История развития систематизации богословской науки: античность, схоластика и новое время



Античная философия — философия древних греков и римлян — просуществовала более 1000 лет, зародившись в VI веке до н.э. и завершив свой путь в 529 году, когда император Юстиниан закрыл последнюю языческую философскую школу — Платоновскую академию.

Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о «первых началах и причинах» (Аристотель).

Первая и главная черта античной философии — это космоцентризм. Это означает, что во всём, начиная от мира в целом и заканчивая любым отдельным явлением, античные философы искали разумную, упорядоченную структуру, как основу для понимания себя и мира. Данная структура представляет собой мироздание, организованное согласно какому-то универсальному закону.

Второй основной чертой античной философии выступает её эстетизм. Все отдельные части мироздания находятся в гармоничном отношении между собой. Но гармония и соразмерность целого, с точки зрения античности, есть красота. Мир устроен гармонично, считал древний грек, и то, что кажется нам в нём случайным и хаотичным, есть просто свидетельство нашей неспособности увидеть смысл отдельной вещи или явления в свете целого. Всё в мире преисполнено красоты и наполненосмыслом, гармонично соответствующим внешнему облику вещи. Мы постигаем истинную сущность вещи лишь в той степени, в какой способны воспринять её красоту.

Третьей основной чертой античной философии выступает её рационализм. С самого начала греческая философия ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира. «Непонятное» появляется тогда, когда человек начинает размышлять над устройством мира и удивляться вездесущности исходной упорядоченности. Эта упорядоченность, только и достойная для философа размышления,получила различные понятийные оформления и выступила принципом понимания и существования. В античной философии это выразилось в требовании оценки всех мнений и чувственных ощущений человек с позиций Логоса — универсального закона, разумного принципа, лежащего в основании мироздания.

В первые века христианства появляется и особый жанр богословско-полемических сочинений – апологии. Раннехристианские апологии имеют два адресата: иудейство и язычество, по разным причинам противостоящие христианству. Защита от тех и других имела свою ярко выраженную специфику. Если с иудеями дискуссия шла, главным образом, о мессианском достоинстве Иисуса Христа, Его Божественности, то с язычниками – о единстве Божества, уникальности Богоявления во Христе, лживости различного рода обвинений против христиан и несправедливости гонений на них. Апологии были одной «из форм обращения к общественному мнению». Они, они знакомили общество с христианством и разрушали предрассудки и предубеждения против христиан. Что особенно обращает на себя внимание в апологиях древнего периода – это их духовная сила, засвидетельствованная исповедничеством и мученической кровью многих самих писателей и их учеников.

С прекращением гонений на христиан в IV веке характер Апологетики меняется – от борьбы с внешними врагами она постепенно переходит к защите чистоты веры и нравственности от их искажения внутри самой Церкви. В основном эта борьба носит чисто богословский характер и свое завершение находит в решениях Соборов IV-VIII вв. Однако эта сфера богословской деятельности уже выходит за границы собственно Апологетики.

Апологетика этого периода ориентирована, с одной стороны, на полемику с возникшей в VII в. новой религией – исламом и прежние вопросы, связанные с неоплатонизмом и иудаизмом. С другой – на борьбу с язычеством и антропоцентризмом, порожденным эпохой Возрождения.

В XII веке под богословием стали подразумевать систематическое изложение всех христианских истин о Боге и богопочитании. В 1250 На Западе в Испании открыт специальный институт, для апологетики.

Политическое могущество Католической церкви в этот период, отсутствие у нее внешних врагов и широкий интерес клира и образованных кругов к античной мысли способствовали интенсивному развитию философской и богословской мысли и возникновению т.н. схоластики. Последняя одной из важнейших своих задач поставила систематизацию теологии и ее философское обоснование.

Схоластами были сформулированы многие доказательства бытия Божия; выдвинута концепция т.н. «двойственной истины», предполагающая непротиворечивое и независимое сосуществование истин веры и истин разума, из чего в принципе следовала возможность рационального обоснования всех христианских истин; была проведена огромная работа по созданию богословских систем и разработке методов богословско-философского анализа.

Защита принципов духовной жизни является одним из самых серьезных и тонких направлений в апологетике. Возникало оно постепенно. Но особенное развитие стало получать в результате схоластического развития богословия в Западной Церкви и его отрыва от святоотеческого опыта.

Прекрасный знаток духовной литературы Востока и Запада свт. Игнатий (Брянчанинов) указывает и на конкретные временные координаты возникновения ложного направления в недрах Западной церкви. Он пишет: «мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют ни малейшего понятия. Эта мечтательность признана ими благодатию».

Борьба за чистоту и трезвенность духовной жизни, полемика с различными мистическими направлениями, уводящими от Христа, является одной из ярких страниц Апологетики.

С XIV века эпоха Возрождения во всей силе обнаружила скрытый рационализм, мистицизм и обмирщенность западного богословия. Этому способствовали переводы древних греческих и римских философов, которые открыли Западу античную культуру в новом для него и более привлекательном свете, нежели христианские духовные ценности. В результате место Бога и веры в обществе все активнее занимает Человек и его разум, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В западном мире начинается открытое отчуждение от христианства, неверие. Возрожденческий антропоцентризм явился серьезнейшим вызовом христианству. Однако там оно уже не могло оказать достойного сопротивления всё усиливающейся волне десакрализации Бога, человека и мира. Из более известных апологетов и их трудов в этот период можно назвать: «Торжество креста против мудрых века» Иеронима Савонаролы и «Естественное богословие» Раймунда Сабундского, в котором делается попытка все библейские истины веры логически вывести из рассмотрения природы и ее законов.

Реформация не просто подорвала устои католической церкви, но и дала сильный импульс к развитию многих нецерковных и антихристианских идей и философских направлений.

Понятие Личного, Живого Бога начинает все чаще подменяется то бесконечной Субстанцией (пантеизм Спинозы), то отрешенным от мира «Божественным часовщиком» (деизм), то вообще мертвой материей (Гоббс, Гольбах, Молешотт). Соответственно этим направлениям развивалась и апологетика.

Борьбой с деизмом известна английская апологетическая школа, хотя деятельность этой школы и была очень неоднозначна.

Апологетическая деятельность развивалась в это время и в других европейских странах. Так, в Нидерландах, во Франции (апологетическая богословско-философская школа Боссюэ и Фенелона, находившаяся под влиянием философии Декарта.), в Германии пользовались французскими переводами.

Основной вклад в апологетическую мысль внесли философы, а не богословы. Это, прежде всего, Лейбниц, а также Вольф. Лейбниц в своей «Монадологии» развивает учение о предустановленной гармонии мира, а также дает философское обоснование доказательств бытия Бога, особенно космологического и телеологического, и бессмертия души. Его философия против материализма, атеизма и отчасти деизма.

Вольф пишет «Естественное богословие», в котором пытается все истины веры вывести и связать между собой чисто логическим путем. Однако формально-логический метод, применяемый Лейбницем и Вольфом, делал их сочинения сухими и трудно усвояемыми.

В 19 веке в связи с появлением теории Дарвина и использованием ее атеистической пропагандой, возникает большое количество апологетических работ, посвященных данной теме. Основное внимание в них обращено на бездоказательность атеистического эволюционизма и, одновременно, на возможность и эволюционного развития мира при условии существования Бога.

В XIX веке западное богословие все сильнее оказывается в зависимости от наиболее популярных философских систем мысли: Канта, Гегеля, Шеллинга и др. Все шире распространяются рационализм, атеизм, пантеизм, различные мистические идеи и движения. Это в свою очередь обусловило интенсивное развитие апологетической деятельности. (Обширная критическая литература по данным вопросам имеется в трудах русских апологетов.)

В настоящее время под богословием подразумевается систематическое учение о Боге, которое строится на основе текстов Священного Писания, принимаемых Церковью как Откровение, т.е. свидетельство Бога о Самом Себе, и в русле Священного Предания, т.е. духовного опыта Церкви. Создателями богословия считаются отцы Восточной Церкви, духовные подвижники II–VIII вв., разработавшие догматическое учение христианства.

Важную роль в формировании православного мировоззрения сыграл Максим Исповедник, с кончиной которого (662 г.) подошла к завершению эпоха патристики – период трудов святых отцов по формированию догматического учения Церкви. Преподобный Иоанн Дамаскин (VII–VIII вв.) завершил эту эпоху, став преимущественно систематизатором богословского опыта предшествующих времен.

В последующий период православное богословие не переставало развиваться, имея основной целью защиту и усовершенствование сложившегося учения Церкви в новых условиях, в противодействии давлению западно-христианского мира. Видную роль в этом плане сыграли преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), один из самых значительных византийских богословов-мистиков, и святитель Григорий Палама (XIV в.), вновь утвердивший приоритет богословско-мистического начала в рамках православного мировоззрения и защитивший его от влияний западной схоластики.

В наше время богословие представляет собой систему различных богословских дисциплин, служащих раскрытию, обоснованию и защите вероучения, богослужебной традиции Православной Церкви, а также развитию различных элементов этой системы. Сюда входят:

• основное богословие;

• богословие догматическое (или систематическое богословие), занимающееся раскрытием богооткровенности и абсолютной истинности христианских догматов;

• богословие нравственное, раскрывающее существо моральных принципов христианства и необходимость соблюдения их в целях личного спасения;

• богословие сравнительное, обосновывающее преимущества Православия перед инославными христианскими вероучениями;

• богословие пастырское, раскрывающее различные аспекты практической деятельности священнослужителей.

Нравственное богословие тесно связывают с христианской верой, прямо называя его третьим периодом в истории христианской этики, который охватывает XVII – XX века. Здесь мы должны обратить внимание преимущественно на русских и греческих авторов. В этот период христианская этика развивается как самостоятельная богословская дисциплина, отличная от Догматического и Пастырского богословия. В начале этого периода первенство в развитии Нравственного богословия принадлежало римско-католическим и протестантским богословам. В XVIII веке в России архиепископ Феофан Прокопович создал курс Нравственного богословия, вошедший в программу Киевской и Московской Академий и Троицкой Семинарии. Митрополит Московский Платон в третьей части своего труда «Сокращенное богословие» (1765 г.) изложил систему христианского нравственного учения.

Русское пастырское богословие (Пасторология) началось с руководства, изданного с благословления Святейшего Правительствующего Синода в Петербурге в 1771 году под названием «Книга о должностях пресвитеров приходских, от Слова Божия, Соборных правил и учителей церковных сочинения».

Можно выделить главные вехи:

1. Только начиная с середины XVII в. можно говорить о более или менее серьезных богословских курсах в российских учебных заведениях — лучшим примером является Киево-Могилянская коллегия. Вплоть до конца XVIII в. в российских духовных школах действует система, перенятая через Киевскую коллегию от католических коллегий: богословие венчало последовательность восходящих классов словесно-философского направления.

Сам курс богословия до середины XVIII в. представлял собой единый систематический курс догматического и нравственного богословия. Архимандрит Феофан (Прокопович) первым отделил нравственное богословие от догматического, но это разделение укоренилось в учебных курсах во второй половине XVIII в. В догматическом ядре курса выделялось две части: о Боге в Себе Самом и о Боге в Его действиях.

2. На протяжении XVIII в. в духовных школах постепенно вводится: 1) с одной стороны, чтение и толкование Священного Писания; 2) с другой стороны, элементы пастырской подготовки («О должностях пресвитеров приходских» и гомилетика), канонического права («Кормчая» с толкованием).

3. Итогом этого развития явилась первая систематизация русского богословия, составленная святителем Филаретом (Дроздовым) в 1814 г.: 7-частная Architectonica Theologica .

4. В последующие годы заметны следующие тенденции:

1) дифференциация богословского курса как такового;

2) оформление самостоятельных богословских наук, включавших в себя определенные гуманитарные составляющие (церковная история, церковное право, церковная словесность, религиозная философия);

3) включение в сферу научного богословия «практических» предметов [(пастырское богословие, миссионерские, учение о расколе)].

Особое внимание было уделено библеистике и патрологии (в частности, в связи с переводами Священного Писания и творений святых отцов на русский язык), истории РПЦ (в связи с началом описания и разработки российских церковных архивов [и общей «исторической» тенденцией в богословии]).

5. Это развитие богословия было зафиксировано Уставом ДА 1869 г.: каждый выделившийся предмет получил особую кафедру. Кроме того «сверху» была проведена еще одна систематизация — все науки разделены на четыре составляющие, согласно традиции европейских (немецких) университетов: экзегетическое, систематическое, историческое и практическое богословие. Первая систематизация сохранилась в академиях последующие годы, ввторая была упразднена в 1884 г.

6. В дальнейшем возникновение новых кафедр в ДА, следовательно, и право и обязанность преподавателя этой кафедры развивать соответствующее научное направление, и возможная специализация студентов. следовало за развитием научного богословия, хотя и не поспевая за ним. Палитра научного богословия, сохраняя свое ядро, развивалась вследствие новых научных исследований.

Возникновение новых научно-богословских направлений определялось несколькими факторами:

1) влиянием общего развития соответствующих богословских направлений в мире или — гуманитарных — в светской науке (церковная археология, византинистика, славистика);

2) самими научными исследованиями, открывающими новые горизонты и ставящими новые проблемы и задачи;

3) появлением новых комплексов источников (либо при разработке российских архивов, либо при открытии доступа российским богословам-исследователям в архивы Православного востока и Европы (история РПЦ, славистика, византинистика, литургика, церковная археология и т.д);

4) актуальными запросами церковной жизни, ставящими перед богословской наукой конкретные научные задачи.

Задачи и проблемы богословской науки в целом, актуальные и для русского богословия

а) осмысление места и значения богословия в системе наук, связь с другими областями человеческого знания;

б) ответ богословской науки на специфические вопросы и проблемы современного мира;

в) применение достижений научного богословия в решении актуальных проблем церковной жизни;

г) роль научного богословия в миссионерской деятельности Церкви в современном мире;

д) осмысление научно-богословских традиций и церковной практики христианского Востока и христианского Запада;

е) адекватное отношение к научно-критическим методам и их синтез с опытом церковного богословия;

Особые задачи и проблемы русского богословского образования и науки.

а) взаимодействие государства и Русской Православной Церкви в сфере образования и науки; включение теологии в государственную научно-образовательную систему (государственный стандарт по Теологии, церковный стандарт по Теологии; кафедры Теологии в государственных вузах, реализация стандарта по Теологии в церковных богословских учебных заведениях (Богословский факультет ПСТГУ, МДА), разработка стандарта по Теологии 3-го поколения, предстоящее введение его в учебный процесс; включение теологии в российскую государственную научную систему);

б) многообразие форм богословского образования (вузовского и послевузовского) и выработка путей их плодотворного сотрудничества (общецерковная аспирантура);

в) контакты с представителями иноконфессиональной богословской науки;


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1044; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!