Соотношение богословия, философии и религиоведения (область исследования, методы и подходы)



  Богословие Философия религия
Область исследований Практика богообщения, подразумевающая веру и молитвенное устремление к Богу как к предмету веры, упования и любви, и деятельность в соответствии с верой. В этом смысле Б. может пониматься как синоним молитвы, созерцания, духовной жизни; дискурсивная (рассудочная) практика усвоения человеком систематизации и изложения вечных богооткровенных истин, церковного опыта веры и богообщения (Б. как наука). По мнению Э. Жильсона, «теология должна включать в свое знание о Боге сведения обо всей совокупности бесконечного бытия, поскольку последнее зависит от Бога» Исследует взаимодействие системы МИР — ЧЕЛОВЕК. Предметом философии является бытие как особая сложная система, включающая в себя человека и мир (природу). Философия выступает как знание, размышление о предельных, т.е. наиболее общих взаимоотношениях, связывающих две компоненты системы Предметом науки о религии не является предмет религиозной веры, ― священное, бог или боги. Она изучает религию в реальном контексте культуры, в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека: как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, нормы поведения она предлагает, какие обязательства накладывает на человека, какие чувства она пробуждает и как влияет на эмоциональную жизнь людей.
методы Богословский метод; формы анализа и аргументации: эмпирические; философские; этнографические. 1. Диалектика 2. Метафизика 3. Догматизм 4. Эклектика 5. Софистика 6. Герменевтика 1. типологический анализ; 2. сравнительный анализ; 3. генетический анализ; 4. каузальный анализ; 5. структурно-функциональный анализ
подходы 1. два основных подхода к изучению религии: теологический (богословский); 2. светский (научно-философский). К числу общенаучных принципов и подходов относятся: системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других[1]. 1. религиозный (богословский, теологический), 2. антирелигиозный (атеистический), 3. философский 4. научный.

Вот мнение А. Н. Красникова: «Учитывая, что предметы религиоведения и теологии частично совпадают и что предмет теологии всё чаще истолковывается предельно широко, фундаментальное различие между религиоведением и теологией, очевидно, следует искать в сфере методологии».

Богословский метод в широком понимании — это соотнесение культурно-исторического явления с нормой религиозного сознания, формализованной в рамках конкретной традиции, с целью выявления его предельных (сотериологических) смыслов. Необходимо сделать две оговорки.

Во-первых, употребляемый в предлагаемом определении термин «формализация» нужно понимать не в духе позитивизма XIX–XX вв., а скорее как определённую материальную фиксацию нормы религиозного сознания в форме, в которой она становится общедоступной для научного изучения. Всё то, что не может быть формализовано и стать предметом систематической рефлексии, использующей основные операции научного метода в узком смысле, принадлежит области иного понимания богословия: не как науки, а как опытного богомыслия.

Во-вторых, требование научности предполагает общедоступность изучаемого явления для всех представителей исследовательского сообщества. Верующие основывают норму своего религиозного сознания на Божественном Откровении, с результатами формализации которого ими и будет проводиться процедура богословского соотнесения. Но в отношении тех, кто не разделяет религиозного мировоззрения, нельзя говорить не только о нормативности такой процедуры, но и вообще о факте признания самого Откровения. Именно поэтому в предлагаемом определении указывается, что соотнесение изучаемого богословским методом явления должно проводиться по отношению не к самому Откровению, а к результатам осуществлённой в рамках конкретной богословской традиции формализации нормы религиозного сознания.

В силу особого статуса и авторитетности Священного Писания соотнесение с ним исследуемого явления является сердцевиной богословского метода. Эта процедура наиболее проста и понятна. А далее идет более широкий по объёму концентр. Он основывается на толковании Писания и включает в себя соотнесение исследуемого явления с зафиксированным в конкретной традиции Священным Преданием.

Богословское соотнесение связано с особым характером понимания, укладывающегося в известную схему М. М. Бахтина: от знака к понятию, а от понятия к идее. То есть богословское соотнесение имеет герменевтическую направленность. По контексту, в котором происходит соотнесение исследуемого явления, можно выделить три разновидности богословского метода:

ü Метод библейской герменевтики;

ü Метод святоотеческой герменевтики;

ü Метод церковно-исторической герменевтики.

Все три разновидности богословского метода не находятся друг по отношению к другу в отношении часть/целое. Как и в случае с движением мысли по типу герменевтического круга, повторное возвращение от одной к другой меняет и углубляет понимание смысла целого, превращая его в динамический процесс. Целеполагание и направленность такого процесса особенно ярко выявляются при сопоставлении трёх взаимосвязанных операций, выполняемых богословом в процессе работы:

- структурно-семантического анализа, то есть выявления того, в каких знаках выражено исследуемое явление и как эти знаки взаимодействуют с исследователем на уровне «знак — означаемое» (это, в первую очередь, историко-филологическая критика, а также интерпретация её результатов);

- эгзегетического анализа, имеющего целью истолкование, то есть выявление содержания исследуемого явления;

- собственно богословского соотнесения, то есть помещения исследуемого явления в перспективу между тем, что оно есть и тем, чем оно призвано быть в эсхатологическом свершении. Эту процедуру можно также назвать выявлением сотериологического смысла.

Именно этот третий смысл и определяет телеологическую ценность богословского метода. Вне данной перспективы труд богослова, если и не полностью теряет смысл, то, по крайней мере, становится мало отличимым от того, что делают гуманитарии, работающие в смежных областях: философии, религиоведении или культурологии.

Для богословского метода, понимаемого в широком смысле, как определённого способа познания мира, характерны следующие существенные черты:

1. это есть процесс сопоставления, имеющий герменевтическую направленность;

2. критерием такого сопоставления выступает норма религиозного сознания, выраженная в виде формализованного в конкретной исторической традиции Божественного Откровения;

3. целью, с которой применяется богословский метод, является выделение в исследуемом явлении предельных смыслов и помещение их в сотериологическую перспективу.

Понимаемый так, богословский метод может быть направлен как «вовнутрь», так и «вовне» теологии. При направлении «вовнутрь» с его помощью в рамках основных богословских дисциплин (догматики, библеистики, патрологии и др.) изучается как особый предмет исследований само Откровение. Будучи направленным «вовне», данный метод открывает широчайшее поле возможностей для проведения теологических исследований на материале смежных с богословием областей человеческого знания: в литературе, в истории, в искусствоведении, и т.д.

Философия

Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер. Данный метод присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью не получение истины, а получение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Специфика философского метода:

1. теоретическая рефлексия, т.е. для философии характерен поиск предельных оснований и форм духовной жизни человека и культуры в целом;

2. универсализм, т.е. для философии характерно стремление познать мир в целом, выйдя за границы человеческого знания; в философии вырабатывается система общих понятий — категорий;

3. субстанциализм: пытаясь представить мир как единое целое, философия пытается найти сущность, субстанцию, из которой всё возникает и во что всё превращается;

4. критико-аналитический характер исследований (это объединяет философию и науку);

5. философия всегда старается выразить ценностное отношение к миру.

Религиоведение

Типологический метод (метод классификации) представляет собой совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам.

Исторический метод — принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений, в том числе религии, в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями.

Сравнительно-историческое исследование — это научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений.

Каузальный анализ имеет в виду изучение причинно-следственных отношений, выявление причин возникновения и эволюции различных явлений религии. Согласно принципам этого анализа, главным вопросом которого является «почему?», религия не может быть понята лишь из самой себя. Именно причинное объяснение прежде всего помогает обеспечить выведение различных религиозных и нерелигиозных форм из каких-то действительных отношений в жизнедеятельности людей.

Структурно-функциональный анализ имеет дело с объектами, представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их строения и функционирования. Результатом является выделение элементов, которые соотносятся с другими элементами и с системой в целом, выяснение воздействия этих элементов.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1061; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!