Для покраски нам понадобится:



1. Шерстяные или шелковые нити, или ткань, предварительно замоченные в воде на срок от 1-2 часов до суток в зависимости от плотности.

2. На каждые 100 г сухого материала 2-3 литра воды.

3. 4 гр. алюмокалиевых квасцов (их тоже можно купить в аптеке с названием «Квасцы жженые»).

4. 100-150 гр. измельченного сырья — коры крушины.

Крушину необходимо вымочить в теплой воде, ткань или нитки замочить отдельно на срок от 1-2 часов до суток, раствор крушины нагреть до 60-70 градусов и потомить от 15 минут до получаса, погрузить в него окрашиваемые материалы, выждать некоторое время — смотрите по интенсивности, добавить протраву — квасцы, довести до 80-90 градусов, дождаться необходимого цвета и извлечь волокна из раствора. Для закрепления можно прополоскать изделия в слабокислом растворе уксусной кислоты. Обратите внимание на следующие дополнительные рекомендации: Крашение тканей проводят при температуре 90°С в течение 15 минут для шелка, 20 минут для хлопка и 30 минут для шерсти водным экстрактом коры крушины. Экстракт получают вывариванием 200 гр. коры в 2 л воды в течение 2 ч при 85-90°С, причем кору предварительно замачивают в холодной воде на 12 ч. После крашения ткань протравливают в 1%-ных растворах солей металлов (0,1%-ных растворах солей железа) в течение 30 мин при 60°С, после чего тщательно промывают. Если температура раствора будет более 90 градусов — цвет с желтого станет бурым и не таким красивым. Интенсивность цвета можно определить на глаз, но имейте в виду, что при высыхании ткань станет светлее.

1. БЕРЕЗА (Betula. verrucosa) В. pubescens).

Листья березы уже древние времена были распространенным красителем. Их использовали повсеместно. В основном листья березы окрашивают в желтый или зеленый цвет, но нескольких оттенков — в зависимости от количества листьев и добавленных протравочных веществ. Бородавчатая береза растет на сухой почве в редком или смешанном лесу. В основном используют свежие, собранные до Иванова дня, но иногда и сухие листья (с веников). Для получения красителя свежие листья кипятят час. Сухие листья до кипячения нужно размочить. Чтобы получить красивый, желтый цвет, в отвар добавляют квасцы. Пряжу кипятят час. Если окрашенную таким способом пряжу вымачивать в щелоке из березовой золы, она становится бронзово-желтой. Для получения зеленого цвета пряжу предварительно вымачивают 30 минут в растворе медного купороса, затем кипятят примерно час в отваре красителя, куда добавляют квасцы. Кипятят до получения нужного оттенка. Зеленовато-серый цвет получится, если отвар красителя добавить железный купорос. Без протравки пряжа окрашивается я темно-бежевый цвет. Льняная пряжа без протравки окрашивается, а бежевый цвет, с квасцами — в желтый, с железным купоросом — в серый, с медным купоросом — светлый зеленовато-коричневый.

Желтый, (для 100 г шерсти). 22 г квасцов, 500 г листьев березы. Пряжу кипятят растворе квасцов 30 минут. Листья березы кипятят 3—4 часа, отвар процеживают и час кипятят в нем пряжу. Затем прополаскивают ее и сушат. Серовато-зеленый (для 100 г шерсти). 150 г листьев березы, 1,2 г железного купороса, 6,5 г желудей. Листья березы кипятят 3—4 часа. Отвар процеживают. Желуди и железный купорос кипятят в отваре красителя 15 минут. Затем охлаждают, опускают туда пряжу и кипятят час. Пряжу прополаскивают и сушат.

Темный зеленовато-синий (для 100 г шерсти). 100 г листьев березы, 13 г квасцов, 5 г настоя индиго, 25 г корней подмаренника. В процеженном через сито отваре из листьев березы растворяют квасцы и, опустив туда мокрую пряжу, кипятят ее 30 минут. В чистую прохладную воду выливают настой индиго и перемешивают. Пряжу, окрашенную в растворе из листьев березы в желтый цвет, кипятят в настое индиго 30 минут. Затем ее вынимают и в настой индиго добавляют отвар корней подмаренника. В этой смеси пряжу кипятят еще 30 минут. Прополаскивают и сушат ее.

Зеленовато-синий (для 100 г шерсти). 1 г настоя индиго, 200 г листьев березы. Посуду для кипячения наполняют водой, в которой размешан настой индиго. Когда вода становится теплой, в нее опускают пряжу и кипятят 30 минут. Пряжу вынимают, раствор индиго выливают и вместо него вливают отвар из листьев березы. В теплый отвар опускают пряжу, окрашенную в синий цвет, и кипятят час. Прополаскивают и сушат ее. Светло-зеленый (для 100 г шерсти). 10 г квасцов, 0,7 г настоя индиго, 200 г листьев березы. Пряжу кипятят в растворе квасцов 30 минут. Посуду наполняют чистой водой, в ней размешивают настой индиго, опускают туда мокрую пряжу, которую кипятят 30 минут. Затем раствор индиго заменяют отваром из листьев березы и окрашенную в синий цвет пряжу кипятят еще час.

Темный синевато-зеленый (для 100 г шерсти). 16 г квасцов, 2,7 г настоя индиго, 2 г железного купороса, 16 г листьев березы. Пряжу кипятят в растворе квасцов 30 минут. Затем окрашивают ее в растворе индиго в синий цвет. В приготовленном из листьев березы отваре синюю пряжу красят 30 минут. Затем ее кипятят еще 30 минут в растворе железного купороса. Темно-зеленый (для 100 г шерсти). 16 г квасцов, 2.7 г настоя индиго, 2 г медного купороса, 500 г листьев березы. Красят по предыдущему рецепту.

Светло-желтый (для 100 г хлопчатобумажного материала). 32 г поташа, 19 г квасцов, 800 г листьев березы. Пряжу кипятят в растворе квасцов 30 минут и охлаждают. Затем воду сцеживают, а пряжу сушат. Листья березы и поташ кипятят 4 часа, в этом отваре пряжу кипятят час. Оставляют ее там до охлаждения. Затем прополаскивают и сушат.

Красновато-желтый (для 100 г хлопчатобумажного материала). 500 г сухих листьев березы, 13 г квасцов. Листья березы кипятят час. В этот отвар добавляют квасцы, опускают туда пряжу и кипятят 30—60 минут. Затем ее сушат, не прополаскивая. После сушки пряжу вымачивают некоторое время в слабом щелоке.

Березовая кора содержит темную краску, в основном коричневых оттенков. Кору собирают с молодых деревьев весной, вовремя так называемого «плача растений», когда кора легко отделяется. Содержащуюся под корой оболонь используют в сыром или сушеном виде. Для окраски используют также оболонь сухой березовой древесины. Однако в этом случае цвет получается блеклый и темный. На каждые 100 г материала берут 500 г березовой оболони, высушенной на воздухе, и вымачивают ее в воде 24 часа. Чтобы получить краситель, размоченную березовую оболонь кипятят той же воде 4 часа. Прокипяченная в этом растворе пряжа окрашивается в светлый розовато-бежевый цвет. Пряжа, предварительно протравленная железным купоросом, приобретает темно-коричневый цвет. При одновременной протравке течение часа медным купоросом получают серовато-зеленый цвет. Окрашенную березовой корой пряжу рекомендуется держать на солнце до получения желаемою оттенка. Березовой оболонью пользуются также, чтобы получить красный цвет, но его оттенок не очень красив. Истлевшие в лесу обрубки березы вместе с обитающими в них насекомыми дают темно-коричневый краситель. Березовая кора окрашивает шерстяной материал лучше, чем льняной. Розовато-серый (для 100 г шерсти). 300 г березовой коры, 6,5 г медного купороса. Березовую кору дробят и кипятят 4 часа. Опущенную в отвар мокрую пряжу кипятят 30 минут. Вынув ее, добавляют в отвар медный купорос, после чего кипятят пряжу еще 15—30 минут. Прополаскивают и сушат ее.

Серовато-липовый (для 100 г хлопчатобумажного материала) 600 г сушеной березовой коры, 6,5 г железного купороса. Березовую кору вымачивают целый день, затем кипятят 2 часа и в полученном отваре красят пряжу 1—2 часа. Окрашенную пряжу кипятят в растворе железного купороса 30 минут по методу последующей протравки.

2. ОЛЬХА (Alnus). Окраска корой ольхи известна повсюду. Вероятно, это одно из первых растений, которым красили в древние времена. У нас растет два вида ольхи: с гладкой сероватой корой серая или белая ольха (Alnus incana) и с корявой корой черная ольха (Alnus glutinosa). При окрашивании большой разницы между ними нет, хотя для получения более темных оттенков чаще используется черная ольха, а более светлых — серая. Красят обычно корой ольхи, реже — листьями, сережками, древесиной. Кору снимают с молодой ольхи, еще не покрытую коростой. На снятой коре не должно быть древесины. Кору используют как сырой, так и сушеной, последняя даже лучше. Корой ольхи красят шерсть и лен — в основном в коричневый и черный цвета. Оттенки зависят от количества коры и протравочных веществ. Сухую кору дробят, вымачивают 12 часов в мягкой воде и в ней кипятят до получения темно-коричневой жидкости. Без протравочных веществ этот отвар окрашивает в коричневато-бежевый цвет. Если добавить медного купороса, получится коричневый цвет. В слабом отваре красителя пряжа становится светло-коричневой. Из коры ольхи получали также красный краситель (при протравке квасцами), однако повторные опыты этого не подтвердили. Обычно добавление квасцов придает пряже желтовато-бежевый цвет, который позже выцветает в ржаво-бурый. Для черного цвета нужна протравка железным купоросом. Чтобы получить интенсивный черный цвет, пользуются методом повторного кипячения и сушки пряжи. Пряжу, окрашенную корой ольхи, выпаривают в печи или высветляют на солнце. Интенсивность черного цвета усиливается также при добавлении к коре ольхи Других растений (коры крушины, стеблей толокнянки и других). Хорошо также до окраски несколько дней вымачивать пряжу в отваре из веток ольхи и коры ивы. Смесь коры ольхи и брусничных стеблей дает красный цвет. Отвар из коры ольхи и березы дает розовый цвет. Чтобы получить серый и черновато-серый цвет, в отвар из коры ольхи добавляют немного железного купороса.

Черновато–серый (для100 г шерсти).200г коры ольхи, 50г пыли точильного камня 1З г железного купороса, воду с корой ольхи кипятят 4 часа. Кладут в нее пыль точильного камня и кипятят 10 минут. Мокрую пряжу опускают в охлажденный отвар, доводят его снова до кипения и кипятят 50 минут. Затем делают последующую протравку пряжи железным купоросом в течение часа и охлаждают в отваре красителя. После этого пряжу сушат, прополаскивают несколько раз в мыльной воде, в чистой теплой воде и, наконец, в крепком горячем отваре ягод можжевельника. Серовато-зеленый (для 100 г шерсти). 25 г квасцов, 38 г коры ольхи, 3 г настоя индиго, 13 г корней подмаренника. В отваре коры ольхи растворяют квасцы и в этом растворе кипятят 30 минут предварительно замоченную пряжу. В чистую прохладную воду вливают настой индиго и в ней кипятят снова 30 минут. После этого пряжу вынимают и в раствор вливают отвар из заранее замоченного корня подмаренника. Пряжу кипятят еще 30 минут, прополаскивают и сушат.

Зеленовато-синий (для 100 г шерсти). 25 г коры ольхи, 16 г квасцов. 6,5 г настоя индиго. Квасцы растворяют в отваре из коры ольхи. Отвар охлаждают и в нем красят пряжу в течение 30 минут. После окрашивания пряжу кипятят час в настое индиго. Полощут и сушат ее. Темный зеленовато-синий (для 100 г шерсти). 19 г квасцов, 300 г листьев ольхи, 6,5 г настоя индиго. Пряжу кипятят 30 минут в растворе квасцов и 30 минут в отваре из листьев ольхи. Затем ее вынимают, отвар охлаждают и вливают в него настой индиго. Кипятят пряжу еще 30 минут, прополаскивают и сушат.

Темно-коричневый (для 100 г шерсти). 19 г квасцов, 13 г настоя индиго. 900 г коры ольхи, 100 г корней подмаренника. Пряжу кипятят в растворе квасцов 30 минут и красят в настое индиго в синий цвет. Синюю пряжу опускают в отвар из коры ольхи на 30 минут, добавляют отвар из корней подмаренника и кипятят 30 минут. Прополаскивают и сушат ее.

Черно-коричневый (для 100 г шерсти) 9 г квасцов, 13 г настоя индиго, 900 г коры ольхи, 100 г корней подмаренника, 6,5 г железного купороса. Пряжу кипятят 30 минут в растворе квасцов и 30 минут в растворе индиго. Окрашенную пряжу кипятят в отваре из коры ольхи 30 минут и вымачивают в нем 12 часов. Затем пряжу вынимают, в краситель добавляют отвар из размоченного корня подмаренника и хорошо перемешивают. В этой смеси пряжу кипятят 30 минут. Вынув ее, добавляют железный купорос, снова кипятят пряжу 30 минут. Прополаскивают ее и сушат.

Черный (для 100 г хлопчатобумажного материала). 300 г щепок дуба, 500 г коры ольхи, 200 г железного купороса. Пряжу протравливают 30 минут в отваре из щепок дуба. Протравленную так пряжу красят в течение часа в отваре из коры ольхи с примесью железного купороса. Затем сушат. Сухую пряжу снова опускают в холодный отвар из щепок дуба. Снова сушат и опускают в отвар из коры ольхи. Так до тех пор, пока пряжа не станет черной. Чтобы получить серый цвет пряжу опускают 2—3 раза то в один, то в другой отвар, каждый раз высушенную.

3. КРУШИННИК (Frangula alnus ) это кусты до 4 метров высотой, реже низкие деревья. Ветки у крушинника прямые, кора сероватая со светлыми крапинками. Листья до 8 см длины, 5 см ширины, эллиптические с заостренным концом. Цветы беловатые в виде колокольчиков, пятичленные, в большинстве пазушные. Крушинник цветет с мая до июля. Плод вначале красноватый, а созревший — круглая черная ягода. Крушинник растет в редких и смешанных лесах, в кустарниках, на болоте. На эстонском языке крушинник имеет несколько названий. Краска содержится в основном в коре, но можно использовать и листья, и ягоды. Кору собирают весной, во время «плача растений». Используют как сырую, так и сушеную. Иногда кору складывают в мешок и закапывают на все лето (в некоторых местах даже и на зиму) в крапивнике около забора или за хлевом. Осенью кору откапывают и сушат. Отвар красителя из такой коры крепче отвара, полученного обычным способом. Корой крушинника красят шерсть и лен. Получают следующие оттенки: коричневый, красновато-коричневый, лиловато-коричневый, желтый, желтовато-коричневый и зеленый. 300 г собранной весной и высушенной на воздухе коры дробят и вымачивают 20 часов, затем в этой же воде кипятят 3 часа. Окрашенная в этом отваре без протравки пряжа приобретает светлый зеленовато-коричневый цвет. Если добавить квасцы или винную кислоту, то получится красный цвет, а дихромат калия — серовато-лиловый. С предварительной протравкой квасцами пряжа окрашивается в красно-коричневый цвет, с последующей — в темно-коричневый. Если пряжу, окрашенную в коричневый цвет, вымачивать час в холодном щелоке, она станет кирпичного цвета. Льняные материалы как с протравкой, так и без нее окрашиваются в различные оттенки серого цвета.

Коричневый (для 100 г шерсти). 16 г квасцов, 350 г коры крушинника. Пряжу кипятят 30 минут в растворе квасцов и час в отваре из размоченной коры крушинника, затем прополаскивают и сушат. Можно получить довольно темный оттенок, если после окраски пряжу высушить, не прополаскивая, и после этого ее один или несколько раз прокипятить в том же или новом отваре красителя.

Светлый коричневато-серый (для 100 г шерсти). 150 г коры крушинника, 0,7 г серной кислоты, 25 г винной кислоты. Кору крушинника кипятят 3 часа, добавляют в отвар серную и винную кислоту. Опускают туда мокрую пряжу и кипятят час.

4. ДУБ (Quercus robur) используется для окраски не очень широко. Известно, что дубовой корой можно красить в черный цвет. Так как дуб в Эстонии встречается не часто, а его древесина ценна, сбор коры разрешается только в плановом порядке с деревьев, идущих на сруб. Кору снимают весной, во время самого интенсивного соковыделения. Дубовой корой (как сырой, так и сушеной), с добавлением дубовых листьев и соли красят в чёрный и коричневый цвета. Молодая гладкая кора окрашивает в бежевый, темно-красный, серовато-красный, а также в коричневый цвет; старая корявая кора дает серый и черный цвет. Добавляя желуди можно получить много оттенков.

Светло-синий (для 100 г шерсти). 1,2 г настоя индиго, 0,5 г железного купороса. 2..5 г желудей. Посуду наполняют водой и разводят в ней настой индиго. В охлажденную смесь опускают мокрую пряжу и кипятят 30 минут. Вынув пряжу, добавляют в смесь железный купорос и желуди. Снова кипятят пряжу 30 минут. Полощут и сушат ее.

Серовато-синий (для 100 г шерсти). 3 г настоя индиго, 0,2 г железного купороса, 6.5 г желудей. Красят по предыдущему рецепту.

Светло-синий (для 100 г шерсти). 7 г настоя индиго, 6,5 г железного купороса, 16 г желудей. Красят по предыдущему рецепту.

5. ДИКАЯ ЯБЛОНЯ (Malus sylvestris). Ее кора и листья издавна используются для окраски. Кора дает коричневато-желтый, золотисто-желтый и коричневато-желтый цвет. Листья – красный и красно-коричневый. Желтый цвет можно получить предварительно, протравив пряжу в отваре из коры, в который при кипении добавлена соль. Чтобы получить коричнево-желтый цвет, в отвар красителя добавляют медный купорос. Красный краситель получают из молодых листьев - их сушат, размельчают, вымачивают и кипятят в той же воде. В теплый отвар опускают пряжу, предварительно протравленную квасцам и оставляют на несколько дней.

Золотисто-желтый (для 100 г шерсти). 100 г сушеной коры яблони, 20 г квасцов. Кору дробят, вымачивают 12 часов и в той же воде кипятят 3—4 часа. Пряжу красят с одновременной протравкой квасцами.

Коричнево-желтый (для 100 г шерсти). 300 г желтых (опавших) листьев яблони, 10 г медного купороса. Медный купорос добавляют в отвар, в нем час кипятят пряжу и охлаждают.

Коричнево-желтый (для 100 г шерсти). 500 г квасцов, 150 г коры яблони. Пряжу кипятят в растворе квасцов 30 минут. И час в отваре из коры яблони. Полощут и сушат ее.

Лимонно-желтый (для 100 г шерсти). 16 г квасцов, 150 г коры яблони. Красят по предыдущему рецепту. Если красить несколько партий пряжи в одном и том же отваре, то первая из них будет желтовато-красной, а последующие все светлее и светлее. Оттенок потемнее можно получить, прокипятив пряжу 30 минут в чистой воде.

6.ЛЕСНОЙ КУПЫРЬ (Anthilscus sylvestris). В народе это растение имеет, несколько названий. Это двухлетняя, реже многолетняя трава высотой 50—150 см. Стебли прямые, полые с глубокими бороздками, гладкие, сверху обычно ветвистые, листья сложно перистые, треугольные, цветы белые или зеленоватые. По краям цветы крупнее внутренних. Зонтики соцветий расположены на вершине стебля или боковых ветвей. Купырь цветет с мая до июля. Растет на лугах, в кустарниках, на лесных опушках и полянах, часто как сорняк в садах и на свалках мусора. Хорошо известен как краситель. В основном используются цветы купыря, но можно красить и стеблями, и листьями. Обычно купырь окрашивает в зеленый цвет. Различные его оттенки — ярко-зеленый, светло-зеленый, беловато-зеленый, темно-зеленый — зависят от количества красителя и от протравки. Без протравки получается светлый желтовато-бежевый цвет. Красят как шерстяной, так и льняной материал. Очень древний рецепт следующий: цветы долго кипятят. Получается зеленый отвар, в него опускают пряжу и ставят в теплую печь (основном, после выпечки хлеба) — до охлаждения. Пряжа окрашивается в красивый зеленый цвет. На каждые 100 г материала нужно до 1 кг свежих цветов, (вместе со стеблями). Их кипятят 60 минут. При предварительной протравке квасцами получают - темный зеленовато-желтый цвет, при одновременной — светлый зеленовато-желтый и при последующей - зеленовато-желтый, немного темнее предыдущего. Одновременная протравка дихроматом калия дает зеленовато-серый оттенок; одновременная протравка железным купоросом — темный серовато-зеленый.

Зеленовато-желтый (для 100 г шерсти).16г квасцов, 150г купыря, пряжу кипятят в растворе квасцов 30 минут. Купырь кипятят 3—4 часа, процеживают через сито. В чистый отвар опускают пряжу и оставляют на час. Затем ее полощут и сушат. Зеленовато-желтый (для 100 г шерсти). 16 г квасцов. 400 г купыря. Красят по предыдущему рецепту.

Серый (для 100 г шерсти). 50 г купыря, 2,5 г желудей, 0,5 г корней подмаренника, 2,5 г железного купороса. В отваре купыря кипятят 15 минут предварительно размоченные корни подмаренника и желуди. Мокрую пряжу опускают в охлажденный отвар и кипятят 30 минут. Вынув пряжу, растворяют в отваре железный купорос. Снова кипятят пряжу 30 минут. Полощут и сушат ее.

Зеленовато-серый (для 100 г шерсти). 16 г настоя индиго, 100 г купыря. Купырь варят 3—4 часа отвар процеживают, и растворяет в нем индиго. Затем мокрую пряжу опускают в раствор и кипятят час.

7. БАГУЛЬНИК БОЛОТЫЙ — вечнозеленое карликовое дерево с сильным дурманящим запахом. Растет на болоте или в заболоченных лесах. Багульник окрашивает в основном в коричневый цвет, однако можно получить и зеленый и желтый цвета. Багульник используют в основном для окраски шерстяного материала, льняной окрашивается плохо. верхушки молодых веток вымачивают сутки и кипятят в той же воде 4 часа. Прокипяченная в этом отваре пряже получает желтовато-бежевый цвет. Если в отвар добавить соли, то пряже будет розовой.

Серовато-коричневый (для 100-шерсти). 16 г квасцов, 400 г багульника. Пряжу кипятят 30 минут в растворе квасцов. Багульник кипятят 3—4 часа. В процеженном отваре пряжу кипятят час. Полощут и сушат ее.

Зеленый (для 100 г шерсти). 13 г дихромата калия, 400 г багульника. Пряжу кипятят в растворе дихромата калия 2 часа, затем сушат. Багульник кипятят 3—4 часа. В охлажденный отвар багульника опускают пряжу и кипятят час. Полощут и сушат ее.

Светлый зеленовато-коричневый (для 100 г шерсти). 150 г дихромата калия, 300 г багульника. Пряжу кипятят в растворе дихромата калия полтора часа и затем в отваре багульника 30 минут. Полоща и сушат ее.

Красновато-коричневым (для 100 г шерсти). 13 г медного купороса, 100 г корней подмаренника, 400 г багульника. Пряжу кипятят в растворе медного купороса 30 минут. Багульник и корни подмаренника вымачивают и кипятят в той же воде 3—4 часа, в полученном отваре пряжу кипятят 30 минут.

Зеленый (для 100 г шерсти). 3 г настоя индиго, 400 г багульника. В посуде с холодной водой размешивают настой индиго, воду немного подогревают, опускают в нее мокрую пряжу и кипятят 30 минут. Перекладывают пряжу в отвар багульника и кипятят час. Полощут и сушат ее.

Зеленовато-желтый (для 100 г хлопчатобумажного материала). 16 г квасцов, 500 г багульника. Багульник кипятят 2 часа и процеживают через сито. Пряжу кипятят в этом отваре 30—-60 минут. Цвет очень устойчив.

8.ВЕРЕСК (Callanu vulgaris) — известнее красящее растение. Используют его в основном для окраски шерсти, лен он красит хуже. Можно получить много оттенков разных цветов: светло-коричневого, черно-бурого, зеленого, желтого. В июне, до цветения, собирают ветви и корни вереска. Измельченные, их вымачивают 6 часов и кипятят в той же воде 3 часа. Без протравки получается темный зеленовато-бежевый цвет, который постепенно становится коричневатым. Пряжа окрашивается в светло-зеленый цвет, если ее кипятить в отваре красителя вместе с протравкой. Чтобы получить темно-желтый цвет, пряжу кипятят час в отваре красителя с квасцами и винной кислотой. Оттенки можно изменять большим или меньшим количеством вереска.

Желтым (для 100 г шерсти). 20 г квасцов, 750 г вереска. Пряжу кипятят в растворе квасцов 45 минут и в отваре красителя час. Более интенсивный оттенок получают, оставив пряжу на 12 часов в отваре красителя, после этого пряжу полощут и сушат.

Зеленовато-коричневый (для 100 г шерсти). 12 г медного купороса, 500 г вереска. Зеленый цвета мха (для 100 г шерсти). 13 г дихромата калия, 500 г вереска. Пряжу предварительно протравливают дихроматом калия, затем кипятят 1—2 часа в отваре красителя.

9. ПУПАВКА КРАСИЛЬНАЯ (Anthemis tinctoria) имеет в народе несколько названий и известно в основном как красящее растение. Собирать нужно утром только что распустившиеся цветы. Красить можно свежими и сушеными цветами. Красят шерстяной и льняной материал. На 100 г окрашиваемого материала берут 90 г свежих цветов. Сушеных цветов нужно брать меньше. Свежие цветы вымачивают 4 часа и кипятят час. Красят часто без протравки. В этом случае получают светлый зеленовато-желтый цвет. Протравка квасцами (как предварительная, так я одновременная) дает чистый желтый цвет. Предварительная протравке дихроматом калия и окраска в отваре красителя придает пряже красивый светло-коричневый цвет. Окраска с одновременной протравкой железным купоросом — темным коричневато-зеленый. Если в отвар купавки добавить цветы крушинника, медный купорос и уксус, пряжа окрасится в зеленый цвет. Если перед крашением подержать пряжу в отваре из корней жгучей крапивы, то получится красивый светло-желтый цвет. Льняная пряжа без протравки (а также с протравкой винной кислотой) окрашивается зеленовато-желтый цвет; с протравкой квасцами -— в желтый и темно-зеленый, с протравкой медным купоросом — в темный зеленовато-желтый и с протравкой дихроматом калия — в бежевый.

10. МАНЖЕТКА (Alckemilla vulgaris) Довольно известное в народе красящее растение. У него ползучее корневище, листья — часто складчатые, лопастные. Цветы маленькие, желтовато-зеленые, расположены соцветьями. Весной часто встречается на лугах и пастбищах. Манжеткой красят шерстяной и льняной материал. Для этого ее кипятят (вместе с цветами) 2 часа. Без протравки пряжа окрашивается в коричневато-бежевый цвет. Манжеткой можно красить также в желтый, зеленый, темный красновато-коричневый и красновато-серый цвет.

11. ТОЛОКНЯНКА (Arctostaphulos Uva-ursi). Довольно известное красящее растение, которое встречается в борах, на пустошах по песчаным местам. Это многолетнее вечнозеленое растение с ветвистым стеблем. Листья у него маленькие верху зеленые и блестящие, снизу — серовато-зелёные. Цветы белые, сверху розовые, расположены кистями на верхушке стебля. Толокнянка дает основном серый и черный цвет. Чтобы, получить отвар красителя. 400 г цветущих стеблей вымачивают сутки и затем кипятят в той же воде 3 часа.

Зеленовато-серый (для 100 г шерсти). 19 г квасцов. 600 г стеблей толокнянки. В растворе квасцов пряжу протравливают 30 минут. В отваре из стеблей толокнянки красят протравленную пряжу час. Полощут и сушат ее.

Серовато-коричневый (для 100 г шерсти). 9,5 г железного купороса, 300 г стеблей толокнянки. Пряжу предварительно протравливают 30 минут в растворе железного купороса, затем кипятят 30 минут в отваре красителя. Полощут и сушат ее.

Серовато-желтый (для 100 г хлопчатобумажного материала). 16 г квасцов, 140 г стеблей толокнянки. Размельченные стебли толокнянки варят 3 часа. В этом отваре пряжу красят с одновременной протравкой.

12. ПОДМАРЕННИК СЕВЕРНЫЙ (Galium boreale) — повсеместно известное красящее растение. Получаемый красный оттенок очень красив, устойчив и не выгорает на солнце. Подмаренник — многолетнее растение с крепким прямым стеблем. Рост — 20—50 см. Листья узколанцетные обычно в мутовках по четыре. Цветы — маленькие, белые в соцветьях метелками. Корни бурые. Подмаренник растет по лугам, в редких и альварных лесах, на лесных полянах, в кустарниках, на лесных опушках, по обочинам дорог. Цветет с июня по август. Корни подмаренника северного содержат красную краску. Они очень тонкие, и чтобы получить их приходится перекопать немало земли. Это делается лопатой или двузубчатой мотыгой. Корни собирают, до цветения растения, однако среди других растений подмаренник трудно отыскать. Чаще всего он растет на суходольных или прибрежных лугах. В старину, собирая корни подмаренника, приходилось быть начеку, так как ни один хозяин не хотел, чтобы его покос был испорчен. Обычно днем высматривали место, где растет подмаренник, а копали его ночью. И все-таки ссоры и стычки с владельцами земли были не так уж редки. В более ранние времена, когда земля была в общем пользовании, добывать подмаренник было легче, когда же землю разбили на хутора, то женщинам стоило больших трудов добыть подмаренник. Днем собирали подмаренник лишь при густом тумане, когда ничего не видно. Сбор подмаренника был в основном женской работой и проходил тайно. Даже мужчины своего хутора ничего не знали о поисках подмаренника. Вскопанную землю снова равняли покрывали дерном, так, чтобы ничего нельзя было заметить. Для окрашивания используются свежие и высушенные корни. Подмаренником красят льняную и шерстяную пряжу. Для отвара красителя берут столько же корней, сколько весит материал, иногда в два — два с половиной раза больше. Размельченные свежие или высушенные на воздухе корни вымачивают 20 часов и кипятят в той же воде час. Без протравки шерстяная пряжа окрашивается в розовато-лиловый, льняная в лиловый цвет. Различная - протравка и способы ее применения дают различные оттенки. Если в отвар красителя добавить дихромат калия, то получится красивый красновато-лиловый цвет. Предварительная протравка квасцами придает пряже лиловато-розовый цвет В старину умели получать из подмаренника и красные тона. Этот цвет был особенно в почете у мухуских женщин — в их костюмах всегда было много мареново-красного цвета. Красят также и ПОДМАРЕННИКОМ НАСТОЯЩИМ (Gulium verum), однако его корней нужно значительно больше. Из цветов подмаренника настоящего получают краску желтых оттенков. Красный цвет из подмаренника настоящего не так красив, как из подмаренника северного.

Лиловато-розовый (для 100г шерсти)100г подмаренника северного. Растертые корни заливают водой или квасом в чем и кипятят до получения желаемого оттенка. После окраски пряжу стирают в теплой воде, полощут и сушат. Пряжу можно также прокипятить перед крашением полчаса в растворе квасцов.

Мареново-красный (для 100г шерсти). 50г квасцов, 50г белых винных камней, 200г корней подмаренника. Полчаса пряжу протравливают в растворе квасцов или винного камня. Размоченные корни подмаренника кипятят 15 минут. В этом отваре кипятят пряжу час. Окрашенную пряжу прополаскивают и сушат.

Темный мареново-красный (для 100г шерсти) 19г квасцов, 16г винного камня, 250г корней подмаренника. Пряжу протравливают по предыдущему рецепту. В холодную воду опускают предварительно размоченные корни подмаренника и мокрую пряжу. Воду нагревают до кипения, но кипятить нельзя. Пряжу оставляют в этой воде на час, время от времени помешивая. Окрашенную пряжу прополаскивают и сушат. По предыдущему рецепту отвар кипятили, здесь же нет, поэтому цвет получается более яркий и блестящий

Синевато-лиловый (для 100г шерсти).6,5 г корней подмаренника, 3г настоя индиго. Размоченные корни подмаренника кипятят 15 минут. Добавляют холодной воды, опускают мокрую пряжу и кипятят 30 минут. Пряжу вынимают, отвар красителя охлаждают и вливают в него индиго. Пряжу, окрашенную в красный цвет, кипятят в этом растворе 30 минут. Прополаскивают и сушат ее.

Темный зеленовато-синий (для 100г шерсти).13 г квасцов, 25 г белого винного камня, 9,5 г корней подмаренника, 22 г настоя индиго. Пряжу протравливают 30 минут в растворе квасцов и винного камня, кипятят 30 минут в отваре из корней подмаренника и вынимают. Отвар охлаждают, вливают в него настой индиго и окрашенную в красный цвет пряжу кипятят еще 30 минут. Прополаскивают и сушат ее.

Красный цвет

Самым популярным цветом для одежды в древности был красный. Людям при создании жилища и одежды всегда хотелось быть подальше от природы, создавать новое, яркое и уникальное. Цвета, которые было получить сложно, являлись в одежде самыми ценными, дорогими, и являлись принадлежностью знати. Красный — один из таких цветов. Все мы с детства помним словосочетания «красна девица», «красно солнышко», «Красная Площадь» — выражение традиционного понятия о красивом. Один из самых ярких, необычных для повседневной жизни средневековья, богатых и знатных цветов определял понятие красивого в целом.

В наши дни, когда можно пользоваться стойкими красителями, произведенными на фабрике, возникает вопрос: зачем нужно аутентичное крашение. Ответ однозначный — нужно. И нужно для того, чтобы быть ближе к природе, чтобы развивать свои творческие способности и получать интересные и, порой, неожиданные результаты. Чтобы занять ребенка увлекательным делом, чтобы получать ни на что не похожие покраски для дальнейшего создания одежды, кукол, домашнего текстиля. Цвета получаются яркие и интересные, правда не всегда получатся одинаковые цвета по одному рецепту, поскольку сырье и условия крашения, время покраски всегда немного отличаются.

Красить можно лен, хлопок, шерсть, шелк и другие натуральные волокна — пряжу и ткани. В зависимости от типа волокна, краска будет впитываться с большей или меньшей силой, от этого зависит и интенсивность цвета. Шерсть и шелк приобретут более яркие цвета. На ровность окрашивания может влиять влажность, новизна ткани, химический состав воды, дата выпуска химикатов, опыт красильщика, особенности инструментов, время покраски, наличие или отсутствие закрепителя, и другие факторы. Раствор должен быть свежим и правильно приготовленным.

Есть люди, которые считают, что в красный можно покрасить любой красной ягодой или, например, свеклой. Разочаруем — это не так. От ягод чаще всего получается цвет сизый, серый или розовый, от свеклы может получиться как серый, так и оранжевый, весьма неяркий и быстро выгорающий цвет. Поэтому предлагаем вам ягоды и овощи скушать, так от них будет гораздо больше радости и пользы. А красить мы будем растениями и веществами, которые использовали с глубокой древности, они проверены многократными опытами и дают действительно яркие цвета. Чем могли красить в древности, если под рукой не оказывалось ярких химических красителей красного цвета? Существуют довольно яркие аналоги, которые можно получить из растений, о них мы и расскажем.

Красители

Марена (крапп) — краситель, который содержится в корнях травянистого растения марены (Rubia tinctorum) — мы его поместили на заглавном фото. Растение известно с глубокой древности во всех частях цвета, в основном, хорошо себя чувствует в Средиземноморье и Причерноморье. Грекам и римлянам марена была известна под названием Erytrodamus и Vorentia. С середины XVIII века марена была широко распространена во Франции, огромные плантации ее имелись в Голландии, Баварии, Бельгии, на Кавказе. Для крашения используются только корни марены, которые необходимо собрать, промыть, нарезать и высушить. О марене мы расскажем поподробнее немного ниже, а пока расскажем еще о нескольких красильных растениях и насекомых.

Кошениль — краситель, который получают путем экстракции из высушенных самок насекомого Coccus cacti семейства червецов (Coccldae), распространенного прежде в Мексике на кактусах Opuntia coccinellirera (а затем разводившегося в Алжире, Тунисе, Марокко, Испании на тех же кактусах, вывезенных из Южной Америки). Наиболее ценной является мексиканская кошениль, известная в Мексике как краситель с древних времен. Из 140 000 насекомых можно выделить 1 кг сухой кошенили. Насекомых собирают, умерщвляют горячей водой или сушат в коробках при высокой температуре в специальных печах. Сухая кошениль похожа на зерно буровато-серебристого цвета, состоит из воска кокцерина. Мы ей красили, но это требует отдельного специального рассказа. В XVI веке этот краситель считали продуктом растительного мира, среди других названий бытовало и название «канцелярское семя». Истинная природа красителя была описана голландским ученым Румером в 1729 году. Красящим веществом кошенили является карминовая кислота. Кошениль окрашивает шерсть и шелк по алюминиевой, оловянной, цинковой протравам, образуя яркие, удивительно красивые красные цвета, достаточно прочные к стирке и свету (уступающие, однако, по прочности окраске мареной). Цвет получается сказочный, похожий на фуксию, малиновые оттенки, винно-красный и другие яркие тона с уклоном в малиновый, они более холодные по цвету чем те, которые получают от марены. До сих пор кармин применяется в качестве акварельной краски, а также как пищевой и парфюмерный краситель.

Кермес — краситель, известный еще до открытия Америки и добываемый из самок червеца Cuccus ilicia, живущего на листьях кустарникового дуба Quercus ilex (Европа, Северная Африка). Кермес заменил пурпур, но впоследствии был вытеснен мексиканской кошенилью. Существует несколько разновидностей кермеса: польский кермес, или немецкая кошениль Coccus poloncus, обитающий на подземных корнях Scelarantus perennis; русский червец Coccus uva urse, обитающий на корнях клубники и ежевики; восточный кермес, или армянская кошениль Poiphyraphora Hamelii, распространенная на корнях злаковых растений в солончаках Араратской долины. Сбор червеца происходил в июне-июле (возможно, отсюда и названия месяцев: июнь у поляков — червец, у чехов и — червень, июль в Древней Руси именовался червень, а в Чехии и Словакии — червенец). Красящее вещество извлекали из насекомых так же, как из кошенили. Краситель — кермесовая кислота, близкая карминовой. В XVIII-XIX веках кермес находил применение во Франции, Испании, Турции, России для окрашивания в основном шерстяных тканей в красный цвет. В Турции его использовали специально для окрашивания фесок. В кермесе содержится меньше красителя, чем в кошенили. Цвета, даваемые кермесом, не обладают такой яркостью, как цвета, полученные при крашении кошенилью, но отличаются сравнительно большей прочностью. Со времени начала ввоза мексиканской кошенили значение кермеса непрерывно снижалось, и в конце XIX века его расходовалось очень незначительное количество.

Орсейль — краситель, добываемый из лишайников Roccella tinctoria и tecanora tartarea, которые произрастают на морских побережьях Европы и Африки; применялся для крашеная без протрав шелка (шелкового бархата) и шерсти в пурпурные цвета. Орсейль была введена в красильное дело в самом начале ХIV века во Флоренции и имела чрезвычайно большое значение в красильном деле средневековья как заменитель античного пурпура. В конце XVIII века краситель ввозили в Гавр, Марсель, Гамбург миллионами фунтов. В России имел широкое применение до XX века. Красящее вещество растения орсеин осаждали аммиаком из водного экстракта лишайников и отделяли при нагревании в виде густого фиолетового осадка. В древности лишайники обливали загнившей мочой и оставляли на воздухе для брожения, затем высушивали и растирали в красильный порошок. Благодаря удивительной красоте окраски и несмотря на низкую светостойкость, орсейль употребляли на протяжении ХIV-XIX веков во всех европейских странах в значительных количествах.

Сафлор (Carthamus tinctorius) — однолетнее растение, родиной его является Египет и Ливан; культивировалось во многих странах Европы и на юге России ради семян цветов. В семенах содержатся до 20% сафлорового масла. В крашении использовали цветы. Собранные лепестки перетирали между жерновами, промывали, прессовали и высушивали в тени. Сафлор содержит два красителя желтый (непрочный) и красный. Для повышения содержания красного красителя (картамина), лепестки часто опускали в соленую воду, куда переходил желтый краситель. Красный краситель сафлора (картамин) окрашивает хлопок и шелк в прекрасный розовый цвет с очень характерным золотистым отблеском rose carthame. Окраска мало прочная к свету, но подкупает своей исключительной красотой. В Европе сафлор начали применять лишь в середине ХVII века, на Востоке он был известен издревле. В России растения сафлора культивировали в значительных количествах до конца XIX века в Саратовской, Астраханской, Таврической губерниях и на Кавказе.

Красный сандал — краситель (сантамин), содержащийся в древесине сандалового дерева Pherocarpus santalinus, родина которого Африка, Ост-Индия, Цейлон. Сантамин нерастворим в воде, поэтому его экстрагировали из измельченной древесины щелочным раствором, а затем осаждали кислотами. Сандал применяли для окрашивания хлопка в коричневый цвет (по хромовой протраве), в синевато-красный цвет (по глиноземной и оловянной протраве). Шерсть окрашивали сандалом непосредственно, однако обычно и в этом случае краситель закрепляли по хромовой протраве. Довольно красивый красный оттенок на шерсти получался при предварительном пропитывании шерсти винным камнем и хлоридом олова. Устойчивость окраски сандалом к свету очень низкая. Краситель применяли с ХVII до начала XX века. В Россию ввозили из-за границы в больших количествах.

Фернамбук — бразильское дерево или цезальпиния (Cacsalpinia), относящееся к семейству Fabaceae и произрастающее в Америке и Ост-Индии. В продаже имелось несколько сортов фернамбука, отличающихся местом произрастания и оттенком даваемого цвета. Красящий бесцветный пигмент дерева — бразилен — экстрагировали водой из размельченных древесных стружек, а затем экстракты под действием кислорода окрашивались в красный цвет, так как бразилен окислялся в окрашенный бразилеин. Прежде перед крашением измельченной стружке давали претерпеть ферментативный процесс, в результате чего окраска всегда была более яркой и интенсивной. Для крашения шерсти (реже шелка) применяли соли алюминия, олова и хромовой кислоты, а еще чаще их смесь, и при этом получали довольно яркие оттенки красного цвета. Крашение вели в кислой среде. В конце XIX века фернамбук применяли только в ситцепечатанье, причем окраски отличались очень низкой прочностью к свету и мылу. Протравами служили соли олова и алюминия. Часто красное дерево применялось в смеси с мареной для окрашивания тканей в различные оттенки красного цвета.

Подмаренник — растение, которое иногда используется в качестве замены марены. Русское название рода «подмаренник» объясняется схожестью этого растения с мареной (Rubia) — травянистым растением, которое с древности было известно своими красильными свойствами (название марены происходит от праславянского слова марати — «пачкать», «красить»). Изредка в русскоязычных источниках употребляется форм а «галиум» — транслитерация научного названия. Оттенки красного можно получить при использовании алюминиевых протрав. Цвета красивые, но не очень интенсивные.

Крашение мареной в оттенки красного, розового, бордового

Рассмотрим подробно крашение мареной красильной. Марена содержит несколько красителей, основными из которых являются ализарин и пурпурин в виде глюкозидов. Применение марены в крашении основано на способности ализарина и пурпурина давать стойкие и яркие «лаки» с различными оксидами металлов. С оксидом железа образуются «лаки» черного или фиолетового цвета, с глиноземными протравами — ярко-красного или розового цвета, с оловянными протравами — огненно-красного цвета.

Мареной окрашивали шелк, шерсть, лен, хлопок. Окрашивание хлопка в кумачовый цвет проводили с помощью масляной протравы. Для этой цели сначала применяли оливковое (турнантовое) масло, способное давать хорошие эмульсии. Такой эмульсией до 10 раз пропитывали ткань, после чего она приобретала способность соединяться как с минеральными солями, так и с красителями, в частности с ализарином. Окраска получалась яркая, живая, ткань мягкая, с блеском. Таким образом окрашивали кумач на ситцевых фабриках России. Турнантовое масло во второй половине XIX века постепенно вытеснялось касторовым маслом, получавшим название ализариновое масло. В России, особенно в северных районах, наряду с широко распространенной мареной для окрашивания одежды и бытовых тканей использовали корень подмаренника, содержащий те же красители, но в незначительных количествах. К концу XIX века искусственный ализарин, полученный в 1870 году, полностью вытеснил марену, культивирование и сбор которой постепенно потеряли свое значение. Синтетический ализарин сохранил прекрасные прочностные свойства натуральной марены, но уступил ей по красоте даваемого цвета. Хотя, судя по образцам ранних и поздних фабричных тканей можно сказать, что мареновое ализариновое крашение мягче и глуше по цвету, чем синтетическое.

Для крашения нам понадобится:

· - бак для крашения;

· - измельченные корни марены (чем мельче, тем лучше. Индусы и узбеки красят корнями, измельченными в порошок);

· - вода (желательно дистиллированная или мягкая с минимумом примесей, так как они влияют на цвет);

· - протрава (алюминиевая или любая другая на выбор, это зависит от того, какой оттенок вы хотели бы получить);

· - емкость с водой для полоскания.

Пропорции следующие:

Перед тем, как окрашивать ткань, рекомендуем протравить её в специальном растворе. Протравный раствор из расчета на 100 г материала состоит из 2-3 л воды и 10 г алюмокалиевых квасцов. Квасцы можно купить в аптеке или в магазине с химическими реактивами. Квасцевать можно во время крашения или после него, но предварительное и ровное квасцевание станет залогом хорошо впитавшейся краски и ровности окраски в целом.

Красильный раствор следует заготовить заранее. Примерно за 10-12 часов до крашения следует замочить измельченные корни марены в воде из расчета 2-3 литра воды на 100 г ниток/ткани, корни взвесить в соотношении один к одному, то есть 100 г красителя на 100 г материала. Время крашения зависит от того, насколько интенсивный цвет вы хотите получить. Имейте в виду, что при высыхании краска светлеет. После окрашивания следует выполоскать ткань или нитки в слабом растворе уксуса, или лимонной кислоты для закрепления.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 424; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!