Формирование буквенного гнозиса



В процессе работы по развитию буквенного гнозиса пред­лагаются следующие задания:

1. Найти букву среди ряда других букв (после длительно­
го и кратковременного предъявления).

2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным
шрифтом (печатным и рукописным). Для этого логопед пред­
лагает детям карточки с различными буквами: а, б, в, г, д.


 

8. На фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы:

9. Конструирование печатных и рукописных букв из эле­ментов.

10. Реконструирование букв: а) добавляя элементы (напри­мер, сделать из буквы Р букву В), б) уменьшая количество элементов (например, сделать из буквы ж букву к), в) из-


 


158


159


 


 


меняя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь или из буквы Т— букву Г).

Развитие зрительной памяти

С целью развития зрительной памяти предлагаются сле­дующие задания:

1. Запомнить 4—5 картинок, а затем найти их среди дру­
гих 8-10.

2. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем
выбрать их среди других (8—10).

3. Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной
последовательности.

4. Игра "Чего не стало?" На столе раскладываются 5—6
игрушек. Дети должны запомнить их. Затем логопед убира­
ет одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.

5. Игра "Что изменилось?" Логопед раскладывает 4-5 кар­
тинок и предлагает детям запомнить их последовательность.
Затем логопед незаметно меняет их расположение. Дети дол­
жны определить, что изменилось, и восстановить первона­
чальное расположение картинок.

Формирование пространственного восприятия,

Пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза

В процессе логопедической работы по развитию простран­ственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного вос­приятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, состояние пространственного восприя­тия и пространственных представлений у умственно отста­лых школьников.

Пространственная ориентировка включает два вида ори­ентировок, тесно связанных между собой:

1) ориентировку на собственном теле, дифференциацию
правых и левых его частей;

2)  ориентировку в окружающем пространстве.
Ребенок научается различать правую и левую руку рань­
ше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Раз-


витие пространственных представлений опирается на диф­ференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки.

На определенной стадии онтогенеза в результате неоднок­ратных действий правой рукой в коре головного мозга выра­батываются условные зрительно-двигательные связи, кото­рые способствуют выделению правой руки как ведущей. Дальнейшая дифференциация правой и левой сторон тела формируется на основе умения выделять правую руку. Раз­личение левой руки у ребенка в этот период осуществляется только через правую. Используя длительные ощущения дви­жений своих рук, ребенок начинает различать правые и ле­вые части тела.

Дети дошкольного возраста уже в 3—3,5 года практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют, берут предме­ты и т.д.), но еще полностью не владеют речевой дифферен­циацией "правое" — "левое". Развитие речевых простран­ственных дифференцировок происходит значительно позднее.

Ориентировка детей в окружающем пространстве фор­мируется также в определенной последовательности. Пер­воначально положение предметов (справа или слева) ребе­нок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т.е. ближе к правой или левой руке. При этом диф­ференциация направлений сопровождается двигательными реакциями рук и глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются соответствующие речевые обозначения, эти движения затормаживаются.

Различение правой и левой сторон предмета, находяще­гося непосредственно перед ребенком, появляется позже.

Особенно трудно для ребенка определение правых и ле­вых частей тела у человека, сидящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.

При устранении оптических дислексии и дисграфий не­обходимо учитывать указанные закономерности формирова­ния пространственных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по следующему плану:

1) дифференциация правых и левых частей тела;

2) ориентировка в окружающем пространстве;


 


160


6 Заказ 1190


161


3) уточнение понимания и употребления предложных кон­струкций, обозначающих пространственные отношения.

Дифференциация правых и левых час­тей тела начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуются следующие виды заданий:

1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисо­
вать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называ­
ется эта рука. В случае затруднений логопед сам дает ответ,
а дети повторяют несколько раз. Далее дается задание под­
нять правую руку и назвать ее.

2. Показать левую руку. Если дети не могут назвать ле­
вую руку, то логопед называет ее сам, а дети повторяют.

3. Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш
левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правового и левого глаза, уха.

В заключение детям предлагаются более трудные зада­ния: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидя­щего напротив.

Ориентировка в окружающем простран­стве. Формирование ориентировки в окружающем про­странстве основывается на имеющихся у детей представле­ниях о правой или левой стороне тела, а также речевых обо­значениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:

1. Определение пространственного расположения предме­тов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.

Вначале логопед дает задание определить пространствен­ное положение предметов, находящихся сбоку от ребенка: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева" и т.д.; предлагает выполнить действие, например положить книгу справа или слева от себя.

Если при выполнении этих заданий у ребенка возникают затруднения, то необходимо уточнить, что справа — это значит ближе к правой руке, а слева — ближе к левой руке. Далее пространственные отношения закрепляются в речи. Логопед предлагает ответить на такой, например, вопрос: "Где находится шкаф (окно, дверь)?" При этом ребенок

162


должен стоять так, чтобы эти предметы были справа или слева.

2. Определение пространственных соотношений между 2—3 предметами и их изображениями.

Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки, взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки. Далее логопед задает вопрос: "Где на­ходится книга, справа или слева от тетради?"

В дальнейшем детям предлагаются следующие задания: положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева, где на­ходится карандаш по отношению к тетради — справа или слева.

Затем аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Логопед предлагает детям выполнить, например, следующие зада­ния: "Положи книгу перед собой, слева от нее положи ка­рандаш, справа — ручку" и т.д.

При устранении оптической дислексии и дисграфии про­водится работа и по уточнению пространственного располо­жения различных фигур и букв. Детям предлагаются карточ­ки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерные задания:

1. Написать определенные буквы справа или слева от вер­
тикальной линии.

2. Положить кружок, справа от него — крестик, слева от
крестика поставить точку.

3. Нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от
точки — круг. Аналогичные задания: нарисовать кружок,
справа от него — крестик, сверху крестика поставить точку;
нарисовать треугольник, слева от треугольника— кружок,
выше треугольника поставить точку и т.д.

4. Определение пространственных соотношений элемен­
тов графических изображений и букв. Одновременно прово­
дится работа по развитию зрительного расчленения графи­
ческих изображений и букв на составляющие их элементы,
по определению сходства и различия между графическими
изображениями и буквами.

163


Рекомендуемые задания

а) Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются
ряды сходных букв:

ла лм ад лд вр вз ъы гт вб гб ге кж жх ху гц ин пн ип иц шщ цщ ою со ор

б) Срисовать фигуру или букву по предложенному образ­
цу и после кратковременной экспозиции.

в) Сложить из палочек фигуры (сначала по образцу, за­
тем по памяти):

г) Сконструировать буквы из предъявленных элементов.

А- ^ ч-1

д) Реконструировать букву, добавляя, убавляя, заменяя
элементы. Например, предлагается сделать из буквы В бук­
ву Р, из П— Н, из Ь — В и т.д.

е) Определить различие сходных фигур. Например:

ж) Показать правильную букву среди пар букв, изобра­
женных правильно и зеркально. Например:

ПаВЗБЭЕЯРОШКЧР

з) Определить различие сходных букв, различающихся
лишь одним элементом: Р— В, 3— В, Ь — В.

и) Определить различие сходных букв, состоящих из оди­наковых элементов, различно расположенных в простран­стве: Р-Ь,П- Н, П- И, И- Н, Г- Т.

При устранении оптических дислексии и дисграфий про­водится работа по уточнению зрительных образов букв. Бук­ва соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О— с обручем, 3— со змеей, Ж— с жуком, П— с пере­кладиной, У— с ушами и т.д.

164


Используются стихи, загадки о буквах:
Стоят два колышка в рядок, Два колышка наискосок,
А между ними поясок,            А между ними поясок. (А)

Протянутый наискосок. (И)                    (С. Маршак)

Для лучшего усвоения буквы рекомендуется ощупывание и узнавание рельефных букв, срисовывание, вырезывание буквы, лепка ее из пластилина, обведение контуров, пись­мо букв в воздухе, определение сходства и различия смеши­ваемых букв.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!