Область применения богословия: дидактическая (учительная), полемическая и миссионерская



Три области применения богословия и, тем самым, три задачи: дидактическая, полемическая, миссионерская. Соответственно им развиваются богословские жанры: 1) дидактические: огласительная письменность, догматическое и каноническое богословское творчество, гомилетика, аскетическая письменность, экзегетика и пастырское богословие, гимнография и литургика; 2) полемические: полемический трактат, догматическое и каноническое творчество; 3) миссионерская: апологетика во всем разнообразии опыта инкультурации церковного богословия в инородной интеллектуальной и культурной среде.

1. Дидактическая (учительная): К истокам богословия: богословие катехизическое.

Можно сказать, что первоначально богословие имело форму катехизиса. Разумеется, церковное оглашение представляет собой широкую совокупность наставлений в различных областях, относящихся к вере и христианской духовной жизни. Однако при этом очевидно, что повествование о Боге составляет здесь существенное место и даже все к нему сводится. Следует отметить, что церковные каноны не только не давали права мирянам проповедовать в церкви, но даже, как кажется, публично преподавать вне церковных стен. Некоторые каноны отказывали в такой возможности даже клирикам, сохраняя ее лишь за епископом. Значительное число патристических памятников (как, например, творения св. Кирилла Иерусалимского или св. Иоанна Златоуста) имеют форму гомилий. Некоторые богословские произведения великих богословов, как «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина, относятся к тому же жанру, что и катехизическое богословие, предназначенное для образования не только детей и взрослых, которые готовятся стать христианами, но и для всех верных, желающих углубить свою веру, а также может быть предназначено для ознакомления с православной верой тех, кто находится вне Церкви.

2. Полемическая: Полемическое богословие (обличительное богословие), наука, указывающая отступления от православия разн. христианск. исповеданий и сект.

Второй формой, воспринятой богословием, стала форма апологетическая, заключающаяся в защите веры. Эта форма имеет две стороны: первая состоит в опровержении ересей, а вторая соответствует изложению истинного учения. Большая часть богословских сочинений, дошедших до нас от святых отцов, относится к этой форме богословия. Эта форма богословия не является результатом выбора того или иного богослова. Она всегда обусловлена внешними обстоятельствами.

В Церкви рано стали появляться ереси, иными словами, ошибочные способы познания Бога и высказываний о Нем. Еретические учения были не просто «оскорблениями Бога», но они подвергали опасности церковную жизнь и ставили под сомнение спасение верных. Это привело к использованию определенных методов, способных осуществить должное опровержение. Богословию часто приходилось прибегать к рациональному способу рассуждения, используя логические правила и заимствуя принципы рационального мышления: строгость, последовательность, точность, ясность. Если обратиться к сочинениям святых отцов, направленным против ересей, мы обнаружим, что они использовали рациональные процедуры, основанные на научном доказательстве. Богословие вынуждено было использовать словарь еретиков, которым в ином случае оно бы не воспользовалось, или использовать философский словарь, для того чтобы ввести новые различения либо сделать дополнительные уточнения для выражения содержания истинной веры. В целом оно вынуждено было подчас подниматься до такого абстрактного и изощренного уровня выражения, которого оно в других случаях избегало.

3. Миссионерская.

Миссиология — церковная дисциплина новейшего времени. Это наука о проповеди Евангелия внешнему миру в такой же степени, как и наука о реальном воцерковлении номинальных христиан, «крещеных, но не просвещенных». Миссиология — это не только история и богословие миссии, их изучение ориентировано на достижение главной цели — найти и реализовать наиболее адекватные формы практической актуализации вечной и неизменной истины Православия в стремительно меняющемся современном мире.

Православная миссиология, как и все православное богословие в целом, немыслима без исторической ретроспективы, без опоры на Предание. Но именно миссиология, как никакая другая дисциплина, позволяет отчетливо понять, что Предание Церкви — это живое Предание, преемство животворящего Духа в живом и развивающемся церковном Теле. Изучение апостольской и святоотеческой миссии в контексте той или иной исчезнувшей культурно-исторической реальности необходимо сегодня именно для того, чтобы научиться у отцов чуткости к нецерковному миру, его проблемам и вызовам.

Практическая миссиология — комплекс церковно-практических наработок и осмысления опыта церковной жизни последних 25-ти лет свободного существования Церкви в России и странах ближнего зарубежья. Основная цель предмета практической миссиологии — обучить будущего православного миссионера принципиальным методологическим и практическим подходам к проблемам современных внутрицерковных и церковно-общественных отношений и привить навыки миссионерского диалога с разными категориями собеседников.

Миссия (свидетельство) — проповедь для пробуждения веры — присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). Она направлена на спасение каждого человека.

Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании Апостолов» (Ефес.2:20), но и особенно потому, что через неё проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растёт как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось «душ около трех тысяч» (Деян.2:41).

Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф.28:19-20).

К миссионерской деятельности каждого христианина призывают слова ап. Павла «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор. 9:16)

Православная миссия имеет пред собой задачу не только научения просвещаемых народов вероучительным истинам, воспитания христианского образа жизни, главным образом она нацелена на передачу опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 532; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!