Квасцевание – см. отдельную статью.



Крашение тканей Сборник материалов по крашению тканей натуральными красителями кир «Яромир» Г. Москва, Кременчугская 40к2   1. Введение 2. Технология 3. Квасцевание 4. Цвета 5. Индиго     Введение по материалам Ф. Спасова (Аустрвегр/Восточный Путь) Аутентичный костюм начинается в первую очередь с … со строгого исторического исследования. После того, как костюм найден и разработан что нужно сделать? Обычно – покрасить его. Ограничиваем регион и время, чтобы представить полную картину и избежать неточностей. Северная и Восточная Европа 9-11 веков, само собой разумеется, задолго до эпохи Великих географических открытий. Импорт как тканей, так и красителей, мог осуществляться только лишь через военно-торговых партнеров с территории Кавказа, Византии и арабской Испании. Кто носил разноцветную (крашенную) одежду в период раннего средневековья? Сразу хочется написать — бездельники, вот только людей такой манеры в те прекрасные времена не было. Любой цвет, а не только красный, как в легендарные времена Киевской Руси — это знак социального статуса. Простой человек не видел практической ценности в окрашенной ткани: крепче от этого штаны или рубаха не станут, теплее — тоже. Выходит, «овчинка выделки не стоит». Реконструкция методов нанесения натуральных красителей основана на двух предпосылках - первая это анализ средневековых тканей на предмет остатков красителя или группы красителей, и вторая это этнографические методы покраски идентичными красителями, которые активно использовались вплоть до 20в. Коррелируя эти данные можно с высокой долей вероятности восстановить процесс окрашивания ткани в раннем средневековье. Анализ раннесредневековых тканей дает нам не очень большой список пигментов и протрав, пригодными для крашения. Этот список значительно короче этнографического и это можно объяснить несколькими причинами. Первая причина - это различные климатические условия и ареалы произрастания тех или иных природных красителей. До начала великих географических открытий, когда Европа путем торговли и военных завоеваний активно менялась флорой и фауной со всем миром, растительный мир и его практическое использование несколько отличались от эпохи Нового времени. Вторая причина — это отсутствие практического значения окрашенной ткани. Цветная ткань не становится более прочной, долговечной или антисептической. Цвет являлся, скорее всего, социальным атрибутом владельца, отражая его статус и положение в обществе. Широкие слои населения не заморачивались с покраской ткани местными красителями, а импортные были недоступны в результате своей дороговизны. Регион наших интересов - Северная, Восточная Европа и военно-торговые партнеры, с территории которых ткань импортировалась или привозилась в качестве военной добычи - Кавказ, Византия и арабская Испания. Время - 9-11 вв. Анализируя остатки тканей этого периода можно вычленить несколько красителей растительного происхождения: индиго, марена, крушина, кора дуба, куркума. Глобально различаются методы крашения индиго и всеми остальными, поэтому следует знать два основных метода крашения - кубом и протравными красителями. Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей. Сырье как для красителей, так и для дубителей в изобилии имелось в окрестных угодьях практически любого населенного пункта лесной полосы России. Этнографические материалы, в сочетании с современным ботаническим определителем позволяют составить список в 54 наименования произрастающих на указанной территории растений, содержащих дубящие и красящие вещества, которые могли использоваться в обиходе. Обычно натуральные красители довольно нестойки и требуют закрепления при помощи дубильных веществ. Некоторые растения содержат и дубильные, и красящие вещества. В некоторых случаях из разных частей одного растения можно извлечь разные цвета. Комбинируя различные красители, используя кислоту или щелочь можно добиться различных расцветок и густоты тона. Итак, почти всем красящим растениям для того, чтобы накрепко закрепится на волокне, нужен катион того или иного тот или иной металла. То есть обойтись без процедуры квасцевания нельзя. Но, спросите вы, как же тогда наши предки обходились без квасцов! Да, наши предки обходились без квасцов, но квасцевание материалов они проводили. Мы склонны преуменьшать возможности и достижения людей прошлых эпох. По клинописным табличкам, найденным в Месопотамии, расшифрованы красители и рецептуры, относящиеся как минимум ко II веку до н.э. Уже тогда в качестве протрав использовались алюминиевые квасцы (извлекаемые из глинозема), и сульфат железа. Медные, свинцовые, оловянные протравы вошли в практику уже во второй половине I тысячелетия. Конечно, протравы древности были не такими химически чистыми, как произведенные в наше время, однако они были. В регионах, которых не было возможности добывать, например, алюмокалиевые квасцы, в частности на Руси, использовали отвары и настои растений, в частности плауны, для окраски мареной иди подмаренником. Плауны, как и некоторые другие лишайники, накапливают сульфат и тартрат алюминия. Так же использовались настои ржавых металлических элементов, гвоздей, железяк, медную посуду, создавали кислые среды квасом или капустным рассолом, кислыми листьями растений. Использовали растения-дубители, например, отвар желудей, в качестве протравы. Выводы: - для получения стойкой окраски большинству природных красителей нужна протрава – катион металла, изменение pH среды (кислая или щелочная среда). - протравы могут быть мхи (плаун занесен в Красную Книгу), листья чая, сок лимона, сок щавеля или ревеня, отвар коры дуба и желудей, хлебный квас, рассол квашеной капусты; вода на настоянных ржавых гвоздях, использование при крашении медной посуды, ржавой железной, алюминиевой посуды. - так же это могут быть стандартные химические вещества, покупаемые в магазинах химтоваров, в магазинах «все для сада» (например, медный и железный купорос); в продуктовых отделах – пищевая сода, уксусная кислота или лимоны; в отделах бытовой химии – каустическая и кальцинированная сода. - разные протравы и изменение кислотности среды обычно дают разные оттенки цвета или даже разные цвета при одном и том же красителе. - использование «подручных» средств протравливания дает менее предсказуемый результат крашения, удлиняя процесс окрашивания. Процесс крашения в чем-то становится более творческим, однако результат будет практически не повторим. - если использование протрав и подкислителей/щелочей из природы удлинит крашение на 2-3 дня, то использование медной или алюминиевой посуды вместо протравы удлинит время окрашивания на недели и месяцы. - Есть известные Мастера, например, Индия Флинт, и другие, которые красят натуральными красителями, не применяя никаких химически произведенных протрав и закрепителей, и используя только кислые растения, природные щелочи, и различные железяки. Однако они не скрывают, что процесс покраски может занимать до 2-3 месяцев.   Технология Большинство цветов ткани, предлагаемых современными текстильными фабриками, не употребимы для исторической реконструкции. Даже не потому, что они получены из синтетического красителя, а просто в силу того, что сам цвет даже отдаленно не напоминает те, что в средние века получали из трав, некоторых химических соединений и животных. Большинство людей серьезно занимающихся исторической реконструкцией предпочитают красить ткань самостоятельно хотя бы время от времени. Растительные красители капризны. Даже одна и та же трава дает разный цвет при похожих условиях. А еще цвета выгорают на солнце и линяют. Есть большая разница между красящей травой в свежем и засушенном виде. Например, вы вряд ли добьетесь аптечной сушеной черникой синего цвета! Только свежей. Разные красители дают разный цвет при различной температуре. У некоторых красящий раствор нужно кипятить (крушина), у некоторых он и вовсе должен быть холодным (ежевика). На разной ткани один и тот же краситель дает разный цвет! Например, крушина окрашивает шерсть в желтый, а лен в коричневатые цвета. Интересно, что суровый, неотбеленный, лен не красится вообще в принципе. Интенсивность цвета, если нет возможности купить дорогой редкий краситель (индиго, кошениль и т.п.) достигается с помощью большого количества красящей травы, многократного окрашивания, применения квасцов. Неудачный результат – тоже результат. Это опыт. Кстати, чтобы учиться на чужом опыте, помните, что натуральные ткани садятся при влажности, высокой температуре и механическом воздействии (а кипячение с помешиванием - это просто квинтэссенция сих). Так что готовьтесь к усадке ткани процентов на 7-10 минимум или окрашивайте вхолодную, например, черникой, ежевикой или жимолостью. Материалы (см. Главу 2 - Цвета) Все травы, кроме индиго, можно купить в аптеках, если вы собираетесь красить постоянно, то лучше выйти напрямую на завод производитель и закупать напрямую не расфасованную траву в больших мешках. Ее стоимость за единицу продукции будет в 20 раз дешевле, чем купленная в аптеке. Вес красителя всегда рассчитывается исходя из веса ткани и пропорция примерно такова - на один килограмм окрашиваемой ткани вам потребуется 500-600 грамм сухой травы. Для более точного измерения советуют использовать электронные весы, а вес травы всегда указан на упаковке. По технологии крашения, то есть способу взаимодействия с волокнами, природные красители делятся на: § протравные § прямые – то есть могут красить без протрав § кислотные –для шерсти и шелк при изменении pH красящего раствора § кубовые Инструментарий: Самое основное это посуда-котел для окрашивания ткани. Бак для окраски тканей, пряжи и меха должен быть просторным и не иметь трещин и сколов эмали, чтобы не было примеси посторонних веществ, искажающих цвет изделий. Котел должен быть достаточно большим - 40-50 литров, в тоже время удобным и легким. Основные типы котлов в раннем средневековье делались из железа или меди. Есть котлы из мыльного камня, но их число единично и возможность использования под покраску сомнительна. Вам необходимо определиться, как вы будете красить в полевых условиях или дома. Для дома подойдет и обычный эмалированный бак, для антуражных выездов лучше использовать историчные крупногабаритные котлы. Бак должен умещаться на плите и иметь ручки, а котел в поле можно подвесить на треногу. Опять же при покраске в домашних условиях у вас всегда под рукой будет кран с горячей и холодной водой, для полевых работ вам понадобиться речка с проточной водой и несколько деревянных или кожаных ведер для заполнения котла, разведения квасцов и полоскания покрашенной ткани. Главными инструментами красильщика являются палка-мешалка и деревянные щипцы для доставания горячей ткани из бака. Ткань надо укладывать так, чтобы не образовывались складки, а раствор при крашении необходимо постоянно перемешивать, это поможет избежать непрокрашенных полос и обеспечит равномерную окраску. Если же требуется создать "мраморную" окраску, то пользуются техникой узлового батика: изделие после обычной подготовки связывают узлами или перетягивают тесьмой, под которыми ткань прокрашивается не до конца и получается более светлого тона.

Подготовка красителя

Приготовленное для крашения растение размельчить до частиц размером примерно 4-5 мм. Краситель необходимо замочить в холодной воде на 12 часов для того, чтобы максимально растворить траву и подготовить ее к выварке красящих веществ. Обычно достаточно оставить траву на ночь размачиваться в 15-20 литрах воды. На 100 г пряжи берут 100-150 г сушеных растений или 250-300 г свежих на 1-2 л воды. Сырье заливают мягкой водой (т.е. содержащей малое количество солей кальция, можно использовать дождевую, перегнанную или взятую из чистых ручьев воду, жесткая вода из водопровода мало пригодна для этих целей). Внимание! Красящее вещество марены находится в ее корнях, при ее сборе, очистке и расфасовке на них все равно остаются мелкие частицы земли и камней, которые при замачивании опустятся на дно, поэтому марену лучше замачивать не в красильном баке, а в отдельной посуде, из которой нужно раствор аккуратно слить после замачивания в красильную ванну. Если земля останется, то при крашении пятна на вашем изделии вам будут обеспечены.

Подготовка ткани

Ткань так же необходимо подготовить к крашению и очисть ее от жира, грязи и прочих примесей. В домашних условиях это можно просто постирав ее в машинке с порошком, в поле достаточно будет постирать в теплой воде добавив любую щелочь или использовав обычное хозяйственное мыло. Шерсть желательно стирать во всех случаях вручную и перед окрашиванием отрезанные кромки необходимо обметать. После очистки ткани ее нельзя сушить и желательно поменьше трогать руками, сразу после стирки ее сразу же надо красить.

Вываривание раствора.

 Объем необходимого раствора напрямую зависит от сухой массы окрашиваемой ткани, поэтому перед очисткой необходимо взвесить ваше изделие или отрез материала. Идеальным считается след. пропорция - на каждые 100 гр. ткани должно приходится 5 литров раствора. Обычная льняная или шерстяная рубаха весит в среднем 800-1000гр, следовательно, вам необходимо порядка 50 литров раствора и соответственно котел данного объема. Данная пропорция красителя позволяет окрашиваемой ткани свободно плавать в котле, не лежать комком на дне или торчать над уровнем воды и благоприятно воспринимать красящее вещество на структуру ткани.

Котел с отмоченной травой или корой необходимо поместить на огонь, долить воды до необходимого объема и довести до кипения. Далее раствор кипятится полтора-два часа до полного вываривания красителя из травы. Это наиболее простой способ вываривания раствора, существует и более сложный - многоэтапный, позволяющий максимально отделить краситель. Первоначально ставится на огонь тот объем воды, в котором вымачивалась кора и доводится до кипения, после 20 минут варки вода сливается в отдельную емкость, а в котел заливается 10 литров свежей воды и процесс повторяется до полного отделения красителя. После этого чистый объем раствора ставится на огонь и выпаривается примерно 5ая часть воды, тем самым концентрируя краску в растворе.

В обоих вариантах после получения чистого раствора шелуха выбрасывается из котла для того чтобы ее комки не оставляли пятен на ткани. Отвар процеживают через марлю (сито) в емкость для крашения. Траву кипятят в марлевом мешочке.

Чтобы полнее выделить краситель, кипячение повторяют в той же пропорции, затем сливают растворы вместе. Можно с этой же целью добавить чайную ложку кальцинированной соды из расчета на 1 л. воды. Кипятят и в один прием — за 1-2 часа. В конце экстракт разбавляют водой.
При крашении хлопка и льна после 20-30 мин. кипения кладут поваренную соль (2 стол. ложки на 2 л воды). Соль помогает краске выделиться из раствора. Далее кипятят еще 30 мин. Для шерсти и шелка при окрашивании растительными красителями уксусную кислоту в количестве 3-5% от веса пряжи добавляют в четыре приема: первый — при появлении пара, затем при закипании, остальное — через 15 и 30 мин. крашения. Пряжу в это время вынимают, а раствор перемешивают. Можно также прибавить 1-2 стол. ложки соли, растворенной в 1 л воды или насыпать соль прямо в краситель. Материал при этом надо вынимать.

Также, для лучшего вываривания красителя добавляют 1 чайную ложку соды или поташа на 1 л воды, доводят до кипения (но не кипятят) и вываривают при помешивании около 2 часов при температуре 70-90 градусов под крышкой, подливая свежую воду по мере выпаривания до тех пор, пока краситель полностью не перейдет в раствор.

Квасцевание – см. отдельную статью.

Процесс протравливания квасцами называется "квасцевание". При этом обычно применяется 1-2% раствор. Количество красителя и квасцов определяется весом окрашиваемой ткани, характером красителя, толщиной ткани и яркостью нужного оттенка. Например, нужно прокрасить кусок шерсти весом в 700 г. Для квасцевания необходима ванна с модулем М30, т.е. на 100 г ткани необходимо 3 л воды, получается, что этот кусок нужно обработать в 21 литре 1% квасцов. 1% от 21 литра это 210 г сухих квасцов, необходимых для раствора. Смесь необходимо нагреть на огне до 60 градусов и обрабатывать шерсть при этой температуре не более 20 минут. Затем ткань вынимается, отжимается и опускается в краситель, но уже с модулем М50, т.е. не менее 35 литров. Как указано в отдельной статье, квасцевание может проводиться также во время и после крашения.

I – Предварительная протравка. Химические вещества растворяют воде. При температуре 40° С материал погружают в раствор и кипятят 15—20 минут, время от времени помешивая. Затем его вынимают и воду сцеживают. Мокрую ткань, пряжу или волокна кладут в холодный отвар, доводят до кипения и кипятят 45—60 минут. Отжимать пряжу во время протравки или после нее нельзя — окраска будет неровной. Протравленную пряжу надо осторожно переложить в отвар красителя.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 719; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!