В ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ЛАГЕРЯ МИРА В ГРИНЭМ–КОММОН



Женское движение в Великобритании прошло два пика: в начале XX в., когда тон в борьбе за женское равенство задавали суфражетки из Женского социально–политического союза, и в 1970–1980–х гг., когда в ходе второй волны движения активистки подняли вопросы, связанные с проблемами половой дискриминации.

Первая волна феминизма завершилась предоставлением британкам равного права голоса в 1928 г. В конце 1960–х гг. под влиянием студенческой революции, роста рабочего и антивоенного движений феминизм в Великобритании возрождается. Сначала лозунгом второй волны в Британии вслед за США стало высказывание американки Кэрол Ханич «Личное есть политическое». Смысл этого лозунга четко определяют К. Кут и П. Патулло: женщины «выясняли, что проблемы, которые они раньше считали личными и частными, разделялись женщинами, начинали процесс вписывания женского совместного опыта в политические рамки, бросая вызов существующим властным отношениями между женщинами и мужчинами»[158].

Ярким примером реализации лозунга в британском феминизме стала практика женского лагеря мира, разбитого англичанками около военно–воздушной базы Гринэм–Коммон против размещения на ней американских крылатых ракет «Томагавк». Личные факторы сыграли главенствующую роль в мотивации организаторов марша к американской военной базе: «Чувство, которое двигало мной, было не столько страхом, сколько злостью. Рождение ребенка никогда не дается просто, и оно не далось просто мне… я осознала, что я стала … уязвимой. Если какой–нибудь вред будет нанесен моим детям, … я почувствую безутешную боль. Рождение ребенка научило меня болезненному уроку – оно научило меня ценить жизнь…»[159]. Стремясь вписать защиту частной жизни в глобальный процесс защиты страны, активистки лагеря заявляли: «Мы не устанем разъяснять, … что от нас самих зависит, будут ли жить наши дети. Мы хотим отстоять их право на жизнь»[160].

В течение десяти дней 35 женщин и 4 сочувствующих мужчин, назвавшись группой «Женщины за жизнь на Земле», прошагали 110 миль от Кардифа до Гринэм–Коммон, где размещалась часть ВВС США. Предполагалась акция протеста, после проявления негативного отношения к демонстранткам командующего базой, было принято решение создать в Гринэм–Коммон действующий пикет, все решения носили спонтанный характер. Исключение мужчин из числа участников лагеря усилило позиции и основывалось на опасениях, что они вступят в конфронтацию с властями, пока активистки признавали мирные средства борьбы. Лагерь мира стал сообществом, основанным на принципах открытости, отсутствия иерархии и формальных структур.

С. Роузнил в исследовании, основанном на интервью участниц лагеря мира в Гринэм–Коммон, выделила базовые этические принципы активисток лагеря: автономность, женский характер лагеря, ненасильственность, отсутствие иерархичности, коллективность в принятии решений, уважение к индивидуальности и разнообразию, персональная ответственность и независимость, чувство общности, забота об окружающей среде, гибкость, принцип получения удовольствия, иррациональность, неразделенность средств и целей. Все участницы протеста отмечали, что ценности не декларировались в документах и не принимались как решения собраний.

Лагерь мира превратился в массовое движение, включившее тысячи женщин в процесс политической активности в течение 1980–х гг. Многие из них через Гринэм–Коммон пришли к феминизму: «те, кто пропустил высший пик… женского освобождения в семидесятые, получили похожие ощущения, борясь с другими женщинами за мир»[161]. Многие из активисток приезжали, уже будучи феминистками, тем самым расширяли политическую активность. Лагерь мира в Гринэм–Коммон оживил женское движение в Великобритании, придав ему импульс и продемонстрировав формы женской общественно–политической активности. Лагерь был открыт для женщин, не разделявших феминистских убеждений; так, как отмечала в интервью, данном журналу «Марксизм сегодня», одна из активисток лагеря Хелен Джон, «большинство женщин, возможно, всегда будут в роли воспитателей детей, но это не должно их изолировать…»[162].

Уделяя внимание трансформации межличностных отношений, деятельность лагеря мира подняла вопрос о сексуальности: склонность многих участниц к лесбийским отношениям стала одной из наиболее сложных проблем, связанных с историей лагеря. Данные С. Роузнил свидетельствуют, что среди первых 35 женщин, прибывших из Уэльса в Ньюбери, большинство были гетеросексуальными и лишь 14 определяли себя как лесбиянок. С превращением лагеря в женскую инициативу многие стали воспринимать Гринэм как место сосредоточения женщин нетрадиционной сексуальности: «Женщины не были единственной причиной моего присутствия там, но они действительно были большой приманкой… Впервые в моей жизни я чувствовала, что нашла место, которому я соответствую, и кем бы я ни была, я была приемлемой, такой же, как и другие»[163]. К концу 1982 г. большинство живших на территории лагеря были лесбиянками; многие гетеросексуальные женщины, побывав в Ньюбери, меняли сексуальную ориентацию. Из первых 35 женщин к концу 1980–х гг. уже 21 определяла себя как лесбиянку, и лишь 12 остались гетеросексуальными женщинами. В лагере тема лесбиянства открыто обсуждалась, гетеросексуальные отношения вызывали противоположные чувства: «Мы шли разносить листовки или что–то в этом роде и увидели целующихся мужчину и женщину, и я действительно была шокирована»[164]. По мнению С. Роузнил, благодаря лесбийскому компоненту лагерь мира в Гринэм–Коммон стал символом феминизма в 1980–х гг.

Лагерь в Гринэм–Коммон стал ярким примером альтернативного движения, которое всегда является поиском стиля жизни, новых форм межличностных отношений в коммунах, стал попыткой женщин сконструировать методы противостояния милитаризму через трансформацию политической и частной жизни.

М.Б. Ильичева

Мурманск, Мурманский Государственный гуманитарный университет


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 390; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!