ПЛОДОИЗГНАНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ ЦЕНТРА РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО ХХ В.)



Об области интимных отношений в укладе крестьянской жизни сложились стереотипы. Это относится к устройству части пространства девушек–невест, которая касалась интимно–сексуальной области. Жизнь в русской деревне не была пуританской. Пространство девушек–невест было устроено сложнее, добрачные и внебрачные интимные отношения не являлись редкостью[254]. Прерывание и предотвращение беременности было актуальной проблемой, работа является продолжением научных изысканий автора.

Проблема дискутировалась в среде интеллигенции, врачей и юристов; в печати появились статьи, где рассматривались правовые, моральные и социальные аспекты абортов и контрацепции. В советский период тема получила широкое освещение в 1920–е гг.[255], стала изучаться в 1980–1990–е гг.[256]. Ныне эти вопросы – предмет исследований наряду с проблемой детоубийства[257]. Изучение абортов, способов контрацепции, знахарства и чародейства среди женщин проанализировано Н.Л. Пушкаревой[258].

В дореволюционной России аборты были юридически запрещены, плодоизгнание приравнивалось детоубийству и каралось каторжными работами сроком от 4 до 10 лет. В 1903 г. наказания были смягчены. Брак считался таинством от Бога, главным было производство потомства. В духовных книгах плодоизгнание причисляется к грехам, которым нет прощения. В крестьянской среде отношение к плодоизгнанию было неоднозначным, но осуждали его немногие.В крестьянской среде внебрачные дети воспринимались как позор, хотя имелась вариативность. Важнейшим фактором была бедность, лишние дети влияли на благосостояние семьи. Женское отходничество, городские заработки явились фактором, подмывавшим уклад жизни. Намеренные выкидыши и плодоизгнание, предотвращение беременности считались грехом[259] и позором. Враждебно и неодобрительно относились к лицам, занимавшимся плодоизгнанием и производством выкидышей, как ремеслом[260]. Средства для вытравливания плода были различными – от механических воздействий и принятия внутрь химических соединений, в том числе вредных и ядовитых, до магических и ритуальных методов[261].

Вопреки распространенному в деревне обыкновению не слишком стараться уведомлять власти о совершенных преступлениях, о случаях прерывания беременности доносили местным властям. Нередко за забеременевшими устанавливался «надзор со стороны ее родителей и ближайших родственников, и нижних полицейских и сельских властей». С.Д. Морозов считает, что крестьянки о противозачаточных средствах не знали[262]. В многодетных семьях женщины, чтобы не забеременеть, увеличивали период лактации[263].

К избеганию зачатия крестьяне относились как к аборту. Попытки предотвращения зачатия с помощью разных «зелий» или заговоров иногда карались строже, чем аборт. В крестьянском сообществе считалось, что это было не только покушением на жизнь нерожденного младенца, но и являлось антихристианским знахарством и ворожбой, которыми занимались «бабы богомерзкие». Сексуальные грехи ассоциировались с колдовством[264]. Избегание зачатия отрицательно воспринималось церковью.

В начале ХХ в. в России врачи стремились добиться смягчения правовых санкций против абортов или полной их декриминализации. В результате многолетних дискуссий врачей в 1913 г. Двенадцатом съезде «Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова» большинство участников высказалось за отмену запрещения искусственного аборта и признало контрацепцию как единственную реальную альтернативу.

После 1917 г. наметился прогресс в этой области. 18 ноября 1920 г. были узаконены искусственные аборты, проводившиеся врачом в медицинском учреждении. На I Всероссийском совещании по охране материнства и младенчества в декабре 1920 г. аборт рассматривался как «социальное зло»[265]. В 1920–1930–е гг. вопрос о противозачаточных средствах отошел на задний план. Это шаг назад по сравнению с началом ХХ в., когда проблема обсуждалась общественностью. Среди крестьянок абортативные средства продолжали оставаться главным способом избавления от нежелательной беременности. В 1935 г. в СССР прекратилось производство имеющихся контрацептивов, в 1936 г. искусственные аборты по желанию женщины были запрещены. Женщину рассматривали как «мобилизованную труженицу», она должна была отдаться строительству светлого будущего. Многодетность в официальной линии представляли делом государственного значения.

В рассматриваемый период модернизация затронула демографический менталитет крестьянства, наметилась тенденция уменьшения числа детей. По замечанию И.С. Кона, в вопросе об абортах проявилось место личности в советской действительности. Отражением явились дискуссии между акушерами–гинекологами, возражавшими против абортов, и гигиенистами, утверждавшими их необходимость. Женщины рассматривались как единое целое, им как субъекту внимания не уделялось.

Н.Г. Лисевич

Сыктывкар, Коми научный центр Уральского Отделения РАН


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!