КАВКАЗСКАЯ ЖЕНЩИНА В ОПИСАНИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ XVII ВЕКА



Литература, создаваемая путешественниками, имеет более чем тысячелетнюю традицию. Словоупотребление «путешественник» носит в настоящей статье условный характер. Выбранные нами иностранные авторы были представителями разных наций и профессий, причем не один из них не являлся профессиональным писателем или историком. Их свидетельства являются одним из важнейших источников при изучении истории и культуры Северного Кавказа. А взгляд со стороны на любое культурное явление, нравы или обычаи другого народа всегда интересен и заслуживает внимания.

Для рассмотрения образа кавказской женщины мы выбрали XVII век, т.е. период, когда на Кавказе существовали одновременно язычество и монотеистических религии. В то время черкесы, живущие на Черноморском побережье, называли себя христианами, но некоторые уже исповедовали магометанство что, естественно, формировало их образ жизни.

Итальянский путешественник Джорджио Интериано совершил путешествие в Черкесию еще во второй половине XV века. Он первым дает свидетельство «легкости быта» и свободы обычаев, которые противоречат более позднему представлению о кавказских традициях: У них позволяется лапать девушек, их дочерей [по всему телу] от головы и до ног, особенно в присутствии родителей, хотя до полового акта никогда не допускают. Эти девушки входят в реку [купаясь] нагими на глазах у всех, и тогда можно заметить, что очень многие прекрасно сложены и белы [телом][353]. Интериано подчеркивает красоту женщин и их «высшую степень гостеприимности по отношению к чужестранцам».

Другой итальянец, Э.Д. д'Асколи, прибыл в Крым с миссионерской деятельностью в первой половине XVII века. Он посещал и Черкесию. д'Асколи подчеркивает не особенную стеснительность девушек в отношении к иностранцам. По его словам, дочери хозяина, будь они самые благородные и красивые девушки», не только не прячутся от гостя, но целуют ему руки и заботятся о чистке его платья, а если оно гденибудь прорвано, то починяют его как можно лучше[354]. До замужества девушкам разрешается бывать на обедах, на празднествах, где они играют, поют и пляшут.

С его мнением согласен и французский коммерсант Ж.Б. Таверне, утверждающий, что они чрезвычайно красивые женщины, очень хорошо сложены и имеют свежий вид до 45–50 лет[355]. Сам Таверне в Черкесии не был, и все его сведения были собраны во время его путешествий с 1638 по 1668 г. по странам Ближнего Востока. Н.Витсен из Нидерландов также не был на Кавказе. Его книга, изданная в 1692 г., представляет собой компиляцию из русских источников и западноевропейской литературы. Он сосредоточил свое внимание на внешнем виде и одежде: Женщины белы лицом, с румяными щеками; свои черные волосы они выпускают двумя локонами на плечи; летом ходят в полотняных рубашках красного, зеленого или желтого цвета, открытых до пупка[356].

Другой голландец, Я.Я. Стрейс попал в плен у берегов Дагестана в 60–х гг. XVII в. Он пишет: У женщин, чему весьма удивляешься, белоснежная кожа и красные, как бы накрашенные щеки, приветливые, красивые и милые лица, так что в них можно влюбиться. Они большей частью хорошо сложены... Они ходят с непокрытыми лицами, на голове носят красивые двойные черные шапочки, поверх они обычно надевают еще чепчик из черного бархата. Вдовы привешивают к затылку бычачий пузырь, украшенный разноцветными платками или кусочками сукна. Зимой они носят шубы, а летом ходят в одних рубахах открытых до пупка, и так можно видеть все от шеи до пупка. Те, которые хотят показать, что они не из простонародья, носят узкие штаны, поверх они надевают две одежды без рукавов, плотно обтягивающие тело. Они гордятся убранством и украшением своих грудей, как английские и французские дамы[357].

Описания Витсена и Стрейса показывают, как одежда определяла статус женщины. Многие обращают внимание на разнообразие украшений: четки из янтаря, раковины, камушки, оловянные и медные украшения. Стрейс подтверждает, что женщины весьма общительны и приветливы и с большой охотой позволяют, чтобы их целовали и любезничали с ними, не считаясь с тем, чужой ли это человек, и даже тут же присутствующий муж не выражает неудовольствия. Можно играть и шутить с ними, а иногда и вступать в более близкие отношения, что они охотно допускают смеясь. Но тот, кто хотел добиться большего, должен был отступить.

Немецкий ученый Э. Кемпфер повторяет мнение своих предшественников о том, что необыкновенно общительные женщины приятны лицом, имеют белую кожу и румяные щеки, черные, как смоль, волосы, которые они спускают двумя локонами по обеим сторонам лица, и сохраняют свою красоту до 50–летнего возраста[358]. У него также встречаем описание цветных рубашек расстегнутых летом до пояса.

В первой половине XVII века побывал на Кавказе немецкий ученый А. Олеарий. Его «Описание путешествия... », которое носит на себе все следы впечатления человека, пораженного незнакомыми ему обычаями и нравами, получило в современной ему Европе известность. В главе «О черкесских татарах» читаем: В первые дни нашего приезда они [женщины] шли нам навстречу с нахальным выражением лица, которое приписывается древним амазонкам…. Они нисколько не стеснялись, когда некоторые из нас, трогая и осматривая их четки из янтаря, свисавшие с шеи ниже грудей, иногда руками касались голого тела. Говорят, что у них такой обычай: если заходят чужие посетить жен, то мужья добровольно удаляются и предоставляют гостям беседовать с женами... Однако говорят, что жены, тем не менее, верны своим мужьям[359].

Очень либеральными казались путешественникам супружеские отношения горцев. Если муж застает жену с любовником, он выходит, ничего не говоря, и никогда не упоминает об этом. Жена поступает так же, когда застает мужа с другой женщиной.

Многие путешественники, отмечают право мужчин брать более одной жены по обычаю магометан. Интересные заметки мужчин–путешественников касаются занятий кавказских женщин. В основном они не отличаются от образа жизни женщин других народов. Могут удивлять сообщения, что черкесские женщины занимались не только вышивкой, но и добычей и обработкой железной руды, о чем сообщают Таверне и Кемпфер. В более позднее время, с укоренением мусульманских правил поведения, горские женщины никогда не занимались работой вне дома.

Н.Б. Васильева

Вологда, Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий

Е.Ю. Шишкарева

Сокол, Управление культуры Сокольского муниципального района


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!