Цель Плавта — непрерывно возбуждать смех каждой сценой, фразой, жестом.



У Плавта решительно преобладает «подвижной», динамический тип комедии. Плавт мастерски владеет самыми сложными лирическими формами и делает их средством выражения самых различных чувств и настроений.

Сочетание «новой» комедии с народным шутовским театром составляет своеобразие Плавта.

В осторожной и доступной форме комедия Плавта приоткрывала мир более культурного жизненного обихода, более сложных мыслей и чувств, создавала язык для выражения разнообразных эмоций, в частности язык любви.

Плавт много «грубее» Менандра; он упрощает идеи и образы, резко усиливает буффонные моменты. Но, наряду с этим, он вносит в свои пьесы струю жизнерадостной энергии и оптимизма.

Автор «Два Менехма» (Близнецы), Хвастливый воин, Шкатулка и др.

 

ТВОРЧЕСКАЯ СУДЬБА КОМЕДИЙ ТЕРЕНЦИЯ

Тиренций – драматург, представитель древнеримской комедии.

Комедии Теренция являются обработками греческих пьес «новой» комедии. Из шести комедий Теренция четыре основаны на Менандре, а остальные две («Свекровь» и «Формион») Теренций не переводит, а обрабатывает греческие пьесы.

Плавта каждая сцена преследует определенный комический эффект, у Теренция очень мало «смешного». В «Свекрови» нет ни одного «комического» образа. Пьеса рассчитана на сочувствие зрителя к обыденным, неплохим людям, запутавшимся в трудной ситуации. С точки зрения нашей современной терминологии «Свекровь» скорее уже похожа на «драму», чем на «комедию».

Пьесы Теренция отличаются значительно большей чистотой и благородством языка, чем комедии Плавта. Теренций старается избежать в действии всего особенно непристойного. Большое внимание обращал он на выработку характеров действующих лиц, которые в большинстве случаев гораздо выдержаннее, чем типы Плавта.

Одна из наиболее распространенных тем «новой» комедии — конфликт между отцами и сыновьями на почве любовных увлечений молодежи.

У Теренция мы впервые наблюдаем отход от того, чтоб зритель знал весь сюжет и забавлялся ложными действиями героев. Все его пьесы заключают в себе момент «узнания», до этого момента ничего не понятно.

Спокойные и серьезные комедии Теренция не имели большого успеха на римской сцене.

РИМСКОЕ ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО. ЦИЦЕРОН

Марк Ту́ллий Цицеро́н - древнеримский политик и философ, блестящий оратор. . Адвокат, политический деятель и блестящий писатель, последний значительный идеолог римского республиканского строя. 

Цицерон является крупнейшим мастером красноречия, и его деятельность стала основоположной для всего последующего развития латинской прозы. Пятьдесят восемъ речей, серия трактатов по реторике и философии, наконец, около 800 писем — таков состав дошедших до нас произведений Цицерона.

Немаловажной заслугой Цицерона является также создание философской терминологии на латинском языке. Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков,академиков и эпикурейцев.

Как теоретик красноречия Цицерон не удовлетворяется школьными правилами реторики. В диалоге «Об ораторе» мы находим гораздо более широкое понимание задач красноречия.

Совершенный оратор — человек высокой культуры и обширных знаний. Перед оратором стоят три задачидоказать свои положения, доставить наслаждение слушателю, воздействовать на его волю, и каждой из этих задач соответствует один из основных трех «стилей»:

 - спокойный «тонкий» («низкий») стиль пригоден для убеждения;

 - «средний» стиль, созданный софистическим красноречием, отличается наибольшим изяществом;

 - патетическая сила «величавого» стиля увлекает и волнует слушателя.

Античная критика очень высоко расценивала роль Цицерона в создании стиля латинской прозы, и его язык в сущности составляет норму так называемой «классической» латыни.

На основе языка Цицерона создается «новолатинская» гуманистическая проза.

 

РИМСКАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ. ПОЭМА ТИТА ЛУКРЕЦИЯ КАРА «О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ»

Одним из симптомов распада полисной идеологии в Риме было распространение эпикуpейской философии. Эпикурейцы были первой философской школой, которая развила литературную деятельность на латинском языке, обращаясь, таким образом, к более широкой аудитории.

В Риме эпикуреизм нашел своего поэта. Это был Тит Лукреций Кар, автор поэмы «О природе вещей» Поэма его, не получившая окончательной отделки, была издана затем Цицероном.

Поэма Лукреция не толкьо философский трактат, но и подлинное художественное произведение, открывающее своим четким и конкретным видением.

Лукреций выступает как просветитель, страстный борец с религией и ее суевериями, провозвестник научно-материалистического миросозерцания. Освободить человечество от гнета тяготеющих над ним предрассудков, от страха перед богами и смертью — такова задача поэмы Лукреция. Предметом своего изложения он берет естественно-научную часть системы, направленную 'против веры в божественное управление миром и в загробную жизнь.

Алчность, борьба честолюбии, жажда власти, готовность к любым преступлениям и бесцельному кровопролитию — характерные черты современного общества в изображении Лукреция. Источник социального зла Лукреций усматривает в ложных мнениях людей, а самым опасным из ложных мнений представляется ему страх перед смертью, вытекающий из религиозных представлений о загробной жизни души.

Поэма составлена в гексаметрах. Она состоит из шести книг.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!