УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В КРЕСТЬЯНСКИХ ПРОМЫСЛОВЫХ И РЕМЕСЛЕННЫХ ЗАНЯТИЯХ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАРЕЛИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.)



Освоение трудовых, промысловых и ремесленных навыков крестьянскими детьми осуществлялось в парадигме ученичества, путем участия в занятиях взрослых. Дети становились помощниками старших, исполнителями промысловых работ в зависимости от сложности. Занятия во вспомогательных операциях ремесленного труда начинались по достижении ребенком 7 лет. Карельский край относился к числу регионов страны, где промыслы и кустарное производство были распространены[400]. Как показала подворная перепись населения, среди кустарей дети 8–14 лет составляли 4,7%[401].

Ученичество протекало в рамках семейного мастерства, специализации по ремесленному занятию. Мальчики обучались в ремесленных мастерских. В начале ХХ в. в карельской местности действовали столярные мастерские.

Занятием детей, подростков и женщин было плетение из ржаной соломы. Здесь изготавливали соломенные шляпы, пользовавшиеся спросом в Петербурге. Производили шкатулки, в небольшом количестве – туфли и сапоги. Учитель И. Благовещенский описал приобщение детей к этому ремеслу[402].

Специализацией стариков и детей было вязание сетей. В 1902 г. представители возрастных групп (8–14 лет и старше 55 лет) составляли 57% всех зарегистрированных статистикой сетевязов[403]. Возрастной состав артелей сетевязов, характер их труда сформировали специфическую духовную среду, особый внутренний микроклимат таких коллективов.

Крупнейшую группу кустарей 8–14 лет составляли кородеры – заготовщики бересты для выгонки дегтя и коры, требовавшейся в кожевенном производстве. На заготовку сырья отправлялась вся семья, включая женщин, стариков и детей, т.к. особого навыка такая работа не требовала. В вязании сетей, в соломоплетении, заготовке коры участвовали дети обоего пола. В большинстве промыслов, которые делились на «мужские» и «женские», труд мальчиков и девочек дифференциировался.

В кузнечном деле мальчики–подростки участвовали как помощники – раздували меха. Мужским занятием была добыча речного жемчуга; по свидетельству современника десятилетние мальчики уже осваивали навык отыскивать и ловить раковины[404]. Мальчики–подростки были заняты на промыслах. Здесь они использовались на вспомогательных работах – приносили воду, подавали инструменты, занимались уборкой. Труд детей не применялся в добыче железной руды.

В процессе освоения навыков конструировались гендерные различия. Отцы играли определяющую роль в обучении сыновей, матери – дочерей. Умение прясть, ткать и вязать осваивалась девочками с помощью старших сестер, матерей и бабушек. В карельских деревнях Байкойлы и Верхняя Седокса существовала давняя традиция вышивки по льняной сетке (канве). Освоение этого навыка девочками начиналось в 5–6 лет и передавалось из поколения в поколение. Произведенный товар сбывался через скупщиков в Петербург. В начале ХХ в. крестьянки приобретали швейные машинки, в приграничных волостях появлялись привозимые из Финляндии вязальные машины, с помощью которых изготовлялись жилеты, кофточки, чулки[405]. Девочки осваивали ремесло на новом технологическом уровне.

Труд ребенка с 7–8 лет использовался не только в семье, но и неподалеку от дома. Работа в качестве наемного работника, выполнявшего самые разнообразные работы – характерный факт детства конца XIX – начала ХХ в. в биографиях карельских крестьян[406]. Девочки работали няньками у богатых односельчан или в соседней деревне, мальчики нанимались подпасками. Это ранняя гендерная оппозиция в профессиональной специализации детей и подростков, работавших по найму. При одинаковой со взрослыми нагрузке и выработке труд детей оплачивался ниже[407].

Десятилетний возраст отмечен трудовыми обязанностями детей. С этого времени начиналось освоение сложных видов «взрослых» занятий, в частности, мальчики учились шить сапоги, девочки ткать. Девочку в 10–12 лет называли маленькая хозяйка, подчеркивая авторитет ее социального статуса. К этому возрасту она умела мыть, стирать, готовить. Десятилетние дети считались готовыми к продолжительной трудовой деятельности вне дома и начинали привлекаться к отходничеству. Но по возможности родители предпочитали отсрочить уход ребенка из семьи до достижения мальчиком 12–13, девочкой – 13–14 лет. С этого возраста подростки уже участвовали в отхожих промыслах. В ближний отход, в пределах своей волости – на работу по найму няньками, пастухами, вязальщиками сетей и т.д. – дети отправлялись самостоятельно, без сопровождения взрослых. Более отдаленные перемещения детей связаны с работой на лесозаготовках, рыбном промысле, на промышленных предприятиях уездных центров и Петрозаводска, со сбором милостыни. «Лесная лихорадка», характерная для Карелии и Финляндии, отразилась на жизни детей. В Повенецком уезде, где в начале XX в. 2/3взрослого населения вовлекалось в лесозаготовительные промыслы, к тяжелым и опасным занятиям привлекались дети: на лесосплаве мальчикам 9–10 лет поручали скручивать хвойные прутья для связки бревен, сторожить продукты, хранившиеся в специальных избушках на плотах. С 10–12 лет дети принимали участие в основных операциях на лесозаготовительных работах: валили деревья, обрубали вершины и сучья, корили бревна[408]. Наряду со взрослыми, дети жили здесь в тесных и душных курных избушках или землянках, спали вповалку, недоедали. Спутниками таких условий жизни были болезни кожи и легких, цинга. Поскольку оплата труда на лесозаготовках была относительно высокой, на заработки отправляли и девочек. Это обстоятельство красноречиво говорит о том, что мотивация труда карельского крестьянина смещалась от задачи выживания в сторону получения максимальной прибыли, что влекло за собой повышенную самоэксплуатацию и эксплуатацию всех членов семьи.

Экономическая целесообразность, диктуемая идеологией развивавшегося капитализма, выступала жестким регулятором повседневной педагогической практики. Социальной дифференциации деревни сопутствовала социальная дифференциация детства. Материальные ресурсы конкретной семьи в значительной мере определяли общий контекст воспитания. Чем беднее была семья, тем раньше ребенок привлекался к трудовой деятельности не только в домашнем быту, но и отправлялся на заработки, то есть его социализация выходила далеко за пределы семьи.

А.В. Климова

Барнаул, Алтайский государственный университет


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!