ДОМ – ЖЕНСКОЕ ПРОСТРАНСТВО? СООТНОШЕНИЕ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ ПОТУСТОРОННИХ ОБИТАТЕЛЕЙ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «ДОМА И ДВОРА»



(НА МАТЕРИАЛАХ НАРОДНЫХ ВЕРОВАНИЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ XIX — XX ВЕКОВ)

Комплекс народных суеверных представлений, связанных с пространством дома и двора, показывает на то, что мифологическим хозяином названной зоны является домовой. Анализ рассказов о нем убеждает в том, что этот образ был на протяжении веков очень самодостаточным, хотя в ряде случаев мог дополняться сопутствующими персонажами, в том числе и женскими. В образе духа–хозяина дома и двора содержится спектр патриархальных представлений о том, каким должен был быть глава большой крестьянской семьи, хозяин подворья.

Образ домашнего пената (духа дома) в представлениях крестьян определен положительно. Значимость его присутствия в крестьянском подворье, его благорасположенности к семье и крестьянскому хозяйству велики. Будучи подчас кровно связанным с родом и семьей, домовой выступал не только как защитник и гарант достатка и благополучия, но и как нравственный цензор, ревностно следящий за поведением всех членов семьи. Отрицательные черты в русских народных миофологических воззрениях чаще переносились с домового на других, сопряженных с его образом, персонажей народного баснословия, населявших периферийные участки дома и двора (подпеченник, жихарь, подовинный, баенный – все это особые породы домовых), которые не были связаны с хранением и обработкой урожая – главного источника достатка семьи, залога ее будущего благополучия.

Что касается женских персонажей мифологической зоны «дома и двора», то здесь перед исследователем открывается принципиально иная картина. Все женские персонажи мифологического пространства дома можно условно разделить на две группы. Первая – это второстепенные образы, сопряженные с поверьями о самом домашнем пенате: жена и дочери домового. Рассказы о них составляют незначительный объем всех быличек о домовом, образы их разработаны крайне слабо: о жене домового «крестьяне ничего не знают», дочери же его представлялись юными, прекрасными и особо опасными для человека.

Вторая группа – это самостоятельные женские персонажи, постоянно обитающие в доме или на подворье: кикиморы, мары, обдериха, баенная бабушка и др. Коннотация образов этой группы резко отрицательная (исключение составляет лишь образ баенной бабушки). Отождествляясь с утратами, они являлись предвестницами, а то и персонификациями болезней, смерти и прочих несчастий. Культы их не развиты. Представления о них скудны и локально ограничены (в то время, как представления о домовом бытовали и бытуют повсеместно).

Самым репрезентативным среди женских персонажей народной демонологии на наш взгляд можно считать образ кикиморы. Не являясь женской параллелью образа домашнего пената, кикимора в целом ряде случаев сближается с образом домового исключительно в функциональных чертах: она, как и домовой была связана со скотом, в качестве мест обитания назывались различные участки дома и подворья, как и домовой, предвещала будущее. Но в отличие от домового, она всегда предвещал о несчастьях. Главным ее занятием считались сугубо женские рукоделия – прядение, плетение. Важно подчеркнуть, что прядением и плетением занимались и другие женские персонажи низшей мифологии, а так же домовой, как повествуется в целом ряде быличек. Образ этот, как и подавляющее большинство женских персонажей народного баснословия, коннотирован или отрицательно, или нейтрально.

Пространство дома традиционно считается преимущественно женской сферой, однако на уровне низшей мифологии это не совсем так. Представления о домовом (в маскулинности которого нельзя усомниться) практически вытеснили из мифологического пространства дома все женские персонажи, сведя их к второстепенным по своему значению либо только дополняющим образ самого «хозяина», без присутствия которого русскими крестьянами на протяжении XIX–XX веков не мыслился ни один дом, ни одно подворье.

Е.А. Терещенко

Чернигов, Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г. Шевченко

СТЕРЕОТИП НЕВЕСТЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ КРЕСТЬЯН ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIX ВЕКА:


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!