ЭСХИЛ- ОТЕЦ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ
Древнегреческий драматург, поэт эпохи становления афинского государства и греко-персидских войн, является основоположником античной трагедии в ее установившихся формах, подлинным «отцом трагедии».
Материалом для Эсхила служат героические сказания.
Эсхил первый:
- увеличил количество актеров от одного до двух,
- уменьшил партии хора,
- придал первенство диалогу.
В доэсхиловской трагедии рассказ единственного актера о происходящем за сценой и его диалог с корифеем служили лишь поводом для лирических излияний хора. Благодаря введению второго актера появилась возможность усилить драматическое действие, противопоставляя друг другу борющиеся силы, и характеризовать одно действующее лицо его реакцией на сообщения или поступки другого.
Целиком сохранилось 7 трагедий. «Просительница» - самая ранняя.
В трагедии «Семеро против Фив» впервые показан яркий образ героя, увеличение роли диалога. Начало трагедии – пролог, а не парод, т.е. актёрская сцена.
Сохранившиеся трагедии позволяют наметить три этапа в творчестве Эсхила :
1. «Просительницы», «Персы» - характерны преобладание хоровых партий, малое использование второго актера и слабое развитие диалога.
2. «Семеро против Фив» и «Прикованный Прометей». Здесь появляется центральный образ героя, охарактеризованный несколькими основными чертами; получает большее развитие диалог, создаются прологи.
|
|
3. «Орестеей», с ее более сложной композицией, нарастанием драматизма, многочисленными второстепенными образами и использованием трех актеров.
ПРОБЛЕМАТИКА ТРАГЕДИЙ СОФОКЛА
Софо́кл (495 г. до н.э. – 405 г. до н. э.) – второй великий трагический поэт Афин V в. Поэт времени зарождения афинской демократии. «Царь Эдип», «Антигона».
Его произведения пользовались исключительным успехом: он 24 раза получил на состязаниях первый приз и ни разу не оказывался на последнем месте. Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращения трагедии из лирической кантаты в драму. Трагедии Софокла отличаются четкостью драматической композиции. Они обычно начинаются с экспозиционных сцен, в которых разъясняется исходное положение и вырабатывается некий план поведения героев.
Новое от Софокла:
- центр тяжести на изображение людей, их решений и поступков;
- боги не влияют на принятие решений;
- третий актёр.
Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода. Выступая с тремя трагедиями, он делает каждую из них самостоятельным художественным целым, заключающим в себе всю свою проблематику. Образцом драматургии Софокла может служить его трагедия «Антигона». Вопрос был актуальным: защитники полисных традиций считали «неписаные законы» «богоустановленными» и нерушимыми в противоположность изменчивым законам людей. Консервативная в религиозных вопросах афинская демократия также требовала уважения к «неписаным законам».
|
|
Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей.
«Антигона». Герои «Антигоны» - Эдип, его сыновья Этеокл и Полигоник, две дочери – Исмена и Антигона.
История о том, как поссорились братья и развязали войну. Оба погибли, но Полигоника не хотели погребать и тогда Антигона решилась на ослушение нового царя Креонта. Она присыпала тело брата землей. В итоге она, ее жених и мать жениха погибли, а виновным во всем оказывается Креонт.
«Царь Эдип». Главные герои – Эдип, царь Лаий – его отец, его мать – царица Иокаста. Эдипу было суждено убить своего отца и женится на своей матери. Заканчивается история тем, что Эдип вонзил себе в глаза иглу и ослеп.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВ В ТРАГЕДИЯХ ЕВРИПИДА
Первая пьеса – «Пелиод». 22 участия и 4 победы. Дошло 18 трагедий, среди них «Медея», «Орест», «Елена», «Ифигения в Авлиде», «Гекуба», «Вакханки» и др.
|
|
Тематика Еврипида:
- Пелопонесская война, во время которой он жил;
- политика, двойственное отношение к демократии;
- рабство, тяжёлое положение рабов, что подавляет хорошие человеческие качества.
- критика греческого брака со стороны женщины (невозможность уйти от мужа, брак по настоянию родителей);
- право на образование женщины.
Творчество Еврипида происходило почти одновременно с деятельностью Софокла, хотя и в совершенно ином направлении.
Двойственное отношение к афинской демократии. Он неоднократно прославляет ее, как строй свободы и равенства. С другой стороны, в афинской демократии его пугает паразитическая неимущая масса граждан, требовавших для себя участия в общинных доходах, Эта позиция Еврипида ясно выражена в его трагедии «Просительницы».
Еврипид лишает богов величия и приближает их действия к жизненным. Обвиняет в безнравственности. Считает, что если совершают бесстыдства, то не боги.
Новое от Еврипида:
-Трагедии Еврипида начинаются с пролога в форме монолога, в котором содержаться сюжетные предпосылки;
- диалоги как состязания в речах,
- хор не так тесно связан с действием.
|
|
Психологизм Еврипида:
- знаток женской психологии;
- показывает людей такими, какие они есть, не приукрашивая;
- углубляется в психологический анализ личности;
- конфликт не меду людьми, а в душе человека.
Творчество Еврипида знаменует конец старой героической трагедии. Перейдя к изображению людей, «каковы они на самом деле», т. е. с их личными влечениями и страстями, отклоняющими их от нормы «должного», Еврипид указал два направления, по которым и развивалась впоследствии серьезная греческая драма. Это, с одной стороны, — путь патетической драмы, сильных, иногда даже патологических страстей, а с другой стороны, — приближение к бытовой драме с персонажами обыденного уровня.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 513; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!