Особенности логопедической работы после операции



В послеоперационном периоде работа по формированию речевого дыхания продолжается: закрепляются и совершенствуются усвоенные навыки, вырабатываются необходимые новые. Дозировка занятий и их длительность варьируются, хотя принципы и методика проведения остаются одинаковыми.

Учитываются такие факторы:

1) результаты операции;

2) время поступления на логопедические занятия после уранопластики;

3) методики, по которым проводилась логопедическая работа в дооперационном периоде.

4) результаты логопедической работы до операции.

Если до операции логопедическая работа велась, но чистоты речи добиться не удалось, а после операции носовое звучание не исчезло, или же коррекция речи началась только после операции, то и работа над дыханием начнётся по описанной выше системе дооперационной логопедической работы. А.Г. Ипполитова рекомендует логопеду после окончания курса занятий длительное время продолжать контакт с ребёнком, т.к.:

1) проводятся косметические операции;

2) изменяется голос в период полового созревания.

Н.В. Червякова начинает работу по коррекции дыхания с обучения направленному дутью, так как у детей с расщелинами воздух при выдохе утекает в нос. Дети запоминают ощущение направленного воздушного потока через рот и могут затем его воспроизвести при выполнении дыхательной гимнастики. Обучение направленному дутью начинают с «поплёвывания»: ребенок слегка высовывает кончик языка между зубами, придерживая губами, а затем старается выплюнуть его. Язык при этом подвинут вперед, а кончик его высунут минимально, что вынуждает сильнее напрягать губы и создаёт более тонкие движения. Чтобы облегчить усвоение упражнений, на первых занятиях можно пальцами зажать крылья носа. Упражнения повторяют 6 – 8 раз подряд 3 – 4 раза в день. Направленный воздушный поток обеспечит в дальнейшем достаточное внутриротовое давление воздуха для образования согласных звуков.

Для умения удерживать воздух в ротовой полости учат надувать щеки.

Нецелесообразно до операции применять широко известные, но требующие повышенных усилий упражнения: катать карандаш по столу выдуваемой струёй воздуха, надувать шарики, дуть в соломинку. Они увеличивают напряжение лицевой и глоточной мускулатуры, усиливают гримасы, ускоряют выдох. Главная цель в этот период – получение пусть слабой, но сознательно направленной воздушной струи для формирования звуков речи.

Для дыхательных упражнений используют легкие предметы: кусочки ваты, полоски бумаги, пух и т. д.

Овладение направленной воздушной струёй позволяет перейти к непосредственно дыхательным упражнениям. Вначале ребенок, лежа на кушетке, учится вдыхать через нос «полный живот» («надуть мяч») воздуха и плавно выдыхать его через рот холодной струёй («мяч сдулся»). Точность выполнения упражнения контролируют ладонями: одна лежит на груди, вторая – на животе. Затем учатся дышать животом в положении сидя, стоя, на ходу.

После овладения достаточно длинным диафрагмально-реберным выдохом можно приступать к постановке гласных звуков и вокальным упражнениям.

После операции логотерапия начинается на 15 – 16 день. Первые занятия продолжаются 5 минут и содержат определённую дозировку.

Первый день: дыхательные упражнения выполняются лёжа, чередуя бесшумный вдох и удлинённый выдох через рот и нос. Дыхание сочетается с движениями рук, ног, головы. Постоянно контролируется диафрагмально-реберное дыхание.

Второй день: выполняются те же дыхательные упражнения, но в положении «сидя».

Третий день: выполняются дыхательные упражнения в положении «лёжа», «сидя», с сопровождением их движениями конечностей и головы.

Четвёртый – шестой дни: занятия удлиняются до 10 минут, используется прежний комплекс с добавлением дутья на ватку, в пузырёк, а также выдоха на широкий высунутый язык.

Седьмой – пятнадцатый дни: дыхательные упражнения выполняются

в положении «лёжа», «сидя», «стоя». Вырабатывается направленная воздушная струя.

Работа над дыханием продолжается и после снятия защитной пластинки, месяц закрывающей нёбо после выписки из стационара.

Таким образом, логопедическая работа по формированию речевого дыхания при ринолалии ведётся и в дооперационный, и в послеоперационный периоды. Работа после уранопластики строится с учётом дооперационной работы и эффективности операции. Методы работы модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента и с учётом его психического статуса. Технология коррекции голоса при ринолалии И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии:

1. Нормализация тембра.

2. Развитие природных голосовых данных детей.

3. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата.

4. Воспитание навыков правильного голосоведения.

Меры, способствующие улучшению голоса детей до пластической операции нёба:

1) Постановка физиологического и фонационного дыхания.

2) Профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба.

3) Коррекция звукопроизношения.

Работа над голосом после операции:

1) Дыхательная гимнастика, удлиняющая выдох и активирующая внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление небно-глоточного смыкания.

2) Выработка навыка правильного голосоведения, расширение диапазона голоса, увеличение его силы, а также компенсация расстройства двигательной функции гортани, если таковое имеется.

Работа над голосом при ринолалии проводится поэтапно.

I этап. Голосовые упражнения начинаются с постановки гласных фонем

(см. параграф «Технология коррекции звукопроизношения при ринолалии»).

II этап. Голосовые упражнения продолжаются в виде вокальных упражнений, которые дают наилучший эффект в развитии подвижности небной

занавески (растягивают её, активизируют всю мускулатуру гортаноглотки). Вначале поются [а] и [э], через 2 – 3 урока – [о], через неделю – [и] и последним [у]. При ежедневных занятиях сроки сокращаются.

Вокальные упражнения начинаются с пения терций. Детям это трудно, но интервалы меньше 2 тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией.

К вокальным упражнениям приступают на 3 – 4 занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба, которую тренируют пением гласных в диапазоне терции одной октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми. При практически неподвижной небной занавеске или лишь при подергивании её края начинают с пения [а] или [э] на одной ноте, затем терции и трезвучия. При расслаблении неба занятия немедленно прекращают. Гласные поют 2 – 3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано, под магнитофон или с голоса логопеда, начинают с низкого тона.

Терции и трезвучия поют не менее 3 недель, верхнюю ноту трезвучия поют дважды, не прерывая фонации (чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки), поют громко и тихо (для развития силы голоса), но не форсируют голос (иначе нёбо провисает, звук назализуется). Упражнения выполняются стоя.

Детский голос, как указывают В.Г. Ермолаев Н.Ф. Лебедева, требует максимально щадящего отношения, отсюда следуют правила:

· Петь только в соответствующем возрасту диапазоне.

· Не использовать крайние ноты присущего возрасту диапазона.

· Петь на коротких певческих фразах.

· Петь без напряжения, не очень громко.

Наиболее легко детские голоса до мутации звучат в следующих диапа-

зонах (В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева):

 3 – 4 года – ми1 – соль1

 7 – 10 лет – ре1 – ре2

 5 – 6 лет – ми1 – си1

 10 – 14 лет – ми1 – ре2

Далее переходят к упражнениям для воспитания правильного голосоведения, расширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного

снятия носового оттенка.

Начинают с изолированных гласных, потом их сочетаний (а, э, о, у, и).

Далее переходят к «мычанию» – протяжному произнесению [м] с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного. Выбор фонемы [м] как исходной определяется её физиологической основой, удобной для правильной фонации. Затем переходят к произнесению слогов: ма, мо, му… 6 – 8 раз в день (после короткого трёхкратного произнесения [м]).

Согласный протягивают, гласный поют коротко. Затем также работают над [л], с попарным произнесением слогов. Потом аналогично работают над [н], [й], [р], [в], [з], [ж].

Далее осуществляется переход к речевым упражнениям. И.И. Ермакова рекомендует работать в последовательности:

1) произнесение сочетаний из 2-х слов и спряжений глаголов:

 Вон Валя, вон мама, вон яма.

 Я мыл(а) Милу. Я нарезал(а) лимон. Я съел(а) сметану.

2) распространение фразы, вводимое постепенно:

 Я поливал(а). Я поливал(а) лилии. Я поливал(а )лилии из лейки.

3) ввод навыков в спонтанную речь. Вначале осуществляется подготовка на материале скороговорок и стихов с опорой на сонорные звуки. Фразы в них должны быть короткими, включающими только правильно произносимые фонемы:

 На мели мы налима ловили.

 На крыше у Шуры жил журавль Жура.

III и IV этапы. Для увеличения силы и диапазона голоса применяются вокальные упражнения:

1) распевание терций или трезвучий на гласных звуках, тише – громче;

2) мычание;

3) пение коротких музыкальных фраз и песенок, которые должны быть: простыми, легко запоминающимися, иметь легкий ритмический рисунок и не выходить за пределы диапазона.

Сначала лучше петь только мелодию песни на гласных звуках (вместе с логопедом), а потом уже петь со словами (сначала медленно). Пение продолжается не более 15 минут в течение занятия, по 3 – 5 минут за один приём.

Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подбирают песни, во фразах которых тоны располагаются по звукоряду (т.е. интервалы не превышают 1-го тона). Это способствует более длительному удержанию нёбной занавески в смыкании.

Упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне.

Такой вид тренировок является наиболее сложным, доступным лишь при хорошо подвижном нёбе.

С.Ф. Иваненко предлагает упражнения (сугубо подражательного характера) по варьированию мелодики голоса, которые можно выполнять уже в процессе выработки дыхания и постановки гласных. В доступной наглядно-ситуативной форме – через подражание – детям дается понятие о голосоведении. По словам К.С. Станиславского, «...все, что сказано с приливом жизненной энергии, с удивлением, восторгом, гневом, ужасом и т.д., – все это пойдет вверх (высоко, звонко, громко). Все, что связано с упадком энергии, с апатией, с разочарованием (больно, грустно), – все это по звуковой лестнице пойдет вниз...»

С помощью зрительной опоры и голосового изображения вводится ряд понятий:

Далеко – близко (или тихо – громко)

 А далеко

 А близко А

Высоко – низко (тонко поет птичка – толсто, грубо поет медведь)

 А

 А А

Коротко – длительно (отрывисто, быстро, скоро – протяжно, медленно).

Протяжно – отрывисто

 А_____________________

 А___ ___ ___ ___ ___

Звук [а] при постановке гласных идет первым, поэтому все понятия в изображении голосом даются с опорой на него.

С целью тренировки (закрепления) голосового многообразного звучания используются следующие задания:

а) Звук [а] на качелях.

Дети приседают, раскачиваются, произнося звук [а] (звук «взлетает» и «падает» в одном диапазоне – вдох! – выдох! – [а]).

б) Звук [а] раскачивается на ветке (слияние двух звуков [а] – [а] на одном выдохе).

Руки-ветки подняты вверх, под действием ветра наклоняются вправо – влево.

в) Звук [а] поднимается по лесенке. Звук произносится радостно, громко, покоряется каждая ступенька (вариант твердой атаки).

Звук [а] взбирается на вершину горы.

На горе тропа, по тропе идет [а]; звук произносится протяжно, с постепенным наращиванием подъема (!). Заканчиваем победно, радостно! (Как кричим «Ура!».)

Таким образом, видно, что этапы работы над голосом при ринолалии тесно связаны между собой и плавно перетекают друг в друга, постепенно расширяя своё содержание и усложняя его. Вся работа основывается на активизации мягкого нёба, а результаты, в свою очередь, напрямую зависят от его подвижности. Технология формирования интонационной выразительности речи при ринолалии С.Ф. Иваненко предлагает технологию формирования интонационной выразительности речи, включающую систему упражнений для осознанного восприятия и использования интонации детьми, имеющими ринолалию.

В программу входят следующие упражнения:

- по выработке речевого дыхания;

- по уточнению и постановке гласных;

- по массажу и самомассажу;

- по подготовке артикуляционного аппарата к постановке согласных звуков;

- по формированию речевого слуха;

- по развитию голоса (с опорой на отрабатываемый гласный и полученные знания о знаках препинания и ударении);

- знакомство с понятием «знаки препинания»;

- знакомство с понятием «ударение»;

- автоматизация навыка произнесения гласных в различных фонетических позициях.

Рассмотрим собственно интонационные упражнения.

1. Развитие продолжительности звучания и разнообразия оттенков интонаций

а) Игра «Прятки»: прячется отрабатываемый звук, в данном случае [а], мы его ищем и зовем, как зовут маленьких детей. Произносим звук со звательной интонацией и с оттенком легкого вопроса-упрека: «Ну, где ты?» И с лаской: «Ну, иди скорей!»

б) «Пропала буква». Зовем отрывисто, сердито, плаксиво, плаксивость переходит в плач (громкий и противный).

в) «Нашли букву» [а] – два варианта:

Обрадовались, удивились: «Наконец-то нашлась, никому не отдам».

Рассердились: «Ишь, спряталась, ходи, ищи ее! Ну, погоди!»

г) Даются задания, разыгрываются ситуации: «А» шла, споткнулась и упала (плач на вдохе и долгом выдохе с переходом в слитное звучание [а а а а] ...).

«А» увидела друзей и обрадовалась (попеть звук [а] на мотив любой детской песенки).

Маленькая «а» увидела большую «А» и удивилась: «Неужели это «а»? А ну-ка, покажись...» Звучит вопрос, удивление. Буква «а» увидела «ж» и ужаснулась: «Испугалась страшно! Надо убежать, спрятаться». Буква «а» провинилась, ее наказали, ей обидно (голос грустный, заунывный, протяжный). Или «а» обидели друзья (очень горько плачет). У «а» много сестричек, сосчитай (называя тихо: а, а, а, а, а, а, а, а и т.д., а затем громко, с интонацией перечисления).

Буква «а» долго была на улице, мама сердится (голос громкий и сердитый).

2. Знакомство с понятием «знаки препинания»

Спустя 10 – 12 занятий с момента начала работы вводится понятие «знаки препинания», которое подкрепляется примерами на уже отработанном звуке. Знание знаков препинания необходимо, так как именно они служат на письме одним из способов фиксации интонации. Знаки препинания, таким образом, существенны для понимания смысла.

Представление о знаках препинания формируется первоначально на литературном материале с опорой на красочно оформленные таблички с изображением

. - точки,

, - запятой,

? - вопросительного знака,

! - восклицательного знака,

Логопед выразительно читает соответствующие тексты (хорошо подходят рассказы А. Шибаева про различные знаки препинания)

В процессе ознакомления логопед постоянно подчеркивает связь интонационного произношения с необходимым знаком препинания.

Для закрепления формируемого понятия проводятся игры-занятия «Угадай знак в прочитанном предложении». Логопед читает текст, соблюдая указанную интонацию, дети поднимают соответствующую знаку препинания табличку. Можно предложить текст. Н.Сладкова, В.Орлова и др.

3. Отработка произношения гласных звуков с опорой на знак препинания

1. Задания на закрепление интонации с опорой на звук и знак препинания.

Перед началом работы карточки разложены на столе перед ребёнком.

У логопеда аналогичный набор карточек в двух экземплярах.

1. Логопед прочитывает написанную на карточке букву с опорой на знак препинания и комментирует: «Произносим как сообщение, называние, утверждение».

Дети поднимают карточку с аналогичным изображением – логопед оценивает результат выполнения.

2. Логопед читает следующую карточку с чувством радости, весело. Дети показывают свои карточки. Логопед проверяет, анализирует, оценивает результаты.

3. Следующая карточка прочитывается как вопрос, удивление: А? Результат анализируется.

4. Прочитывается карточка с интонацией перечисления (как будто считает – 1, 2, 3) – А, а, а. К концу понижается голос, на что обращается внимание и предлагается еще раз прослушать.

5. В заключение логопед читает написанное на карточках в разнообразной интонационной последовательности, предлагая детям молча поднимать карточку со знаками, соответствующими прочитанной интонации.

В последующих упражнениях для закрепления логопедом даются задания на определение двух интонаций, и предлагается выбрать карточки с

соответствующими знаками препинания. Например:

 А. – А! А. – А? А? – А! А! – А. А. – А, а, а

Только после 3 – 4-х занятий, в структуру которых входят упражнения на соотношение интонации и знака, детям может быть предложено повторить (прочитать) вслед за логопедом написанное с интонацией, соответствующей указанному знаку.

Все следующие занятия проводятся в рамках тренировки по заданиям:

1) Прочитай карточку, где обозначена радость.

2) Прочитай с интонацией перечисления.

3) Прочитай со знаком сообщения, называния.

4) Прочитай со знаком удивления и т.д.

2. Задания на сочетание интонации и силы голоса.

1) Прочитай громко и радостно, радостно, но тихо.

2) Прочитай тихо и удивленно, громко и удивленно; сердито и удивленно, радостно и удивленно.

3) Прочитай сообщение тихо, а затем громко.

4) Прочитай с интонацией перечисления, сообщая тихо, громко; удивленно, радостно.

Тренировка силы голоса и выразительности звучания также осуществляется с помощью карточек:

А? – А.

А. – А. А. – А?

А? – А!

А. – А!

А? – А, а, а


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1892; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!