Богословие как опытное постижение Бога и теология как наука



«Богословие» — это точный перевод греческого слова theologia = учение о Боге и Божественных делах. В основном же в мировой практике это слово не переводится на язык той или ной страны, а оставлено на греческом: теология. В русском же языке широко употребляем также дословный перевод этого слова — богословие. Но по существу, теологию следовало бы перевести как богове́дение, богознание, богопознание. При этом под ве́дением, знанием в христианстве подразумевается совсем не то, о чём думали язычники — не слова и рассуждения о Боге, но особый, духовный опыт непосредственного переживания,

Богословие — это академическая дисциплина. Как университетская дисциплина богословие возникла в XII в. богословие как наука о Боге оформилась в средние века. Среди дисциплин сегодняшней теологи как академической науки не все имеют тему своего рассмотрения Божественную истину.

Богословие не является исключительно Христианским феноменом. Хотя понятие «богословие» в других религиях всё снова является отклоняемым или используемым в узком значении: например, богословие как интерпретация веры и т.п.

Богословие не идентична вере. Теологией может заниматься и неверующий человек. Богословие – наука о вере. Всё, о чём ведёт речь теологическая наука доступно пониманию каждого. Впрочем, некоторые придерживаются мнения, что если богословие допускает неверие и сомнение это уже философия!

Томас Аквинский считал, что наука занимается только тем, что не превосходит разум. Всем существующим: в том числе Богом, занимается философия. Свою конечную цель человек имеет в Боге, Который однако превосходит разум. Но человек однако должен знать свою конечную цель, чтобы её продумать и прийти к ней. Таким образом богословие занимается тем, что превосходит человеческой разум – Божественным откровением. Общность предмета изучения философии и теологии (Бога) не мешает им сосуществовать.

Богословие имеет общие предметы изучения и с другими. науками, но в отличии от них она рассуждает о них во взаимоотношении с Богом.

Богословие – это методически выверенное освещение Божьего Откровения, представляемое в вере и его имманентном знании.… В области богословия на данный момент накоплены огромные знания, написано огромное количество книг, на теологию как науку работает огромное количество вспомогательных наук, накопленными знаниями теологии пользуются другие науки, своя история, свои методы, свои открытия, и т.д. и т.п…И своими основоположениями и целями богословие отличается от науки о религии и религиозной философии.

C XIII в. прослеживается развитие теологии на западе и востоке по разным дорогам: восточная Церковь остаётся более верной традициям духовности, сильнее пасторально и литургически-ориентированной. Развиваются различные дисциплины и теории: например, Томас Аквинский пытается к духовности откровений привязать также и логику рассуждений. Он поднимает вопрос взаимосвязи разума и веры. Его позиция: Бог должен быть рассматриваем как в свете разума, так и в свете Его Откровения.

Христианство совершенно изменило понимание содержания самого слова «богословие». Богослов — это тот, кто приобретает непосредственное внутреннее ве́дение о Боге, а не тот, кто много знает о богах или о Боге. И вот здесь исторически сложилось так, что мы к настоящему моменту можем говорить о трёх пониманиях богословия: о богословии опытном, богословии теоретическом, о богословии схоластическом, — три, причём эти вещи очень существенно различаются между собой.

Богословие опытное говорит о том, что человек при правильной духовной жизни, постепенно очищаясь, занимаясь богомыслием, занимаясь молитвой, занимаясь правильным подвигом, действительно достигает того, что начинает постигать, что такое «Царство Божье внутрь вас есть». Действительно, открывается ему ве́дение Бога, снимаются с его глаз эти шторы, которые закрывали ему ви́дение истинного Света Божьего. Об этом пишут все святые отцы единогласно. Вот кто только богослов!

Но есть и богословие теоретическое. В чём его задача и в чём его смысл? Оказывается, для того, чтобы приобрести вот это богове́дение и богови́дение, необходимо знание духовного пути жизни, правильного пути жизни. Необходимо знание опыта отцов, которые прошли этот путь, которые указали, что на этом пути встречается, какие признаки верного пути, какие, напротив, встречаются ошибки, затруднения, где они эти критерии, по которым мы можем судить о правильном или ложном пути духовной жизни. Всё это мы можем найти в замечательных творениях святых отцов.

Схоластическое богословие возникло от латинского слова "schola" – школа на Западе. Для нас очень важно: чем характеризуется схоластическое богословие? Это наука ради науки. Изучение христианских истин ради знания самих, что такое они есть, как их понимать, какие могут быть варианты понимания того или иного вопроса. То есть чисто теоретическое изучение всех вопросов, забыв о цели богословия.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 865; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!