ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОЗНАНИЕ ОТ УМА



 

К сожалению, сплошь и рядом приходится сталки­ваться с рассуждениями духовных искателей, в кото­рых понятия сознания и ума являются практически одинаковыми и становятся как бы синонимами.

Они рассуждают примерно так: когда я думаю о ка­кой-либо вещи, тогда же я эту вещь осознаю. То есть думать и осознавать для них — одно и то же.

Из-за этой путаницы в понятиях возникают доволь­но абсурдные концепции структурированного созна­ния и им подобные, в которых попытки упорядочить состояние ума выдаются за изменение состояния со­знания.

Допустим, после принятой рюмки коньяку вы чувству­ете разливающееся внутри тепло. У вас может быть вы­бор — думать об ощущении тепла или же наблюдать, смотреть на это комфортное тепло, не вовлекая ум.

Ум — неадекватный слепец, видение ему недоступ­но; он может, конечно, впасть в навязчивость и размыш­лять о тепле и коньяке бесконечно, он может родить желание повторения удовольствия, но и только. Воз­можность видеть и наблюдать — это функция сознания, именно этой функцией учатся управлять медитирую­щие. Иллюзия того, что сознание и ум являются одним целым, возникает из-за отождествления сознания с умом. Ум в этот момент стоит между вашим Я и тем, что воспринимается. Ум оценивает, анализирует, даёт название тому, что видит сознание, и этим искажает воспринимаемую картину.

Животные не имеют ума в том виде, в котором он дан человеку. Однако кто станет утверждать, что у животных нет сознания? Благодаря отсутствию ума их восприятие более остро, а реакция естественней.

Одна старинная аксиома гласит: я могу видеть своё тело, значит, я не являюсь телом. Я вижу свой страх, значит, я — не эмоция. Я наблюдаю свои мысли, следова­тельно, я — не ум. Кто же я? Я тот, кто видит, — сознание.

Сознание целостно и неделимо, делится только про­являемая им функция — внимание. Учась управлять вниманием, мы учимся осознавать себя, быть осознан­ными. Ум может развиваться, может быть натрениро­ван. Возможно улучшить память, способности к сосре­доточению и т.д.

Сознание не может развиваться. Как может быть улучшен солнечный свет? Сознание невозможно раз­вить, его можно только осознать.

Весь путь осознанности сводится к избавлению от отождествлений с состояниями ума, тела и эмоций и обращению всей силы собственного внимания на того, кто видит, на феномен сознания.

Когда мы перестаем питать энергией внимания вне­шние вещи и направляем его внутрь, на источник видения, нам открываются и становятся доступными те области вечного света, которые до этого для нас не существовали.

Наше видение становится иным, более ёмким и цельным, ум уже не стоит между видящим и тем, что он видит; наша осознанность выходит за рамки низших тел. Продолжая осознавать источник своего света, мы чувствуем всё большую и большую связь между нашим как бы отдельным сознанием и Сознанием Целого. Итогом этого, как известно, является осознание себя как Целого и слияние нашего, ощущавшегося до этого изолированным сознания с Божественным сознанием.

О ВРЕДНЫХ СВОЙСТВАХ УМА

 

Ум — прекрасный инструмент для использования в мирских делах, однако мало кто умеет пользоваться им именно как инструментом, средством, чаще всего он мнит себя хозяином положения, работает постоянно и непрерывно, создавая сам для себя поле работы. Когда средство становится целью, а глагол существительным, когда слуга пытается выполнять роль хозяина, проблем не избежать.

К примеру, одна из важных и полезных функций ума — воображение, — будучи применённым правильно, помогает нам творчески подходить к решению задач в повседневной жизни. Если же человек привык меч­тать, то воображение используется непродуктивно, в качестве компенсации нереализованных желаний. Мечты — приятная, но бесполезная трата энергии, при­знак незрелости. Люди начинают мечтать в детстве, когда они объективно не могут реализовать в своём бытии то, чего им хочется. Продолжая погружаться в мечты во взрослом возрасте, они уходят от имеющихся проблем (совсем как алкоголики), тратя энергию на во­ображаемое их решение вместо реального.

Существуют и так называемые негативные мечты, когда человек представляет себя в ситуациях, в кото­рые боится попасть. И если обычные мечты стимули­руются нереализованными желаниями, то негативные — страхом. Пользы от них одинаково никакой. Всё это — формы щекотания себя.

Что делать с мечтами?

Первое: если вы вдруг впали в мечтание, это сигнал, что вы чем-то не удовлетворены. Отвлекитесь от игры воображения и посмотрите внутрь себя — в чём про­блема? Определите её и ищите решение в реальном мире.

Второе: удовольствие мы получаем от процесса меч­тания, от развития сюжета и обозрения потенциальных возможностей, открывающихся для нас в мечте. Поэто­му, помимо осознания причин возникновения данной мечты, следует, когда процесс воображаемой жизни пошёл, останавливать его, представив себе его финал. То есть вы говорите и представляете: «я самый извест­ный и популярный человек в мире; самый просветлён­ный мастер; у меня все деньги мира; все женщины и мужчины планеты доступны для меня» и т. д., и т. п.

В случае, когда вам приятны негативные мечты — о бедах и горестях, — представьте сразу, что у вас ни­чего нет и вы умерли вместе со всеми родственниками. Не цепляйтесь за воображаемые страдания.

Останавливая таким образом процесс мечтания каж­дый раз, как он начинается, вы постепенно избавитесь от этой привычки, увидев всю её глупость.

Другая полезная функция ума — память. Но и она становится вредной, когда неприятие своего нынешне­го состояния, текущего положения дел приводит к ухо­ду в воспоминания о былых солнечных и счастливых деньках. Ум, управляющий сам собой, т. е. никем не управляемый, всегда склонен бесконечно жевать одно и то же. Вспоминать самую первую и сильную влюб­ленность, первый триумф, время, когда можно было пить и есть без ограничений... Ностальгия по прошлому подобна снам и мечтам — никуда не ведёт помогает избежать жизни здесь и сейчас. Никакой эффективнос­ти, зато полно жалости к себе и стенаний.

Будда считал сон одной из функций ума. Сон также довольно часто становится формой ухода от реальности и проблем. Реальная жизнь трудна, приносит страда­ние, сон даёт отдых, облегчение. Если спать дольше, облегчение больше. Люди, привязанные к сну, каковых я не раз встречал, бессознательно ищут покоя и ухода от повседневных тягот, а сновидения компенсируют им нехватку ярких впечатлений.

Ум, работающий сам по себе, полностью соответ­ствует поговорке, которая гласит, что природа не тер­пит пустоты. Пока человек отождествляет своё созна­ние с умом, тот работает, не останавливаясь ни на се­кунду. Поэтому он вынужден поддерживать себя то мечтой, то воспоминанием, то решением кроссворда, то обсуждением поведения соседей, то напеванием попу­лярного мотивчика. Ум не может существовать без цели, поскольку он все-таки инструмент. Поэтому ум всегда создает цели, рождает желания, воздвигает пре­пятствия и сам же преодолевает их. Ум всегда ищет, чем бы себя занять. Поэтому, выходя на улицу, так часто встречаешь людей с отсутствующим взглядом и маленькими динамиками в ушах.

Когда сознание, истинное Я, руководит умом, он решает те задачи, которые необходимо решить. Когда он, подобно мартышке в очках, сам выбирает цели и средства для действий человека, возникает ощущение, что человек превращается в марионетку, которой ру­ководит безумный кукольник.

УМ И СЕКС

Ум прекрасно подходит для решения сложных задач выживания человечества, с его помощью создаются ус­тройства, значительно облегчающие наш быт, но в том, что касается простых и естественных процессов, проис­ходящих внутри человека, ум сам становится проблемой. Подобно вредоносной программе, которая вмешивает­ся во все процессы работы компьютера, ум пытается вмешиваться и контролировать большинство физиоло­гических реакций организма. Являясь частью сложной системы, в которой всё взаимосвязано, он пытается вес­ти себя как целое. Представляя собой немаловажную, но всё-таки часть, ум пытается обособить себя от этой сис­темы и возглавить руководство всем, что происходит в человеческом теле. Поскольку ему мало что известно о естественных процессах, он вносит в них искусствен­ность, такова уж его природа, с этим ничего не поделаешь. Пытаясь сделать как лучше, ум собирает информацию из всех доступных источников и, отобрав ту, которая ему больше нравится, начинает применять приобретённое знание к своей ситуации. Так, он улучшает пищеваре­ние с помощью диет, а также приёма витаминов и БАДов, укрепляет тело, вдохновленный идеями о пользе йоги, и позитивно мыслит о себе, улучшая свой психо­логический контекст. Вдохновляясь чужими идеями, он из лучших побуждений начинает корректировать про­исходящие процессы, но незнание их причин и след­ствий нередко приводит к плачевным результатам.

Сексуальное желание, будучи сильнейшим из всех имеющихся у нас желаний, уравновешивается не менее сильным страхом. Являясь детищем абсолютно животного инстинкта, это желание влечёт за собой слишком низ­менные, с точки зрения образованного ума, проявления, а также страх утраты контроля над собой. Чем образо­ваннее общество, тем больше идей, зачастую противо­положных друг другу, несёт его культура; чем образо­ваннее человек, тем больше он впитал в сознательную и бессознательную части своего ума разных идей, а вместе с ними — запретов. Множество запретов имеет прямое отношение к проявлениям нашей сексуальности, регла­ментируя их и направляя в приемлемое для морали на­шего общества русло; чем сильнее запреты, тем более бедной и поверхностной становится наша сексуальная жизнь. Иррациональный страх, налагаемый этими зап­ретами на человека, создаёт всё многообразие сексуаль­ных извращений и множество ритуалов, предназначен­ных для их преодоления.

Секс относится к телу, хотя и затрагивает все сферы нашего существа, ум со своими идеями живёт фанта­зиями и абстракциями, и, пытаясь контролировать акт соития, он привносит их в него.

Идеи и представления о том, как должен осуществ­ляться половой акт, о количестве оргазмов, которые дол­жны быть испытаны обоими партнёрами, о разнообра­зии поз и прочих необходимых и важных элементов, составляющих основу здорового секса, зачастую создают столь жёсткий регламент соития, что уничтожают кра­соту естественности и спонтанности удовлетворения полового влечения. Проще говоря, когда подростки начинают знакомиться со сферой секса, они в силу своего незнания вопроса и ложной стыдливости общества, невротически избегающего откровенных разговоров об этом, становятся жертвами расхожих шаблонов, со­зданных сексологами и растиражированных глянцевыми журналами. Также бедным детям приходится строить свои представления о сексе из впечатлений, полученных от просмотра порнофильмов, в которых, прямо скажем, ничего естественного никогда не было. При ознакомле­нии с этой продукцией сексуальное влечение, чистая энергия, приобретает форму конкретного желания, ко­торое может быть удовлетворено только в условиях, идентичных увиденному. Возникшее желание сталки­вается с внутренним запретом и осуждением, что вызы­вает напряжение; ещё одна часть напряжения появля­ется из необходимости точного повторения сцены, вы­звавшей возбуждение: принимаемые позы, фигура, лицо, цвет волос женщины или мужчины, размер бюста или пениса... Даже если все эти условия будут соблюдены, ум останется стоять на страже и не даст целиком отдаться ощущениям, он будет сравнивать происходящее здесь и сейчас с картинами, вызвавшими возбуждение, отчего энергия человека расщепляется и желание остаётся не­удовлетворённым. Чтобы его удовлетворить, требуются всё новые и новые повторения, секс становится ритуа­лом, имеющим строгую последовательность действий. Очень часто случается так, что если одна из деталей этого ритуала не соблюдена, человек вообще не в силах зани­маться сексом, поскольку стал рабом условий и услов­ностей. Как правило, люди, попавшие в такого рода за­висимость, очень страдают, поскольку отсутствие секса вызывает у них сильное напряжение и возвращает их к фантазиям, порно и мастурбации; занятия же сексом по шаблону, выработанному умом, никогда не дают на­сыщения. Мастурбация удовлетворяет ещё меньше, но чуть-чуть снимает напряжение, оставляя при этом ум целиком во власти неудовлетворённых желаний.

Подростковая привычка компенсировать отсутствие секса эротическими фантазиями оказывает нам мед­вежью услугу в зрелом возрасте. Если у тех, кто привя­зан к жёсткой схеме в сексе, сама эта схема служит препятствием для погружения в глубину ощущений, то у мечтателей преградой становятся их фантазии. В момент секса привычка проявляется в том, что поддерживать возбуждение от близости с партнёром без стимулирова­ния себя фантазиями трудно, почти невозможно. В этом случае энергия, которая могла быть полностью ис­пользована во время самого акта и оргазма, рассеивает­ся; поэтому ощущения человека поверхностны, а удов­летворение неглубоко.

Ещё одной проблемой, которая возникает во время секса, становятся идеи и ожидания. Например, мужчина, озабоченный удовлетворением своей женщины, боя­щийся того, что это соитие на сегодня единственно воз­можное, и опасающийся гнева неудовлетворённой парт­нерши, мучается изо всех сил, пытаясь не кончить рань­ше времени. Когда же, наконец, женщина удовлетворена, он с облегчением быстренько заканчивает «сеанс связи». Напряжение ожидания, появляющееся в момент совер­шения акта, забирает на себя большую часть энергии и закрепляет впечатление от секса как от тяжёлой рабо­ты, поэтому в следующий раз взяться за неё захочется только тогда, когда сексуальное желание достигнет сво­его апогея. У женщин подобные вещи случаются, когда мужчины, стремясь выглядеть сексуальными гигантами, хотят привести их к оргазму. Не всегда удаётся соответ­ствовать ожиданиям мужчины, и это тоже вносит напря­жение, раздражение и сопротивление.

Тем или иным способом ум всё равно вмешивается в происходящее. Страхи, связанные с сексом, создают в теле блоки, препятствующие свободному течению энергии. Подавление чувствительности на уровне тела и смещение секса в плоскость ума взращивают барьер между переживаемым и переживающим. В результате большинство людей на уровне ума либо одержимы сек­сом, либо почти безразличны к нему. Сексуальное возбуждение сулит им фантастическое переживание, в реальности оно практически никем не достигается. Не ис­ключено, что разочарование, которое мы нередко видим в глазах стариков, отчасти возникло по этой причине. Недостаточно просто прочитать то, что написано выше, внутренне соглашаясь или сопротивляясь этому. Куда полезнее пронаблюдать, что происходит в вашем уме во время секса, каким способом ум контролирует ваши действия и какие способы стимуляции сексуально­го возбуждения он использует. Если вам удастся осознать его способы контроля, вы сможете от них избавиться.

Ключ к трансформации сексуальной энергии лежит в том, чтобы стать тотальным во время соития, вклады­вая всю имеющуюся энергию в это действие. Если вы будете экономить, оставляя что-то для следующего раза — вы упустите; если вы будете думать о своевре­менном достижении оргазма, вы не сможете войти внутрь; если вы будете помнить о необходимости сме­ны позиций, вы не сольётесь с естественным потоком энергии, потому что его не возникнет. Узнать глубину и блаженство, которые приносит секс, становится возмож­ным, когда двигаешься за своими ощущениями. Один день не похож на другой, состояние нашей энергии всегда разное, и только ум пытается свести всё к одно­образию, отказываясь воспринимать жизнь как явление постоянных перемен. Любой медитирующий и осозна­ющий себя человек подтвердит, что ни одно его упраж­нение в медитации не бывает точь-в-точь похоже на дру­гое, то же самое сознательный человек скажет о сексе. Секс, контролируемый умом, чаще всего достаточно однообразен, секс, в котором ум не играет ведущей роли, всегда разный.

Для того чтобы почувствовать это, нужно переклю­чить всё своё внимание на ощущения, возникающие во время полового акта. Фактически это будет равнознач­но совершению упражнения по осознанию своего тела, только медитирующие чаще всего выполняют его сидя. Перенаправляя своё внимание, мы отнимаем энергию, которую ум всё равно потратит впустую, и отдаём её телу и сексуальному центру, отчего качество нашего секса меняется. Не позволять уму «перетягивать одеяло на себя» во время секса вначале требует усилий, но при должном упорстве это вполне достижимая цель. Конеч­но, для тех, кто уже практиковал какие-либо техники по управлению собственным вниманием, это будет легче.

Идеальным результатом управления вниманием было бы полное осознание своего тела во время секса. Осознавая своё тело, человек начинает лучше ощущать тело партнёра и чувствовать свою энергию. В этот мо­мент возможно проявление спонтанности во время сек­са: когда шаблоны и фантазии отброшены, мы можем двигаться вместе с энергией, находя гармонию. Иногда эта энергия очень мягкая, и наш секс тоже будет мяг­ким, нежным и чувствительным; иногда она будет более жёсткой, тогда и секс станет жёстче, активнее и даже аг­рессивнее. При взаимном доверии партнёров и общей для двоих цели можно гораздо глубже, чем это случается обычно, погрузиться в ощущение своей сексуальности и испытать оргазм, в котором будет участвовать всё тело, до самой последней клеточки. Чем глубже испытывае­мый оргазм, чем тотальнее погружение в него, тем насы­щеннее и удовлетвореннее становится человек; желание не давит на него, и он полностью расслаблен. В этот мо­мент ему открывается вкус блаженства.

Позволяя своей энергии двигаться и изливаться спон­танно, человек может полностью освободиться от шаб­лонов и фантазий ума. В идеале, поработав со своими страхами и запретами, осознавая свои желания, он мо­жет перейти к полной естественности в своей сексуаль­ной жизни и перестать быть озабоченным ею с утра до вечера. Вывести секс из ума и ум из секса, разделить их — значит освободиться от многолетней кабалы, в ко­торую мы попали, потому что ответы на жизненно важ­ные вопросы скрываются от детей до самой их смерти.

КАК РАЗОТОЖДЕСТВИТЬСЯ С УМОМ

 

Любое разотождествление, будь то с телом, эмоция­ми или умом, происходит в процессе наблюдения объекта отождествления и осознания дистанции между наблюдающим и наблюдаемым. При этом, чем дольше вам удаётся оставаться в позиции наблюдателя, тем очевиднее становится подчинённая роль низших тел по отношению к сознанию. А не наоборот, как это практи­кует большинство людей.

Исходя из того, что подлинный искатель стремится постоянно осознавать себя и отслеживать свои внут­ренние импульсы и внешние проявления, я опишу ос­новы техники наблюдения деятельности ума как осо­бое специальное упражнение.

Следует понимать, что эта работа может быть нача­та только тогда, когда ищущий уже уверенно владеет основами свидетельствования и медитации, имеет не­который постоянный повседневный уровень осознан­ности, иначе, скорее всего, он потерпит неудачу.

Итак, вы решили понаблюдать за работой ума. Ста­райтесь выбирать то время для выполнения этой тех­ники, когда у вас в распоряжении имеется достаточное количество энергии. Если вы устали или вам хочется спать, лучше не беритесь за неё.

В момент наблюдения у вас должно быть свободное время, которое не будет ограничивать вас, и в уме не будут выскакивать мысли типа: «Пора заканчивать, надо идти в магазин».

Упражнение лучше всего делать сидя, не важно, на полу или на стуле, важно, чтобы спина была прямая, но не напряженная. Когда вы сели, чтобы начать выполнение упражне­ния, одну-две минуты посвятите подготовке — отсле­дите тело, чтобы в нём не было напряжений, отвлекаю­щих вас, позвольте энергии успокоиться, «улечься». Затем начинайте наблюдение.

Первый слой вибраций, с которым вы столкнетесь, будет слой постоянно текущих и сменяющих друг друга мыслей. Это слой наиболее сильных, грубых вибраций, его легко видеть, тем более что все в основном именно с ним отождествлены. Это тот самый мыслепоток, ко­торый как бы поддаётся контролю со стороны думаю­щего. Наблюдать его несложно, трудность заключается в том, чтобы не поддаться привычному удовольствию подумать о делах своих скорбных и не улететь вслед за мыслями в неведомые дали.

Следует удерживать своё внимание неотождеств­лённым столько, сколько это возможно. С непривычки это упражнение вначале требует существенного уси­лия, на поддержание которого уходит немало энергии.

Если вы чувствуете, что отождествляетесь, что мысли уносят вас, — заканчивайте упражнение. Поспать вы можете и в постели.

Если вы упорны и решительны в своём наблюдении, то первый слой мыслей вы быстро пройдете и ясно уви­дите второй слой. Его вибрации тоньше, и он хуже под­даётся управлению человеком. Это слой, на котором крутятся и повторяются разные мотивчики, на нём же создаются и живут все виды навязчивостей — от слов-паразитов до неотступных мыслей о самосовершен­ствовании или самоубийстве.

В этом же слое при наблюдении вы можете столк­нуться со зрительными образами, связанными со стра­хами или желаниями, чередой ярких картинок, кото­рые и осознать-то сложно, так быстро они меняются.

Пройти этот слой несколько труднее, чем предыду­щий, потому что ум во время выполнения техники стремится выйти из игры — т. е. заснуть. Если вы чувст­вуете, что засыпаете, бросайте упражнение — не позво­ляйте уму взять верх над вами.

Когда вы пройдете второй слой, вам откроется тре­тий — самая сердцевина того, что называется умом. Это центр самых тонких вибраций высокой частоты. Именно он приводит в движение два предыдущих слоя. На этом уровне нет ни слов, ни картинок, только ощущение вибраций и энергии. Иногда перед внутренним взором могут возникать какие-нибудь цвета.

Наблюдая этот центр, вы можете столкнуться с си­туацией истинной остановки ума. Если такое произой­дет, вы уже никогда больше не будете отождествлены с умом.

Обозначим правила, которые следует соблюдать при выполнении данной техники:

1. Если вы решитесь следовать ей, помните, делать её раз-два в неделю — бесполезно. Нужен цикл еже­дневных занятий — пять-десять и т. д. дней.

2. Не обращайте внимания на время, которое вы тра­тите на упражнение. Не позволяйте уму быть хозяи­ном положения. Если вы засыпаете через три минуты после начала упражнения — бросайте. Вернётесь к упраж­нению завтра и, может быть, продержитесь дольше.

3. Если хотите пройти технику до конца, на период всего цикла своих занятий откажитесь от любой формы принятия алкоголя. Он усиливает грубые вибрации ума и затрудняет вхождение в глубины.

Кто ищет, тот найдёт, а любую дорогу осилит иду­щий. При должном упорстве и решительности всё по­лучается.

 

СУДЬБА

 

Каким бы занятым собой или внешними делами не был человек, рано или поздно он вынужден заду­маться о собственной судьбе. На бытовом уровне та­кие размышления обычно сводятся к тяжелым вздохам и чувству жалости к себе, с которым большинство не расстаётся с детства. На уровне метафизическом мыс­литель, пытающийся разобраться с понятием судьбы, должен начинать с признания того факта, что слово, существующее в языке, должно соответствовать и пред­ставлять какое-то проявление Реальности. Развитие науки и вбиваемое в головы детей всеобщее среднее образование создаёт внутри среднестатистического гражданина некое убеждение объяснённости и понятно­сти окружающего мира. Внешняя природа раздроблена до атомов, внутренняя же природа человека сведена к исследованию тела и способов воздействия на него. Судьба при таком подходе превращается в расплывча­тое понятие, подразумевающее под собой наличие не­преодолимых обстоятельств в человеческой жизни.

Для мистиков существование судьбы является с од­ной стороны проявлением Божественной Воли, с дру­гой стороны фундаментальной тайной бытия. Понима­ние судьбы как закона, которым Господь проявляет свою Волю по отношению к конкретному человеку, уничтожает иллюзию существования у человека сво­боды выбора и идёт вразрез с большинством мировых религий в том виде, в каком мы их знаем. Принятие постулата о предопределенности человеческой жизни лишает её того смысла, каким каждый из живущих так или иначе пытается её наделить. Как и большинство вопросов, обращенных к попытке понимания главных проблем человеческого бытия, умозрительный ответ на него невозможен. Каким бы мощным ни был интеллект философа, пытающегося справиться с этой задачей, всегда будут существовать аргументы противополож­ные друг другу и исключающие возможность однознач­ного ответа.

Принятие судьбы, как реально существующего аспекта человеческого бытия, невозможно для эго, по­тому что ставит под сомнение наличие свободы выбора и столь ценимое нашим низшим Я представление о соб­ственной независимости. Принятие судьбы как данно­сти идёт вразрез с большинством иллюзий, которыми живёт наш ум. Некоторым кажется, что заранее угото­ванная человеку судьба лишает его ответственности за свою жизнь, превращая его в марионетку, однако они забывают о том, что знать путь и пройти его — не одно и то же. К примеру, рождаясь с судьбой пророка, чело­век получает всё, что законы мира готовят такой судьбе: непонимание, сопротивление, гонения, насмешки и в некоторых случаях мученическую смерть. И кто сможет ответить на вопрос, что более формирует об­стоятельства судьбы: Воля Господа, следуя которой действует пророк, или она же, явленная через законы существующего мира, зачастую препятствующие дея­ниям пророков? Можно ли сказать, что внутренние качества, с которыми мы приходим в жизнь, сталкиваясь с обстоятельствами окружающего нас общества и мира, являются тем зерном, из которого постепенно вырас­тает наша судьба? Возникают ли эти качества случайно, как результат произвольной комбинации наследствен­ных генов, или же они есть отблеск качеств нашей души, нашего высшего Я?

Ответ, опирающийся на логику, здесь невозможен. Ответ лежит внутри нас. Каждый из нас, если захочет, сможет узнать, зачем он появился на этот свет и какова его роль в этом бесконечном хороводе, именуемом жиз­нью. Для этого нужна самая малость — перестать го­няться за внешними атрибутами, подчеркивающими нашу необычность и значительность, и, погрузившись внутрь себя, пройдя через слои иллюзий и обуслов­ленности, обнаружить свою истинную природу. Даже в своём обычном, полубессознательном состоянии че­ловек может чувствовать, что является его судьбой. Другое дело, что большинство не готово принять её и потому лелеет мечты и грёзы о внезапных переменах в своей жизни и о свершении самых заветных желаний. Только поэтому вопрос «есть ли у человека судьба» до сих пор остаётся столь неясным и запутанным.

Знание всегда лучше его отсутствия. Знание своей судьбы помогает нам превратиться в сознательных по­мощников в реализации Воли Всевышнего и перестать быть слепыми марионетками, рассуждающими о сво­боде воли и принципах демократии.

 

ИРОНИЯ СУДЬБЫ

 

Самым прекрасным и одновременно самым страш­ным свойством Судьбы является её неизбежность. Люди, лелеющие свои иллюзии, могут сколь угодно наслаждаться неведением относительно своих врож­дённых способностей и своего же предназначения. Бу­дущее их кажется неопределённым и подразумеваю­щим наличие свободы выбора. Эта иллюзия поддержи­вает их возможность желать чего-то большего и питать все виды надежд. При этом они строят планы и умуд­ряются проводить их в жизнь, ведь планы — это хоро­шо сформулированное выражение желания, а жизнь и человеческое общество существуют за счёт желаний.

Судьба тех, кто живёт иллюзиями, — пребывать в иллюзиях и отрицать наличие реальности, которую можно видеть прямо, без дымовых завес.

Участь тех, кто знает свою Судьбу, имеет сторону, когда само знание является испытанием. Чтобы жить без ил­люзий, требуется немалое мужество, знание Судьбы и Истины не может быть уделом слабых. Поэтому тот, кто знает, чувствует надвигающуюся беду и иногда может изменить ситуацию, а иногда — нет. Тогда, когда он точ­но знает, что произойдёт, это знак того, что ему можно (нужно?) вмешаться... иначе, зачем это знание? Бывают моменты, когда совершенномудрый ощущает грядущие неприятности, но не имеет другого выбора, кроме того, чтобы пройти всё предначертанное от начала до конца.

Если он не принимает предначертанного, то он не совершенномудрый. В ином случае, он идёт туда, где должен быть, и пьёт чашу до дна, настолько, насколько может...

Без такого принятия, без такой проверки на дове­рие, на готовность к сознательному страданию невоз­можно завершение Пути... Примеров тому полно.

 

СОЗНАТЕЛЬНОЕ СТРАДАНИЕ

 

Каждая палка в этом мире имеет два конца. Каждая вещь может приносить пользу или вред. То, что вчера было положительным, сегодня становится отрицатель­ным, и лишь наша точка зрения является мерилом про­исходящего.

Страдание, в данном случае, — не исключение. Боль­шинство людей страдают бессознательно, воображая себя жертвами обстоятельств, болезней, вражеских коз­ней и прочего. Их страдание — следствие непринятия того, что с ними случилось. Их страдание — плод их выбора, но выбор этот делается неосознанно, как бы сам собой, непроизвольно. Поэтому я называю его бессоз­нательным.

Погружаясь в бессознательное страдание, люди склонны обвинять других или заниматься самобичева­нием, это безразлично, поскольку ситуация от этого не меняется, ведь страдание остаётся. Не осознавая свое­го выбора, они не могут понять причин и следствий своего состояния. В результате этого их страдание бес­полезно и бессмысленно. Является ли причиной стра­дания страх, желание, физическая боль или что-то дру­гое, через него люди, чаще всего, деградируют, а не ра­стут.

Блаженство не является противоположностью муки, оно возникает после освобождения от неё. Чтобы об­рести гармонию, вы должны войти в хаос; чтобы ощу­тить блаженство и равновесие, придётся окунуться в страдание.

Страдая по собственной воле, мы превращаемся из слуг в хозяев. Глядя в лицо своим страхам, не пытаясь бежать от них, мы обретаем силу. Сознательное стра­дание — выбор человека, желающего измениться, по­кинуть круг обречённых на возникающие из ниоткуда несчастья. Такой человек сознательно идёт туда, где никому не хочется быть: он погружается в свой страх, гнев, печаль... Он проходит слои подавленных эмоций (что не очень приятно), он не боится встретиться с по­давленными желаниями... Он ни от чего не бегает, а всегда идёт навстречу обнаруженным проблемам. В этом его выбор, в этом его сознательное страдание.

Отказаться от собственной воли равнозначно отказу от всех возможностей и желаний, предоставляемых нам жизнью. Принятие Воли Его — акт сознательного стра­дания, следование ей — углубление его. Тот, кто пере­стаёт питать своё эго и живёт не для себя, а для Него, принося свою волю как жертву и принимая Его Волю как дар, познаёт всю красоту сознательного страдания и всё его величие.

А в бессознательном страдании нет ничего, кроме уродства.

 

СМЫСЛ ЖИЗНИ

 

Смысл жизни является идеей, с помощью которой мы оправдываем своё существование. Каждый форму­лирует его сам для себя, конечно же, не без влияния своей обусловленности и окружающих. Мы, люди, нуж­даемся в идеях, которые создавали бы нам цели; без них нам некуда двигаться, поэтому тот, кто яснее сформу­лировал и осознал смысл своей жизни, будет насыщен­нее и энергичнее других. Люди, утратившие смысл своей жизни, довольно быстро покидают её.

Блажен, кто верует, и блажен тот, кто искренне убеж­дён в смысле своей жизни. Поскольку даже ложная цель в качестве мотивации действия лучше, чем ее отсутствие; то жить ради детей, Родины, получения наслаждений и т.д., и т.п., в общем, вполне приемлемо. Можно жить ожи­данием посмертного существования или светлого буду­щего. Всё это вполне подходит как способ поддерживать чувство собственной важности и как доказательство цен­ности своей жизни, предъявляемое себе самому.

Мистики, исследовавшие вопрос смысла жизни, столкнулись с тем, что это чисто субъективное поня­тие, самостоятельно (но под воздействием) вырабаты­ваемое каждым индивидуумом. Поиски возможного объективного смысла привели их к принятию Воли Его и, как следствие, созданию религий, которые каждый из последователей стал наделять своим субъективным смыслом. Круг замкнулся.

Те же, кому удалось выйти за пределы этого круга, молчат о том, что узнали, лишь намекая, что объектив­ный смысл человеческой жизни — это такая тайна тайн, что лучше её не знать.

 

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!