ПРОБЛЕМЫ фемининности и МАСКУЛИННОСТИ



В условиях традиционного общества гендерные роли базируются на коллективных представлениях и поведенческих моделях, что исключает отклонения и нововведения. Совокупность свадебного обрядового комплекса направлена на утверждение гендерных отношений, ролей и иерархии в семье, идентичной ценностям общества. В статье предпринята попытка выявить взаимосвязи обрядами свадебного цикла и основными женскими и мужскими персонажами в брачной обрядности мари, рассмотреть их гендерно–функциональное значение в динамике.

Традиционная свадьба – сложный комплекс обычаев и обрядов, имевших социальное, правовое, мировоззренческое, религиозно– магическое и иные значения[299]. Свадьба утверждает значимость семьи, ее изучение помогает понять роль и место семьи и человека в обществе.

Традиционная брачная обрядность марийцев, начиная с выбора брачного партнера и заканчивая послесвадебными обрядами, задает конфигурацию гендерных отношений семьи. Похищение в конце XIX в. получило обрядовое значение и проходило с согласия девушки, иногда с согласия родителей. Следы традиции похищения невесты прослеживались в свадебном комплексе восточных марийцев, у луговых и горных марийцев встречается обрядовый откуп жениха от парней деревни, откуда берет невесту. Данный способ заключения брака мог относиться к универсальным явлениям марийской свадьбы. Здесь можно говорить о привилегированном положении мужчины и дискриминации женщины в представлении иерархии семьи у марийцев.

Заслуживает внимания цикл обрядов, подвергшийся изменениям и получивший осмысление у марийцев в ХIX в. – обряды, направленные на проверку целомудрия невесты. До принятия христианства марийцы–язычники не уделяли девственности невесты внимания. Добрачное сожительство не являлось помехой для заключения брака. С появлением христианства постулаты подверглись переосмыслению, и девственность невесты стала рассматриваться как одно из обязательных условий заключения брака. По мере распространения христианской морали девственность невесты стала необходимым условием для совершения обряда бракосочетания с соблюдением традиционного обрядового комплекса[300]. У луговых марийцев обряд проверки девственности невесты проводился в течение первого дня свадьбы и завершался демонстрацией результата. В случае невинности невесты жених выказывал любовь к молодой жене, а в противном случае мог побить[301]. В районах, где общение с русскими было тесным, утром второго дня свадьбы молодых усаживали с гостями за стол и подносили молодому рюмку вина. Если молодая сохранила невинность, он выпивал вино и ставил рюмку на стол. В противном случае муж бросал рюмку с вином на пол[302].

Под влиянием христианизации изменяются традиционные верования марийцев, представляя синкретизм язычества и православия, что оказывает влияние на семейно–брачную обрядность. В контактной зоне отмечается ослабление язычества и упрощение языческого обряда бракосочетания, переосмысление согласно христианской традиции магических обрядов, появление новых элементов в традиционной структуре свадебного церемониала. Так процесс христианизации видоизменил духовные ценности, выработал стереотипы гендерных ролей и поведения, идентичные ценностям патриархатного общества. Система ценностей и образ мышления патриархатного социума, закрепленного в соответствующей системе обрядов и обычаев, была заимствована марийцами у русских через религиозные воззрения.

На современном этапе свадебная обрядность подверглась трансформациям, что соответствует общим тенденциям в регионе.

В традиционной культуре народов Среднего Поволжья большое значение имело старшее поколение в сохранении традиций. Они осуществляли преемственность поколений и передачу этнических традиций культурного наследия. Жизненный опыт позволял знакомить членов семьи с требованиями этикета внутрисемейных отношений, с традиционными праздниками и обрядами. Место и роль отца в традиционной культуре Среднего Поволжья определялись посреднической функцией между семьей и обществом.

Под воздействием урбанизации, индустриализации, информатизации происходят изменения в отношениях между мужчиной и женщиной в сфере семейно–брачных отношений. Традиционная культура и семейно–брачные отношения выполняет функцию стабилизации и сохранения базовых культурных ценностей. Модель традиционной семьи с жесткой дифференциацией ролей мужа и жены утратила целесообразность в рамках региональной культуры и страны, которая в настоящее время переживает серьезные социальные и культурные трансформации. Культурная ценность семьи сохраняется в виде идеальной модели. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, единоличным собственником имущества, обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, продолжают сохранять актуальность и являются традиционными для марийцев. По этой причине не доминирующие члены общества, которые находятся вне государственно–политической жизни и дистрибутивных экономических сетей, в своих ценностных установках и поведенческих моделях сами реализуют идею маскулинной доминанты.

Сегодня традиционный мужской и женский поведенческий комплекс, имеющий социально–историческую основу, претерпел значительные изменения, но главными хранителями и трансляторами традиционной культуры являются женщины.

Г.Т. Бакиева

Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!