‑нибудь проявится. Не может постоянно человек притворяться. Все равно – в чем‑нибудь, но проявится. Мне так кажется.

(С базовой этики отношений трудно объяснять очевидные вещи – отношение видится экспертно, человек себе доверяет, обсуждать нечего.)

Вы хорошо готовите?

– К сожалению, нет.

А почему «к сожалению»?

– А потому что я жила за мужем, который очень хорошо готовил. У меня не было необходимости этим заниматься. У меня муж всегда все готовил. Мое дело было – дети, воспитание, работа. Готовил он. У нас так были распределены обязанности. Он очень любил готовить. Готовил он прекрасно.

А уборка?

– Уборка, естественно, на мне.

Вам нравится убираться? Чтобы все было на местах?

(Скромно, но с гордостью) У меня порядок. Я люблю порядок. У меня все должно лежать на своем месте. Ну, иногда бывает такой маленький беспорядочек, который я могу в пять минут убрать. Бывает… Но я из этого культа не делаю. Для меня это не важно.

(Ролевая структурная логика: демонстрация любви ко всему упорядоченному.)

Но вы убираетесь, скажем, каждую субботу или по ере загрязнения?

– Нет, конечно! По мере загрязнения, безусловно. И по мере состояния своего здоровья. Иногда не до этого бывает. (Смеется)

(Ориентация на сильную бессознательную сенсорику ощущений (фоновую) дает возможность правильно оценить баланс между усталостью и необходимостью устранять беспорядок.)

А чем вы сейчас вообще занимаетесь? Вы уже на пенсии?

(С возмущением) Нет, я работаю! Работаю!

Это у нас девушка просто размечталась о пенсии… (Смех в аудитории)

– Не надо, девочки, не мечтайте об этом! Вообще пенсию надо давать в молодом возрасте. А в старости надо работать! Да, надо пенсию давать, когда дети маленькие. За ними надо ухаживать, смотреть… А то мы все бегом, работа, дела…

(Уход на пенсию ставит перед проблемой неопределенности. Неизвестно, что делать – дети‑то уже выросли. Неизвестно, где взять средства на жизнь, если перестать работать. Неизвестно, будешь ли ты кому‑нибудь нужен или останешься один. Все это – страх перед неизвестностью, то есть проявление болевой интуиции возможностей.)

А где вы сейчас работаете?

– Я в школе работаю. Учителем начальных классов. Вот с такими малышками. Сейчас мы принимаем в школу с пяти с половиной лет.

Это же детский сад!

– Это подготовишки. Маленькие такие…

Они у вас спят?

– Нет, мы не спим. Это раньше были такие условия. Сейчас таких условий нам не дает государство. У нас другие условия… Раньше я тоже работала с шестилетками. Тоже спали – и я с ними иногда спала.

Хорошие у вас детки?

– Прекрасные!

Сейчас, говорят, с детьми невозможно работать.

– Я работаю в гимназии. Мы производим отбор в школу. Поэтому у нас дети хорошие. И самое главное, что родители заинтересованы, чтобы дети учились: Они помогают изо всех сил. Поэтому дети у нас хорошие, замечательные просто!

Они вас слушаются?

(С возмущением и удивлением) А как же?!

Все двадцать?

– Двадцать семь.

И все 27 пятилетних детей вас слушаются целый день?

– Да! А как же?!

Поделитесь секретом!

– Играем много… Вот, например, если вам интересно, конечно… Я вообще много могу рассказывать… Ну, например, вот мне надо, чтобы они отдохнули. Они сидят за партами. У нас ковер большой в классе лежит. И я им говорю: «Ребятки, берем азбуку свою в руки» и рассказываю: «Уж как шла лиса по лесу, нашла азбуку в канавке. Она села на пенек и читала весь денек». Пока мы эти стихи говорим, мы выходим на этот ковер, ложимся на пузико, ноги кверху, и перед нами букварь. Потом я говорю: «Ну‑ка, уберите букварь. Давайте посмотрим, какие цветочки на ковре. Как будто вы на лугу, собираете цветочки». Вот так вот! Почитали? Почитали. Отдохнули? Отдохнули. И так далее.

Это вы придумали?

– Я не знаю, я так делаю.

(Творческая волевая сенсорика – это и непоколебимая уверенность в своих силах, и умение проявить власть так, что никому и в голову не придет ослушаться.)

А если у вас ребенок заплачет?

– Пожалею, конечно, естественно.

Как вы его будете жалеть? Возьмете к себе?

– Обязательно, прижму к себе.

А представьте, вы его ведете за руку, а он вдруг впал в истерику, ногами загребает по полу…

– Это по обстановке, смотря какой ребенок…

Вы можете его шлепнуть?

– Ну что вы! Шлепнуть! (С возмущением) Какое я имею право! Ни в коем случае! Я могу только держать за руку. И отвлечь на что‑нибудь. «Давай посмотрим, сколько там идет машин? Давай посчитаем!»

А он не хочет!

– Ну, прямо! Не хочет! Такого быть не может! Как это – не хочет? Посмотрит, и сделает, и отвлечется… Это ж такой возраст… Надо отвлекать детей. Не обязательно ругать. Бить я вообще – какое я имею право? Если вы приведете своего ребенка, а я его буду бить! Вы что?!

(Хохот)

(При таком запасе творческих методов для осуществления власти примитивные шлепки представляются чем‑то недопустимо вульгарным.)

Ну, не бить… Не розгами, конечно!

– Розгами! Скажете тоже! Ну, ладно, давайте, вопросы задавайте!

(Хохот)

А выбирать вам трудно?

– Что выбирать?

Например, вы видите два одинаковых учебника, но один зелененький, а другой синенький…

– Я сначала посмотрю, что там внутри.

Ну, допустим, они одинаковые.

– Такого не может быть, чтобы они были одинаковые. Что одинаковое? Обложки?

Нет, содержание.

– Содержание я должна посмотреть. Там могут быть методы разные, разные подходы. Как же? Я должна посмотреть. А если просто обложки разные, то выберу красненькую.

Почему?

– Это мой любимый цвет. Красненькую выберу. Но внутрь обязательно посмотрю. А как иначе? Я уж знаете через сколько программ прошла за свою жизнь? Я все программы наизусть знаю, любую задавайте, я вам с закрытыми глазами скажу, на какой страничке что.

(По болевой точке – интуиции возможностей – хочется навести полную определенность. Изравноценных вещей выбирать красную – отличный способ снять проблему выбора.)

Сколько лет вы работаете в школе?

– Сорок пять лет я работаю в школе.

У вас всегда были такие большие классы?

– О! Было больше! Парты стояли впритык к доске! Когда я начинала, было по 52 человека в классе.

А вы их всех видите?

– Всех вижу, обязательно!

То есть нельзя списать у вас?

– Не спишешь! Нет, ну, конечно, кто‑то может списать. Вот знаете, я вам расскажу один случай. Была у меня одна девочка. Олигофрен самый настоящий. Это было еще до гимназии, школы ведь тогда были обычные. Я в гимназии работаю только несколько лет. И вот она идет с последней парты. Я говорю: «Оксаночка, иди покажи мне примеры». Первый класс. Вот она идет, у нее столбиком все написано, я ответы проверяю. «Все правильно, Оксаночка, иди». Вот пока она идет до последней парты, она все примеры зрительно скопирует. Она дошла до своей парты, села, все быстро написала – и у нее все правильно. Вот такая память у нее была зрительная хорошая.

(Творческая волевая сенсорика – постоянный контроль своей территории, на которой человек берет ответственность за все происходящее.)

А как же она все‑таки училась?

– Как училась? На второй год осталась.

В первом классе?

– К сожалению. Потом ее маме сказали: «Вы, может быть, заберете своего ребенка? Ей надо в специальную школу. Она здесь учиться не может». А мама говорит: «Я знаю эту школу, я сама ее кончала. Вы меня не уговорите».

А если кто‑то вступил с вами в конфликт, как вы поставите человека на место?

– Я очень тактично это сделаю. Я никогда не обижу.

А что вы скажете?

– Что я скажу? Честно говоря, меня всегда окружают очень хорошие люди. Я не знаю, как так выходит. Но я всю жизнь всегда общаюсь с хорошими людьми. У меня нет плохих людей. Я со всеми умею найти общий язык.

А как вы узнаете, если человек не слишком хороший?

– Я посмотрю на человека, и вот он чем‑то мне не понравился. Я не знаю, я не могу объяснить. И поэтому когда берут на работу, завуч мне говорит: «Иди‑ка сюда, посмотри». Я могу просто пройти мимо и сказать. У нас как‑то уволилась одна женщина, и должны были взять другую учительницу на ее место. Она стояла внизу у охранника. Вот я прошла мимо нее (а я как раз проводила детишек вниз, чтобы посмотреть, как они оденутся, кого родители встретили… Кого не встретили, я должна забрать с собой наверх…). И я вот прошла мимо нее, и чем‑то она мне не понравилась. Не знаю, какая‑то аура недобрая. Потом без меня с ней поговорили, и завуч мне говорит: «Знаешь, этот человек нам не подходит, недобрый». Вот как я это чувствую? Ведь я просто прошла мимо нее. Я не знаю. Но что‑то было не так. Хотя я видела ее вполоборота. Вот так у меня бывает.

(Экспертная функция – базовая этика отношений – дает точную мгновенную оценку, опираясь на множество мелких признаков, накопленных за долгую практику.)

– Да, вот еще маленький секретик: как я с малышами играю. Я говорю: «Ребятки, у вас из глазиков идут ниточки ко мне. Положите мне их все ко мне на ладошку. Положили? Вот теперь я их беру все в кулачок. А теперь слушайте меня. Ой, ниточка твоя убежала и твоя убежала! Ну‑ка, давайте мне свои ниточки быстро в кулачок!» Вот такие приемы, к примеру, я использую. У меня очень, очень много разных приемов.

Повезло детям с учительницей!

– А чего так мало вопросов задаете? Задавайте еще!

 

Любопытные моменты из других интервью людей этого типа

 

Юля. Рациональность была видна в осанке, в законченных фразах, в возвращении к недосказанным ответам, в безапелляционных суждениях. Хорошо натренированная ролевая структурная логика производила вполне убедительное впечатление.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!