Особенности женского воспитания в традиционной культуре грузин: «мастерицы» в селениях Восточной Грузии



Одной из особенностей традиционного воспитания у грузин можно считать большое внимание к воспитанию девочек. Трудовое воспитание девочек начиналось в раннем возрасте. Уже с пяти–семи лет они помогали матери по дому. С 8–10 лет девочку учили различным рукоделиям: обрабатывать шерсть, прясть, ткать, вязать. Лет с 12–13 девочка уже умела выполнять все основные женские работы по дому[192].

Большое место в женском воспитании занимало обучение рукоделию. Приобретенные в этой области знания девочки начинали использовать с довольно раннего возраста, в частности для подготовки своего приданого. Так, относительно Тионетского у. отмечалось: «Как только девочка подрастет настолько, что в состоянии выполнить ту или иную работу, она вправе иметь личный капитал – «сатавно». Я встречал девочек лет восьми, имеющих личный капитал»[193]. Сатавно – приданое – имело несколько источников возникновения: подарки (улей, овца, теленок), которые с раннего детства дарили девочке родственники, и деньги, вырученные за собственное рукоделие. С 13–14 лет девочки не только могли одеть себя сами, но и «копили вырученные своим рукодельем и другими побочными заработками деньги для составления своего сатавно»[194].

В Картли и Кахети рукоделию девочек не всегда учили в семье. Во многих селах были специальные «мастерицы» (груз. остати), которым девочек отдавали для обучения. Как правило, это были грамотные женщины, хорошо знавшие различные рукоделия и «все другие женские дела». В больших селениях было несколько остати, к наиболее известным ученицы приходили и из соседних селений.

По сведениям начала ХХ в., остати обучала девочек год–полтора, главным образом чтению, письму, кройке, шитью. Иногда ограничивались изучением только грамоты и счета. Так, по сообщению одной из жительниц с. Кисисхеви (Кахети), она находилась у остати 6 месяцев, и за это время научилась читать и писать по–грузински, считать до 100 по–русски и выучила грузинский хроникон[195]. Многие авторы писали о том, что главная обязанность остати – именно обучение девочек грамоте.

Однако сведения более раннего времени свидетельствуют, что прежде программа обучения у остати была более обширной: она должна была обучать «грамоте, шитью, выкраиванию белья, шитью лечаки, вязанию кисетов, тканью ковров различных видов, уходу за домом, содержанию дома в чистоте, манере общения с окружающими, правилам поведения и всему, что крестьянке нужно для своей семьи», причем обучение продолжалось около пяти лет[196]. Видимо, к началу ХХ в. срок обучения сократился именно в связи с тем, что обязанности остати стали менее обширными.

Любопытно, что в армянских селениях также существовали подобные женщины–«мастерицы» (арм. уста, варжуи), но они в большинстве своем были неграмотными и обучали девочек только рукоделию[197].

Существовало несколько установленных обычаем способов оплаты труда мастерицы. Родители учениц могли заплатить ей деньгами или продуктами, но в большинстве случаев установленной платы не было, и девочки должны были помогать ей по дому: убирали, подметали, утром и вечером приносили воду, шили. Кроме того, на праздники (Рождество, Пасха) они приносили для нее дары (дзгвени) – различные продукты. По обычаю за обучение мастерице платил также жених девушки. Обязанностью остати было шитье подвенечного платья для своей ученицы; она же нередко одевала ее в день свадьбы. Во время ритуала выкупа невесты жених должен был заплатить этой женщине саостато – деньги «за обучение», от 3 до 20 рублей. В Кизики жених взамен получал украшения для своего коня – самкердули, каджари, иэриши, изготовленные невестой под руководством остати: это было наглядным свидетельством того, хорошо ли девушка овладела рукоделием[198].

Обучение у остати высоко ценилось в народе. О такой девушке с похвалой говорили: «Она воспитана у остати и все умеет». Именно существование подобных мастериц, по свидетельству одного из авторов 1870–х годов, было причиной того, что в Картли трудно было найти девушку, «которая не знала бы грамоту и не была бы приучена ко всякому рукоделию». В конце ХIХ в. институт остати существовал уже не повсеместно. Например, в Ксанском ущелье в 1890–е годы этот «прекрасный обычай» уже «вывелся»[199].

Следует отметить, что большое внимание, уделявшееся в Картли и Кахети обучению девочек грамоте, имело в Грузии давние традиции. Так, в «Записке капитана Языкова о Грузии» 1770 г. подчеркивалось: «грамоты многие князья не знают. Что–ж до благородных женщин принадлежит, то оне почти все писать умеют»[200].

В 1880–е годы, хотя в сельских школах училось мало грузинских девочек, процент грамотных среди женщин был, как правило, выше, чем среди мужчин. Так, у грузин Телавского у. грамотных мужчин было 9,5%, грамотных женщин – 13,5%. В отдельных селениях это различие было еще более значительным. Так, в сел. Вардисубани доля грамотных женщин была в 4 раза выше, чем доля грамотных мужчин: 21,7% и 5,7% соответственно. (Для сравнения: в мусульманском с. Караджалы того же уезда из 735 женщин не было ни одной грамотной.)

Постепенное исчезновение из сельского быта этого института было обусловлено укреплением системы школьного образования и тем, что предметы рукоделия в связи с развитием товарно–денежных отношений утрачивали в домашнем быту свое былое значение. Но престижность грамотности, а впоследствии – среднего и высшего образования осталась характерна для грузинского общества во все последующие периоды истории.

Д.А. Николаева

УланУдэ, ВосточноСибирская ГА культуры и искусств


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 408; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!