Психодинамическая модель идентичности



 

Психодинамическая модель идентичности основана на изучении последней в развитии, в парадигме современного психоанализа, индивидуальной и аналитической психилогии, оперируя используемыми ими понятиями, механизмами и терминологией.

В словаре Американской психиатрической ассоциации под редакцией Stone (1988), психодинамика определяется как “систематизированные знания и теория человеческого поведения и его мотиваций, изучение которых во многом зависит от функционального значения эмоций. Психодинамика признает значение бессознательной мотивации в поведении человека. Психодинамическое направление предполагает, что поведение детерминируется прошлым опытом, генетической одаренностью и текущей реальностью”.

Психодинамическая парадигма в психологии и психиатрии предполагает оперирование моделями, гипотезами и теориями, направленными на изучение психологических влияний и процессов созревания, которые определяют как нормальное психическое развитие, так и формирование психических нарушений. Согласно психодинамической теории, психические состояния и активности рассматриваются как результат:

потребностей и драйвов, “встроенных” в человека посредством присущей ему биологической наследственности;

усложнений и модификаций, в связи с воздействием других потребностей, приобретаемых под влиянием семьи, процесса обучения и постижения культуры.

Процесс созревания происходит под влиянием бессознательных сил. Мотивации и связанная с наследственностью способность осуществлять ту или иную функцию, являются определяющими факторами психического развития.,

Человек не полностью идентифицирует себя на сознательном уровне. Он не всегда отдаёт себе полный отчёт в цели, которую преследует. Adler (1956) считал, что человек ничего не понимает о своем стиле жизни, но постоянно привязан к нему.

Бессознательное, по Adler’у, ”ничто иное, чем то, что мы неспособны сформулировать в ясных концепциях… это та часть нашего сознания, значение которой мы не полностью понимаем”. Сознательное становится бессознательным, когда человек перестаёт понимать его содержание. В то же время, бессознательное становится сознательным, как только бессознательное содержание или тенденция осознаются. Таким образом, идентичность человека не является постоянной, а зависит от ситуаций, вызывающих изменение соотношений между сознанием и бессознательной сферой психики. Изменение идентичности может быть необходимым в экстремальных, кризисных условиях для сохранения единства Self, для осуществления жизненно необходимых действий, и тогда используется что –то из бессознательного материала. 

Обращение к психоанализу в связи с проблемой идентичности неизбежно. Процесс идентификации представляет собой своего рода «каркас», вокруг которого складывается и организуется уникальным образом психическая жизнь конкретного индивидуума, и именно этот процесс является базисным для психоаналитического исследования.

В развитии теории становления идентичности большое значение приобрели работы Margaret Mahler (1975). Автор уходит от традиционного анализа развития либидо и концентрирует свое внимание на процессах сепарации и индивидуации. Mahler придает особое значение исследованию того, как ребенок, рожденный без идентичности, приобретает чувство собственной идентичности.

Теория Mahler стала современной классикой психоанализа и получила поддержку от большинства психоаналитиков, особенно в США. Автор выделяет несколько фаз развития:

Нормальный аутизм. Эта фаза длится от момента рождения до двух месяцев. Она характеризуется тем, что психическое состояние здесь имеет сноподобный характер и преобладает над состояниями, связанными с воздействием внешних раздражителей. Данное состояние несет на себе отпечаток первичного состояния во внутриутробном периоде жизни.

Симбиоз. Характеризуется усилением “пробуждения”, повышением роли переживаний, связанных с восприятием, с нарастающей возможностью отграничить “внутреннее” от “внешнего”. Mahler считает, что для этой фазы характерно появление начальной формы психологического расщепления, проявляющегося в отделением “приятного” от “неприятного”. Наиболее важной чертой данного периода является всепоглощающее слияние с матерью. Симбиотическая фаза достигает своего пика в 4-5 месячном возрасте развития ребенка.

Дифференциация. Во время этой фазы, внимание ребенка становится все более направленным вовне. Приобретают значение обьекты, которые то появляются, то исчезают. Ребенок начинает отвлекаться от матери на короткие промежутки времени, возникает реакция на незнакомые лица и страх перед ними. Фаза фиксируется в возрасте 7-8 месяцев.

Практикование. Фаза протекает со значительным усилением автономности. Характеризуется “непроницаемостью к разочарованиям”. Ребенок находится в состоянии гармонии и любви с окружающим миром. Длительность фазы приблизительно от 10 до 16-18 месячного возраста.

Приближение. Фаза начинается в возрасте около 18 месяцев. На данном этапе происходит изменение в эмоциональной жизни ребенка. Появляются страхи потери обьекта, большее осознание сепарации, подверженность различным фрустрациям. Периоды потребности в близости и потребности в дистанцировании сменяют друг друга. Для ребенка крайне необходима эмоциональная поддержка со стороны окружающих людей различными видами коммуникации, включая тактильные контакты. В этой фазе, ребенок уже не должен рассматривать мать как продолжение себя, и мать, в свою очередь, не должна рассматривать ребенка в качестве своего продолжения. От этих условий зависит структурирование Эго и установление когерентного Self'’а. Нарушения, возникшие на данном этапе, приводят к спутанности, неуверенности в своей автономии, мешают формированию прочного, когезивного Self'’а. Фаза длится примерно до 24 месячного возраста.

Постоянство обьекта. Начало фазы приходится на возраст от 24 до 30 месяцев. Длится фаза два или три последующих года и продолжается, в какой-то мере, в течение всей жизни. Здесь происходит консолидация индивидуальности, формируется постоянство эмоциональной связи с обьектом, аффективная стабильность. Происходит синтез между ранее расщепленными “хорошими” и “плохими переживаниями”.

Формирование идентичности является стержневым процессом личностной динамики. Согласно Erikson (1968), центральной темой индивидуальной экзистенции является стремление к собственной идентичности и к ее сохранению: «Идентичность, которая в конце детства становится важнейшим про­тивовесом потенциально вредному господству детского «Сверх-Я», позволяет индивиду освободиться от чрезмерного самоосуждения и диффузной ненависти к инородному. Эта свобода - одна из предпосылок, позволяющая «Я» интегрировать зрелую сексуальность, новые физические силы и задачи взрослого человека» (Erikson, 1968).

Развитие Я – это процесс, в ходе которого ребенок формирует и дифференцирует функции своего Я во взаи­модействии с матерью и членами семьи, “первичной группой”.

Группы понимаются Ammon (1998) как матрицы, в границах которых живет и развивается человек: группа семьи, группа сверстников, коллег по работе, группа по совместным инте­ресам и др. Группы меняют человека и он, в свою очередь, изменяет группы. Первичная группа семьи является местом, где прежде всего формируется идентичность.

Ammon (1998) подчеркивает значение группы для формирования идентичности: “…группа, её динамика, её атмосфера, её социальная энергия, так же как её социальная динамика и культуральная зависимость от больших социальных групп, определяет жизнь человека и идентичность”. С точки зрения автора, групповое динамическое развитие начинается уже в пренатальной фазе жизни. В это время оно определяется матерью, которая сама является носительницей групповых динамических влияний; её психологическим и физическим здоровьем, а также отношением к находящемуся внутри её ребенку. В ранней постнатальной фазе развитие приобретает особенно значимый характер.

Цель развития Я заключается в формировании гибкой границы Я или ее постоянном расширении, что обеспечивает относительную автономию от окружающего мира. Отграничение Я от не-Я является реша­ющей фазой развития идентичности. Благоприятное течение этого процесса зави­сит от эмоциональной поддержки ближайшего окружения ребенка, его первичной группы. Особое значение имеют симбиотические отношения с матерью.

Симбиотическая фаза развития ребенка заканчивается примерно в трехлетнем возрасте (Ammon, 1998). В это время ребенок формирует свою автономию, отграничивая себя от наиболее важных лиц в окружении, особенно от матери.

Патогенными факторами при нарушении нормального развития идентичности являются дисфункциональные отношения матери и ребенка, особенно в пер­вые три года жизни. Ammon (1998) придаёт особое значение  симбиотическим отношениям ребенка с матерью, считая, что последние отражаются на развитии идентичности и имеют непосредственное отношение к её нарушениям.

Под симбиотическим комплексом, автор понимает «освоенную, ушедшую в несознательное, конфликтную ситуацию в отношении к преэдипальной матери (и первичной группе), которая на основе собственных неосознанных потребностей не может позволить ребенку отмежевание собственной идентично­сти. Впоследствии возникают структуральные дефекты в обра­зовании границ Я и функций Я (гуманные функции). Неразре­шенный симбиотический комплекс определяет возникно­вение симптомов (и психогенезис) архаичных нарушений развития Я» (Ammon, 1996).

 Нарушения формирования идентичности возможны уже в периоде ранних симбиотических отношений, если возникают препятствия для реализации функций Я, связанных с влиянием различных драйвов, основанных на подсознательном стремлении к познанию нового, креативности, а так же на стремлении к комфорту, утолению жажды и голода.

Spitzer (1991) обращает внимание на то, что ребенок переживает ситуацию симбиоза с ма­терью в ранней фазе своей жизни «пещерным модусом восприя­тия», то есть с помощью «первобытной пещеры» рта, в котором весь опыт концентрируется на основе как внешнего, так и внут­реннего восприятия.

Автор характеризует этот опыт как мост между внутренним и внешним восприятием и описывает качество ситуации следующим образом: « …это раннее интраоральное переживание состоит в том, что ребенок забирает в себя грудь, в то время как он одновременно охвачен руками и грудью матери. Взрослый оценивает это как дифференциальные переживания. Для ребенка же они являются единым и неделимым, без различия между составляющими».

В этом раннем периоде уже можно распознать первоначальные “ростки” тех форм реагирования, которые в дальнейшем будут способны сформировать границы Я.

Для нормального развития Я ребенка важен непосредственный контакт с матерью. Этот контакт обеспечивает формирование Я, включая соматическую и психическую идентификацию, стимулирование и подавление инстинктов. Поведение и эмоциональное состояние матери здесь многое определяют. Имеют значение не только её конкретные активности в проявлении заботы, но и неосознаваемые чувства, которые в силу ряда обстоятельств могут быть амбивалентными и даже негативными.

Erikson (1965) считает, что способность матери и первичной группы учитывать нужды ребенка создает предпосылки для успешного развития Я. Индивидуальное развитие Я, связано с бессознательной динамикой окружающей его первичной группы.

Групповая динамика представляет собой больше, чем сумму взаимодействий отдельных её членов, так как в ней всегда присутствует подсознательный элемент, а также её групповой исторический опыт. Чувство идентичности каждого индивидуального члена группы в благоприятных условиях поддерживается и стимулируется группой. В других случаях, если группа не поддерживает процессы роста идентичности у своих членов, становление идентичности задерживается из-за страха изменений.

Функции матери и первичной группы по отношению к ребенку состоят в: (1) обеспечении потребностей ребенка; (2) оказании необходимой помощи в преодолении фрустраций; (3) защите от опасностей внешнего мира. В процессе реализации этих функций происходит формирование идентичности ребенка, его Я отграничивается от окружающей реальности, которая начинает восприниматься как место проекции любознательности и стремления к усвоению нового, к познанию.

В ходе развития Я, ребенок постепенно перенимает ряд функций, которые ранее выполнялись матерью или первичной группой. Он обучается выражать свои по­требности, начинает самостоятельно исследовать внешний мир и менять его в процессе игровой деятельности.

Поддержка матери и первичной группы в этом периоде для ребенка продолжает быть необходимой в качестве внешнего источника удовлетворения его нарцисстических потребностей (Fenichel, 1945; Kohut, 1972).

Если такая поддерж­ка отсутствует, то возникает риск развития нарушений идентичности. Реакцией ребенка на отвергание матерью является экзистен­циальный страх покинутости и аннигиляции. Несформировавшимся, проницаемым границам его Я угрожает инфляция внутренними (из коллективного бессознательного) и внеш­ними содержаниями «не-Я». В результате в структуре Я остаются пустоты, что делает Я неполноценным, менее адаптивным и менее функциональным.

Структурный дефицит Я (пустоты в Я) способствует сохранению диффузной зависимости от недифференцированных обьектов, что влечет за собой риск возникновения архаической тревоги.

Преэдипальная травматизация приводит к развитию непсихотической психо­патологической симптоматики, в известной мере заполняющей «пустоты в Я».

Формирование Я в симбиотической фазе включает реализацию творческого драйва, стремление к креативности, что, в свою очередь, зависит от возможности осуществления, основанных на любознательности, продуктивных контактов с людьми, событиями и вещами. Патологические симбиотические отношения с матерью, реакция отбрасывания со стороны других людей, их индифферентное или враждебное отношение подавляет креативность и провоцирует деструктивную агрессию. Последняя может стать одним из паттернов дезадаптивного поведения в дальнейшей жизни.

У группы, как целого, должны быть собственные границы, чтобы иметь возможность помочь отдельным своим членам, особенно ребенку при от­граничении Я (Ammon,1996). Первичная группа, которая к такому отграничению не способна, будет представлять собой патогенное поле. Такая группа не способна формировать групповое Я и групповую идентичность. Она будет гиперадаптивной или к внешнему миру с его нормами, или к внутреннему миру группы с ее конфликтами. В обоих случаях группа оказывается недееспо­собной.

Для того, чтобы выстроить коммуникационную границу Я, ребенку всегда нужно, чтобы он был окружен в симбиозе с матерью и первичной группой коммуникационными границами Я. Во взаимодействии с этими динамическими межличностны­ми структурами он может формировать и дифференцировать границы собственного Я, то есть, свою собственную относи­тельную автономию в смысле прогрессирующего креативного расширения идентичности Я.

Интересно, что Ammon добавляет к традиционной психоаналитической концепции либидо, концепцию социальной энергии, что перекликается с понятием социального интереса у Адлера. Конструктивная социальная энергия подразумевает энергию для развития у ребенка понимания, интереса к другим людям, стремления общаться с ними. Деструктивная социальная энергия нарушает контакты и отношения. Идентичность “растет” через социальную энергию – это сила, которую люди дают друг другу. Насилие над ребенком является экстремальной формой деструктивной социальной энергии.

В групповой динамике Ammon (1998) подчеркивает значение тревожности и сексуальности. Им выделяется конструктивная, деструктивная и дефицитарная тревожность. Конструктивная тревожность необходима для развития идентичности, каждое продвижение по пути её становления связано с переживанием и “проработкой” тревожности. Экстремальным примером деструктивной тревожности является паранойя. При паранойе тревожность приводит к патологическому нарциссизму, агрессии, разрушению социальных контактов. Дефицитарная тревожность изменяет психическое состояние таким образом, что жизнь становится скучной, бесцветной, мертвой. Конструктивная тревога появляется, если коммуникация ребенка и окружающей группы происходит в благоприятной психологической атмосфере.

Деструктивная тревога возникает, если ребенок эмпатизирует угрозу со стороны окружающих. Дефицитарная тревога характерна для преобладающего подхода “безразличия” по отношению к ребенку.

Формирование идентичности включает развитие сексуальности, что также детерминируется психологическим климатом в группе, окружающей ребенка в раннем детстве, особенно, способами выражения мужского/женского поведения. Сексуальность связывается Ammon с креативным аспектом идентичности, который может стимулироваться или сдерживаться как окружающей группой, так и обществом в целом.

В рамках психодинамической парадигмы, имеются различные подходы к оценке идентичности связанной с полом. Erikson (1985) подчеркивает существование различий, основываясь на анатомо-биологических факторах. Другие сторонники различия акцентируют значение социальных факторов (Eagly, Wood, 1991). Приводятся данные о том, что женщины обращают большее внимание на межличностные аспекты. В то время как мужчины – на профессиональные и идеологические (Levitz-Jones, Orlofsky, 1985). По мнению других авторов, отношение между идентичностью и интимностью более сильно выражено среди мужчин, по сравнению с женщинами (Levitz-Jones, Orlofsky, 1985).

Hodgson, Fischer (1979) находят, что у женщин развитие идентичности задерживается до более полного развития интимности, а кризис идентичности обычно связан не с профессиональными затруднениями, а с нарушением значимых отношений (Josselson,1987). В то же время, Archer (1989) и Kroger (1986) считают, что развитие идентичности у мужчин и женщин одинаково, включая профессиональную идентичность. Этой же точки зрения придерживается ряд других авторов (Pulkinen, Ronka, 1994; Streitmatter, 1993). В этой связи, Cloninger (1996) постулирует, что необходимо различать процесс разрешения проблемы идентичности, который может быть одинаковым для обоих полов и содержание идентичности, которое может подчеркивать различные аспекты жизни мужчины и женщины.

В классическом психоанализе, вопросы половой идентичности рассматривались в контексте её становления на различных стадиях детского эротизма. Фрейд, как известно, придерживался точки зрения, что имеет место “фаллический сексуальный монизм”, то есть, полная сексуальная идентичность между мальчиками и девочками до развития кастрационного комплекса. Согласно Deutsch (1925), у маленькой девочки отсутствует осознание полного сексуального органа, начиная с 4-летнего возраста. У неё есть только клитор, который она воспринимает как кастрированный мужской половой орган. У неё нет также влагалища, поскольку она его еще не открыла для себя даже подсознательно. Фрейд и его последователи в области теории женской сексуальности, считали, что зависть по отношению к мужскому половому органу является первичным феноменом, который определяет женскую психосексуальную идентичность. В самом начале, это выражается в том, что маленькая девочка желает компенсировать чувство дефекта в собственном “Я”, связанного с этим анатомическим недостатком.

Авторы, которые были не согласны с этой теорией (Jones, 1935/48; Chasseguet-Smirgel, 1998), не рассматривали женщину в качестве ущербного мужчины. С их точки зрения, идентичность маленькой девочки как женщины – возникает с самого начала, а влагалище является первым сексуальным органом, либидинозно катексированным. В дальнейшем эротический катексис переходит на клитор, переходя изнутри наружу, так как клитор является в этом отношении более безопасным внешним сексуальным органом.

Stoller (1976) предполагает наличие “осевой половой идентичности”, “первичной женственности” уже в преэдипальном периоде, на основе этой осевой половой идентичности происходят все дальнейшие развития половой идентичности. Kestenberg и др. (1990) выделяют даже “ранне материнскую” или “внутренне генитальную стадию”, которая предшествует фаллической стадии у девочек.

В формировании половой идентичности девочки обращается внимание на необходимость отстраниться от всемогущей матери, используя идентификацию с отцом (Benjamin, 1988). Эта идентификационная любовь является предшественником эдипальной конфигурации и продолжается после минования последней.

В отношении мужской половой идентичности, точка зрения о изначальном её становлении является принятой, хотя некоторые авторы подчеркивают значение первичного убеждения мальчиков в возможности иметь детей, которое затем элиминируется, что может являться психической травмой (Fast, 1998).

Curry et al. (1994) считают, что наряду с культуральными влияниями, семья и карьера в подростковом периоде более важны для девочек, чем для мальчиков. Социально ориентированный психоанализ исследует влияние культуральных факторов на психологические процессы. Связанные с полом различия идентичности рассматриваются в контексте данного направления как зависящие от культуры, и поэтому приобретающие различные вариации (Cote, Levine, 1988).

Balint (1994), основываясь на созданной им «теории основной недостаточности» (basic fault), сформулировал концепцию раннего нарушения психического развития и формирования идентичности. Автор обращает внимание на то, что раннее нарушение психического развития происходит в другой временной период и имеет иную динамику, по сравнению с эдипальным конфликтом при неврозе.

Balint (1994) подчёркивает продуктивность выделения двух уровней аналитической работы: преэдипального, или превербального, и эдипального, или вербального. Преэдипальный период, согласно Balint, является периодом, во время которого может сформироваться основная недостаточность, которая в дальнейшем определяет нарушения формирования идентичности и её слабость. Поскольку основная недостаточность формируется на превербальном уровне вербальная коррекция, используемая психоаналитиками у пациентов с расстройствами связанными с эдипальным периодом, здесь оказывается малоэффективной. Превербальные нарушения не определяются словами взрослого языка, беседа аналитика не понимается пациентом и/или не воспринимается как эмоционально значимая. Пациенты с  основной недостаточностью проявляют черты нарушенной идентичности, они характеризуются как “имеющие слишком слабое или незрелое Эго”, как страдающие от “глубокой нарцисстической раны”, или “глубоко расщепленные”, ”серьёзно шизоидные” (Balint, 1994).

При описании структуры психики, кроме довербального и вербального уровней, Balint выделяет также “зону творчества”, которая имеет особое значение в формировании идентичности. Для этой зоны характерно отсутствие какого-либо внешнего обьекта, здесь человек находится сам с собой и его главной зоботой является продуцирование чего-либо изнутри себя. Продукция её деятельности может носить материальный или абстрактный характер. К ней относятся художественные произведения, философия, математика, инсайты, возникшее понимание чего-то или кого-то. Интересно, что Balint относит к этой зоне также ранние фазы соматических и психических заболеваний, а также случаи спонтанных выздоровлений.

Balint подчеркивает, что о процессах происходящих в “зоне творчества” мало известно, что связано по мнению автора с отсутствием трансферентных (связанных с переносом) отношений. Трансферентные отношения не могут развиваться без внешнего обьекта, а “при отсутствии переноса аналитические методы бессильны”. Как только внешний обьект появляется, например, продуцируется в виде завершенного произведения искусства или понимания чего-то, и может быть выражен вербально, или как только заболевание достигает стадии, когда человек может предьявить жалобы кому-нибудь о нем, аналитические методы работы могут быть применимы.

 Не всё происходящее в психике возможно выразить обычным языком. Одиночество человека в “зоне творчества” относительно, так как в ней присутствуют невербальные содержания, для характеристики которых Balint предложил термин “преобьекты”. Преобьекты после психических усилий, если последние оказываются успешными, становятся “организованными” или “целостными”, и только в это время поддаются вербальным взаимодействиям.

В зоне творчества, Balint придает специфицеское значение молчанию. В классическом психоанализе молчание рассматривается в качестве симптома сопротивления, когда, например, пациент стремится уйти от чего-то, обычно конфликта, но, находясь в “зоне творчества”, в состоянии молчания, человек идет по направлению к чему-то, стараясь справиться с проблемой путем творческой продуктивности.

Содержание и психическая деятельность “зоны творчества” являются интегральной частью идентичности и присутствуют на протяжении всего процесса её постоянного развития.

McCrae и Costa (1988) внесли существенный вклад в изучение генеза и динамики инфантильных непродуктивных психических реакций и симбиоза. В их концепции причина этих реакций рассматривается в неудавшемся симбиозе и во многом соответствует тому, что авторы понимают под симбиотическим комплексом. Относительно этой теории Я и ее глу­бинно-психологических гипотез - она, с одной стороны, близка школе Hartmann (1951), с другой, - направлению Melanie Klein (1993). Эта концепция динамики симбиоза отличается в суще­ственных пунктах от представлений Ammon (1998). Это особенно касается концепции агрессии, которую авторы понимают как инстинктивный процесс, и роли группы.

Возникающие архаичные нарушения идентичности могут быть связаны с отрицательными влияниями первичной группы, провоцирующими проявления у ребенка деструктивной агрессии. Последняя может быть проецирована во вне в виде разрушительных действий, степень сложности которых зависит от возраста и становится постоянным паттерном поведения в подростковом и взрослом периодах жизни. Возможна также проекция агрессивности внутрь, что будет проявляться в сомоповреждающих действиях, прямом или косвенном суицидальном поведении, выражающемся, например, в стремлении оказываться в ситуациях с риском для здоровья и жизни. Коррекция агрессии, лежащей в основе деструктивного поведения, согласно Ammon, представляется необходимой при коррекции архаичных нарушений идентичности.

Функция группы в патогенезе архаических нарушений развития Я становится в особенности отчетливой в случае затянувшегося симбиоза. В данном случае, мать пытается привязать к себе ребенка, патологически усиливая симбиотическую связь, поскольку сама не в состоянии выстоять в оди­ночку в дисфункциональной семейной группе. Другие члены семьи оставляют ребенка матери, чтобы не распознавать свои собственные конфликты. Тем самым, ребенку как бы запрещается развивать собственную идентичность. По механизмам проекции, на ребенке фокусируется свойственный группе бессознательный конфликт, мишенью которого он оказывается в течение длительного времени.

В «затянувшемся симбиозе» непродуктивная психическая реакция останется латентной до тех пор, пока ребенок находит возможность жить в этом эмоциональном пространст­ве. Часто в периоде пубертата, в связи с затруднениями становления сексуальной и со­циальной идентичности, эта ситуация взрывается, что проявляется в психопатологической реакции.

Gisela Ammon (1969, 1972) считает, что болезненные нарушения поведения детей, их психосоматические заболевания являются выражением неразрешенного н ставшего бес­сознательным конфликта между родителями. Автор также уста­новила, что детское патологическое симбиотическое поведение исчезало даже при отсутствии прямой психотерапевтической коррекции, если родители могли осознать свои конфликты и прора­ботать их.

Тем не менее, обычно инфантильная симптоматика, приводящая к манифестации родительских конфликтов, не распознается родителями как проявление их собственных трудностей. Ребенок тогда вынужден приспосабливаться к дисфункциональной семейной ситуации, продуцируя непродуктивные реакции. Последние могут неправильно оцениваться как признаки болезни. В дальнейшем ребенок находит выход из ситуации, формируя ложный Self (Chapman, 1976). Если сложившаяся ситуация изменяется, но при этом продолжает оставаться патогенной, например, при покидании родительского дома в связи с поступлением в интернат, адаптация может нарушиться и произойдет нарушение развития идентичности (в том числе формирование следующего ложного Self) в виде возвращения к старой зависимости от матери.

Ребенок, однако, в самом раннем периоде жизни вынужден опираться на мать как на вспомогательное Я: мать во вза­имодействии с ребенком формирует его соматические границы адекватным реагированием на его потребности. Если мать не в состоянии делать это последовательно, то ребенок испытывает реальный ущерб: возникает нарцисстический дефицит, который тя­нется через последующие ступени развития. Межличностный процесс в симбиозе между матерью и ребенком имеет, таким образом, решающее значение для формирования соматического Я ребенка: здесь решается вопрос об успешной или неудачной трансформации идентичности.

Инфантильный конфликт может вновь восстанавливаться и прояв­ляться вовне. Для архаических нарушений развития Я характерно, что пациенты не переживают свою симптоматику отреагирования как чуждую Я и деструктивную, хотя их симптоматическое поведение по большей части находится в яв­ном противоречии с гиперадаптивным фасадом их ложного Self. Они на архаическом уровне переживают бессознательный конф­ликт в окружающей их реальности, которая тем самым становится как бы сценой их инфантильного симбиоза (Ammon, 1996). Становление независимости связано со способностью отграничения своего Я от Я другого, находящегося в симбиозе, человека. На этот процесс влияют непосредственно присутствующие “здесь и сейчас” реалии.

В непосредственном отреагировании человеком, его патологическое поведение является часто единственной формой, в которой идентифицируется чувство Я и окружающий мир как действительно существующие. Деструктивная динамика за­держанного симбиоза заставляет человека выражать чув­ство Я в форме саморазрушающих действий.

Механизм отличается от такового при невротическом симптоме, который воспринимается как чуждый Я и является выражением бессознательного конфликта, угрожающего уже сформировавшемуся и отграниченному Я.

В случаях возникновения нарушений по своей локализации приближающихся к первичному Self”у (архаических нарушений) структура Я содержит пустоты. Наличие таких дефектов существенным образом влияет на переживание чувства Я, затрудняет идентификацию себя в различные временные периоды, в различных ситуациях. В свою очередь, это приводит к отсутствию личностной стабильности, “надёжности” поведения в каждодневной жизни, непрогнозируемости поступков и смен настроения. Мы встречаемся здесь с рыхлой некогезивной психической структурой, “рождающей” постоянно большое колличество рудиментарных кратковременно живущих Self”ов. Последние могут быть энергетически насыщенными, создавать яркие личностные образы, производящие сильное впечатление на окружающих. Однако, такие конструкты тут же исчезают, оставляя, тем не менее, в памяти других людей незабываемый след, а на их месте появляются новые, часто эмоционально отталкивающие мини-идентичности, также нестойкие и разрушающиеся через короткий интервал времени.

Устранение невротического механизма, как известно, связано с “переводом” репрессированного в подсознание конфликта в сферу сознания. Осознание (awareness) конфликта расширяет границы прежнего Я и делает его более когезивным.

В случаях коррекции нарушений развития Я архаичного уровня, процесс имеет иное содержание: здесь необходимо не извлечение из подсознания репрессированого материала, а заполнение “пустот”, делающих Я неполноценным. Это, по сути, терапия “basic fault” – основной недостаточности по Balint’у.

Menninger (1938) разработал концепцию, согласно кото­рой нарушения развития Я анализируются с помощью модели нарушения контроля.

Автор отличал нарушение функции от нарушения психической организации. Нарушение функции и нарушение организа­ции в целом обозначается как нарушение контроля. Последнее означает нарушение инструментария, с помощью которого Я пытается защитить себя как от подсознательных драйвов, так и от угрожающих внешних факторов. Прежде всего Я понимается как система контроля и регуляции, служащая для за­щиты от влияния подсознания.

Ammon говорит о скользящем спектре нарушений развития Я. Один полюс целост­ного спектра расстройств образуют архаические нарушения развития Я, приобретенные вследствие за­держки симбиоза, структурные пустоты. Другой полюс представляют невротические расстройства, истоки которых находятся в не­разрешенном конфликте Эдипа. Следует учитывать, в то же время, большое колличество состояний, находящихся в промежуточной зоне между психотическими и непсихотическими психическими нарушениями. Особенности этих состояний заключаются в сочетании основной недостаточности Я, которая перекрывается возникающей по невротическим механизмам разнообразной симптоматикой.

Развитие психоаналитической психологии Я и исследования групп являются попыткой использования установленной динамики на социальной модели. В этом контексте внимание фокусировалось на самом чувстве Я, или «иден­тичности Я» (Erikson, 1968). Изучение групп имело прямое отношение к лучшему пониманию развития идентичности Я в рамках межличностной модели коммуникации с груп­пой.

Таким образом, содержание Я не лимитируется “диспетчерской” функцией контроля над инстинктами подсознания и отношениями с окружающей средой, но включает процесс идентификации. Идентификация определяет психологическую уникальность человека; энергизирует его социальные контакты (социальный интерес по Adler’у), и, тем самым, является источником расширения границ Я.

При нестабильном и неадекватном реагировании матери не может развиваться отграничение “внутрен­него” и “внешнего”, границы психического Я остаются  расплывчатыми. В то же время, для физического отграничения от внешнего мира граница соматического Я должна оставаться интактной (Federn, 1952), в противном случае, внешний мир окажется нереальным. «Мы обладаем... постоянным чувством очевидности внешнего мира, возникающего вследствие того, что импульсы из внешнего мира проходят через границу соматического Я с особым качеством ощущений и чувства со­матического Я. Психическое представительство границы сома­тического Я, чувство его очевидности отсутствует иногда лишь частично… Легкая степень или - простое притупление границы Я еще может компенсироваться волевым усилием. Это усилие со­провождает хорошо нам знакомую проверку реальности. Одно­временно с ней устанавливается чувство очевидности. Так называемый, нормальный человек имеет постоянно и незаметно все свое чув­ство соматической границы, позволяющее чувствовать окружаю­щий мир отдельно» (Erikson, 1968).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемая вниманию читателя книга – первая попытка введения в психиатрию понятия идентичности и её нарушений, что является составной частью процесса формирования социопсихологической динамической парадигмы психиатрии. Современная психиатрия не может ограничиваться использованием биомедицинской парадигмы даже при анализе, так называемых, больших психозов (шизофрения, аффективные психозы). Это связано с тем, что в популяции нарастают психические нарушения, понимание которых невозможно без использования социальных, психологических, религиозных и транскультуральных подходов. К таким нарушениям относятся: различные формы отклоняющегося поведения: антисоциальное, аддиктивное, агрессивное, фанатическое, суицидальное, субмиссивное и др.; личностные расстройства, нарушения приспособления, посттравматическое стрессовое расстройство, кратковременные психические нарушения. Структура названных состояний многогранна, значительное место в ней занимают социопсихологические аспекты, анализ которых требует использования психологических критериев и ориентации на современные теории личности.

В описании общей психопатологии в психиатрии отсутствует раздел, касающийся нарушений идентичности. В частной психиатрии термин «идентичность» также обычно не используется. Такая ситуация значительно обедняет понимание и ограничивает возможности анализа механизмов психических расстройств, способствует сохранению бедности психологического языка – феномена профессиональной алекситимии у специалистов, занимающихся проблемами психического здоровья. В то время, как использование психологического языка имеет большое значение, способствуя более точному описанию психопатологических состояний (Leff, 1981). Психологический язык стимулирует развитие различных способов концептуализации чувств, когнитивных функций и поведения; ломогает раскрытию травмирующих пациента содержаний; является главным способом, посредством которого, наряду с невербальной коммуникацией, пациент выражает своисимптомы.

Преодоление границ биомедицинского мышления в психиатрии, к сожалению, встречается с серьёзными препятствиями, в основном, образовательного и психологического характера. Здесь имеет значение недостаточность психологического образования многих врачей–психиатров, отсутствие специальных курсов по современным теориям личности и психосоматической медицине в программах обучения в высших медицинских учебных заведениях, ориентированность на прежние схемы диагностики и терапии. Сохраняется влияние прежних предубеждений в отношении опасности “психологизации” психиатрии, необходимости оперирования исключительно традиционными психиатрическими терминами в рамках диагностического процесса по схеме: симптом – синдром – нозологический диагноз.

Тем не менее, необходимость изменения ситуации диктуется самой жизнью, улучшением понимания обществом роли социопсихологических факторов для сохранения психического здоровья в изменяющемся мире.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Агеев В.С., (1990). Межгрупповое взаимодействие.–М.: МГУ.

Бороздина Л.B., (1989). Динамика самооценки от подросткового возраста к взрослости // Новые исследования в психологии и возраст­ной физиологии. - М.- №2 (2).– С.9-14.

Бороздина Л.В., Молчанова О.Н., (1990). Самооценка в первой зре­лости // Вест. Моск. университета, сер.14., Психология. –№2.–С.24-38.

Гинзбург М.Р., (1996). Психология личностного самоопределения. Автореф. дисс.докт. психол. наук. -М.–60 с.

Глассер У., (1991). Школы без неудачников./ Общ.ред. и предисл. В.Я.Пилиповского. - М.: Прогресс.– 184 с.

Гозман Л.Я, Кроз М.В., (1987). Измерение уровня самоактуализации личности. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: Изд-во МГУ.– С. 91-114.

Грачева А.М., (1996). Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М.–21 с.

Джемс У., (1991). Психология / Под ред. Л.А.Петровской. – М.: Педагогика. –367 с.

Дмитриева Н.В., Психологические факторы трансформации идентичности личности. Автореф. дисс.докт. психол. наук - Новосибирск.-39 с.

Дмитриева Н.В., (1998). Психосинергетика: Монография. –Новосибирск: Изд-во НГПУ. –133 с.

Загоруйко Е.Н., (1999/a). Особенности формирования аддиктивного процесса при пограничном личностном расстройстве. –Журнал “Консилиум”, 2,1999.

Загоруйко Е.Н., (1999/b). Пограничне личностное расстройство и алкогольное аддиктивное поведение у женщин. – Новосибирск, НГМА. Автореферат дисс. канд. мед. наук.. 1999. – 24с.

Кожухарь Г.С., (1993). Соотношение личностного и профессионального самоопределения у учителей / Рос.акад.образования, Психол ин–т. Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М.–20 с. 

Короленко Ц.П., Донских Т.А., (1980). Семь путей к катастрофе.–Новосибирск: Наука.–224 с.

Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю., (1988). Личность и алкоголь.– Новосибирск: Наука.

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., (1999). Социодинамическая психология.–Новосибирск: Транс-пресс.– 420 с.

Краткий психологический словарь. (1985) // Сост.Л.А.Карпенко / Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.–М.: Политиздат.– 432 с.

Кун М., Макпартлэнд Т., (1984). Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты./Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской.–М.: Изд-во МГУ.– С.180–187.

Леонтьев Д.А., (1992). Тест смысложизненных ориентаций. – М.: Смысл.–16 с.

Пантилеев С.Р., (1993). Методика исследования самоотношения. – М.: Смысл.–32 с.

Патаки Ф., (1983). Некоторые когнитивные аспекты Я–образа. Психологические исследования познавательных процессов личности / Под ред. Д.Ковача, Б.Ф. Ломова, Ф.Патаки и др. – М.: Наука.– С.45-51.

Ремшмидт Х., (1994). Подростковый и юношеский возраст. Пробле­мы становления личности. - М.: Мир. - 320 с.

Роджерс К.Р., (1994). Взгляд на психотерапию. Становление че­ловека. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс".- 480 с.

Романова O.JI., (1994). Развитие этнической идентичности у де­тей и подростков / МГУ им. М.В.Ломоносова, ф-т психологии. Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М. - 20 с.

Социальная идентификация личности. (1993). Годич. отчёт. / Рос. акад. наук, Ин-т социол. - М. - 19 с.

Социальная идентичность и изменение ценностного созна­ния в кризисном обществе: Методология и методика измерения социальной идентичности: Информационные материалы /Рос. акад. наук, Ин-т социол. – М., 1992. - 70 с.

Столин В.В., (1985). Познание себя и отношение к себе в струк­туре самосознания личности./ МГУ им. М.В.Ломоносова, ф-т психо­логии. Дисс. докт. психол. наук. - М.- 530 л.

Уталиева Ж.Т., (1995). Язык как фактор этнической идентичности. / МГУ им. М.В.Ломоносова, ф-т психологии. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М. - 26 с.

Франкл В., (1990). Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс. - 368 с.

Фрейд З., (1913). Толкование сновидений.–М.

Фрейд З., (1923). Основы психологической теории в психоанализе.– М.

Фрейд З., (1989). Лекции по введению в психоанализ.– М., (ориг.1922).

Фрейд З., (1989).Очерки по психологии сексуальности.– М.

Фрейд З., (1993). Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика.–144с.

Фромм Э., (1988). Пути из больного общества. Проблема человека в западной философии.– М.

Фромм Э., (1990). Бегство от свободы. – М.

Фромм Э., (1990). Иметь или быть? /Общ.ред. и послесл. В.И.Добренькова. - М.: Прогресс. - 336 с.

Фромм Э., (1994). Анатомия человеческой деструктивности /Общ. ред. и посл. П.С.Гуревича. -М.: Республика. - 447 с.

Эткинд А.М., (1983). Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопр. психологии.- № 2.–С.106–113.

Adler A., (1978). Cooperation Between the Sexes; Writtings on Women and Men, Love and Marriage, and Sexuality.– New York: Norton.

Adler A., (1982). The Fundamental Views of Individual Psychology. –                                   Individual Psychology.– Vol. 38.–P.3–6.

Alexander F., (1952). Development of the Fundamental Concepts of Psychoanalysis. In: Alexander F., Ross H. (eds), Dynamic Psychiatry. Chicago: Univ. Chicago Press.

Alexander F., Ross H., (1952). Dynamic Psychiatry. Chicago: Univ. Chicago Press.

Ammon Gisela, (1969). Beobachtungen uber einen psychoanalytischen Kindergarten. Zum Problem der Frustrationsregulation. – Pinel, Berlin.

Ammon Gisela, (1972). Vorlaufer Psychosomatischer Erkrankungen. – Dyn. Psychiat., 6, 11-32.

Ammon Gunter, (1996). Dynamische Psychiatrie. Kindler Verlag. Munchen. 1980.

Ammon G., (1998). Dynamic Psychiatry and Human Structurology / Eds.: Varma V.K., Kulhara P., et al. // In: Social Psychiatry. A Global Perspective.– Macmillan India Limited, New Delhi. – 22–27p.

Arbeitskreis (1996). Operationalisierte Psychodynamische Diagnostic: Manual und Handbuch. Hans Huber VerZag, Bern.

Archer S.L., (1989). The status of identity: reflections on the need for intervention// J-Adolesc.– Vol.12(4).–P. 345-359.

Archer S.L., (1989). Gender differences in identity development: Issues of process, domain and timing. Journal of Adolescence, 2, 117-138.

Arnow D., Harrison R., (1991). Affect in early memories of borderline patients // Journal of Personality assessment.– Vol. 56.–P.75–83.

Balint E., (1991). “Commentary”. Psychoanalytic Dialogues, no. 4: 423-30.

Balint M., (1952). Character analysis and new beginning / Primary love and Psychoanalytic Technic. Balint M. (Eds.) Hogarth Press., London.– P. 159–173.

Balint M., (1968). The Basic Fault: Therapeutic Aspects of Regression. London: Tavistock.

Balint M., (1994). The Basic Fault. -Evanston, Illinois.: Northwestern University Press.

Baumeister R., (1990). Suicide as escape from self. // Psychological Review.– Vol. 97.–P. 90–113.

Benjamin J., (1988). The Bonds of Love. New York: Pantheon.

Bensheim H., Die K.Z., (1960). Neurose Rassische Verfolgter. Der Nervenarzt. Vol. 31, p. 462-469.

Berger M., (1989). The clinical experiences with late mothers and their wishes for children // Prax. Kinderpsychol. Kinderpsychiatr. – Jan; 38 (1). P.16-24.

Bilikiewicz T., (1969). Psychiatria Kliniczna. Warszawa.

Bharati A., (1985). The Self in Hindu Thought and Action.// Cul­ture and Self./Ed.by A.J.Marsella et al. - N.Y., L.: Tavistock publ. - 321 p.

Block M.J., Westen D., Ludolph P., Wixom J., Jackson A., (1991). Distinguishing female borderline adolescents from normal and other disturbed female adolescents //  Psychiatry.– Feb; 54(1).–P.89-103.

Boehnlein J.K., (1989). The process of research in posttraumatic stress disorder // Perspectives in Bioligy and Medicine.– Vol. 32.–P. 455–465.

Boehnlein J.D., Sparr L.F., (1993). Group therapy for WWII ex–POW’s: Long–term posttraumatic adjustment in a geriatric population // American Journal of Psychotherapy.– Vol.47.–P.273–282.

Bosma H.A., (1985).  Identity Development in Adolescence: Coping with Commitments. Groningen, 236p.

Bowlby J., (1979). “Self-reliance and conditions that promote it”, in The Making and Breaking of Affectional Bonds. London: Tavistock.

Breakwell G.M., (1986). Coping with threatened identities. - L., N.Y., Mithuen. - 222 p.

Brislin R., Loonez W., Thaudike R., (1973): Cross –Cultural Methods. NewYork: Wiley.

Canino C., Lewis–Fernandes R., Bravo M. (1997): Methodological Challenges in Cross –Cultural Mental Health Research. Transcultural Psychiatry (June, 1997). Montreal, McGill University, pp. 163-184.

Cattell R.B., (1965). The Scientific Analysis of Personality. Bultimore. Penguin.

Cella D.F., DeWolfe A.S., Fitzgibbon M., (1987). Ego identity status, identification and decision –making style in late adolescents. Journal of adolescence, 22, 849-861.

Chapman A.N., (1976). Textbook of Clinical Psychiatry. Philadelphia. Toronto: Lippincott.

Chasseguet-Smirgel J., (1998). The Female Castration Complex and Penis Envy (excerpt). In: N.Burke (eds), Gender and Envy. London. Routledge.

Chessick R.D., (1996). Heidegger's "authenticity" in the psychotherapy of adolescents// Am. J. Psychother.– Spring; 50(2).–P.208-216.

Chodoff P., (1975). Psychiatric Aspects of Nazi Persecution. In: S.Arieti (eds), American Handbook of Psychiatry (2th ed). N.Y.: Basic Books, p.932-946.

Cloninger S.C., (1996). Theories of Personality. Understanding Persons. Second Edition. Prentice Hall, Upper Saddle River, New Jersey.

Cohen S., Taylor L., (1980). Ausbruchsversuche: Identitat und Widerstand in der modernen Lebenswelt. -Frankfurt, Suhrkamp. - 223 S.

Coleman J.C., (1974). Relationships in Adolescence. London.

Coleman J.C., Husen N., (1985). Becoming adult in a changing society.- Paris: OECD. - 82 p.

Cooper C., (1998). “Psychological Counselling with Young Adults”, in Woolf R., Dryden W., (eds). Handbook of Counselling Psychology. London.

Corin E., Das K., Reichold S., Guay L.(1994). Les pratiques alternatives et communautaires en sante mentale dans un Quebec pluriethnique, Montreal: Unite de recherche psychosociale de I’hopital Douglas (mimeograph).

Cote J.E., Levine C., (1988). On critiquing the identity status paradigm: A rejoinder to Waterman. Developmental Review, 8, 209-218.

Cross H.J., Allen J.G., (1970). Ego identity status, adjustment and academic achievement. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 34, 288.

Curry C., Trew K., Turner I., Hunter J., (1994). The effect of life domains on girl’s possible selves. Adolescence, 29, 133-150.

Davies M.L., (1997). Shattered assumptions: time and the experience of long-term HIV positivity. Social Science & Medicine. 44, 561-571.

Deaux K., (1993). Reconstructing social identity. Personality and Social Psychology Bulletin, 19, 4-12.

De Levita D.J. Der Begriff der Identitat. - Frankfurt: Suhrkamp. – 337р.

Deutsch H., (1925). The psychology of women in relation to the function of reproduction. International Journal of Psycho-Analysis, 6, 405-418.

Diagnostical and Statistical Manual of Mental Disorders (3th ed.). American Psychiatric Association. Washington, DC: American Psychiatric Association. 1980.

Diagnostical and Statistical Manual of Mental Disorders (4th ed.). American Psychiatric Association. Washington, DC: American Psychiatric Association. 1992.

Dion K.L., (1983). Names, Identity and Self.// Names.- v.31 (4).-    p.245-257.

Drever J., (1956). A Dictionary of Psychology. -Harmondsworth (Midd'x) a.o.: Penguin books.- 315 p.

Eagly A.H., Wood W., (1991). Explaining sex differences in social behavior: A metaanalytic perspective. Personality and Social Psychology Bulletin, 17, 306-315.

Eitinger L., (1959). The incidence of mental disorders among refugees in Norway // Journal of mental Science.– Vol.105.–P. 326–338.

Eitinger L., (1960). The symptomatology of mental disease among refugees in Nofway // Journal of mental Science.– Vol.106.–P. 947–966.

Eitinger L., (1980). The concentration camp syndrome and its late seguellae / In J.Dimsdale (Ed).–Survivirs , victims and perpetiators // Essays on the Nari Holocaust.– Washington, D.C.: Hemisphere.– P.127–160.

Ego Identity: Handbook for Psychosocial Research. (1993) / Marcia J.E., Waterman A.S., Matteson D.R. (Eds.). - N.Y. etc.: Springen.-291 p.

Erikson E.H., (1960). The Problem of Ego Identity.// Identity and anxiety: survival of the person in mass society./ Ed. by M.R.Stein et al. - Glencoe (111.); The Free Press.-658 p.

Erikson E.H., (1965). Kindheit und Gesellschaft. Klett, Stuttgart.       

Erikson E.H., (1968/a). Identity and identity diffusion. In C.Gordon & K.J.Gergen (eds). The Self in Social Interaction. New York: Wiley. 

Erikson E.H., (1968/b). Identity, Youth and Crisis. - L.: Faber and Faber, 1968-336p. New York: Norton.

Erikson E.H., (1980). Identity and the Life Cycle.- N.Y., L.: Norton. - 191 p.

Erikson E.H., (1985). Pseudospeciation in the nuclear age. Political Psychology, 6, 213-217.

Erikson E.H., (1988). Youth: Fideelity and diversily. Daedalus, 117(3), 1-24. (Orig. Work publ. 1962). 

Espin O.M., Stewart A.J., Gomez C.A., (1990). Letters from V: adolescent personality development in sociohistorical context// J. Pers.– Jun; 58(2).–P. 347-364.

Fairbairn W.R.D., (1952). Steps in the development of an object–relations theory of personality // Psychoanalytic Studies of the personality / Fairbairn WRD (Eds.).– London: Tavistock.– P. 152–161.

Fairbairn W.R.D., (1952). The Repression and the return of bad objects // An object relations theory of personality.–N.Y.: Basic Books.

Fast I., (1998). Development in gender identity. In: Gender and Envy. Eds: N.Burke.

Federn P., (1952). Ego Psychology and the Psychosis (New York: Basic Books).

Fenichel O., (1945). The psychoanalytic theory of neurosis. – Norton, N.Y.

Finkelhor D., (1987). The sexual abuse of children / Current Recearch Reviewed // Psychiatric annals.– Vol.17.–P.233–241.

Flum H., (1994). Styles of identity formation in early and middle adolescence // Genet. Soc. Gen. Psychol. Monogr.– Nov; 120(4)P.437-467.

Flum H., Porton H., (1995). Relational processes and identity formation in adolescence: the example of A Separate Peace // Genet. Soc. Gen. Psychol. Monogr.– Nov; 121(4).–P. 369-389.

Fogelson R.D., (1982). Person, self and identity. Some anthro­pological retrospects, circumspects and prospects. // Psycho-social theories of the self./ Ed. by B.Lee. - N.Y., L.: Plenum Press.- Р. 115-132.

Frankl V.E., (1969). Man’s Search for Meaning. N.Y., Washington: Square Press.

Freud A., (1936). Das Ich und die Abwehrmechanismen. – Imago, London.

Freud S., (1896). Farther Remarks on the Defense Neuro-psychoses, in collected Papers.– New York: Basic.–Vol.1.– P. 115-182.

Freud S., (1911). Psychoanalytische Bemerkung uber einen autobiographisch beschriebenen Fall von Paranoia (Dementia paranoides). –Ges. W. Bd. 8.

Freud S., (1914). Zur Einfuhrung des Narzissmus. – Ges. W. Bd. 10.

Freud S., (1924). Der Realitatsverlust bei Neurose und Psychose. – Ges. W. Bd. 13.

Freud S., (1927). The Ego and the Id.– London: Hogarth.

Freud S., (1953). The Forgetting of Dreams / The Standart Edition of the Complete Psychological Works of S. Freud.– London: Hogarth Press.–Vol.5.–P.521.

Freud S., (1957). On narcissizm: an introduction // The standart Edition of the complete Psychological Works of Sigmund Freud.– London.: Hogarth Press. – Vol.14.–P.07–104.

Freud S., (1974). A Collection of Critical Essays / Ed. By R. Nolheis.– N.Y.

Friedman J.A., Faber B.A., (1992). Professional Self-concept as a predictor of teacher burnout. // J. of Educational Research.- v. 86.- N 1.-. p. 28.

Fromm E., (1941). Escape from Freedom.–New York.

Fromm E., (1947). Man for Himself. New York: Reinhart.

Fromm E., (1970). The Crisis of Psychoanalysis.– New York.

Fromm E., (1973). The Anatomy of Human Destructiveness.– New York: Holt, Rinehart, Winston.

Glasser W., (1998). Choice Theory. New York. Harper Perennial.

Goffman E., (1964). The neglected situation.// American anth­ropologist.- v.66.- N5.- part 2.-Р.148-162.

Goffman E., (1963). Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. - Engleewood Cliffs. New York: Prentice-Hall. - 147 p.

Gombrowicz W., (1956). Ferdydurke. Warszawa. PIW.

Gong-Guy E., (1987). California Southeast Asian Mental Health Needs Assesment. Oakland. CA: Asian Community Mental Health Services. California State Department of Mental Health.

Green B.L., Korol M., Grace M.C., Vary M.G., Leonard A.C., Gleser G.C., (1991). Parental effects on PTSD symptoms// J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry.– Nov; 30 (6).–P.945-951.

Greenwood J.D., (1994). A sense of identity: Prolegomena to a social theory of personal identity. Journal for the Theory of Social Behaviour, 24, 25-46.

Gunderson J., Singer M.C., (1975). Defining borderline patients: An Overview. Am. J. Psychiatry. 132, 1-9.

Gurris N., (1999). Leben mit dem Trauma. Stand August 1999 zum XI Weltkongreb der Psychiatrie in Hamburg.

Habermas J., (1976). Identitat. //Zur Reconstruction des his-torischen Materialismus. - Frankfurt; Suhrkamp.

Haeberlin U., Niclaus E., (1978). Identitat Krisen. Bern, Stuttgart: Haupt. - 201 S.

Hartmann N., (1951). Teleologisches Denken.– Berlin.

Hartmann H., (1953). Contribution to the metapsychology of schizophrenia. – In: Essays on ego psychology. Selected problems in psychoanalytic theory. Int. Univ. Press, NY, 1964.

Herek G.M. & Glunt E.K., (1988). An epidemic of stigma. American Psychologist, 43, 886-891.

Hinshelwood R., (1979). Therapeutic Communities. London: Routleage and Kegan Paul.

Hodgson J.W., Fischer J.L., (1979). Sex differences in identity and intimacy development in college youth. Journal of Youth and Adolescence, 8, 37-50.

Hoffman L., (1981). Foundations of Family Therapy. New York: Basic Books.

Hoppe K.D., (1972). The aftermath of Nazi perseccution reflected in recent psychiatric literature. International Psychiatric Clinics. Vol. 8, p. 169-204.

Huber H., (1996). Arbeitskreis OPD. Operationalisierte Psychodynamische Diagnostik: Manual und Handbuch. Verlag, Bern.

Identity in adolescence, processes and cotents (1985). / Ed. by A.S.Waterman. - San Francisco, L.: Jossey-Bass, - 235 p.

Jaspers K., (1948). Allgemeine Psychopathologie. Springer, Berlin/ Heidelberg.

Jones E., (1935/48). Early Female Sexuality. In: Papers on Psycho-Analysis. London. Maresfild.

Jones T., (1984). Social Stigma: the Psychology of Marked Relationships. New York: Freeman.

Josselson R., (1987). Finding Herself: Rathways to Identity Development in Women. San Francisco: Jossey-Bass.

Jung C.G., (1957). The Development of Personality // The Collected Works.– London.- P. 186.

Jung C.G., (1969). Four archetypes : Mother, rebirth, spirit, trickster.–N.Y.: Prienceton University Press (R.Hull, Trans.).

Jung C.G., (1971). Psychological types.–N.Y.: Prienceton University Press (R.Hull, Trans.).

Jung C.G., (1986). Psychology and the East.– London.

Kafka F. Die Verwandzung. Das erzahlerische Werk. B.I. Erzahlungen. Aphorismen. Brief an den Vater. Rutten & Loening. Berlin.

Kaplan H. J., Sadock B.J., Grebb J.A., (1994). Synopsis of Psychiatry. VIIth ed. Baltimore: Williams and Wilkins.

Kegeles S.M. et all., (1989). The continuing saga of AIDS-related stigma. AIDS, 3 (1), 5253 - 5258.

Kernberg O.F., (1980). Internal World and External Reality .–N.Y.: Jason Aronson.

Kernberg O.F., (1984). Severe personality Disorders.–Yale University Press: New Hawen, CT.   

Kestenberg J., (1990). Two-and-a-half to four years: From Disequilibrium to Integration. In: S.Greenspan and G.Pollock (Eds), The Course of Life. Vol.3 (p.25-51). New York: International Universities Press.

Kidwell J.S., Dunham R.M., Bacho R.A., Pastorino E., Portes P.R., (1995). Adolescent identity exploration: a test of Erikson's theory of transitional crisis // Adolescence. –Winter; 30 (120).–P.785-793.

Kinzie J.D., (1989). Therapeutic approaches to traumatized Cambodian refugees // Journal of traumatic stress.– Vol. 2.–P. 75–91.

Khan M.M.R., (1963). The Privacy of the Self. NewYork: International Universities Press.

Khan M.M.R., (1963/a). Silence as communication. – Bull. Menninger Clinic, 27. 

Klein H., (1974). Delayed effects and after–effects of Severe Traumatization // Jsrael Annals of Psychiatry.– Vol. 12.– P. 293–303.

Klein M., (1948). Contributions to Psychoanalysis.–London: Hogarth.- P. 1921–1945.

Klein M., (1952). Developments in psychoanalysis. – Hogarth Press, London.

Klimidis S., Stuart G., Minas I.H., Ata A.W., (1994). Immigrant status and gender effects on psychopathology and self-concept in adolescents: a test of the migration-morbidity hypothesis // Compr. Psychiatry.– Sep-Oct

Kohut H., (1972). Thoughts on narcissism and narcissistic rage. Psychoanalytical Study in Child. Vol. 27, p. 377-400. 

Kohut H., (1977). The Restoration of the Self. NewYork: International Universities Press.

Korzeniowski, Puzynski, (1978). Encyklopedyozny Slownik Psychiatrii. Warszawa. PZWL.1986.

Krappman L., (1969). Soziologische Dimensionen der Identitat.-Stuttgart: Klett. - 231 S.

Kroger J., (1986). The relative importance of identity status interview components: Replication and extension. Journal of Adolescence, 9, 337-354.

Krupinsky J., Stoller A., Wallace L., (1973). Psychiatric disorders in East European refugees now in Australia. Social Science and Medicine. Vol. 7, p. 331-349.

Kudushin A., (1972). The racial factor in the interview. The social work interview. NewYork : Columbia University Press.

Leff J., (1981). Psychiatry around the Globe: A Transcultural View. NewYork: Marcel, Dekker.

Levitz-Jones E.M., Orlofsky J.L., (1985). Separation – individuation and intimacy capacity in college women. Journal of Personality and Social Psychology, 49, 156-169.  

Lewis M., (1992): Scham. Munchen. Droemersche Verlagsanstalt.

Lida-Pulik H., de-Bonis M., Feline A., (1993). Self concept: toward a cognitive approach to identity disorders // Ann-Med-Psychol-Paris.– Jan; 151 (1). – P.75-83

Lincke H., (1981). Instinktverlust und Symbolbildung. Die psychoanalytische Theorie und die psychobiologischen Grundlagen des menschlichen Verhaltens. Berlin (Severin und Siedler).

Lobel T.E., Winch G.L., (1988). Psychosocial development, Self-concept and gender. Journal of Psychology, 149, 405-411.

Loewald H., (1960). “On the Therapeutic Action of Psycho-Analisis.” International Journal of Psycho-Analisis.

Loewald H., (1980). Papers on Psychoanalisis. NewHaven: Yale University Press.

Luk S.L., (1993). Adolescent identity disorder: a case presenting with cultural identification problem // Aust. N. Z. J. Psychiatry.– Mar; 27(1).–P.108-114. 172.

Machizawa S., (1994). Physical Therapy Division, School of with Borderline personality disorder. // Nippon-Rinsho.– May; 52 (5). – P. 1360 -1364.

Mahler M.S., Pine F., Bergman A., (1975). The Psychological Birth of the Human Infant. New York, Basic Books.

Malewska-Peyre H., (1993). Negative identity in young immigrants TO: L'identite negative chez les jeunes immigres //Sante. Ment. Que. - Spring; 18 (1).–P.109.

Mallory M.E., (1989). Q-sort definition of Ego-identity status. Journal of Youth and Adolescence, 18, 399-412.

Marcia J.E., (1966). Development and validation of Ego-identity status. Journal of Personality and Social Psychology, 3, 551-558.

Marcia J.E., (1967). Ego identity status: Relationshipto change in Self-esteem, “general maladjustment” and authoritarianism. Journal of Personality, 35, 118-133.

Marcia J.E., Friedman M.L., (1970). Ego identity status in col­lege women. // Journal of Personality.- v.38.- N 2.- p.249-268.

Marcia J.E., (1980). Identity in adolescence. // Handbook of adolescent psychology./ Ed. by J.Adelson. - N.Y.: John Willey.- p. 213-231.

de Mare P.B., (1972). Perspectives in Group Psychotherapy. London: George Allen and Unwin.

Matteson D.R., (1975). Adolescence Today. Sex Roles and the Search for Identity. - Homewood (111.) e.a.; Dorsey Press. - 400 p.

Matorin S., Greenberg L., (1992). Family therapy in the treatment of adolescents // Hosp. Community. Psychiatry. – Jun; 43(6).–P.625-629

Mattusek P., (1975). Tortures in concentration camps and their consequenses.–N.Y.: Springer.

McCrae R., Costa P.T., (1988). Recalled parent–child relations and adult personality // Journal of Personality.Vol. 56, p. 417–434.

Mead G.H., (1975). Mind, Self and Society./ Ed. by C.W.Morris.-Chicago Press, Univ. of Chicago. - 248 p.

Medlen L. Threats to identity [editorial]// Nurs-RSA.–1991.– May; Vol. 6 (5).–P.3

Meens W., (1993). Occupational identity development, school performance, and social support in adolescence: findings of a Dutch study //Adolescence.– Winter; 28 (112).–P. 809-818.

Menninger K.A., (1938). Man against Himself.–NY.:Harcourt Brace.

Miller (1981). Du sollst nicht merken. TB 1983. Frankfurt/M. (Suhrkamp).

Mitchell S.A., (1993). Hope and Dread in Psychoanalysis. NewYork: BasicBooks. P. 285.

Mollica R.F., Wyshak G. et al., (1990). Assesing symptom change in Southeast Asian refugee. American Journal of Psychiatry. Vol. 147, p. 83-88.

Moore L.J., Boehnlein G.K., (1991). Cultural influences in psychotherapy with Refugee survivors of forture and trauma // Hospital and Community Psychiatry.– Vol.43.–P.820–824.

Mullen M., (1994). Earliest recollections of childhood // A demographic analysis. Cognition.– Vol. 52.–P. 55–79.

Myhir R., Freed W., Raskin L., Katon W., (1995). Depression and PTSD among a community sample of adolescent and young Afghan refugees //Journal of Nervous and Mental Disease.– Vol. 183.–P. 24–30.

Neimeyer G.J., Rareshide M.B., (1991). Personal memories and personal identity: The impact of ego identity on autobiographical memory recall. Journal of Personality and Social Psychology, 60, 562-569.

Nin A. (1959). Children of the Albatross. Chicago. Swallow Press.

Offer D., Ostrov E., Howard KI., Atkinson R., (1990). Normality and adolescence // Psychiatr. Clin. North. Am. – Sep; 13(3).–P.377-388.

Orlofsky J.L., Frank M., (1986). Personality structure as viewed through early memories and identity status in college men and women. Journal of Personality and Social Psychology, 50, 580-586.

Paris J., (1997). Social factors in the Personality Disorders // Transcultural Psychiatry.– Desember.–P.421–452.

Pervin L., (1975). Personality: Theory, Assessment and Research. New York.

Piaget J., (1981). Urteil und Denkprozess des Kindes. Frankfurt/M. Ullstein. (Orig. 1932).

Phinney Y.S., (1991). Identity and Self-esteem. Hispanic Journal of Behavioral Sciences, 13, 193-208.

Podd M.H., (1972). Ego identity status and morality: The relationship between two developmental constructs. Developmental Psychology, 6, 497-507. 

Podd M.N., Marcia J.E., Rubin R., (1970). The effects of ego identity and partner perception on a prisoner’a dilemma game. Journal of Social Psychology, 82, 117-126.

Postelnek J.K., Atlas J.A., (1993).  Treatment of an identity-diffused adolescent on an acute inpatient unit// Psychol-Rep.– Dec; 73(3 Pt 2).–P.1299-306.

Proust M., (1974): W poszukiwaniu straconego czasu. Czas odnaleziony. Warszawa, PIW. (French. orig.: “A la recherche du temps perdu”, “Le temps retrouve”).

Pulkinen L., Ronka H., (1994). Personal control over development, identity formation and future orientation as components of life orientation: A developmental approach. Developmental Psychology, 30, 260-271.

Rapaport D., (1958). The theory of ego autonomy: a generalization. – Bull. Menn. Clin. 22, 13.

Raphael D., Xelowski H.G., (1980). Identity status in high school students: critique and a revised paradigm. // J. of Youth and Adolescence.- N 9.- p.383-389.

Raskin P.M., (1989). Identity status research: implications for career counseling // J. Adolesc.– Vol. 12(4).–P.375-388

Riise E., (1989). Nejtil delt ledelse skyldes identitetskrise //Sygeplejersken.– Vol.8.-P.18.

Riley G., (1991). Divorce: an American Tradition. N.Y.: Oxford University Press.

Robins L.N., (1966). Deviant Children Grown up. Baltimore, M.D.: Williams, Wilkins.

Rodgers R.F., (1984). “Theories of adult implications’, in S.D.Brown and R.W.Lent (eds). Handbook of Counselling Psychology. Chichester.” Wiley.

Rodriques-Tome Н., Behаг J., Martinez С., Bariaud F.,(1982). Dimensions of personal identity in adolescence: a comparative study. //Revista de Psycologia General у Aplicada.- v.37.- N 3.- p.507-527.

Rogers C., (1964). “Towards a Scientic of the Person”. In: Wann T. (ed), Behaviorizm and Phenomenology: Contrasting Basic for Modern Psychology. Chicago. Chicago University Press.

Roker D., Banks M.H., (1993). Adolescent identity and school type // Br-J-Psychol.– Aug; 84 ( Pt 3).–P.297-300.

Ross P., (1998). “Enhancing Learning Skills’, in Woolf R., Dryden W., (eds). Handbook of Counselling Psychology.” London.

Rothbaum F., Weisz I.R., (1994). Parental caregivingand child externalizing behavior in nonclinical samples. A meta–analysis // Psychological Bulletin.Vol.116, p. 55–74.

Sack W.H., Clarke G. et al., (1993). A 6–year–follow–up study of Cambodian refugee adolescents traumatized as children //Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry.– Vol.34.–P.1160–1166.

Sack W.H., Clarke G.N., Seeley J., (1995). Post.traumatic stress disorder across two generations of Cambodian refugees //Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry.– Vol.34.–P.1160–1166.

Salwen R.S., Reznikoff M., Schwartz F., (1989). Identity integration and ego pathology in disturbed adolescents //J. Clin. Psychol.– Jan; 45 (1).– P. 138-149.

Schneider S., (1992). Impingement of cultural factors on identity formation in adolescence // Journal of Adolescent Psychiatry.– N.18.– P. 407-18.

Schusler G., (1995). Lehrbuch der Psychosomatischen Medizin und Psychotherapil: Uni-Med. Lorch.

Shabad P., (1993). “Resentment, Indignation, Entitlement: The Transformation of Unconscious Wish into Need.” . Psychoanalytic Dialogues 3, no. 4, in press.

Smith T.W., (1992). Changing racial labels. From “Colored” to “Negro” to “Black” to “African American”. Public Opinion Pharterby, 56, 496-514.

Spencer M.B.& Markstrom-Adams C., (1990). Identity processes among racial and ethnic minority children in America. Child Development, 61, 290-310.

Sperling M.B., (1987). Ego identity and desperate love. Journal of Personality Assessment, 51, 600-605.

Spitz R.A., (1965). The First Year of Life. Neel York (Int. Univ. Press).

Spitzer R.J., (1991). An outsider-insider views about revising the DSM’s. Journal of Abnormal Psychology. Vol. 100, p. 294-296.

Stephen J.; Fraser E; Marcia J.E., (1992). Moratorium-achievement (MAMA) cycles in lifespan identity development: value orientations and reasoning system correlates // Journal of Adolesc.– Sep; 15 (3).–P.283-300.

Stierlin H., (1984). “Psychosomatische” und “Schizoprasente” Familien: Wechselfalle der bezogenen Individuation. Familiendynamik 9:278-294.

Stierlin H., (1994). Individuation und Familie. Stadien zur Theorie und therapeutischen Praxis Taschenbuch Wissenschaft. Germany. (Suhrkamp).

Stierlin H., (1986). Ko–Individuation und Ko–Evolution. In: H.Stierlin, F.Simon, G.Schmidt (Hrsg): Familiare Wirklichkeiten. Stuttgart (Klett –Cotta).     

Stoller R., (1976). Primary Femininity. Journal of American Psychoanalisis Association. Vol. 24 (Suppl.), 59-78.

Stone E., (1988). American Psychiatric Glossary. American Psychiatric Association.                  

Stone M., (1980). The Borderline Syndromes. New York. McGraw-Holl.

Strauss A., (1968). Spiegel und Masken. Die Suche nach der Identitat. - Frankfurt: Suhrkamp. - 186 S.

Street E., (1998). “Counselling Psychology and Naturally Occurring Systems (Families and Couples)’ in Woolf R., Dryden W., (eds). Handbook of Counselling Psychology. London.”

Streitmatter J., (1993). Gender differences in identity development: An examination of longitudinal data. Adolescence, 28, 55-666.

Sullivan H.S., (1953). The Interpersonal Theory of Psychiatry. NewYork: W.W.Norton.

Talbott J.A., Hales R., (1988). Textbook of Psychiatry. American Psychiatry Press.-Talbott J.A., Hales R.

Tajfel H., (1974). Social identity and intergroup behavior.// Social Science Information. N 13 (2).- р.65-93.

Tajfel H., Turner J.C., (1979). An integrative theory of in­tergroup conflict.// The social psychology of intergroup rela­tions./ Ed. by W.C.Austin, S.Worchel. - Montrey, Calif.: Brooks/ Cole.- p. 33-47.

Textbook of Psychiatry (1988) American Psychiatry Press.-Talbott J.A., Hales R.

Teylor C., (1989). The Sources of the Self: The Making of the Modern Identity. Cambridge. MA. Harvard University Press.

The Revised Diagnostic Interview for Borderlines,(1992). J.G.Gunderson, M.K.Zanarini, McLean Hospital, Vermont.

Thomae H., (1953). Uber Daseinstechniken sozial auffaliger Jugendlicher. // Psychologische Forschung.. Vol. 24.- p.11-33.

Tseng W.S., Hsu Y., (1969). Chinese culture, personality formation and mental illness // International of Social Psychiatry. Vol.16.–P.5–17.

Tseng W.S., Streltzer J., (1997). Culture and Psychopathology // A Guide to Clinical Acsessment.–N.Y.: Brunner/ Mazel.

Turner J.C., (1985). Social categorization and the self-concept: a social cognitive theory of group behavior.// Advances in group process. Theory and research. /Ed. by E.J.Lawler., v.2. - Green­wich, Connecticut, p.365-412.

Waterman A.S., (1982). Identity development from adolescence to adulthood: an extension of theory and a review of research.// Developmental psychology. V.18.- №3.- p. 341–358.

Webster Encyclopedic Unabridged Dictionary of the English Language. (1983). NewYork. Portland House.

Westermeyer J., (1985). Psychiatric diagnosis across cultural boundaries. American Journal of Psychiatry, p. 798-805.

Winnicott D., (1963). “Communicating and Not Communicating Leading to a Study of Certain Opposites.” The Maturational Process and the Facilitating Environment. NewYork: International University Press, 1965.

Woolf R., Dryden W., (1998). Handbook of Counselling Psychology. London.

Zabielski M.T., (1994). Recognition of maternal identity in preterm and fullterm mothers // Matern. Child. Nurs. J.– Jan-Mar; 22 (1).– P.2-36.

Von Broembsen F., (1989).Transformations of identity: referent location, agency, and levels of integration in the progress from potential self to existential identity // American Journal of Psychoanalisis. Vol.49 (4).– P.329-338.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!