II. Одновременная с окраской протравка.



Самый удобный и распространенный способ. Прежде чем опустить окрашиваемые вещи в отвар красителя, в нем, тщательно помешивая, растворяют закрепители. В полученную смесь кладут чистый мокрый материал. До кипения смеси материал переворачивают все время, а затем с небольшими перерывами. Кипятить 45— 60 минут.

III. Последующая протравка.

Материал кипятят в отваре красителя примерно час. Затем вынимают его, добавляют в отвар раствор закрепителя и кипятят окрашиваемый материал еще 30 минут. Одно и то же растение при разных способах протравки дает различные оттенки цвета. Для удобства обозначим римскими цифрами способы протравки:

I -предварительная, II - одновременная с окраской; III- последующая.

При окраске жгучей крапивой с квасцами получаются оттенки желтого цвета, самые темные — при III способе, особенно при большом количестве квасцов. При использовании дихромата калия получаются: I — желтовато-коричневая, II — серовато-коричневые и III — зеленовато-коричневые; при использовании (железного купороса I — светлые серовато-коричневые, II и III — темные серовато-коричневые и III — при увеличении концентрации — зеленовато-черные; при использовании медного купороса: I — желтовато-серые, II и III серые и III — при увеличении концентрации — зеленовато-коричневые; протравка винной кислотой дает желтовато-серые оттенки. При окраске растениями лучше, интенсивнее окрашиваются шерстяные материалы, слабее — хлопчатобумажные и льняные. Таким образом, протравка особенно важна при окраске хлопчатобумажных и льняных материалов. Их необходимо кипятить дольше, чем шерстяные. Льняной материал нужно кипятить даже 3 часа, а затем охладить в отваре красителя. После окраски пряжу вынимают и проверяют ее оттенок. Если надо, добавляют красящее вещество или кипятят материал дольше. Цвет пряжи можно сделать гуще, если ее высушить, не прополаскивая и еще раз прокипятить в том же отваре. Так можно повторять несколько раз.

Обычно окрашиваемый материал кипятят до получения желаемого оттенка. Оттенок цвета пряжи можно изменить если подержать ее 30-60 минут в холодном щелоке из березовой золы (желтый оттенок при окраске березовыми листьями становится золотисто-желтым).

После окраски пряжу прополаскивают в холодной воде (кроме тех случаев, когда она оставляется в отваре красителя). Чтобы, пряжа не свалялась, ее нельзя тереть и мять. После этого пряжу стирают в теплой мыльной воде и прополаскивают 3—4 раза в теплой воде. Окрашенная некоторыми растениями шерстяная пряжа при стирке меняет оттенок. Зеленовато-желтая пряжа, протравленная квасцами, становится золотисто-желтой; протравленная медным купоросом зеленая — коричневой и светло-коричневая — темно-коричневой; оливково-зеленая и серая, протравленная сульфатом железа — коричневой. Нередко цвет становится красивее первоначального. Если краска плохо закрепилась, пряжу надо прополоскать в крепком горячем отваре ягод можжевельника. Для сушки пряжу слегка отжимают и вешают на веревку или палку. Через мотки продевают вторую палку, которая своей тяжестью равномерно вытягивает пряжу. Сушат пряжу в теплом, но не жарком месте. Сушка в холодном месте делает ее грубой.

Как уже сказано, из местных растений получают в основном черные, желтые, зеленые, коричневые и серые краски. Эту монотонность разнообразить иноземными растительными красителями. Наши предки умели получать интересные оттенки красок, добавляя к местным растениям те или иные вещества.

Собственно процесс крашения

 Как говорилось выше, очищенный раствор красителя ставится на огонь и после начала кипения в него опускается предварительно замоченная или заквасцованная ткань. Шерсть красится в течении одного часа при постоянном помешивании, лен, конопля полтора час, шелк и хлопок в течении получаса. Связано это прежде всего со структурой ткани и ее восприимчивости к крашению. Помешивать необходимо для того, чтобы раствор постоянно обволакивал всю ткань, а не ее части, и чтобы ткань не пригорала к днищу бака, где температура выше и соответственно выше возможности к обмену красителем. Несоблюдение этих правил может привести к образованию пятен на ткани.

Ваша ткань будет окрашиваться до тех пор, пока не будет достигнут баланс красителя между раствором и тканью, весь краситель не сможет перейти в первый раз на ткань, поэтому простое крашение всегда будет многоэтапным, достигнуть насыщенного цвета можно только при многократном крашении.

После покраски ткань необходимо сполоснуть (не стирать!) в холодной воде в корыте или ванне и повесить сохнуть. После сушки ткань необходимо встряхнуть для удаления мелких частиц травы и записать где-нибудь на стене о результатах своих опытов.

Если будущий цвет светлого или яркого тона, то ткань нужно предварительно отбелить. При отбеливании тканей и пряжи животного происхождения необходимо очистить их от грязи, жира и пота, для этого ткань нужно промыть в мыльной ванне с прибавлением поташа и потом хорошо прополоскать в воде. Подготовленные таким образом ткани погрузить на 20-30 мин в 10-20%-ный раствор перекиси водорода, к которому прибавить 1-3% нашатырного спирта для нейтрализации жидкости. Затем вымытую влажную ткань просушить. Сушить лучше всего на солнце, если же сушка осуществляется в помещении, то сушить нужно при невысокой температуре.

Окраска начинается с погружения ткани в горячий красящий раствор, который постепенно доводится до кипения, и продолжается в общем 1,5-2 ч. Если протрава вводится уже после окрашивания материала, то продолжительность крашения удлиняется до 2,5 ч. Все вещества вводятся в котел в растворенном или разбавленном в воде виде, при этом окрашиваемый материал вынимается из ванны, содержимое ее хорошо размешивается деревянной палкой, после чего опять погружается материал для окраски. После крашения необходимо пряжу или ткань прополоскать в теплой мыльной воде, а потом хорошенько в холодной, но аккуратно, чтобы краска не отстала. После полоскания нужно краску закрепить, для чего материал погружают на 2-5 мин в холодную воду, к которой на ведро воды прибавлено 20 г концентрированной серной кислоты. Это закрепление краски называется откваской. После откваски нужно опять прополоскать в воде, отжать и развесить для просушки.

Беление хлопчатобумажной ткани, льна, полотна и т.п. Применяют перекись водорода или раствор из 10 частей перекиси кальция, 5 ч. растворимого стекла и 1000 ч. воды.

Беление пряжи или ниток. Материал положить на 8-9 часов в щелок из ясеневой золы, прополоскать холодной водой, потом промыть теплым крепким мыльным раствором, вторично прополоскать водой и высушить.

Состав для беления полотна. Полотно вымачивают в растворе из 3 ч. едкого натра, 30 ч. поташа, 15 ч. глицерина и 1000 ч. воды.

Отмыть и обезжирить льняные и хлопчатобумажные ткани можно, выварив их несколько часов в 5%-м растворе кальцинированной соды (0,5 кг соды на 10 л воды).

Беление льна по способу Клауссена. Сырой лен прокипятить в 1%-ном растворе едкого натра и сполоснуть в 2-3%-ном растворе горькой соли (магнезит, MgCO3). Высушенный лен промыть в 30%-ном растворе соды, затем в 1%-ном растворе серной кислоты и наконец прополоскать в холодной воде. При такой обработке лен теряет 1-2% веса.

Невозможно дать какие-либо конкретные рекомендации о количество растительного сырья, требуемого для окраски определенного количества ткани, так как содержание красителя в сырье – величина переменная и нефиксированная. Некоторое представление об этом можно, однако, получить из следующих примеров.

Для окраски 1,6 кв. м домотканого холста в желтый цвет взять10-литровое ведро, на две трети заполнить березовым листом, добавить 10 чайных ложек соды (1 ложка на литр воды), кипятить полтора часа с помешиванием и подливанием воды по мере выкипания, процедить, погрузить протравленный холст, варить 1 час при помешивании. Полоскать, как указано выше. Для окраски 4 кв. м шерстяной ткани в красный цвет требуется 200-300 г корня морены красильной на 10 л воды плюс 1 стакан алычового сока. Для окраски 1,5 метра льняной ткани в коричневый цвет требуется 400 г дубовой коры.

Для достижения необходимого цветового тона красители можно комбинировать и получать разные оттенки, например: оранжевый (красный + желтый), зеленый (синий + желтый), лиловый (красный + синий). Окрасив ткань сначала в синий (индиго), а потом в желтый цвет (крушина), можно получить красивый бирюзово-зеленый цвет. Добавляя соли трехвалентного железа в растворы красителя, содержащие дубильные вещества, можно получить окраску от темно-синей до черной.

Не всегда крашение производится непосредственно в процессе вываривания. Иногда необходимый цвет достигается спустя некоторое время после окончания процесса крашения. Примером этого является так называемая кубовая окраска шерсти, дающая исключительную по прочности и красоте окраску в синий цвет. Окрашивание ведется рядом способов, различают: содовый, поташный, купоросный и другие кубы. Наиболее удобным в использовании является содовый куб: 500 г пшеничных отрубей погружают в котел с 5-6л воды, нагревают в течение 1-2 ч, охлаждают до 50-60° С и прибавляют хорошо смешанные 45 г индиго, 45 г соды и 10-12 г гашеной извести. Все это оставляют под крышкой на 2-3 дня, изредка помешивая, до развития брожения и образования куба. Признаком хорошо удавшегося куба считается раствор янтарно-желтого цвета с пленкой наверху, имеющей синевато-красный отлив. Чтобы брожение происходило правильно, нужно все время поддерживать раствор теплым. Если брожение проходит бурно, нужно прибавить немного извести. Для окраски берут сначала только половинное количество полученного куба, так называемой матки, и смешивают с 10 л воды, в которой растворено 40-50 г соды. Такой раствор может окрасить 1,5-2 кг шерсти. Перед окраской шерсти ее смачивают и в мокром отжатом виде погружают на 30-35 мин в куб под уровень раствора. Затем ткань или пряжу вынимают, отжимают и развешивают сушиться на воздухе. Материал сначала окрашивается в желтый цвет, который быстро зеленеет, а под конец синеет. Окрашенный в синий цвет материал промывают в мыльной воде и прополаскивают в обыкновенной. Для получения очень темного цвета окрашенный материал до промывки мыльным раствором несколько раз погружают в кубовый раствор. Если во время окраски цвет раствора ослабел, нужно прибавить немного краски из «матки» до получения первоначального цвета красочного раствора. Таким способом можно получить и другие цвета.

Для смягчения ткани из 100%льна применяется метод замачивания в соли, а точнее в солёной воде. На ночь оставляем ткань в ёмкости с "подсоленной" водой (мне больше всего нравится морская вода с пеной, но можно использовать и поваренную соль, примерно стакан на небольшой тазик), утром постирать в машинке на 60 градусах и максимальном количеств оборотов выжать, можно еще добавить ополаскиватель, что так же смягчит ткань, но я бы использовала его лишь в том случае, если точно уверены, что никакой аллергии за этим не последует. После стирки расправляем ткань как бы "встряхивая" её. Прогладить утюгом с паром нужно в мокром состоянии.

Можно воспользоваться методом сухого отжима. В машинку загружаете ткань и ставите на отжим на максимальных оборотах, без полоскания, или с полосканием, это как у вас время позволяет, гладить потом лучше в мокром или сухом виде, но обязательно с паром.


 

Квасцевание

Квасцы - это соли металлов, которые способствуют окрашиванию и закреплению краски на ткани образуя лак - прочное соединение между волокнами ткани и красителем. В двух словах действие квасцов можно описать так – в результате обычного крашения частицы краски переходят на ткань только в результате диффузии и переход этот осуществляется до тех пор, пока не будет достигнут баланс между наличием частиц красителя в растворе и на ткани. Квасцы же способствуют формированию дополнительных молекулярных связей на структуре ткани, краситель полностью выбирается из раствора, образуя на ткани насыщенный цвет.

Натуральные красители не так сильно взаимодействуют с волокнами ткани, как искусственные, поэтому для усиления стойкости окраски и яркости цвета при окрашивании необходимо добавлять протравы или дубильные вещества.

Немного химических подробностей: большинство природных красителей, содержащихся в растениях, являются производными антрахинона и находятся в растениях в виде гликозидов – антрагликозидов. В процессе экстракции и крашения гликозиды распадаются на глюкозу и соответствующее производное антрахинона. На волокне большинство природных красителей закрепляется с помощью протрав – минеральных или органических соединений, образующих химические связи с одной стороны с волокном, а с другой – с красителем. Используя различные протравы, из одного и того же сырья можно получить до 40 цветов и оттенков. Цвет может также отличаться в зависимости от того, когда было осуществлено травление – до, в момент или после окраски. Для большинства протрав наиболее светлой окраской обладают образцы, окрашенные по 3 способу, то есть когда обработка солями металла следует после крашения, а наиболее темной – окраски, полученные при крашении по способу с одновременным протравливанием. Это объясняется тем, что в зависимости от последовательности нанесения протравы и крашения могут образовываться комплексные соединения различного строения.

В протраве нуждаются до 90% растительных красителей. В качестве протрав применяются соли металлов, катионы которых осаждаются на ткани. Существует несколько видов традиционных протрав.

Квасцы представляют собой гидратированные двойные сульфаты, содержащие сульфат трехвалентного металла (алюминия, хрома, магния, железа, индия) и сульфат одновалентного металла (сульфат щелочного металла или аммония), обладают кислым и вяжущим вкусом. Применяются при крашении, как антисептики, при получении химикатов, в фотографии. Общая формула – MеIMеIII (SO4)2*12H2O. В последнее время наблюдается тенденция заменять их простыми сульфатами. Квасцы можно купить в аптеке ("кровоостанавливающий карандаш"), в фотомагазине или в магазине химреактивов. Квасцы природные – группа минералов класса сульфатов, двойные водные сульфаты Al3+ и щелочных катионов –Na+, К+, NH4+. Включают натриевые квасцы, калиевые квасцы, аммониевые квасцы и др. Обычно бесцветные землистые или волокнистые массы. Твердость 2,5; плотность 1,6-1,8 г/см³.

При окрашивании шерсти хорошие результаты достигаются применением предварительной протравы бихроматом (дихроматом) калия (K2Cr2O7). На каждый кг пряжи или ткани следует взять приблизительно 20-25 гр. соли.

Дубильные вещества (танниды) – это природные фенольные соединения, обладающие дубящими свойствами, применяется в народном хозяйстве для дубления кож, а также для изготовления натуральных красителей. Среди низших растений они встречаются в лишайниках, грибах, водорослях, среди споровых – во мхах, хвощах, папоротниках. Богаты дубильными веществами представители семейств сосновых, ивовых, гречишных, вересковых, буковых (дуб и бук), сумаховых. Семейства розоцветных, бобовых, миртовых насчитывают многочисленные роды и виды, в которых содержание дубильных веществ доходит до 20-30% и более. Больше всего (до 50-70%) дубильных веществ найдено в патологических образованиях – галлах, особенно в сумаховых и дубовых (т.н. "чернильные орешки"). Наиболее богаты дубильными веществами тропические растения. Если красящие растения содержат дубильные вещества, то добавлять их дополнительно нет необходимости.

Растительные красители, содержащие одновременно дубильные вещества (кора различных деревьев и некоторые другие растения) не требуют квасцевания, но протравы все же дают лучшее качество окраски, чем танниды. В некоторых случаях и разных частей одного растения можно извлечь разные красители. Комбинируя различные красители, используя кислоту или щелочь можно добиться различных расцветок, оттенков и насыщенности окраски.

Подавляющее большинство (но не все) природные красители не взаимодействуют с белковыми (шелк и шерсть), а также целлюлозными волокнами (лен, хлопок, вискоза, конопля, джут и т.д.), то есть непосредственно не окрашивает волокна.

Однако, эти красители могут связываться с активными группами волокна при помощи посредников – катионов металлов. В молекулах большинства природных красителей содержатся фрагменты, способные к образованию прочных соединений (хелатных комплексов) с катионами металлов. В молекулах волокон так же содержатся группы, способные к стойкой реакции с катионами металлов. Поэтому большинство природных красителей может окрашивать волокна, предварительно обработанные солями металлов (Al - алюминий, Ca-кальций , Sn - олово , Cu - медь, Cr - хром, Fe - железо и другие), за счет образования «лака» - прочного, не растворимого в воде комплекса «краситель – катион металла - волокно».

Такие красители называются протравными, а соли металлов – протравами.

Чтобы увеличить в волокне число групп, способных к комплексообразованию с металлами, то есть усилить цвет и прочность окрашивания– волокна помимо обработки солями металлов обрабатывают в качестве дополнительной протравы солями виннокаменной кислоты (винный камень), или дубильными веществами. (Это не обязательно.)

Протравные красители дают наиболее светопрочные, устойчивые к стирке окраски.

Цели использования квасцов в крашении:

1) Для закрепления цвета, то есть без квасцов этот краситель/растение не дает стойкого цвета.

2) Для получение дополнительных или иных оттенков цветов, то есть растение краситель красит материалы и без квасцов, но с квасцами можно получить новые варианты цвета.

3) Для повышения насыщенности цвета того же оттенка, то есть для экономии красящего вещества.

Цветовые характеристики окрашенных волокон при протравном крашении зависят:

- от типа красителя.

- так же от протравного катиона, (то есть с разными протравами будут получаться разные оттенки и даже цвета при неизменном красителе),

- присутствия посторонних или дополнительных катионов и дубильных веществ, (то есть квасцы можно смешивать в разных сочетаниях и разных пропорциях, и будут получаться разные оттенки одного цвета или даже разные цвета при использовании одного и того же красителя),

- pH раствора – при разном pH – разные оттенки или цвета,

- температуры крашения - - при разной температуре могут быть разные оттенки или разные цвета,

И множества других факторов. Чтобы получить нужный оттенок, иногда волокно красили в течение нескольких недель месяцев.

Внимание! Соли металлов при квасцевании испаряются из раствора и могут осаживаться как на вашей коже, так и ваших легких, что несколько опасно для жизни. Помещение должно быть хорошо вентилируемым, а до квасцов не должны добраться ваши домашние животные или дети.

Квасцы могут преобразовывать цвет, как одного красителя, так и смеси двух-трех составляющих, таким образом можно получать большое разнообразие цветов, даже имея под рукой три-четыре основных красителя.

Различают три способа квасцевания – до крашения, вместе и после крашения. Для первого и последнего способа необходимая пропорция квасцов рассчитывается исходя из веса сухой ткани и составляет 3 литра раствора на каждые 100 гр. ткани. Соответственно на материал весом в 1кг вам потребуется 30 литров воды. Содержание соли в растворе не должно превышать 1-2 процентов. Чтобы рассчитать вес сухих квасцов, которые нужно развести в воде прибегаем к простой дробной формуле: 30л/кг = 100%, Хл/кг = 1%, где 30л\кг это полный объем соляного раствора, а Х требуемое количество соли для раствора.

Протравный раствор из расчета на 100 г материала состоит из 2-3 л воды и одного из следующих веществ: около 4 г квасцов, 1 г хрома, 1 г медного купороса, 0,5 г железного купороса. Чем больше воды, тем глубже протрава проникает в волокно и дает прочную окраску.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 580; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!