МАСКУЛИННОСТЬ, КОНФЕССИЯ И БЕСПУТСТВО



Восемнадцатый век стал важнейшим, переломным этапом развития норм и паттернов маскулинности британской элиты, что стало предметом значительного числа исследований[70]. Специфика эволюции маскулинности в Ирландии изучена недостаточно. На фоне общности тенденций для территории владений британской короны многое в Ирландии обусловлено местными факторами. Следует отметить, что ирландская маскулинность проблематизирована устойчивым фемининным образом страны[71]. Долю местной специфики в отношения отцов и детей внес конфессиональный фактор в связи с действием антикатолических законов. Отношения отцов и взрослых детей и проблемы отношений, связанные с ювенальной делинквентностью, с расточительной, распутной и нетрезвой жизнью подрастающих наследников[72], на материале по ирландскому нобилитету не изучены. В свете этих обстоятельств немалый интерес представляет рассмотрение взаимоотношений 11–го виконта Диллона с его старшим сыном и наследником Чарльзом.

Старинный разветвленный род Диллонов занимал видное место среди старой англо–ирландской знати, получение его представителями пэрских титулов состоялось поздно, в правление Иакова I. 16 марта 1622 г. глава старшей ветви рода сэр Теобальд Диллон становится виконтом Диллоном[73].

Первый и второй сыновья Артура Диллона, Чарльз и Генри, жившие с отцом во Франции, унаследовали родовой титул, став 10–м и 11–м виконтами. Генри, наследовавший брату в 1741 г., через три года вернулся в Ирландию и женился на леди Шарлотте Ли, сестре 3–го графа Личфилда, происходившей из старинной английской католической семьи, удостоенной титула при вступлении их предка в брак с внебрачной дочерью короля Карла II[74].

В 1745 г. граф Личфилд женился на дочери и сонаследнице сэра Томаса Фрэнкленда, принадлежавшей к официальной церкви, вскоре изменил традициям семьи, обратившись в протестантизм. Потомства от брака не было, его братья умерли молодыми, не вступив в брак, у престарелого дяди детей тоже не было. Его наследницей оказалась сестра виконтесса Диллон со своим потомством[75]. Личфилдам принадлежали владения в Оксфордшире и Бакингемшире, среди которых был дворец Дитчли–Парк. В завещании граф назначил единственным наследником племянника, старшего сына виконтессы Диллон Чарльза, с правом пожизненного пользования для дяди. Весомой причиной такого решения графа было состоявшееся в 1767 г. обращение Чарльза в официальную церковь. Его родители остались убежденными католиками и выражали недовольство по поводу перемены сыном религии, связанной с корыстными соображениями[76].

Недовольство Диллонов сыном было связано с тем, что Чарльз Диллон в результате беспорядочного образа жизни поставил себя в трудное финансовое положение. В 1772 г. 3–й граф Личфилд умер, и Чарльз, официально унаследовав его имущество, не получил ничего, будучи вынужден дожидаться кончины 4–го графа. Престарелый Личфилд прожил до 4 ноября 1776 г.[77], и в марте–июле Чарльз, который вел переговоры о предстоящем вступлении в брак, находился под давлением возрастающего долга. Ему удалось достичь соглашения с отцом и добиться от него финансовой помощи.

19 августа 1776 г. Чарльз Диллон женился на Генриетте Фиппс. Вступив в наследство Личфилдов, он принял фамилию Диллон–Ли, обозначив свои притязания на возобновление для себя их титула. В 1787 г. он наследовал своему отцу, получив его земли в Ирландии и став 12–м виконтом; так он получил дополнительные основания для претензий на английское пэрство[78].

Несмотря на достаточные основания и поддержку влиятельных родственников жены, все попытки получить титул Личфилдов оказались безуспешными. Диллон продолжал вести беспутную и расточительную жизнь. В 1782 г. он овдовел, а в 1787 г., едва умер его отец, женился на своей любовнице, бельгийской актрисе Мари Рожье[79], что повредило его репутации и испортило отношения с братьями первой жены. Состояние Личфилдов состояло из доходов не от имений, а от наследственных синекур, которых Диллон не получил. В результате Диллон уже к 1787 г. не мог позволить себе жить во дворце Дитчли, был вынужден сдавать его в аренду. Позже растущие долги подорвали его финансовое положение: к 1802 г. он продал большую часть земель в Англии. Его надежды получить английское пэрство разрушились: он не обладал достаточной для того собственностью[80].

Исследователи на английском материале приходят к выводу, что протестантизм является существенной частью нового образца маскулинности английской элиты — джентльменства, при котором «мужественность должна была выражаться не через доказательство особой гипертрофированной сексуальности... но умением сдерживать и перенаправлять свою сексуальность в «цивилизованные» формы брака и семьи»[81]. Но данный случай показывает, что «сдержанная» маскулинность связана с приверженностью католицизму, а обращение в протестантизм могло служить стимулом и оправданием для беспутной жизни.

Т.Л. Лабутина

Москва, Институт всеобщей истории РАН

«ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» (БРАК, СЕМЬЯ, ОБРАЗОВАНИЕ)


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!