Часть III. Соционические типы 10 страница



А вы в самом деле в это верите, что вы правы?

– У меня такой жесткий принцип. Я в общении с людьми, не очень близкими… я никогда не опаздываю – я задерживаюсь. Я никогда не бываю не прав – я не могу быть не прав. Здесь что‑то такое не в порядке. Это такая маска внешняя, которую я стараюсь как‑то держать. (Смеется)

(Суггестивная волевая сенсорика: попытка жестко продемонстрировать свой «авторитет», как это делают симпатичные ему люди, с одновременным пониманием, что для него это как‑то неестественно.)

А если вы доказывали что‑то одно, например, про какие‑то материки, а вам говорят, все это было не так, они вот с неба свалились.

– С неба свалились? Хорошо. Давайте от этой печки плясать. С какого неба, откуда конкретно, что… Попытайтесь меня в этом убедить. Я буду самым благодарным человеком на свете. Вы меня убедите так, чтобы мои другие убеждения действительно не могли никак…

Когда смыслы разрываются, это для вас понятно? Если что‑то в концепции не сходится?

– Я считаю, что любое мнение, наверное, имеет право на существование, но если оно не связывается с общей картиной, значит, надо что‑то в других частях картины менять. Это очень сложно, поэтому любая такая волюнтаристская идея обречена на гибель. Пожалуйста, развейте ее – пусть она сама погибнет естественным путем.

(Фоновая формальная логика: экспертная оценка наличия смысла, широкий обзор связи данной концепции с другими, но пассивный подход к опровержениям.)

И тот, кто ее выдвинул, тоже отправится вслед за ней, да?

– А я буду стоять… А в конце концов я приду на могилу и скажу: «Ну, что сказать над гробовою урной? Вальсировала девушка недурно».

(Характерное для третьей квадры обращение к мотиву кладбища и смерти.)

А как у вас в школе с подготовкой к занятиям, может, надо что‑то писать?

– Как правило, если надо что‑то писать, какие‑то планы, я, конечно, сажусь и пишу. Как правило, такие вещи, которые я не люблю, я оставляю на последний момент, потом сажусь и пишу быстро. Мне не проблема. Вот коллеги иногда жалуются, что надо написать какую‑то статью, структурировать материал, передо мной, например, голая колонка цифр, которую я получаю, и я уже тут же могу сесть и написать… Моя коллега, которая вместе со мной работает и тоже пишет диссертацию, для нее, например, проблема написать тезисы. Для меня не составляет труда, например, вывести какую‑то закономерность, как‑то объяснить…

(Творческая логика действий: смысловая организация материала, ясное представление о методах работы, быстрое изобретение подходящих к случаю приемов.)

В компании людей вы сразу чувствуете все отношения, взаимосвязи?

– Ну, вообще да. Ну, я не знаю, насколько это правильно, но я для себя решаю, кто занимает какую нишу… Кто в каких отношениях с хозяином дома, кто где садится, кто задает вопросы, когда все люди молчат. У кого‑то существует какая‑то пара.

А вам видно, кто с кем спит?

– Ну, что значит?.. Ну, вот над этим я как‑то и не задумываюсь…

(Логический подход к человеческим отношениям через внешние ритуальные проявления, отсутствие глубокого интереса к личной жизни окружающих.)

Почему у него такой энтузиазм, не БАЛЬЗАЧИЙ?

– Может, потому что незнакомая аудитория… У меня всегда существует такая позиция… ослика Иа. Я всегда говорю, что во мне живет три существа из этой замечательной милновской сказки: это Пятачок, это Кролик, и это Ослик.

(Е. А.: Пятачок – это ЕСЕНИН, Кролик – РОБЕСПЬЕР, а Ослик – БАЛЬЗАК (смех в аудиториидействительно, у Жени с ними много общего).)

А вы любите шумных, веселых людей, быть в большой компании?

(Морщится выразительно) Нет. Нет. (Смеется)

(Болевая точка – этика эмоций: одно представление о шумных, веселых, энергичных людях вызывает автоматическую реакцию защиты.)

Как вы реагируете, когда вам приходится несколько раз объяснять один и тот же материал человеку?

– Когда я готовился к поступлению в институт, родители меня отдали к репетитору. Я к ней приходил, и она начинала мне что‑то объяснять, и в конце концов она говорила: «Ну почему ты не понимаешь?» То ли я не хотел понимать, то ли не мог, и тогда я говорил ей так: «Объясните мне как для идиота». И вот когда я кому‑то начинаю что‑то объяснять, меня за это очень ругают. Я спрашиваю, вам как объяснить, как нормальному человеку или как идиоту? То же самое я спрашиваю у своих студентов: «Как будем говорить, как крупные почвоведы‑академики или как начинающие, мало понимающие и соображающие?»

Если человек не понимает, значит, буду упрощать, буду прибегать к образам, в конце концов, буду показывать на пальцах. У нас у одной девочки в школе с головой не в порядке, в 9 классе она не может представить, что 9, деленное на 3, – это будет 3, а не 2. Мы и так делили и этак делили. Мы переходим на ручки, на карандаши, снова делим, вроде все понимаем. Через неделю она приходит, снова 9 на 3 – это 2. Снова с ручками, это как молитва еженедельная.

(Творческая логика действий: в соответствии с задачей оперативно изобретаются методы ее решения, отношения переводятся в плоскость технологии.)

И так можете до бесконечности?

– Ну, у нас школа‑то специальная. Нет, ну я в глубине души надеюсь, что в конце концов произойдет… Что там существует вот эта вот какая‑то щелочка маленькая, которая периодически приоткрывается, и я успею туда протолкнуть этот материал, и наконец‑то 9, деленное на 3, будет 3.

Самый‑то ужас в том, что она помнит, что это ее самое проблемное место. Если ей сказать: «Анечка, давай начнем с нашего проблемного места», она 9, деленное на 3, напишет правильно, у нее уже рефлекс. А однажды перед ней стояла задача написать число 147. Как она его написала? Просто это было мое самое первое занятие… Я прибежал с воплями, крича, что я уйду, уволюсь отсюда! Она написала 100, потом 40, а потом 7.

(Болевая точка – этика эмоций: неожиданное событие, вызвавшее сильное переживание (здесь потрясение глубиной непонимания) вызвало желание избежать подобного в будущем.)

 

Любопытные моменты из других интервью людей этого типа

 

Полина. В первых словах о своей преподавательской деятельности она сказала: «Раздражают тупые люди. Если я 5 раз объяснила, а они не понимают, я начинаю издеваться». Этим она завоевала себе устойчивую репутацию логика.

Ее долго спрашивали о защите своей территории (в группе много волевых сенсориков). Никаких реакций, кроме переживаний по поводу факта нападения. Ребята долго не могли поверить, все спрашивали, неужели это – все?

(У БАЛЬЗАКА воля – суггестивная функция, он программируется на волевое давление, уступает ему. Но чаще, как интуит, предвидит и заранее обходит подобные ситуации.)

Юля. Интуитивность ребята увидели быстро, как только она рассказала про свои вышивки – две за три года по канве с рисунком (причем одна не закончена). Это называлось «люблю вышивать».

Иррациональность проявилась, несомненно, в легком презрении к составлению планов. Да, она может вечером оказаться совсем не там, где собиралась, ну и что? Нет, это ее никогда не смущает. Она хозяйка своим планам – и это хорошо видно.

(Выяснилось, что у нас уже третья девочка этого типа часто любит побродить по магазинам с тканями и помечтать о том, что бы из них пошить. Видимо, по ролевой функции, сенсорике ощущений, когда устает от социального давления, так решает проблему выживания.)

Марина. Обратная сторона интуитивности – неуверенность в своей способности разбираться в вещах, фактурах материалов, здоровье: «Какое купят лекарство – такое и буду принимать».

Алена. Она сказала, что не торопится взрослеть: это же все‑таки страшно – жить самостоятельно.

(Так часто бывает при слабой волевой сенсорике, человек не спешит брать на себя ответственность за то, что можно свалить на окружающих.)

Саша. Интровертная логика проявилась сразу: он начал подробно объяснять разницу между компьютерами Николаю (ДЖЕК) и совершенно отключился от остальных, которые в это время дружно обсуждали его.

Аня. Ребята попросили ее подробнее рассказать, чем ей не нравится учительница. Фразы неуверенные, незаконченные, на предположения отвечает: «Ну да, и это она себе позволяет».

(Нет развернутой картины и экспертной оценки учительских безобразий, так как этика отношений – слабая, некритичная, плохо осознаваемая референтная функция. Но зато ее никто не убедит, что она (Аня) что‑то неправильно сделала. Логика действий – экспертная.)

Интуиция как слабая сенсорика проявилась в нашем фирменном вопросе об искусственных цветах. На столе в кружке стояли подвядшие синие мускари. Полина (БАЛЬЗАК) спросила, не видит ли Аня, настоящие это цветы или искусственные. Далее одновременно происходит вот что:

Оля (ДЖЕК) быстро трогает листики, чтобы убедиться;

Полина (БАЛЬЗАК) шепчет ей, что уже их потрогала, как только вошла в комнату;

Оля (ШТИРЛИЦ) с полным недоумением, что можно задать столь очевидный вопрос, смотрит на Аню, ожидая примерно такого ответа: «Что, вы меня идиоткой считаете? Конечно, живые!»;

Аня отвечает: «Ну, не знаю, надо приглядеться, может, потрогать…».

Оля (ШТИРЛИЦ) очередной раз совершенно растеряна, не может поверить своим ушам. Очень трудно по сильной функции (сенсорика ощущений у ШТИРЛИЦА – творческая) привыкнуть к тому, что не у всех так.

Катя. Интуиция проявилась в развернутом рассказе о том, как она воспринимает время: «оно течет у каждого в своем направлении, его можно ускорять и замедлять субъективно» и т. п.

Дима К. Логика типа проявилась в жестких и ироничных высказываниях о людях: «Дискотека? Знаете, когда в зоопарке гуляешь, это может быть интересно: посмотреть, но быть внутри, убирать все это…» «Машину она разбила так, что столб оказался в середине радиатора – наверное, не там дорогу переходил. В стекле вмятина, но крови нет. Значит, одно из двух. Либо человек заранее надел шлем. Либо кость была сплошная».

Интуиция, причем белая, проявилась в экспертных рассуждениях о четырехмерности текущего момента, в котором присутствуют и будущее, и прошлое, и что‑то еще. И разрыв кривых социального развития, на его взгляд, происходит сейчас, а не как было предсказано, в 2025 г.

Интуиты (они у нас в этой группе белые) в это время смотрели на него с живым интересом. А сенсорики – в потолок, пытаясь прорубиться сквозь такие дебри.

Дима Ф. Он сначала много улыбался, на всех поглядывал. Но когда выяснилось, что он заканчивал МИФИ, потом получил социологическое образование, защитился и теперь доцент, сомнения в логике исчезли. К тому же он так ясно аргументировал свои решения.

Та скорость, с которой он отвечал на еще недоговоренный вопрос, вызывала оживление аудитории. Все поняли, что интуиция работает на полную катушку.

Классический вопрос о наличии мечты задал Кирилл (ЖУКОВ). Жаль, что некоторые смотрели на нас, а не на Диму. Он закатил глаза, несколько раз повторил: «мечта… мечта…», а потом стал рассуждать, что считать мечтой. Все как и было предсказано. Кажется, ребята не поверили, что мы не договаривались заранее – настолько текст совпал.

Эгоцентризм и свернутую позу тоже все увидели. Чистый тип хорошо тестировать.

Ира. Она справляется с жизнью, уверена в себе, поэтому все может. Но рассказ о том, что готовить себе каждый день как‑то глупо, если не вносить в эту процедуру творчество, вызвал живой интерес Кати (ГЮГО). Однако «творчество» яичницы было в том, чтобы красиво ее оформить, украсить зеленью и соусом. Катя (ГЮГО) как‑то опешила. Она имела в виду какой‑то новый вкус, специи, наполнитель… Вот разница между ролевой и творческой белой сенсорикой. БАЛЬЗАКИ усвоили.

Зато отчет о деньгах в кошельке был абсолютно четким и уверенным.

Надежда. Она только что вернулась с книжной ярмарки во Франкфурте и путешествия на один из местных островов (конец октября, заметим). Очень довольна тихим отдыхом в уютном месте. Сразу стало ясно, что сенсорика слабая, этика еще слабее, интроверсия отчетливая, а предприимчивость выше всяческих похвал. БАЛЬЗАК, одним словом.

Тут Гриша (БАЛЬЗАК) сознался, что сразу нашел ее похожей на себя. Чем привел в недоумение нашу гостью, которая с соционикой не знакома. Она этого не нашла.

Лена. Интровертная логика и иррациональность сомнения не вызвали. Но роль матери семейства натренировала ролевую белую сенсорику. Она отвечала довольно уверенно на все кулинарные вопросы. В прогнозы свои не очень‑то верила. Но в ситуациях ограничения естественные для ГАБЕНА реакции были несколько заторможены. К тому же рассказ о воспитании дочери был прошит словами «невозможно» и «как так можно?» – ограничительные речи БАЛЬЗАКА.

Таня. Скромная Таня сразу проявила интроверсию и умение пользоваться своими прогностическими способностями. И на наш вопрос о том, что она сделает, если увидит человека, пилящего сук, на котором сидит, задумчиво ответила: «Ну, постою, посмотрю…» Публика была в экстазе. Мы попросили их запомнить этот ответ на такой вопрос.

А Света (ГЮГО), хорошо знающая этот тип, уже шептала: «Это точно БАЛЬЗАК, точно». ДОНЫ удивлялись, неужели можно так к такому относиться. Да. И на это есть причины в модели А.

Зоя (ДЮМА) спросила, как Таня будет делить шоколадку. Таня: «Поломаю на кусочки и положу. Кто захочет, сам возьмет». «Это – логика», – констатировали наши этики единодушно.

Оля. Учится в МАДИ на экономическом отделении и танцует народные танцы. Пытается выбрать между этими занятиями то, что перспективнее. Но объяснять кому‑то что‑то она несколько раз не может: «Я начинаю беситься».

Мягкие игрушки собирает: «Мне кажется, что это неплохо, когда человек сохраняет в себе частичку детства».

Не успели мы констатировать интуитивную логику, как Зоя (ДЮМА) уже задала фирменный «БАЛЬЗАЧИЙ» вопрос про пиление сука. «Ну, конечно, мне интересно, я посмотрю…» – к восторгу публики скромно ответила Оля.

 

Характерные высказывания людей типа БАЛЬЗАК

 

Глаза боятся, а руки делают – это про нас.

*

Если в вагоне на мою полку сели другие люди? Я буду терпеть.

*

Мрачные прогнозы? Я называю это здравым смыслом.

*

Обязательно сходите в Исторический музей! Там такие кости!

*

Средневековье меня интересует довольно сильно, а настоящее – нет.

*

Люблю собирать негативную информацию, а потом начинаю всех пугать!

*

Раздражают тупые люди. Если я 5 раз объяснила, а они не понимают, я начинаю издеваться.

*

(О жене) Едешь отдыхать, а она звонит: «Ты меня любишь?» Ну, как люблю? Я здесь, а она – там!

*

Что можно сказать о кладбище? Нигде так не выражается дух времени, народа. Туда несут самое чистое – перед покойниками врать‑то не будешь.

*

Мы не злопамятные. Просто злые. И память у нас хорошая.

 

Тип ДЖЕК

Логико‑интуитивный экстраверт

 

Ольга

 

Кем вы работаете?

– Ну, это то, что сейчас называется менеджером.

Что вам нравится в вашей работе?

– В общем, трудно сказать… Мне, наверное, нравится любая работа. Нравится то, что я здесь достаточно самостоятельна. Мне приходится самой принимать решения и самой все выполнять. Нет мелочной опеки.

(Логика действий – основа личности, человек стремится к принятию самостоятельных производственных решений, не нуждается в подсказках.)

А принимать решения, брать ответственность на себя вам нравится?

– Да. Хотя это трудно бывает.

А трудно все держать в голове? Ведь вам, наверное, приходится иметь дело с большим количеством людей?

– Не трудно. Я записываю. Если что‑то там забыла, я всегда могу найти. И вообще, общаться с людьми мне не трудно.

А лица вы хорошо запоминаете? Телефоны, адреса?

– Нет, лица плохо. Телефоны хорошо. Имена, отчества, фамилии хорошо. А лица плохо запоминаю, просто плохо.

А дни рождения?

– Ну, хорошо… (С легким недоумением)

(Сильная логика – аналитическая информация запоминается лучше, чем образная.)

– Ну, что, мне про дни рождения – дорассказать? (Договаривает, несмотря на то что все уже обсуждают другое.) Пока я думала, я тут сформулировала. Дни рождения людей, которые мне очень важны, которые близки, – я не забываю и поздравляю, готовлюсь. А если неинтересен человек – забываю.

(Рациональность – возвращение к недоговоренному сюжету, чтобы закончить мысль.)

А как вы выбираете подарки?

– Подарки вообще выбираю тяжело! С трудом! (Эмоционально) Обычно советуюсь с людьми, мнение которых уважаю в этом.

А как вещи покупаете?

– Вещи покупаю очень плохо. Дома есть уже много легенд о том, как я купила два разных сапога. (Смеется) Я не говорю про носки. Есть такая легенда о том, как я купила дочке тапки. На даче очень нужно было… Шлепки порвались, а на даче это – первая обувь. И я срочно поехала в электричке на ближайший рынок и в результате, поскольку я торопилась, ведь заодно надо много что купить, и эти шлепки… Торопилась, а когда приехала домой, оказалось, что один был 35‑го размера, второй 40‑го, но оба зеленых (смеется) и оба левых. (Все хохочут)

Вот так. У меня еще есть такие брюки, у которых одна штанина в мелкую полосочку, а другая в крупную (смеется). Я не знаю, как они их так продавали, но досталось мне. Есть еще сапоги… (Смеется) На одном сбоку две пряжечки, а на другом – одна. Невнимательная! Но ничего страшного, не очень заметно.

(Белая сенсорика – болевая точка этого типа. Из‑за узкого обзора происходят нетривиальные ошибки в выборе цвета, фасона и качества вещей.)

А у других вы замечаете, когда что‑то не так?

– Ну, редко. Не очень. Например, я не сразу заметила, что здесь что‑то… в комнате что‑то не так. Ремонт сделали… Да вроде нет. А! Стол переставили. Он стоял раньше поперек, а сейчас вдоль. А диван, по‑моему, не передвигали.

А вас такие перемещения смущают?

– Нет, не могу сказать, что смущают.

Если ваши домашние стол у вас в комнате переставят? Вам удобно будет сидеть?

– Да нет, ничего страшного. Я спрошу, почему так сделали. Если это очень важно для того, кто передвинул, посижу боком.

В большой комнате, например. Пришел сосед, ему важно, чтобы стол стоял по‑другому.

– Нет, ну… Он же не просто так пришел. Надо будет выяснить, зачем пришел.

А если это в кабинете?

– Ну, в кабинете спрошу того, кто переставлял. Например, секретаря. Спрошу, почему стол мне переставили. Если они скажут: «Знаете, вот тут у нас сейчас ремонт…» Люстру, например, вешали. Я скажу: «А вам уже больше не надо? Тогда можно обратно поставить? Мне так неудобно». А если им еще надо очень, ну… хорошо. Спрошу, как долго. Потерплю.

(Референтная волевая сенсорика – нет стремления к защите территории. При чужих посягательствах вопрос решается с помощью выяснения причин (по структурной логике) .)


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!