ЗНАЧЕНИЕ «ПОЭТИКИ» АРИСТОТЕЛЯ ДЛЯ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поэтика» - первое систематическое изложение теории искусства у греков.
«Поэтика» — небольшое по размеру, но глубоко содержательное произведение. По ходу рассуждения в ней затрагиваются основные вопросы эстетики и теории искусства:
- происхождение и классификация искусств,
- отношение искусства к действительности,
- сущность эстетического восприятия,
- понятие прекрасного,
- принципы художественной оценки,
- специфика отдельных видов искусства.
Аристотель создал произведение - анализ, закладывающее основы теории искусства вообще и в частности, теории драмы. До конца 18 в. учение «Поэтики» оставалось канонической теорией драмы; многие положения Аристотеля сохранили актуальность и до наших дней и служат предметом внимательного изучения в искусствознании и литературоведении.
1. «мимесис» — подражание, воспроизведение
2. Первой по необходимости частью трагедии Аристотель называет декорации. На втором месте по важности стоит музыкальная композиция («то, что имеет очевидное для всех значение»). И лишь на третье место Аристотель ставит словесное выражение («самое сочетание слов»).
3. Аристотель считал, что суть трагедии состоит в катарсисе. Катарсис — буквально очищение, или освобождение через страдание, сильные впечатления.
4. Момент перелома характерен для трагической фабулы, момент перехода от несчастью к счастью и наоборот.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО КУЛЬТУРА
|
|
Завоевание Персии Александром Македонским открывают новую эпоху греческой истории. Весь период от Александра Македонского до установления римского владычества в Передней Азии и Египте принято называть эпохой эллинизма, т. е. распространения эллинства и внедрения эллинской культуры в страны, завоеванные македонцами. Эпоха эллинизма – к. 4 – 1 в. до н.э.
Классический период:
1. эпоха полисной демократии
2. эпоха относительно замкнутости цивилизации
3. основной стиль литературы - классика. Характерны культура гармонии, общей нормы, традиции
4. культурны центр – Афины
5. философии Платона, Аристотеля, софистов
Эллинистический период:
1. эпоха больших монархий;
2. эпоха взаимодействия эллинистической и восточной цив. (синкретизм)
3. основной стиль лит. – маньеризм. Характерны культура крайности, индивидуальности, новаторства.
4. культурный центр – Александрия.
5. философия Эпикура, стоиков, кинизм (в низших слоях)
Философские системы (появляются в Афинах во вт. П. 4 в. до н.э.):
Эпику рейцы: создатель эпикулейства – Эпикур. Смысл жизни человека – счастье. Душа умирает вместе с телом, загробного мира нет. Человек должен стремиться к идеальному душевному состоянию – атараксии (невозмутимости). Это состояние достигается избавлением от страха перед смертью, предполагает умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и гос. дел.
|
|
Стоицизм: создатель стоицизма – Зенон. Стоики сравнивали философию с фруктовым садом. Человек должен следовать судьбе и долгу, быть полезным обществу и государству.
Кинизм: Антисфен. Высшее благо – достижения внутренней свободы, независимости от социального статуса и материальных ценностей
Стороны эллинизма, которые представляют собой прогресс по отношению к прошлому:
- гуманизация семьи и быта,
-более свободное положение женщины,
- обогащение мира личных чувств
- рост индивидуального самосознания,
- успехи эмпирических наук.
Особенности эллинистической литературы:
1. Космополитизм – идеология мирового гражданства, ставящая интересы государства выше интересов индивида – Сократ
2. Элитарность, «тёмный стиль» - чтение стихов не может быть лёгким, учёная поэзия.
3. Новаторство: новые темы – любви и быта, семьи; изменение традиционных женров; появление эпиграмм (застольных и любовных); приход сатиры.
|
|
4. Возникновение эпиллея (малого эпоса) и идиллий (зарисовок из жизни пастухов)
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОАТТИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ
Наиболее значительным вкладом эпохи эллинизма в мировую литературу является так называемая «новая» комедия (320 г. до н.э.), последний литературный жанр, создавшийся в Афинах и завершающий развитие, которое комедия получила в 4 в.
Особенности новой комедии:
1. Преобладает бытовая тематика. Основные темы – любви, семьи, быта. Евр - Медея
2. Реалистичные сюжеты (в отличии от древней) Евр – Ион, Алкеста (бытовые драмы)
3. Неважное значение хора, отсутствие его слов в тексте. Песни исполняются между актами Евр
4. Структура: - пролог + 3-5 эписодий
- нет парода, парабасы, агона
- членение текста на акты
5. Гуманизм (взгляд на семью ,воспитание, женщину и раба) Евр
6. Типы характера. Феофраст – книга «Характеры» - 31 основной тип. Преобладает в человеке моночерта (негативная), которая оставляет отпечаток на всём характере). Автор характеризует поведение каждого типа.
7. Мягкий юмор, отсутствие сатиры и злободневности
8. Главные герои – обычные люди - Евр «Троянки», «Андромаха»
9. Важная роль случая – восприятие жизни как каприз судьбы (характерно для эллинизма) - Евр «Ион»
|
|
10. Интрига – сцепление обманов, недоразумений, подслушиваний, переодеваний, подмены лиц - Евр «Елена»
Психологизм – Евр «Медея»
Пролог-персонаж - Евр
Приём узнавания - Евр «Ион»
14. Моральные поучения
15. Традиционная сюжетна схема
16. Афористичность
Разговорный язык Евр
Представитель - Менандр «Брюзга», «Тритейский суд», «Человеконенавистник»
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1372; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!