Знакомство с понятием «ударение»



Рассмотренные ранее упражнения по развитию голоса и интонационному воспроизведению гласных звуков подводят к формированию другого компонента русской интонации – ударения.

Отрабатываются упражнения на уровне звука, которые помогают развить силу мускульного напряжения в артикуляционном аппарате, а также силу и продолжительность выдоха, что в последующем отличает определение фонематического ударения в слове.

1) По подражанию предлагается прочитать [а] голосом, выделяя звук, помеченный значком [а].

[а’], [а’], [а’], [а’] (твердая атака, интонация перечисления);

[а’], [а] – сильно первый звук, слабее второй, интонация представления, называния;

[а], [а’] – сильно второй звук, но звуки произносятся с интонацией перечисления;

[a’], [a], [a] – [a], [a’], [a]

[a], [a], [a’] – [a’], [a], [a], [a]

[a], [a’], [a], [a] – [a], [a], [a’], [a]

[а], [а], [а], [а’]

2) После силовых упражнений (для дыхания и голоса) с опорой на гласный звук вводятся упражнения на плавное произношение ряда гласных с выделением голосом гласного, помеченного значком. Здесь предлагаются упражнения противопоставления.

[a’], [a] – [a’], [а] (вариант раскачивания звука [a] – на первых этапах);

[а], [а’] – [а], [а’]

[a’], [a], [a] – [a’], [a], [a]

[a], [a’], [a] – [a], [a’], [a]

[a], [a], [a’] – [a], [a], [a’]

В силовых голосовых упражнениях с опорой на ряд гласных предлагаются те варианты, которые в ближайшее время могут быть использованы в словах. Третий звук располагается в комбинациях с [а], с [э], а затем в трехзвуковом ряду. Более 3–4-х звуков не берется.

3) Параллельно с силовыми голосовыми упражнениями проводятся упражнения на развитие слухового восприятия. Вначале вводятся задания на определение количества ударов, воспроизводимых руками, отстукиваемых карандашом, мячом, по бубну, на металлофоне и т.д. Затем на определение места наиболее сильного удара в порядковом ряду. Определяется, сколько всего ударов, затем называется место наиболее сильного удара.

А! – А! А? А! – А.

А? А! А, а, а, А.

А.

А! – А? А! – А, а, а

А. А!

А?

А? А? А! А. А, а, а.

Отстукивает логопед (позже кто-то из детей).

1. + – а (где + сильный, а – слабый удар).

2. Ребенок определяет – два удара, первый сильный.

3. Воспроизводит самостоятельно.

Затем вводятся аналогичные упражнения, включающие 3, 4 удара.

Эти упражнения способствуют формированию ритма, на котором строится наша речь. Останавливая внимание на ритме речи, следует вспомнить, что ритм имеет сложную многоуровневую организацию речевых ритмов: слоговой, словесный, синтагмовый. Каждому слогу соответствует в физиологии толчок выдыхаемого воздуха, но слоговой ритм не имеет смысла, смысл появляется в однослоговом слове. Вершину звучности в слове образуют ударные гласные.

По мере овладения детьми с ринолалией согласными эти звуки включаются в работу на уровне слога, через который проводятся ритмические игровые упражнения.

Параллельно с группированием слогов следует тренировать умение выделять ударный в игровых ситуациях («спор воробьев») с опорой на эмоционально-смысловое звучание (слог «пи»), «два барабана» – «ба» и «ба», «два барана» – «бе». При этом использовать слог в песенных мотивах и пропевать его.

С.Ф. Иваненко обращает внимание на то, что все эти упражнения, проводимые на уровне общения, свойственного младенцам в доречевой период, активизируют речевую деятельность, раскрепощают израненную психику ребенка с ринолалией.

5. Упражнения на интонационное прочтение слогов и слов с опорой на знак препинания

Слоги даются со знаками противопоставления. Утверждение – точка; вопрос, удивление – вопросительный знак, радость – восклицательный. Для чтения берутся слоги с отработанными гласными и согласными. На занятиях над интонацией через знакомство с вопросительными словами «кто?», «что?», «где?» и их смысловыми значениями. С помощью этих вопросов уточняется неизвестное в разговоре: о предметах одушевленных (живых) – «кто?», неживых (неодушевленных) – «что?», об их расположении – «где?», «куда?», «откуда?».

Для упражнений подбираются вначале односложные слова (лак, там, тут, вот, пух и т.д.). Слова, обозначающие предметы, изображены на карточках. В работе с карточкой-словом ставятся следующие задачи для поэтапного выполнения:

1. Посмотри, шепотом назови, что нарисовано. Определи гласный, назови его шепотом. Теперь назови вслух все слово, выделяя ударный гласный.

2. Следующий вид работы со словом – обозначение его знаками препинания и соответствующее произношение:

. – сообщение,

! – радость,

? – вопрос.

3. Далее предлагается произнести слово, эмоционально его окрашивая.

. – сообщение (шепотом по секрету в классе, маме);

! – радость (и удивление по секрету и т.д.);

? – вопрос (удивление, огорчение и т.д.).

После такой работы, проведенной детьми самостоятельно, можно переходить к понятию «ударение».

Подбираются слова 2 – 3 и даже 4-слоговой структуры с ударным гласным [a]. Тренировка проводится на карточках со словами, где первый ударный слог с гласным [а] (мама, банка, арка, Алла и т.д.).

К карточке с изображенным предметом ставятся вопросы и даются ответы. Проводится разбор двух – трех слов.

Предлагаются следующие задания:

1) Назови (шепотом) слово.

2) Назови гласные в этом слове.

3) Повтори слово, выделяя ударный звук.

4) Назови последовательно гласные в этом слове, выделяя ударный гласный.

5) Еще раз назови слово, голосом выделяя ударный слог.

На табличке предлагаемые слова выглядят так: рис. 13.

Наряду с этим видом работы. в последующем предлагаются слова со звуком [а], имеющим различные местоположения в слове. Первоначально работа проводится так же – с опорой на карточку. В называемом слове нужно определить место звука [а] и показать (поднять) соответствующую карточку.

Слова с отрабатываемым гласным, а в последующем и с любым автоматизируемым звуком предлагается произнести с определенной эмоциональной окраской. Задание дается на карточке.

6. Развитие интонационных элементов речи на материале словосочетаний, предложений

Для развития интонационных элементов речи на материале словосочетаний, предложений используются потешки, считалки, заклички, чистоговорки, стихи детских поэтов (С. Маршак, А. Барто, Б. Заходер, И. Токмакова и др.), небольшие рассказы (К.Д. Ушинский, Д. Мамин-Сибиряк и др.), литературные сказки (П. Ершов, А. Пушкин, А. Ремезов, Н. Носов, Х. Андерсен) и народные сказки. Кроме того, могут использоваться различные виды игровых упражнений, сопровождаемых диалогическими конструкциями (подвижные игры, ролевые игры, игры-драматизации).Технология коррекции ритмической стороны речи при ринолалии

Ритмическая сторона речи при ринолалии является наиболее сохранной.

Но так как ритмическая способность является универсальной категорией и рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременно условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др., работа над ритмом всегда актуальна.

Специалисты не выделяют работу над ритмом при ринолалии в отдельное направление, а ведут её в основном в процессе коррекции звукопроизношения, отрабатывая ритмико-слоговую структуру многосложных слов, и коррекции интонационной стороны речи (см. раздел 5, пар.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 436; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!